Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция
Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика. Недавно правила изменились.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать Постановление Правительства № 921 от 25.06.2020 об изменении аукционного перечня из КонсультантПлюс |
Скачать Федеральный закон № 249 от 31.07.2020 об особенностях конкурсов на работы по строительству из КонсультантПлюс |
Нормативная база
Вот какими законами регулируются госзаказы в строительстве в 2021 году:
- Закон о контрактной системе (44-ФЗ от 05.04.2013);
- Градостроительный кодекс (190-ФЗ от 29.12.2004);
- Федеральный закон о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (191-ФЗ от 29.12.2004);
- Бюджетный кодекс (Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998);
- Гражданский кодекс (Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994, 14-ФЗ от 26.01.1996);
- Федеральный закон о защите конкуренции (135-ФЗ от 26.07.2006).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали меры поддержки из-за коронавируса для представителей строительного бизнеса. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Выбираем способ определения поставщика
С 01.09.2020, по ПП № 921, заказы на строительные работы исключили из обязательного аукционного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Это значит, что с 1 сентября 2020 года закупку строительных работ можно осуществлять посредством аукциона или конкурсных процедур. Также допустимо заключение контракта с единственным поставщиком по основанию, которое закреплено в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В контрактной системе по способу проведения подрядные торги бывают нескольких видов:
- электронный аукцион;
- электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 3 млн рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ);
- электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 000 000 рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
Код ОКПД2 на разработку проектной документации 41.10.10.000 не входит в аукционный перечень. Вот каким способом провести закупку по изготовлению ПСД — конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
Готовим закупочную документацию
В состав документов для конкурентных строительных тендеров включаем документацию, проект контракта и извещение. Заказчиками конкурсные процедуры по отбору подрядчиков на выполнение строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства, обеспеченным утвержденной проектной документацией на начало текущего года, должны быть завершены в сроки, которые прописаны в 44-ФЗ. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, п. 3 ч. 3 ст. 82.1 44-ФЗ):
- запрос котировок в электронной форме — за 4 рабочих дня до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 4 ст. 82.1 44-ФЗ);
- электронный аукцион, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона за 7 дней;
- электронный аукцион с начальной максимальной ценой закупки до двух миллиардов рублей: вот в какой срок заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если НМЦК не превышает 2 млрд рублей, — за 7 дней;
- электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.
Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениями Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин.
Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности госзакупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ работ по строительству (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):
Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования в госзаказах на строительство, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ). Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.
Дополнительные требования устанавливаются для аукционов на строительство по 44-ФЗ с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.
Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).
Процедура госзаказа в области строительства по закону о контрактной системе особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс: при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства описанием объекта закупки является проектная документация. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.
В проектной документации обосновывается НМЦК госзакупок на строительство.
Главная особенность электронного аукциона с проектной документацией: отдельно готовить техническое задание нет необходимости, равно как и расписывать качественные, технологические и функциональные особенности объекта.
Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). По 44-ФЗ, при проведении аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника на выполнение работ по условиям заказчика.
Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено. В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019.
Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.
Вот какие особенности работы по 44-ФЗ для подрядчиков устанавливают заказчики:
- на состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке);
- содержание второй части никак не меняется от наличия проекта. И не забывайте, что соответствие дополнительным требованиям подрядчик предоставляет оператору электронной площадки (в случае аукциона);
- если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику;
- для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).
Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):
- открытый конкурс в электронной форме (конкурс с ограниченным участием в электронной форме) на выполнение работы в сфере науки, культуры или искусства — 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие;
- электронный конкурс, в т. ч. и с ограниченным участием, — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
- электронный аукцион — 3 рабочих дня;
- электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
- электронный аукцион с НМЦК до 2 млрд рублей на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
- электронный конкурс, в т. ч. и с ограниченным участием, с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.
Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.
Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).
09.06.2020 на портале правовой информации опубликовали Постановление Правительства № 921 от 25.06.2020, которое изменило правила оценки заявок участников конкурсов на строительство по ПП № 1085 от 28.11.2013 и доптребования к ним по ПП № 99 от 04.02.2015. Нововведения в закупках строительных работ по 44-ФЗ заработали с 09.07.2020.
Из правил оценки заявок убрали работы на особых объектах и автодорогах. Новый порядок действует в госзакупках:
- строительных работ по контрактам, указанным в ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 закона № 44-ФЗ;
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства;
- работ по сохранению объектов культурного наследия.
С 09.07.2020 поправили доптребования к участникам закупок по строительству. В частности, снизили стоимостный порог таких закупок, при котором предъявляются доптребования. Например, в закупках работ по строительству, реконструкции линейного и нелинейного объекта капстроительства их установят, если НМЦК превышает:
- 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.
Период, за который учитывают опыт в строительстве, увеличили с 3 до 5 лет. Участники закупок на строительство не подтвердят его, если предоставят сведения о выполненном контракте (договоре) на капремонт или снос объекта.
По новым правилам, документы, которые подтверждают опыт, принимают не раньше чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Похожие поправки предусмотрели и для закупок работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории и ремонт, содержанию автомобильных дорог. Они перечислены в п. 2.2 и 2.3 приложения № 1 к ПП № 99.
В отдельное основание вынесли госзакупки работ по капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства. В закупках таких работ подрядчики смогут подтвердить опыт (на выбор):
- любым выполненным госконтрактом (договором) на строительство, реконструкцию нелинейного объекта;
- выполненным контрактом (договором) на капремонт нелинейного объекта, который заключен по 44-ФЗ, 223-ФЗ.
Список ситуаций, когда придется установить доптребования, дополнили новой позицией. Их устанавливают в закупках работ по подготовке проектной документации или выполнению инженерных изысканий, если НМЦК превышает:
- 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.
31.07.2020 законодатели внесли правки в 44-ФЗ, которые закрепляют особенности подготовки документации для закупок в сфере строительства в форме электронного конкурса (ч. 68 ст. 112 44-ФЗ):
- в документации и извещении не указывают дату и время рассмотрения первых частей заявок;
- в качестве критерия не устанавливают качественные, функциональные и экологические характеристики работ;
- первая часть конкурсной заявки подается в форме согласия.
Оформляем проект контракта и извещение
После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия.
Сейчас используют типовые условия на строительство, которые утвердили Приказом Минстроя № 9/пр от 14.01.2020.
Если вы приобретаете работы по строительству, которые не включены в информационную карту к типовым условиям, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:
- условия о нескольких этапах оплаты в соответствии с выполняемыми объемами и стоимостью работ;
- график выполнения и оплаты работ;
- проектную и техническую документацию, устанавливающую объемы и содержание предмета госконтракта.
Пример проекта контракта из тендерной документации.
После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.
Рассматриваем заявки
Поступившие предложения заказчику на подрядных торгах называют конкурсными заявками. Состав и алгоритм рассмотрения заявок определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и торги за контракт на строительные работы начинаются через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).
Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).
После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников. Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС № МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).
При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.
31.07.2020 опубликовали поправки в ФЗ-44, которые закрепляют особенности рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на проведение работ по строительству (ч. 68 ст. 112 44-ФЗ):
- срок направления оператором ЭТП заказчику всех частей конкурсных заявок — не позже следующего рабочего дня после окончания подачи предложений;
- протокол рассмотрения первых частей заявок не оформляют;
- подача окончательных предложений отменена;
- срок рассмотрения комиссией конкурсных предложений — не более пяти рабочих дней;
- по итогам рассмотрения вторых частей заявок комиссия оформляет протокол;
- срок подготовки итогового протокола — не позже следующего рабочего дня после публикации в ЕИС протокола по вторым частям;
- если конкурс не состоялся, эту информацию вносят в протокол рассмотрения вторых частей конкурсных предложений.
Собрали в таблицу ответы на ключевые вопросы об изменениях при размещении электронных конкурсов.
Для закупок работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, которые закупаются в форме открытого конкурса в электронной форме.
Особенности придется применять в госзакупках с проектной документацией.
В извещении и закупочной документации не указывайте такую информацию:
- о дате и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок;
- о дате предоставления подрядчиками окончательных предложений о цене госконтракта. Процедуры направления таких предложений не будет.
В конкурсной документации не требуйте от потенциальных подрядчиков предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта госзакупки.
В первой части заявки достаточно согласиться исполнить работы на условиях закупочной и проектной документации.
После завершения периода приема заявок не позже следующего рабочего дня госзаказчик получит от электронной площадки одновременно:
- первые и вторые части заявок;
- предложения о цене госконтракта;
- документы по ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.
Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок оформлять не придется.
В течение 5 рабочих дней со дня получения документов и информации комиссия заказчика обязана:
- рассмотреть и оценить предложения потенциальных подрядчиков;
- оформить итоги рассмотрения вторых частей в виде протокола. Он отправляется оператору, который опубликует его на электронной площадке и в ЕИС. В этом же протоколе отразят, что закупка не состоялась;
- оформить итоговый протокол. Его выложат в ЕИС и отправят оператору электронной площадки.
Закупку признают несостоявшейся, если:
- нет заявок;
- все предложения отклонили.
В этом случае госзаказчик изменяет план-график и вправе провести повторный конкурс.
Заключаем и изменяем контракт
Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт на проектирование и строительство по 44-ФЗ подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения строительного контракта не предусмотрено.
Просмотр выигранных тендеров на строительство в 2021 году доступен в ЕИС. Чтобы просмотреть торги, победитель по которым определен, при поиске заказов выберите параметр «Размещение завершено».
Там же размещают тендеры для ИП на строительство в Москве в 2021 году, в которых стоит принять участие. Чтобы найти подходящие закупки, отфильтруйте все строительные заказы по городу, в котором проводят стройку:
Тендеры на строительство
Тендер на строительство — процедура проведения торгов с последующим заключением договоров на подряд. Целью проведения тендера является отбор подходящего кандидата для выполнения определенного перечня работ. К участникам предъявляется ряд требований, а сами подрядчики являются конкурентами между собой, предлагая потенциальному клиенту максимально выгодные условия.
На сегодняшний день тендеры являются одним из лучших способов получить качественные услуги по выгодным ценам. Основными Заказчиками в них выступают государственные структуры. Участие в торгах выгодно и участникам, так как они получают крупный заказ, результаты которого могут разместить в своем портфолио. Чтобы принять участие в тендере подрядчику необходимо ознакомиться с требованиями Заказчика и отправить заявку. С порядком и тонкостями проведения торгов можно ознакомится в этой статье.
Юристы нашей компании возьмут на себя подготовку тендерной документации и предоставят квалифицированную юридическую консультацию по всем вопросам, связанным с аукционами и конкурсами на строительство.
Стоимость подготовки к тендеру на строительные работы
5 000 руб. + 2% от начальной цены контракта
10 000 руб.* + % от начальной цены контракта
15 000 руб. + % от начальной цены контракта
0,2% от начальной цены контракта
(*) Стоимость может быть пересмотрена в зависимости от сложности аукциона
Из всех проводимых закупок — 50% составляют тендеры на строительные и строительно-монтажные работы.
Рассчитать стоимость тендерной заявки |
Строительные тендеры города Москвы и подготовка к ним
ЮК «ПРИОРИТЕТ» предлагает практическую помощь в подготовке к торгам. Мы работаем с подрядными компаниями Москвы и Московской области, предоставляем услуги по сопровождению участия в строительных конкурсах под ключ:
- Подробная консультация специалиста по основным положениям тендерного законодательства.
- Профессиональная экспертиза документов Заказчика.
- Подготовка документов для участия в закупке.
При экспертизе документов Заказчика устанавливаются требования, которым должен соответствовать подрядчик, а также перечень документов, которые нужно предоставить при подаче заявки.
Для участия в закупке, наши юристы подготавливают полный комплект документов для заявки участника: технические, учредительные документы, а также лицензии, допуски подрядчика и другие, требования к которым установлены Заказчиком.
Виды тендеров в сфере строительства
Виды строительных тендеров:
- строительно-монтажные работы;
- строительные работы;
- поставка стройматериалов;
- ремонтные работы;
- работы по прокладке газопровода или ЛЭП;
- строительство промышленных и других объектов;
- строительство заводов;
- проведение монолитных работ;
- строительство дорог;
- строительство домов и коттеджей;
- строительство детских садов и школ;
- строительство спортивных площадок, ФОК, стадионов;
- строительство административных зданий и торговых центров;
- работы по реконструкции.
Какие бывают тендеры
В 2022 году все закупочные процедуры, которые проводят на российских торговых площадках, разделяются на 3 группы:
- Государственные на бюджетные средства. Проводят для нужд федеральных, муниципальных и бюджетных организаций. Деньги на них выделяются из госбюджета.
- Государственные на внебюджетные средства. Проходят согласно требованиям закона №223-ФЗ (223-ФЗ – это те же госзаказчики, только источник финансирования другой).
- Коммерческие торги. Проводятся с целью поиска исполнителей заказов для частных предприятий. Законодательно ограничены только Гражданским Кодексом РФ и не разделяются по суммам закупок. Условия участия в каждом конкретном коммерческом тендере определяются закупочной документацией к нему.
Порядок проведения тендера
Тендер состоит из нескольких этапов:
- Подготовка. Заказчик разрабатывает извещение и документацию — указывает название, сроки приема заявок, сроки принятия решения и тип тендера. Если речь идет о поставке строительных материалов, то указывается их количество, единицы измерения. Если речь идет о работах, услугах, то также указываются их виды и используемые материалы. Для конкурсов могут указываться дополнительные требования к участникам.
- Прием заявок. Каждый участник направляет свою заявку. Вместе с заявкой могут направляться и другие документы, указанные в требованиях Заказчика.
- Утверждение кандидата. Заказчик осуществляет выбор подходящего подрядчика и объявляет результаты.
Заказчик может организовать открытые или закрытые торги. Принимать участие в закрытых государственных торгах могут только те участники, которым Заказчик выслал приглашения. Если тендер открытый, то информация о нем публикуется в официальных источниках, интернет ресурсах.
Особенности участия в тендерах на строительство в Москве
Компаниям, не имеющим опыта в торгах, необходимо учитывать некоторые нюансы. Внимательность и тщательное изучение условий проводимых закупок позволит избежать финансовых потерь и получить выгоду от выполнения работ для Заказчика.
Конкуренция очень высокая, т. к. сотрудничать с государственными структурами хотят многие компании. Перед участием в закупках, необходимо ознакомиться с проектно-сметной документацией и техническим заданием. Важно правильно оценивать свои возможности и ставить адекватную цену на свои услуги. Слишком низкая цена может привести к убыткам при выполнении работы, а высокая станет причиной проигрыша в тендере.
Перед принятием решения об участии в торгах, необходимо уделить внимание таким моментам:
- Четко понимать разницу между конкурсом и аукционом. Больше 80% тендеров проходят в формате конкурсов – их проводят онлайн на специальных электронных площадках. Победителями конкурса становятся подрядчики, заявка которых соответствует требованиям документации, предложившие наилучшие условия исполнения контракта. Чтобы стать победителем конкурса, подрядной организации необходимо собрать ряд документов о своей деятельности, имеющемся опыте и соответствовать всем требованиям Заказчика.
- В случае участия в аукционах на поставку следует быть особенно внимательным при заполнении заявки, так как в требованиях заказчик может установить обязанность предоставления характеристик поставляемого товара. Несоответствие заявки установленным требованиям может стать причиной отказа в допуске к участию в аукционе.
- Дополнительные вопросы. Если по конкретной закупке возникают вопросы к Заказчику, то задавать их следует в официальной форме. Запрос о разъяснении положений документации является веским аргументом при разбирательствах с участием Федеральной антимонопольной службы.
- Нарушения со стороны Заказчика. Если подрядная компания выявляет нарушения со стороны Заказчика, то она может обжаловать действия последнего в ФАС. При обращении в ФАС необходимо предоставить доказательства нарушения.
- Банковские гарантии. После победы в тендере его участник должен получить банковскую гарантию, которая является обеспечением контракта, либо предоставить заказчику денежные средства на время исполнения контракта. Без оформления такой гарантии заключать контракт не стоит.
Преимущества работы с ЮК «ПРИОРИТЕТ»
Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ» предлагает квалифицированную помощь при подготовке к тендерам на строительные работы. Сотрудничество с нами это:
- Профессиональная экспертиза тендерной документации.
- Помощь в получении банковской гарантии.
- Подготовка документов и помощь в их подаче на площадку.
- Консультации при заключении договора и по итогам проведения тендера.
- Заполнение всех документов заявки и форм заказчика.
- Подготовка запросов на разъяснение документации или результатов тендера.
Специалисты компании ЮК «ПРИОРИТЕТ» работают в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и другие действующие законы РФ».
Доверяя нашим специалистам, вы не получите отказа в допуске к участию в тендере, у вас появится шанс поработать с крупной государственной организацией и заработать репутацию надежного подрядчика. Наши юристы также смогут оценить полноту и корректность имеющихся у Вас документов, а также их соответствие требованиям законодательства и заказчика. Получить консультацию и воспользоваться нашими услугами можно, связавшись с нами по контактам, указанным на сайте.
С этой услугой часто заказывают
Позвоните нам, и мы дадим вам консультацию по строительным тендерам
Вера Тетерина
Тендеры на строительство и ремонт: как в них участвовать и побеждать?
Участнику закупок
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье речь пойдет о тендерах на строительство и ремонт, а также об особенностях участия в таких тендерах. Для многих участников закупок данная ниша является весьма привлекательной и это не случайно. Ведь если посмотреть на статистику проведенных госзакупок за 2019 год, то можно увидеть, что именно эта ниша самая крупная, как по количеству проведенных закупок, так и по деньгам. Лидерами по количеству проведенных тендеров стали Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская и Челябинская области. И раз уж эта ниша вам интересна, то давайте детально в ней разберемся…
Содержание:
1. Где искать тендеры на строительство и ремонт?
Начну, пожалуй, с самого банального вопроса — “Где искать тендеры по данному направлению?”. Все тендеры условно можно разделить на 3 вида: государственные (по 44-ФЗ), корпоративные (по 223-ФЗ) и коммерческие .
С государственными и корпоративными тендерами все просто. Первоисточником размещения информации о их проведении является официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок — zakupki.gov.ru . А затем эта информация дублируется на электронных площадках, на которых эти закупки проводятся.
Сайт ЕИС абсолютно бесплатный, поэтому платить за информацию вам ничего не придется. Здесь ваша главная задача — разобраться с поисковыми фильтрами и правильно их настроить.
Что же касается коммерческих тендеров, то здесь ситуация обстоит немного сложнее. И сложность эта заключается в том, что информация о таких тендерах размещается на различных коммерческих электронных площадках, корпоративных сайтах и в прочих средствах массовой информации. Таких сайтов и площадок насчитывается несколько тысяч (!). Поэтому искать такие закупки в ручном режиме крайне затруднительно. И здесь на помощь приходят различные поисковые агрегаторы или сервисы по поиску тендеров. Новички ошибочно называют их биржами тендеров на строительство.
В настоящее время на рынке существует около 10-15 крупных поисковых агрегаторов. Это Тендерплан, TenderWIN, Seldon и так далее… Перечислять их все в данной статье я не вижу смысла. Введите в поисковой строке Яндекса или Google фразу “Поиск тендеров” или “Сервисы по поиску тендеров” и вы без труда их найдете.
Несколько лет назад мы с моим коллегой Андреем Плешковым проводили тестирование всех этих сервисов и остановили свой выбор на Тендерплане . По нашему мнению, это один из лучших поисковиков в соотношении цена-удобство-функционал. Кстати, этим же сервисом пользуются и многие наши коллеги по цеху. Но, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные, поэтому можете протестировать несколько сервисов и выбрать тот, что больше вам подойдет. Тем более, что у каждого сервиса есть пробный бесплатный период.
Помимо этого, информацию о проведении небольших строительных (ремонтных) работ до 300-600 тыс. рублей можно искать на сайтах электронных магазинов малых закупок: ЕАТ Березка , Портал поставщиков Москвы , ОТС-market и т.д. Кстати, конкуренция в электронных магазинах малых закупок пока еще значительно ниже, чем на электронных площадках. Поэтому имейте это в виду.
Есть еще отдельная категория государственных тендеров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые проводятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 года № 615 . Информация об этих тендерах также размещается на сайте — zakupki.gov.ru .
Итак, для того чтобы искать информацию о государственных и корпоративных тендерах вам вполне хватит сайта ЕИС. Плюс вы сможете дополнительно мониторить сайты электронных магазинов. А вот если планируете участвовать в коммерческих тендерах, то без поискового сервиса вам не обойтись. Хотя поиск тендеров это далеко не все, что может дать вам такой сервис. Также в нем обязательно должен быть модуль аналитики, который позволит вам делать анализ рынка, Заказчиков и ваших конкурентов.
Ниже, в качестве примера, я разместил небольшой скриншот из сервиса Тендерплан , на котором показан перечень источников для поиска тендеров.
Как видите, здесь есть поиск тендеров по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ 615, коммерческих тендеров и малых закупок в электронных магазинах.
Всю работу по поиску нужных вам тендеров можно выполнять в одном месте, что очень удобно.
2. Как участвовать в тендерах по строительству?
Как уже было сказано выше, тендеры бывают 3 видов: государственные, корпоративные и коммерческие. Также тендеры различаются и по форме их проведения. Тендеры на строительство и ремонт могут проводится с помощью конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений и иных способов. Однако большая часть строительных тендеров проводится все же с помощью электронных аукционов, т.к. внушительный список строительных работ включен в аукционный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р .
Соответственно, правила проведения таких тендеров, требования к оформлению и составу заявок, а также требования к самим участникам закупок могут сильно отличаться.
Нормативное регулирование
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим правила проведения гостендеров на строительство, является Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. В этом законе установлен типовой набор документов и требований к участникам закупок и требовать что-то сверх этого Заказчики не имеют права. Поэтому начинающим строительным и ремонтным компаниям я рекомендую присмотреться в первую очередь к закупкам по 44-ФЗ.
Корпоративные закупки регламентируются Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, а также Положением о закупках конкретно взятого Заказчика. Положение о закупках это документ, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика. В нем каждый Заказчик прописывает свои собственные правила и требования.
Коммерческие тендеры регламентируются лишь Гражданским кодексом Российской Федерации, поэтому правила проведения таких закупок и требования к участникам каждый Заказчик прописывает исходя из своих собственных потребностей.
Технические моменты
Подавляющее большинство тендеров проводится в электронной форме на электронных торговых площадках. Для того, чтобы принимать участие в таких закупках у участника должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись и аккредитация на таких площадках.
Тендеры по 44-ФЗ и тендеры по 223-ФЗ для субъектов малого предпринимательства проводятся на 9-ти “федеральных” электронных площадках:
- ЗАО «Сбербанк-АСТ» ( sberbank-ast.ru );
- ООО «РТС-тендер» ( rts-tender.ru );
- АО «Единая электронная торговая площадка» ( roseltorg.ru );
- Национальная электронная площадка ( etp-ets.ru );
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» ( zakazrf.ru );
- АО «Российский аукционный дом» (РАД) ( lot-online.ru/home/index.html );
- АО «ТЭК – Торг» ( tektorg.ru );
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» ( etpgpb.ru );
- ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» ( astgoz.ru ).
Для того, чтобы получить аккредитацию на 8-ми из них, участнику необходимо зарегистрироваться в ЕИС (сайт — zakupki.gov.ru). После прохождения регистрации в ЕИС участник автоматически будет аккредитован на 8-ми “федеральных” электронных площадках. Процедура эта бесплатная также, как и само участие на площадках. Однако, имейте в виду, что площадки взимают плату с победителей тендеров в размере 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 5000 рублей + НДС. Если же закупка проводится для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то размер такой платы не должен превышать 2000 рублей ( п.2 ПП РФ №564 от 10.05.2018 г .).
Девятая площадка — АСТ ГОЗ является специализированной площадкой. На ней проводятся закрытые закупки, сведения о которых составляют государственную тайну. Аккредитация на этой площадке осуществляется отдельно и для ее прохождения нужно специальное программное обеспечение — ViPNet. Стоимость этого ПО составляет около 10 тыс. рублей. Если не планируете принимать участие в тендерах по гособоронзаказу, то проходить аккредитацию на этой площадке не нужно.
Что касается электронной подписи для участия в закупках на “федеральных” площадках, то ее стоимость колеблется в пределах 5-6 тыс. рублей. Расширенная электронная подпись для работы на коммерческих электронных площадках стоит дороже — в пределах 7-9 тыс. рублей. Заказать электронную подпись для участия в тендерах можно здесь .
В отличие от “федеральных” площадок проходить аккредитацию на каждой коммерческой площадке нужно отдельно. Причем правила аккредитации у каждой площадки свои. Внимательно ознакомьтесь с правилами и тарифами площадки, так как участие на многих из них платное. Где-то это может быть плата за участие в каком-то конкретном тендере, а где-то месячная или годовая подписка.
Спецсчет и лицевой счет площадки
Для участия в государственных тендерах и тендерах по 223-ФЗ для СМП вам также понадобится специальный счет для обеспечения заявок . Кстати, с этого же счета удерживается и плата за победу при участии в электронных закупках на “федеральных” площадках. В настоящее время такой счет можно открыть в 21 банке. Перечень банков и подробную информацию об открытии спецсчета вы найдете в этой статье .
При участии в коммерческих тендерах и тендерах по 223-ФЗ денежные средства в качестве обеспечения заявки вносятся на лицевой счет площадки, на которой проводится закупка. Реквизиты такого счета (лицевой номер) площадка отправляет участнику после прохождения аккредитации на ней.
В случае, если в закупке содержится требование об обеспечении заявки, то необходимая сумма обеспечения должна быть на спецсчете или лицевом счете площадки.
Допуск СРО
Ключевой особенностью тендеров на строительство является требование о наличии у участника закупки допуска СРО на выполнение соответствующих работ. Подтверждающим документом является копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Выписка должна быть выполнена по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора № 58 от 16.02.2017 г. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (ч.4 ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ). Как правило, в тендерной документации можно встретить такую формулировку — “Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок”.
Также для участия в тендерах необходимым условием является внесение таким участником денежных средств в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ч.13 ст.55.16 ГрК РФ). Если участник внесет в такой фонд сумму в размере 200 тыс. рублей, то сможет принимать участие в тендерах на сумму не превышающую 60 млн. рублей. Чтобы участвовать в более крупных тендерах, нужно будет внести в фонд большую сумму: 2,5 млн. руб. для участия в закупках до 500 млн. руб.; 4,5 млн. руб. — 3 млрд. руб.; 7 млн. руб. — до 10 млрд. руб.; 25 млн. руб. — более 10 млрд. руб.
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ч.13 ст.55.16 ГрК РФ) идет плюсом к компенсационному фонду возмещения вреда (ч.12 ст.55.16 ГрК РФ). Так начинающая строительная фирма для участия в тендерах до 60 млн. рублей должна иметь в компенсационных фондах в общей сложности 300 тыс. рублей (100 тыс. рублей в фонде возмещения вреда и 200 тыс. рублей в фонде обеспечения договорных обязательств).
В случае, если во время выполнения обязательств по контракту участник будет исключен из СРО, то Заказчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть контракт (ч.3 ст.450.1 ГК РФ и ч.9 ст.95 44-ФЗ).
И еще один важный момент для новичков, которые только планируют получить допуск СРО. Согласно ч.3 ст.55.6 ГрК РФ членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только ИП и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением: иностранных юридических лиц и в случае, если по месту нахождения ИП (юрлица) нет зарегистрированных СРО.
В каких случаях допуск СРО не требуется?
Допуск СРО не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если размер обязательств по договору не превышает 3 млн. рублей (ч.2.1 ст.52 ГрК РФ).
Пример: Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении на выполнение строительных работ, составляет 3,5 млн. рублей. Цена превышает 3 млн. рублей, значит Заказчиком в документации должно быть установлено требование о наличии у участников допуска СРО. Однако, если участник закупки в ходе торгов снизил цену до 2,9 млн. рублей, то быть членом СРО он не обязан. Соответственно, прикладывать выписку из реестра в составе своей заявки он не должен.
Согласно ч.2.2 ст.52 ГрК РФ допуск СРО не требуется для государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных учреждений, а также организаций с госучастием для выполнения функций технического заказчика, а также в случае заключения договоров строительного подряда с:
- федеральными органами исполнительной власти;
- государственными корпорациями;
- органами государственной власти субъектов РФ;
- органами местного самоуправления.
А также допуск СРО не требуется для лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в п.1 — 3 ч.17 ст.51 ГрК РФ. К таким объектам относится строительство, реконструкция:
- гаража;
- жилого дома;
- садового дома;
- хозяйственных построек;
- объектов индивидуального жилищного строительства;
- объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
- строений и сооружений вспомогательного использования.
Квалификация участника закупки
Единые и дополнительные требования к участникам закупки, принимающих участие в государственных тендерах, установлены в ст.31 44-ФЗ. Согласно ч.2 ст.31 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Это могут быть требования к наличию у участника:
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Документом, устанавливающим дополнительные требования к участникам закупки, является Постановление Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г.
В Приложении №1 к данному Постановлению приведены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении строительных работ. Это наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. В Приложении указано необходимое количество контрактов и их стоимость, а также список документов, которые необходимо предоставить участнику для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.
Стоит также отметить, что для участия в тендерах с дополнительными требованиями по 44-ФЗ участник закупки согласно ч.12 ст.24.2 44-ФЗ должен заблаговременно направить оператору электронной площадки документы, предусмотренные ПП РФ №99. Эти документы оператор площадки размещает в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Что это значит? Это значит, что эти документы должны быть в реестре на электронной площадке до момента подачи заявки на участие в соответствующем тендере, а не в составе заявки участника.
Что касается участия в корпоративных и коммерческих тендерах на строительство и ремонт, то там также очень часто устанавливаются требования к опыту выполнения аналогичных работ, наличию кадровых ресурсов и необходимой техники в собственности или на правах аренды. Наличие этих ресурсов нужно подтверждать копиями выполненных договоров, актами приемки, дипломами и трудовыми сотрудников, накладными или договорами аренды.
В отличие от 44-ФЗ в тендерах по 223-ФЗ допускается участие в составе консорциума, когда несколько юрлиц или ИП выступают на стороне одного участника, объединив свои ресурсы. Это очень удобно, когда собственной квалификации не хватает для участия в закупке.
3. Как выиграть тендер на строительство?
Когда мне задают такой вопрос, то я обычно отвечаю: “Предложите цену ниже ваших конкурентов”. Шутки шутками, но выиграть в тендере не проблема, поставьте цену 3 копейки и вы победили. Проблема потом его исполнить. И вот тут есть над чем задуматься. Вы спросите почему? Да потому что, если выполнить неверный рассчет и сильно снизить цену в ходе аукциона, то можно уйти в серьезный минус. Хотя это не всех пугает. Подробно на эту тему я рассказывал здесь .
Так как же тогда выиграть тендер на строительство начинающей фирме?
Во-первых , начинать стоит с тендеров по 44-ФЗ. Для этого, как я уже сказал ранее, вы должны приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться в ЕИС, получить аккредитацию на 8-ми “федеральных” электронных площадках и открыть спецсчет.
Во-вторых , если у вас нет допуска СРО и вы пока не готовы его получать, то ищите и участвуйте в тендерах до 3-х миллионов. Если же допуск у вас есть, то нужно будет внести деньги в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, чтобы иметь возможность принимать участие в тендерах на большие суммы.
В-третьих , зарегистрируйтесь в электронных магазинах малых закупок и разместите в них свои оферты, а также мониторьте проводимые закупочные сессии по вашему направлению.
В-четвертых , если фирма новая и у вас нет ранее выполненных контрактов, то участвуйте в электронных аукционах и запросах котировок, где нет требований к квалификации, а единственным критерием оценки заявок является цена.
В-пятых , научитесь грамотно готовить первую часть заявки (Форму 2) для участия в электронных аукционах по 44-ФЗ. Это, пожалуй, самая большая проблема для новичков, так как их заявки чаще всего отклоняют именно за ошибки в первой части заявки. О том, как этих ошибок можно избежать я подробно рассказал здесь . Если будете отдавать подготовку Формы 2 на аутсорсинг, то принимайте участие в подборе товара. В противном случае заявку к аукциону допустят, но указанный в ней товар окажется дороже, чем вы планировали использовать или его вовсе не будет в наличии. Такое часто бывает.
Важный момент! В случае если аукционная документация содержит проектную документацию, то первая часть заявки участника должна содержать исключительно согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (ч.3.1 ст.66 44-ФЗ). Такое согласие дается с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки.
В-шесты х , обзаведитесь хорошим сметчиком и внимательно рассчитывайте стоимость участия в торгах.
В-седьмых , анализируйте завершенные закупки по вашей нише. Мониторьте конкурентов и проверяйте Заказчиков. В этом вам поможет хороший поисковик с модулем аналитики.
В-восьмых , после того, как наработаете опыт, можете постепенно начинать принимать участие в корпоративных и коммерческих тендерах. В них конкуренция ниже чем в госзакупках.
4. Победители тендеров на строительство: где их искать?
Некоторые строительные компании не принимают участия в тендерах. И это происходит по разным причинам. Например, у одних нет допуска СРО, у других нет нужной квалификации и опыта, а у третьих недостаточно свободных оборотных средств. При этом такие компании активно принимают участие в строительных или ремонтных работах на субподряде у победителей тендеров.
Как же найти таких победителей и получить заветный субподряд?
Подробно об этом я рассказывал в этой статье .
Информацию можно находить в протоколах завершенных закупок на сайте ЕИС, а также приобретать готовые базы победителей тендеров. Ресурсов, где можно заказать платную базу победителей тендеров в интернете предостаточно. Как правило, такая база представляет собой файл в формате excel (csv) с данными победителей и закупок, в которых они выиграли. Но учтите, что в этой базе будет информация лишь о победителях тендеров по 44-ФЗ и 223-ФЗ, так как по коммерческим закупкам Заказчики не обязаны открыто отчитываться о результатах проведенных процедур.
Если говорить о скорости обработки информации и удобстве, то приобретение готовой базы предпочтительнее, чем ручной анализ завершенных закупок на сайте ЕИС.
Как выглядит такая схема работы на практике? Предположим, какая-то организация выиграла крупный тендер на строительство или ремонт дороги. Вы находите информацию об этом завершенном тендере, изучаете ТЗ и узнаете контакты победителя. Затем связываетесь с победителем и предлагаете свои услуги в качестве субподрядной организации. Главное, чтобы между размещением итогового протокола и вашим контактом с победителем не прошло много времени. Иначе шансы на успех будут невелики.
Я знаю массу примеров проектных и строительных организаций, которые работают по этой схеме и достаточно успешно. Поэтому можете попробовать и вы.
5. Выгодно ли участвовать в тендерах по строительству?
Согласитесь, если бы такое участие было невыгодно, то в таких тендерах никто бы не участвовал. Ну, правда. Зачем участвовать в тендере, если это невыгодно?
Если вы проведете анализ этой ниши, то увидите, что конкуренция здесь достаточно высокая. А где конкуренция, там и демпинг. Причем демпинг бывает очень серьезный. Однако, несмотря на высокую конкуренцию и демпинг, есть очень много прибыльных тендеров, в которых реально победить даже начинающей фирме. Это я вам могу сказать по своему личному опыту, так как плотно связан с этой сферой.
Главное, чтобы у вас было достаточно средств на исполнение обязательств по контракту, так как тендеров с авансом на строительство не так много. Подробнее про авансирование в 44-ФЗ и 223-ФЗ читайте здесь .
На этом у меня все. Если информация была для вас полезной, то не поленитесь поддержать статью своим лайком и репостом. А если остались вопросы, то задавайте их ниже. Буду рад на них ответить.
Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-prokhodyat-goszakupki-v-stroitelstve
Источник https://tender.uk-prioritet.ru/stroitelnye-tendery/
Источник https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/tendery-na-stroitelstvo-i-remont.html