С чего начинаются уроки дзюдо для новичков.
В заглавии статьи стоит четыре главных слова «уроки», «дзюдо», «начинаются», «новичков». Вот на них мы будем ориентироваться. Если ребёнок начал заниматься дзюдо то его надо с начало протестировать.
Зачем нужен тест и как его проводить?
Тестирование нужно для определения на каком уровне находиться ваш ребёнок в сравнении с учениками его группы. Тестирование нужно для определения возможностей ребёнка. Для определения сильных и слабых сторон. Для составления планов тренировки и для коррекции программы обучения. Опытный тренер будет проводить так называемое скрытное тестирование. Как это выглядит. Идёт обычная тренировка. Тренер для всех даёт одинаковые задания и делает вывод об их выполнении. Через неделю он уже будет знать на что способны его ученики и какую им давать программу. Скрытое тестирование хорошо тем, что не унижает слабых учеников и не выделяет сильных. Если мы говорим об уроках для начинающих то первые уроки это уроки тестирования. Дальше наступает следующая стадия.
Коррекция программы обучения.
У любого тренера есть примерный или точный план — программа обучения. В ней всё расписано. Если тренер просто пробегается по заданиям, ставит галочку об ознакомлении, формально показывает упражнения то корректировка программы ему не нужна. Если он задумывается о том как его разношёрстую группу научить запланированным заданиям, то он обязательно начнёт работу с корректировки программы. Простыми словами он её может упростить, усложнить, добавить вспомогательные задания, остановиться на сложной теме и многое другое. Тренер должен видоизменять программу под учеников, для более лёгкого освоения, а не подгонять учеников под программу. Тогда следующие уроки будут направлены на уточнение или переработку программы.
Настройка группы под тренера.
Что это такое. У каждого тренера есть своя манера ведения тренировки. Она строго индивидуальна. Поэтому осознано или не осознано но тренер пытается подчинить группу под свою манеру проведения занятий. Кто то кричим, кто то выгоняет учеников, кто то терпеливо объясняет, кто то нагружает учеников физически, тем самым тратя лишнюю энергию хулигана, а кто то делает всё сразу. В основном дети все послушные. Но всегда найдётся маленький «поджигатель» спокойствия и разрушитель стабильности группы. Он как маленький огонёк готовый разгореться в огромное пламя. А тренер выступает в роли пожарного. Если на начальном этапе обучения тренеру удаётся погасить эти огоньки или направить их энергию в нужное русло то наступает полное взаимопонимание между учениками и тренером. Если тренер бездействует или не понимает, как надо действовать в самом начале то его огоньки превратятся в большой пожар. Данная настройка группы может длиться по разному. Скорей всего это зависит от опыта тренера. Значит следующие уроки будут направленны на настройку группы.
Зачем нужна спортивная дисциплина.
Спортивная дисциплина это свод негласных правил которые есть в каждом виде спорта. Данные правила ограничивают учеников от разных нежелательных поступков. При соблюдении этих правил повышается безопасность на тренировках, а значит и безопасность учеников. При нарушении этих правил повышается опасность для учеников, что приводит к нежелательным травмам. Эти правила должны действовать до тренировки, во время тренировки и после тренировки. В дзюдо таких правил очень много. Они не заметны для посторонних но для опытного тренера они должны быть известны. Вот некоторые из них.
- Нельзя оставлять в зале инвентарь предназначенный для другой группы.
- Не стоит на начальном этапе собирать в одну группу учеников с разницей в возрасте более 3 лет.
- Не стоит собирать большое количество учеников на маленькую площадь зала.
- Нельзя на одного тренера собирать больше 25 человек. Уменьшайте группу или добавляйте тренера.
- Нельзя проводя тренировку, объясняя задание оставлять у себя за спиной хотя бы одного ученика.
- Всё что выполняют ученики на тренировке делается только с разрешения тренера.
- Нельзя баловаться поясом. Пояс либо одет на ученика либо лежит в сторонке.
- Не стоит соединять в пары новичков с большой разницей в весе и возрасте.
- Не стоит показывать приёмы которые не соответствуют возрасту и уровню подготовки ребёнка.
- Нельзя вывозить на соревнования новичков не прошедших определённую подготовку.
- При отработке приёмов или борьбе нельзя сидеть спиной к бросающим.
- Нельзя изучать броски не выучив приёмы само страховки.
- Нельзя тренеру оставлять группу даже на небольшой промежуток времени без присмотра.
Естественно есть и другие правила. Значит следующие уроки будут посвящены спортивной дисциплине.
Как мы видим опытный тренер прежде чем начнёт глубоко изучать дзюдо протестирует группу, скорректирует программу, настроит группу под себя и установит спортивную дисциплину. Вот с этих действий начинаются уроки дзюдо.
Уроки детского дзюдо. Обучение захватам. Игровая тренировка.
Фильм 1. Игровая тренировка в дзюдо.
Перед вами сборник из двух фильмов по теме детское дзюдо. Первый фильм показывает, как можно вести игровое занятие с мячом и при этом выполнять упражнения разминки, бороться, изучать технику борьбы лёжа то есть проводить полноценную тренировку. Возраст детей 5-7 лет. В фильме показаны 37 упражнений с мячом. Из них вы увидите упражнения общей и специальной направленности. Борьба с мячом, кувырки, упражнения на борцовском мостике. В фильме есть интересное упражнение по обучения болевому приёму Ude-hishigi-juji-gatame рычаг локтя захватом руки между ног. Простое упражнение, которое позволяет с 5 лет изучать технику болевого приёма. На основе этого фильма можно проводить игровую тренировку. Второй фильм рассчитан на спортсменов более высокого класса. Возраст спортсменов 10-12 лет. Главная тема на этом занятии обучение взятию захвата. Это тренировка, где подробно объясняется, как и где надо брать захват. Вы увидите несколько методов и способов взятия различных захватов с переходом на бросок. Это не обучение броску дзюдо, а обучение методам борьбы. Это конкретные задания, которые позволяют достигать победы на соревнованиях. На основе этого фильма можно проводить учебную тренировку по обучению захватам.
Основы дзюдо: приемы, тренировки и техника борьбы. Боевые искусства
Дзюдо – вид спорта, в котором нужно победить соперника техническим, тактическим и физическим преимуществом. Большая часть приемов основано на четкой координации движений и ловкости. Борьба начинается с момента захвата костюма противника, который называют кимоно. Как правило, схватка происходит на ровной и плотной поверхности. Техника этого единоборства представлена тремя частями:
- Борьба стоя.
- Борьба лежа.
- Бросок.
Дзюдо – прекрасный способ защитить себя, так как этот спорт основан на борьбе при небольшой дистанции. Какие правила дзюдо? Приемы, позволенные в этом боевом искусстве, мы и рассмотрим в статье.
Требования к дзюдо
Дзюдо связано с большим диапазоном технико-тактических элементов, что требует развития двигательных способностей. Эта особенность обуславливает следующее.
- Развитие выносливости позволит достигнуть лучших результатов.
- Увеличение динамической силы всех мышечных групп, в особенности спины и рук, необходимо для достижения высоких результатов в дзюдо.
- Реакция на прикосновение имеет большое значение в дзюдо, и ее следует развивать.
- Ловкость и гибкость позволят в совершенстве освоить многие приемы.
Физиологический аспект
Физиологический аспект выражен загрузкой системы кровообращения и дыхательных путей. Во время боя постоянно меняется показатель нагрузки. Кроме этого, не стоит забывать и об удушающих приемах, которые используют в этой борьбе.
Психологический фактор
Психологический фактор сказывается на способности предугадывать действия соперника. Успех тактики связан с умением оценки ситуации в кратчайшие сроки и быстрым принятием решения. Моральная и волевая подготовка – неотъемлемая часть тренировки.
Дзюдо: приемы
Техника дзюдо основана на различных приемах, которые позволяют одержать победу над противником. При этом приемы делятся на те, что выполняются при борьбе стоя, и те, что могут использоваться при борьбе лежа. Кроме этого, большое значение отводится броскам, которые помогают перейти в борьбу лежа.
В рассматриваемой борьбе придается значение всем особенностям боя, так как дзюдо помогает победить на малейших оплошностях противника. Именно поэтому можно выделить следующие основы техники.
- Стойка (сизэи). При стойке следует поставить ноги на ширине плеч, центр тяжести тела переносится на переднюю часть стоп. Колени, плечи, мышцы живота расслаблены. Подобная стойка позволяет при необходимости резко перейти в атаку или выполнить защитные приемы. Защитный тип стойки немного отличается от обычной: ноги широко расставлены, центр тяжести внизу, туловище немного наклонено вперед, ног в коленях согнуты.
- Захват (кумиката). Для выполнения приема прежде нужно выполнить захват. При этом чем более грамотно будет он выполнен, тем больше шансов на удачное завершение боя. Опытный противник будет мешать сделать удобный захват, и тем самым выполнить прием будет тяжело. Поэтому рекомендуется сразу тренироваться на выполнения нескольких типов захвата.
- Передвижение (синтаи). Статический метод борьбы, когда захват или прием делают без предварительного передвижения по площадке. Крайне редкое явление при борьбе профессионалов. Выполняемые движения должны быть последовательными: сначала перемещаются стопы, а потом корпус. Расстояние между стопами должно быть неизменным. Вес тела никогда не должен приходиться на одну стопу.
- Повороты (таисабаки). Подобные движения используются при атаке и защите.
- Падение (укэми). Как и многие другие моменты борьбы, правильно выполнить падение можно только после тщательных и продолжительных тренировок. Несмотря на то, что новички не принимают во внимание важность умений правильно упасть, именно подобные навыки позволяют быть уверенным в атаке во время борьбы. При правильном падении можно исправить ранее допущенную ошибку и не дать противнику довести атаку до конца. Кроме этого, можно исключить вероятность получения травмы.
Вышеперечисленные элементы техники – основы дзюдо, с которых следует изучать это единоборство.
Дзюдо: приемы, броски
Существует более 70 приемов броска противника. Каждый из них имеет свои особенности и для правильного выполнения каждого нужно проводить тренировки. Чем характерно дзюдо? Броски делятся на несколько групп, и в их технике можно отметить 4 важных момента, которые присущи практически каждому виду.
- Кудзуси – выведение из равновесия. Для того чтобы правильно проводить выведение из равновесия противника, нужно чувствовать его центр тяжести. Этот элемент броска самый важный из всех четырех, так как именно он позволяет проводить все броски. К примеру, признаком потери равновесия может стать то, что противник становится на носочки пальцев ног. Именно в этот момент наиболее эффективным будет бросок вперед.
- Цукури – вход в бросок. Каждый вход должен быть как можно более мощным, так как от этого будет зависеть сложность выполнения броска. При проведении тренировок важно обращать на три момента: глубина, позиция и скорость. Осанка во время захода на бросок должна быть прямой, опорная нога согнуты, а скорость захода как можно больше, что не даст возможности вовремя отреагировать врагу.
- Какэ – бросок. Многие считают, что бросок является наиболее простой частью приема, так как правильно выполненные предыдущие этапы дают преимущество перед противником. Однако хороший контроль броска и его большая скорость позволят получить большую пользу от приема. Поэтому следует отрабатывать прием чаще. Желательно, если противник сопротивляется (во многих спортивных школах тренировки проводят на статическом противнике, то есть он не двигается и не сопротивляется).
- Переход. В некоторых случаях нужно выполнять переход после броска. Если прием состоялся, то как правило, многие остаются стоять, что считается демонстрацией собственного равновесия и своего противника. Некоторые тренеры поощряют тех, кто сразу переходит на технику нэ-вадза, так как это позволяет повысить защиту (кроме этого, подобный ход дает тактическое преимущество в случае если судья не дал оценку иппон).
Как овладеть искусством дзюдо? Броски, оттачивание каждого из них, позволит овладеть всеми приемами и даст возможность бросить на пол любого соперника, вне зависимости от его роста, веса и сложившейся ситуации в бое.
Прием оогоси
Оогоси – бросок через бедро. Он является одним из наиболее популярных приемов броска. Техника его заключается в следующем.
- Правая нога атакующего ставится перед правой ногой защищающегося.
- Опираясь на правую ногу, проводится поворот налево, при этом обеими руками проводится наклон защищающегося.
- Замах левой ноги позволяет закончить поворот, атакующий становится спиной к защищающемуся. Во время поворота атакующий борец правой рукой берет противника за пояс и прижимает плотно к своему бедру, немного сгибает колени.
- После этого ноги выпрямляются, и атакующий борец наклоняется вперед, выполняя бросок.
Подобный бросок через бедро имеет несложную технику выполнения, и им овладеть в совершенстве можно во время тренировок.
Сборная по дзюдо
Дзюдо получило широкое распространение во многих странах, в том числе и в России. На протяжении более чем 40 лет спортсмены из России сумели завоевать многие почетные награды. Еще во время существования СССР была открыта Федерация самбо. Именно 1972 год считается датой рождения этого вида спорта в СССР.
Федерация дзюдо после развала СССР стала центром развития этого единоборства в РФ. Стоит отметить, что после установления Федерации в первые Олимпийские игры дзюдоисты из России не смогли завоевать ни одной медали. Через четыре года команда уже привезла из Сиднея четыре медали, а позже, в 2011 году, российские борцы праздновали триумф после Чемпионата мира, который проходил в Мюнхене. После этого сборная России по дзюдо практически на каждом соревновании мирового уровня занимала призовые места.
Дзюдо – один из наиболее популярных видов единоборств в России. Именно поэтому сборная России по дзюдо постоянно обновляет свой состав, так как каждый год открывает новые таланты.
Школа
Для достижения высоких результатов в дзюдо следует проходить профессиональное обучение. В последнее время особое внимание уделяется развитию дзюдо в регионах, что привело к созданию обучающих центров дзюдо во многих городах.
В нашей статье особое внимание следует уделить тому, что на территории России проводится большое количество соревнований регионального и мирового масштаба. В 2016 году планируется проведение личного и командного чемпионата по дзюдо в Казани.
Как правило, обучение начинают еще в детстве, так как именно в этом возрасте новая информация и движения даются проще. Кроме этого, не стоит забывать, что дзюдо связано с большими моральными и физическими нагрузками на организм. Подготовка в период развития организма позволит легче преодолеть трудности.
Однако не стоит забывать, что школа – дзюдо это не только место, где требуют определенных результатов на соревнованиях. Учитывая психологическую и физиологическую подготовку, которые включены в тренировку, начать занятия можно практически в любом возрасте, если нет серьезных проблем со здоровьем. Своя школа дзюдо есть в каждом крупном городе России.
Костюм для дзюдо
Костюм, который надевают при занятии дзюдо, принято называть кимоно или дзюдоги. Он состоит из следующих элементов:
- брюки;
- пояс;
- куртка.
Тренировка, согласно принятым стандартам, может проходить только в кимоно для дзюдо. Снимать костюм во время прохождения боя или тренировки строго запрещается. При этом во время тренировки тренер может разрешить снять кимоно для выполнения определенных упражнений. Майка под костюм может надеваться только в том случае, если нужно сбросить вес во время тренировки или поддерживать определенную температуру тела. Носки или тапочки запрещены, согласно правилам и этическим взглядам основателей этого спорта (их разрешают использовать только при определенных повреждениях стопы). Стоит отметить, что женщины под кимоно для дзюдо должны надевать гимнастический купальник, согласно принятым правилам.
Приемы для начинающих
Дзюдо насчитывает более ста приемов. Но новички могут выучить только некоторые приемы дзюдо для начинающих. Это связано с тем, что неправильное выполнение некоторых может принести больше вреда, чем пользы. Начинающие должны знать следующее:
- Как ставить стопы ног.
- В какой части кимоно брать захват.
- Как правильно выбрать момент для захвата и как следует сделать подход для него.
- Правильная стойка.
- Как выбрать опорную ногу.
Все приемы в этом единоборстве основаны на тактическом превосходстве. Другими словами, если противник открылся при переходе или попытке захвата, тогда можно использовать практически любой прием.
Приемы для детей
Обучение детей – особый момент в каждом виде спорта. Спортивное дзюдо относится к борьбе, где важно не только умение выполнять определенные приемы, но моральная и физическая подготовка. Именно поэтому многие тренеры, работающие с детским возрастом (около 5 лет) большое внимание уделяют физической подготовке: развитию гибкости и силовых показателей. Эти моменты очень важны при борьбе.
Подобный подход связан с тем, что все приемы должны использоваться осознано и в определенное время. Основными моментами, которые должен усвоить ребенок при занятии дзюдо, можно назвать следующее:
- Основные правила борьбы.
- Тактически навыки, так как расположение относительно противника может поставить в сложную или выгодную ситуацию.
- Правильная стойка для быстрого перехода в атаку или оборону.
- Правильность захвата.
Тренеры используют приемы дзюдо для детей, которые не опасны при исполнении, а также могут быть выполнены, согласно уровню физической подготовки (стоит помнить о том, что многие приемы придуманы для взрослых, а ошибки могут привести к травмам). Все зависит от того, какой метод обучения – индивидуальный или групповой.
Болевые приемы
Кансэцу-вадза – неотъемлемая часть дзюдо, в которой используются болевые приемы дзюдо. Несмотря на то, что этот вид боевых искусств не требует использования болевых приемов для победы над противником, они могут стать решающими в бою. В большинстве случаев болевые приемы направлены на локтевой сустав.
Чем характерно для дзюдо, приемы, которые можно использовать в этом виде боевых искусств – все это было описано в статье. Стоит ли овладевать техникой дзюдо? Решение только за вами.
Программа тренировок по дзюдо для начинающих
Правильный порядок действий:
Публикации по рубрикам:
Скачайте полезный файл:
Дополнительная общеразвивающая программа по дзюдо для детей 5-8 лет
Дополнительная общеразвивающая программа по дзюдо для детей 5-8 лет
на 2018-2021 учебные годы
Автор: Ожиганова Марина Валентиновна
МЮУДО «Детская юношеская спортивная школа № 1», г. Усолье-Сибирское
Программа составлена на основе примерной типовой программы для системы дополнительного образования детей «Детско-юношеских спортивных школ» и спортивных клубов, нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность спортивных школ, федерального стандарта спортивной подготовки по дзюдо, разработанного на основании Федерального закона от 14.12.2007 г. № № 329 – ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», письма Министерства спорта Российской Федерации от 30 июля 2013 года № ЮН-04-10/4409, Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Дополнительная образовательная программа направлена на развитие физических качеств детей, отбор одарённых детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получения ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта.
Дзюдо – разновидность единоборства, основа которого заключается в том, чтобы победить соперника физическим, техническим и тактическим преимуществом. Дзюдо — дословно «гибкий путь». Этот вид единоборства включает в себя разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Занятия проходят на ровной, плотной, достаточно гибкой площадке (татами), которая позволяет быстро передвигаться и одновременно обеспечивает безопасность при падении.
Главная задача заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.
Система подготовки дзюдоистов предусматривает постановку цели:
— прогнозирование спортивных достижений;
— моделирование уровня подготовленности дзюдоистов и его реализацию в соревновательной деятельности;
— планирование системы тренировочных занятий, соревнований и факторов усиливающих их эффективность
Программа раскрывает комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе на спортивно-оздоровительном этапе.
При разработке программы использованы современные тенденции развития дзюдо, передовой опыт ведущих специалистов в области обучения и тренировки по дзюдо, личный опыт работы, индивидуальная работа по технике безопасности и охране здоровья, практические разработки теории и методики дзюдо.
При системном подходе процесс подготовки рассматривается в многолетнем аспекте, с учётом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий. За основу планирования взят спортивно-оздоровительный этап обучения (из расчёта 46 рабочие недели в год) и составляет 3 года.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Нормативная часть программы содержит основные требования по:
— длительности этапа спортивной подготовки в дзюдо, минимальный возраст для зачисления обучающихся и минимальное количество обучающихся в группе (приложение 1);
— этапные нормативы по видам спортивной подготовки и их парциальное соотношение в группах, обучающихся дзюдо (приложение 2);
— нормативы спортивной подготовленности, выполнение которых даёт основание для перевода спортсмена на следующий год спортивной подготовки (приложение 3).
Спортивно-оздоровительный этап зачисляются дети с пятилетнего возраста, имеющие письменное разрешение врача-педиатра и письменного заявления родителей (законных представителей). На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннее физическое развитие и овладение основами техники дзюдо.
При объединении в группы ведётся учёт на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются высоких достижений в дзюдо.
Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения проводится на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов по ОФП и заключения врача.
Обучающимся, не выполнившие предъявленные требования, предоставляется возможность продолжить обучение повторно.
Расписание занятий по группам составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей тренерами-преподавателями и утверждается директором МБУДО «ДЮСШ № 1». Продолжительность одного занятия для спортивно-оздоровительного этапа – 2 часа (академический час = 45 минут).
Режимы тренировочной работы
Объём тренировочной нагрузки
Максимальный объём учебно-тренировочной нагрузки (час/нед)
Примечание: Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от периода и задач подготовки.
Основная цель врачебного контроля – всемерное содействие положительному влиянию спорта на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность обучающихся.
Для занятий в спортивную школу допускаются практически здоровые дети. Медицинский контроль для спортивно-оздоровительных групп 1, 2, 3 года обучения на основании заключения детского участкового врача.
Учебная нагрузка по годам обучения из расчёта 46 часов в год
1 года обучения
2 года обучения
Спортивно- оздоровительная группа
3 года обучения
Расчёт годового объёма часов ведётся от удельного веса (доли) нагрузок разделов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, интегральная и т.д.)
С увеличением общего годового объёма часов увеличивается удельный вес (доля) нагрузок на технико-тактическую, специальную, физическую и интегральную подготовки.
В учебном плане отражаются основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки спортсменов.
Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа:
— привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
— формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, гигиенической культуры и профилактика вредных привычек;
— всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств у обучающихся, укрепление их здоровья и закаливание организма;
— освоение теоретических знаний из области физической культуры и избранного вида спорта – дзюдо, формирование двигательных умений и навыков.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов.
При планировании программы учитывались средства физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.
Для эффективности работы учитываются особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.
Техника дзюдо состоит из трех частей — бросков, борьбы лежа, борьбы стоя. Из положения, стоя дзюдоист, бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно. Для борьбы лежа характерны три типичных приема — удержание, удушение, болевые приемы в локтевом суставе. В первой группе приемов эффект определяется временем удержания, при удушении — действенным кратковременным ограничением прилива крови в мозг и при болевом приеме — болью в локтевом суставе. В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т. д.
Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий.
Развитие двигательных способностей
Большой диапазон технико-тактических элементов дзюдо требует комплексного развития всех двигательных способностей. Прежде всего, требуется развитие выносливости, динамичной силы всех мышечных групп и статической силы, особенно мышц спины и рук. Все мышечные группы получают равномерную нагрузку.
Скорость в дзюдо имеет особое значение. Больше всего развивается скорость реагирования на импульсы прикосновения. Скорость реагирования в дзюдо носит комплексный характер, который зависит от разнообразия атак и защитных действий соперника.
Большое значение в дзюдо имеют ловкость и гибкость. От уровня их развития зависят эффективность и качество техники.
На протяжении встречи неравномерно загружаются система кровообращения и дыхательные пути. Степень нагрузки колеблется от минимальной до максимальной, что зависит от хода поединка. Для этого момента типично чередование аэробных и анаэробных фаз.
Специфическое действие техники удушения, а иногда и удержания, ведет в случае успешного применения к механическому ограничению кровообращения. Кроме того, по ходу схватки происходят короткие и длинные передвижения, которые требуют максимальной мобилизации внутренних резервов (например, серии атак в положении стоя). Приведенные приемы требуют от организма способности давать хорошие показатели при гипоксии и следующих за ней восстановительных процессов.
Для дзюдоистов типична способность предугадывать намерения соперника, внезапные решения и высокая волевая активность. Успех тактики зависит от мгновенного анализа обстановки, быстроты решения. Важную роль здесь играют сенсомоторные способности — точность движения, наблюдательность.
Характер функциональной нагрузки и способов движения в дзюдо требует выносливости и волевых усилий. Кроме того, на протяжении встречи необходимо часто преодолевать неприятные чувства, вытекающие из прямого контакта с соперником, т. е. боль, причиняемую удушением и болевыми приемами, а также неправильным проведением некоторых технических действий и приемов.
Психологическая подготовка находится в прямой зависимости от физической, технической и тактической подготовок. Она направлена на развитие личности спортсмена, на достижение максимальной результативности. Формирование личности спортсмена осуществляется формами идейной, моральной и волевой подготовки и продолжается непосредственно в ходе тренировок и соревнований. Таким образом, регулирование психического состояния — процесс непрерывный и постоянный и ведется он как тренером, так и самим спортсменом.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовок, восстановительных мероприятий, медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала в многолетнем тренировочном процессе: преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юных спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи.
При её разработке использованы современные тенденции развития дзюдо, передовой опыт ведущих специалистов в области обучения и тренировки по дзюдо, личный опыт работы, индивидуальная работа по технике безопасности и охране здоровья, практические разработки теории и методики дзюдо.
Учитывается режим тренировочной работы в неделю.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с задачами многолетней подготовки.
Теоретическая подготовка проводится с обучающимися дзюдо различного возраста. Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме.
В плане теоретических занятий для дзюдоистов различного возраста следует отражать такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом (табл. 3).
Формирование знаний по освоению содержания дзюдо и формированию здорового образа жизни способствует повышению качества теоретической подготовленности обучающихся различного возраста. Обычно, теоретическая подготовка проводится тренером-преподавателем во время учебно-тренировочного занятия. Её можно организовать в форме сообщения, беседы лекционного занятия, семинара.
Сообщение включает краткий обзор сведений по какому-либо вопросу, имеет незначительную продолжительность 3-5 минут. Рекомендуется для применения в учебно-тренировочном процессе с различными контингентами дзюдоистов (табл. 4). Возможно также проведение занятий по теоретической подготовке в форме бесед. Беседа занимает 20-40 минут в зависимости от тематики (табл. 5).
Содержание теоретической подготовки рекомендуется планировать заранее и проводить в соответствии с намеченным планом.
План теоретической подготовки дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе
Источник https://b-stringer.ru/s-chego-nachinayutsya-uroki-dzyudo-dlya-novichkov/
Источник https://fb.ru/article/213647/osnovyi-dzyudo-priemyi-trenirovki-i-tehnika-borbyi-boevyie-iskusstva
Источник https://xn--80agaberho7af5bycn.xn--p1ai/component/djclassifieds/?view=item&cid=8:isbn-st&id=3306:%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D0%B4%D0%BE-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-5-8-%D0%BB%D0%B5%D1%82&Itemid=464