Ошибки заказчиков в применении запретов на допуск товаров
Порой заказчики испытывают сложности в момент использования запретов на закупку промышленной продукции, происходящей из-за рубежа, том числе промышленных работ или услуг, исполняемых иностранцами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
В результате допускаются ошибки при составлении закупочных документов. это грозит заказчику неблагоприятными последствиями со стороны антимонопольных органов.
Неправильный выбор кода ОКПД2
Заказчик неверно определил код ОКПД2 для товаров/работ/услуг, которые нужно приобрести. Заключение УФАС России города Москва от 30.04.2021 г. по делу № 077/06/106-7439/2021.
Заказчику было необходимо купить медицинские нестерильные бахилы одноразового пользования, он вписал в документы код ОКПД2 15.20.11.129, соответствующий «Обувь из полимерных материалов прочая, не включенная в другие группировки».
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Антимонопольный орган пришёл к выводу о нарушении заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.3, ч.4 ст.14 44-ФЗ, ведь он ввёл неправильный код, в результате чего был установлен излишний лимит согласно Постановлению №616.
Произошло это потому, что «бахилы медицинские нестерильные одноразовые» предусматриваются каталогом товаров, в том числе работ и услуг, и обозначаются кодом ОКПД2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включённые в другие группировки». Упомянутый товар входит в перечень товаров, утверждённый Постановлением №616, но запрет распространяется только на медицинские маски.
Не установил запрет на допуск
Заказчик правомерно не установил запрет на допуск, но при этом признал участников закупки не соответствующими требованиям ст. 14 44-ФЗ по причине того, что участниками закупки в составе заявок не были представлены сведения о наличии продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, или сведения о наличии такой продукции в реестре евразийской промышленной продукции. Заключение УФАС России города Новосибирск от 30.11.2020 г. №054/06/69-2293/2020.
Заказчик покупал бумагу для аппаратуры в офис, код продукта 17.12.14.129-00000025. Такая продукция описывается под номером №10 в перечне товаров промышленной сферы, изготавливаемых за рубежом, кроме стран-участников Евразийского экономического союза, составленном Постановлением №616, они не допускаются при необходимости организации закупок для потребностей государства и муниципалитетов.
Тем не менее, не запрещается использование промышленной продукции, изготавливаемой за рубежом, что следует из Постановления №616, в контексте конкретной закупки, вследствие пп. «б» п.3 Постановления №616, если производится покупка некоторого количества товаров, а их цена в совокупности составляет не более миллиона рублей.
Заказчик сделал заключение о несоответствии заявок участников критериям ст. 14 44-ФЗ под предлогом того, что они при составлении заявок в содержании вторых частей не предоставили информацию об описании товара в реестре промышленной продукции, изготавливающейся в Российской Федерации, или информацию об описании подобного товара в реестре евразийской промышленной продукции.
В итоге, УФАС России города Новосибирск решила, что аукционная комиссия организатора торгов поступила незаконно, так как указанные требования не описывались заказчиком в аукционных документах и не могли использоваться ввиду пп. «б» п.З Постановления №616.
Неправомерно установил запрет на допуск товаров
Заказчик неправомерно установил запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением № 616, в отношении товаров с разными ОКПД2, суммарная стоимость каждого из которых менее 1 млн руб. Заключение Новгородского УФАС России от 04.06.2021 г. №56.
Заказчик создал аукцион в цифровом формате на право подписания контракта на поставку материалов для хозяйственных нужд, связанных с различными кодами ОКПД2. Он наложил ограничение, в результате чего не допускается иностранная продукция в контексте Постановления №616. Более того, по всем перечисленным позициям суммарная цена товаров не превосходит учреждённую пп «б» п.3 Постановления №616 (1 млн. руб.).
Антимонопольный орган вынес заключение о незаконной деятельности организатора торгов, ведь предметом указанного договора считаются промышленные товары, перечисленные в перечне к Постановлению №616 и относящиеся к различным ОКПД2, поэтому ограничение к единице любого подобного товара в частности не может распространяться по причине, предусматриваемой п. «б» п.3 Постановления №616.
То есть, если осуществляется закупка продукции в контексте единого кода ОКПД2, где общая цена меньше миллиона рублей, тогда недопуск не применяется и не используется при цене единицы товара не более 100 тыс. руб.
В документации о закупке неправомерно одновременно установил запреты и ограничения
Заказчик в документации о закупке неправомерно одновременно установил запреты и ограничения в соответствии с Постановлением № 616 и в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства…». Решение УФАС России города Саратов от 28.05.2021 г. по делу № 064/06/14-616/2021.
Предмет аукциона, который был объявлен заказчиком — это одноразовая хирургическая маска, её код ОКПД2 — 32.50.50.190. Она указана в перечне товаров, предусмотренном Постановлением №616.
Заказчик учредил запреты и ограничения в извещении об организации аукциона согласно Постановлению Правительства N 616 и приказу Минфина России №126н.
Действия заказчика были расценены как нарушение закона по мнению антимонопольного органа.
Вследствие ч.4 ст.14 44-ФЗ, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в области закупок по поручению Правительства Российской Федерации учреждает критерии допуска с целью организации закупок товаров, которые происходят из иностранных государств или группы иностранных государств, работ или услуг, соответственно выполняемых или оказываемых иностранными лицами, кроме товаров, работ или услуг, в отношении которых Правительство Российской Федерации установило запрет согласно ч.3 ст.14 44-ФЗ.
Можно сделать вывод, что Приказ №126н, где указываются критерии допуска товаров, изготавливаемых в иностранных государствах или группе иностранных государств, не упоминается в документах об аукционе вместе с Постановлением Правительства N 616, где устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, изготавливаемых в иностранных государствах.
В рамках одной закупки приобретает товары, включенные в перечень товаров и не включенные в него
Заказчик приобретает в рамках одной закупки промышленные товары, включенные в перечень товаров, предусмотренных Постановлением № 616, и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу) из-за неправильного определения кода ОКПД2. Заключение УФАС России города Хабаровск от 17.05.2021 г. №49.
Заказчик при организации аукциона в электронном формате вписал такое наименование объекта закупки: «Поставка медицинских изделий — белья одноразового».
Вместе с тем заказчик организовал закупку медицинских масок и других типов продукции, в их число входят: маски 3-хслойные на резинках, маски 3-хслойные на завязках, простыни для стола операционного, одноразовые комплекты белья и т.п.
В то же время заказчик в момент описания объекта установил некоторый код ОКПД2 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» для продукции «Маска 3-хслойная на завязках, нестерильно», «Маска 3-хслойная на резинках, нестерильно», которые не описаны в перечне товаров, установленном Постановлением №616.
Также маски относятся к коду 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)».
Так как заказчик установил код ОКПД2, не соответствующий описанию объекта закупки, то требование Постановления №616 не применяется и не используется, в частности, п.12 Постановления №616, устанавливающий, что для целей соблюдения запретов, учреждённых п.1 и п.2 Постановления №616, не могут быть предметом одного контракта (или одного лота) промышленные товары, которые включены и не включены в перечень (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Также медицинские маски не могут стать предметом одного контракта или лота с прочими типами промышленных товаров, которые включены в перечень.
Такие действия расцениваются как нарушение п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров…».
Аукционный перечень: что это и как использовать
Перечень аукционных товаров по 44-ФЗ — это ТРУ, которые заказчики обязаны приобретать в форме электронного аукциона. Он сформирован по кодам ОКПД 2 и утвержден Распоряжением правительства №471-р от 21.03.2016. Всего в списке 63 позиции, среди них:
- продукты питания;
- напитки;
- табак;
- одежда;
- нефть;
- уголь;
- бумага;
- и другие.
Нормативная база
Определение, что такое аукционный перечень по 44-ФЗ, есть в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе. Так называют список ТРУ, которые заказчик обязан приобретать в форме электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и единственного поставщика. Если говорить о том, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень, то это Распоряжение правительства №471-р от 21.03.2016.
Если закупаете ТРУ для нужд субъекта или муниципалитета, проверьте, утвержден ли в вашем субъекте региональный дополнительный перечень. Это делают региональные и местные власти в рамках ч. 2 ст. 59 44-ФЗ. Поэтому, если работ (услуг) или продукции нет в федеральном перечне, но есть в региональном, проводите электронный аукцион. В такие региональные перечни на аукцион по 44-ФЗ включаются товары, работы и услуги, которые можно подробно и точно описать, и для определения победителя достаточно одного критерия — цены. Вот пример одного из региональных аукционных перечней по 44-ФЗ в 2020 году. Он утвержден Распоряжение правительства Нижегородской области №125-р от 04.02.2015 с изменениями от ноября 2019 года.
Как применять
Определяют победителя в закупках товаров, входящие в аукционный перечень не только в форме аукциона. Покупают еще такими способами:
- у единственного поставщика, например, когда цена контракта не превышает 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе;
- электронный запрос котировок, при стартовой цене контракта менее 500 000 рублей по ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ;
- запрос предложений, если закупка соответствует условиям ст. 83, 83.1 44-ФЗ, например, в госзакупках спортивного инвентаря и экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта.
Получается, что перечень по Распоряжению правительства №471-р антиконкурсный, а не аукционный. В закупках отдельными видами юридических лиц есть аукционный перечень по 223-ФЗ, который утвержден Постановлением правительства №616 от 21.06.2012. Подробнее о том, как его применять: «Как провести электронный аукцион по 223-ФЗ».
Ответственность
За нарушение выбора способа определения поставщика оштрафуют на сумму до 50 000 рублей по ст. 7.29 КоАП. Если не уверены, подпадает ли продукция под перечень товаров для аукциона, проводите электронный аукцион. В этом случае вас точно не оштрафуют и ФАС не выдаст предписание об аннулировании результатов определения поставщика.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Если в объект закупки включены и товары (работы, услуги) из аукционного перечня и те, которых в нем нет, проводите электронный аукцион. | Письмо ФАС №ИА/19176/19 от 13.03.2019 | Скачать |
Из-за неопределенности в отнесении работ по архитектурно-строительному проектированию к конкретному коду ОКПД 2, Минфин разъяснил, что заказчик вправе закупать такие работы в форме электронного аукциона или иным способом определения поставщика в рамках контрактного законодательства, в том числе открытого конкурса. | Письмо Минфина №24-03-08/36404 от 09.06.2017 | Скачать |
Аукционный перечень 2020 года
Вот полный аукционный перечень аукционов по 44-ФЗ с изменениями и дополнениями.
Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) <1> | Наименование |
---|---|
01 <2> | Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты (кроме кодов 01.4, 01.7) |
02 | Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги |
03 <2> | Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством |
05 | Уголь |
06 | Нефть сырая и газ природный |
07 | Руды металлические |
08 | Продукция горнодобывающих производств прочая |
09 | Услуги в области добычи полезных ископаемых |
10 <2> | Продукты пищевые |
11 <2> | Напитки |
12 | Изделия табачные |
13 | Текстиль и изделия текстильные |
14 <3> | Одежда |
15 | Кожа и изделия из кожи |
16 | Древесина и изделия из дерева и пробки (кроме мебели); изделия из соломки и материалов для плетения |
17 | Бумага и изделия из бумаги |
19.1 | Продукция коксовых печей |
19.2 | Нефтепродукты |
19.30.11 | Уголь и антрацит агломерированный |
20 | Вещества химические и продукты химические |
21 | Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях |
22 | Изделия резиновые и пластмассовые |
23 | Продукты минеральные неметаллические прочие (кроме кодов 23.13.13.140, 23.13.13.142, 23.32.12, 23.41.11.110, 23.41.12) |
24 | Металлы основные |
25 | Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования (кроме кодов 25.30.2, 25.71.14.120, 25.71.14.130, 25.40.1) |
26 | Оборудование компьютерное, электронное и оптическое |
27 | Оборудование электрическое |
28 | Машины и оборудование, не включенные в другие группировки (кроме кодов 28.22.18.150, 28.99.39.150) |
29 | Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы |
30 | Средства транспортные и оборудование, прочие (кроме кодов 30.1, 30.3, 30.92.2) |
32.5 | Инструменты и оборудование медицинские (кроме кодов 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.190) |
32.9 | Изделия готовые, не включенные в другие группировки |
33 | Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования |
35.30.2 | Лед; услуги по подаче охлажденного воздуха и холодной воды |
36 <2> | Вода природная; услуги по очистке воды и водоснабжению |
37 | Услуги по водоотведению; шлам сточных вод |
38 | Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов |
41.2 <4> | Здания и работы по возведению зданий |
42 <4> | Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства |
43 <4> | Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13) |
45 | Услуги по оптовой и розничной торговле и услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов |
46 | Услуги по оптовой торговле, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
47 | Услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
49 | Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта (кроме кодов 49.1, 49.31.21, 49.39.11, 49.5) |
50 | Услуги водного транспорта |
52.2 | Услуги транспортные вспомогательные (кроме кодов 52.21.19.114, 52.21.3) |
53 | Услуги почтовой связи и услуги курьерские (кроме кода 53.20.11.190) |
55 | Услуги по предоставлению мест для временного проживания (кроме кодов 55.30.12, 55.90.19 — в части услуг по организации отдыха и оздоровления детей) |
56 <5> | Услуги общественного питания (кроме кодов 56.10, 56.21) |
58 <6> | Услуги издательские (кроме кодов 58.19.12, 58.19.15) |
61 | Услуги телекоммуникационные |
64 | Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению |
66 | Услуги вспомогательные, связанные с услугами финансового посредничества и страхования (кроме кодов 66.11.12.140, 66.19.32 — в части услуг, оказываемых при осуществлении управления остатками средств на едином счете бюджета, 66.12.11 — в части услуг по организации облигационных займов) |
68 <7> | Услуги по операциям с недвижимым имуществом (кроме кода 68.31.16) |
79.11 | Услуги туристических агентств |
81.21.10 | Услуги по общей уборке зданий |
81.22.11 | Услуги по мытью окон |
81.22.12 | Услуги по чистке и уборке специализированные |
81.22.13 | Услуги по чистке печей и дымоходов |
81.29.11 | Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации |
82.92 | Услуги по упаковыванию |
95 | Услуги по ремонту компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров |
96 | Услуги персональные прочие (кроме кодов 96.02.1, 96.03, 96.09.12, 96.09.19) |
<1> За исключением входящих в указанные коды ОКПД 2 товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с частью 2 статьи 56 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
<2> За исключением пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций.
<3> За исключением детской одежды.
<4> За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (сноска в ред. Распоряжения Правительства РФ №890-р от 13.05.2016).
<5> За исключением услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея и др.).
<6> За исключением наборов сувенирных и подарочных (блокноты и записные книжки), бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.
ОКПД 2 — Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности
Коды ОКПД2 являются классификаторами продукции, работ или услуг. В контексте государственных торгов, данная систематизация является необходимой, потому что при размещении заказа на выполнение государственных и муниципальных нужд надо конкретизировать, какие именно работы, товары или услуги необходимо получить от поставщика. Классификатор продукции по видам экономической деятельности прекрасно справляется с этой функцией.
Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике
Подбор соответствующих заданному коду ОКПД2 закупок
В системе поиска торгов для удобства поиска закупок также используются коды ОКПД2. Такой подход позволяет получить более широкую подборку закупок, т.к. заказчики по-разному указывают предмет закупки: кто-то использует название товара (работ, услуг), а другие прописывают коды ОКПД2.
Также, при узкоспециализированной деятельности, использование кодов позволяет найти тендеры именно этой отрасли, отсеивая все лишние закупки.
Метод классификации ОКПД2 — иерархический и имеет следующий вид:
XX класс XX.X подкласс XX.XX группа XX.XX.X подгруппа XX.XX.XX вид XX.XX.XX.XX0 категория XX.XX.XX.XXX подкатегория
Классификатор ОКПД2 Российской Федерации не должен противоречить данным КПЕС 2008 (Классификатору продукции Европейского союза). И для их соответствия в классификаторе присутствует разделение точкой между знаками кода. Самые крупные разделы имеют буквенное обозначение на латинице. Если в ОКПД2 присутствует большее количество уровней вложенности по сравнению с Европейским классификатором, то точкой разделяются также шестой и седьмой знаки.
В этом случае, если вид имеет деление на категории и должна быть указана детализация, то указывается обозначение 7-9 знаков отличное от нуля. Если такая подробная детализация отсутствует, то 7-9 знаки имеют значение ноль.
Такое разделение характерно в тех случаях, когда категория продукции (работ или услуг) имеет несколько более мелких и узких подкатегорий.
Скачать Классификатор ОКПД2 2021 с поиском по наименованию и расшифровкой Вы можете здесь.
ОКПД2: коды 2021 года с расшифровкой по видам деятельности
Ниже приведен актуальный на 2021 год классификатор ОКПД2 с расшифровкой по всем видам деятельности.
Раздел A. Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства
Источник https://zakupki-kontur.ru/news/oshibki-zakazchikov-zapreta-na-dopusk-tovarov/
Источник https://gozakaz.ru/auktsionnyy-perechen-chto-eto-i-kak-ispolzovat/
Источник https://tender-rus.ru/okpd