Проблемы воспитания детей в семье – проблемы личности в жизни
Проблемы воспитания детей в семье: проблемы его личности в жизни
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Проблемы воспитания детей: какие, почему и от кого?
Как правило, мы все, от педагогов до родителей, привыкли видеть проблемы воспитания детей в одном ракурсе: КАК воспитывать ребёнка в семье, чтобы не было проблем ни у него, ни у родителей и окружающих с ним.
Между тем, это в корне не верно: добиваясь, здесь и сейчас, чтобы ребёнок был «хорошим», мы мало думаем или вообще не думаем, а как эта «хорошесть» проявится во взрослой жизни ребёнка.
Проблемы личности в жизни, ведь они идут из детства: Все мы родом из детства – это не метафора, а мысль, более похожая на истину.
И ещё: с подачи учёных, мы засадили себе такую идею отношения к детям, которую нам растиражировали СМИ, включая интернет, – личность человека на 75% определена наследственностью, и лишь 25% зависит от воспитания.
Что, на мой нынешний взгляд,- когда-то считал так же, не совсем верно, а, быстрее всего, неверно совсем: проблемы воспитания детей не в их наследственности, а в РАСКРЫТИИ потенциала этой наследственности. Логика рассуждения тут такова:
1. Доказано, что генотип человека несёт в себе намять о физических, психических, поведенческих, интеллектуальных и чувственных свойствах предков.
2. НО эта память не более, чем база – фундамент, на котором развивается личность человека, и на котором, с одинаковой вероятностью, могут как возникнуть проблемы воспитания детей, так и не возникнуть.
3. Эта генетическая память не только не строго детерминирована, но и многовариантна: если что-то в памяти и доминирует, то обязательно, хоть в зародыше, есть и другое противоположное свойство.
Например, ребёнок может быть наследственно агрессивен, но зачатки доброты должны быть тоже обязательно. Ибо такой закон всего: не бывает, не существует ничего без своей противоположности.
4. То есть, в зависимости от среды и воспитания, что-то из наследственных свойств личности может актуализироваться-реализоваться, а, с такой же вероятностью, может и остаться в памяти, не найдя воплощения в реальной жизни человека.
5. Это подтверждается тем, что дети, так называемые «маугли», лишённые жизни в социуме — лишённые воспитания, не способны, вообще, самореализовать свойства не только личности – стать личностью, но и чисто человеческие.
6. Следовательно, роль воспитания, как процесса совокупной социализации ребёнка, не только велика, но и является основной в процессе формирования и развития личности человека.
А проблемы воспитания детей, — это именно проблемы воспитания — социализации детей, а не проблемы их плохой генетической памяти и генетически обусловленных свойств.
Проблемы воспитания детей в семье становятся проблемами личности ребёнка
На мой взгляд, роль воспитания ребёнка в семье, членами семьи и семьёй, как таковой, является основной и НЕПРЕОДОЛИМОЙ другими факторами воспитания, такими как школа, улица, сторонние социальные группы и отдельные воспитатели вне семьи. Ибо:
— мать, отец, братья, сёстры и другие родственники, как раз, и являются носителями схожих наследственных свойств личности человека;
— какими бы не были родители и прочие родственники, но их значимость для ребёнка приоритетна по сравнению с другими людьми, ибо кровнородственная связь тоже наследственная и первична – на уровне подкорки-подсознания;
— как бы то ни было, но, как правило, от родителей, от семьи зависит практически вся бытийная и духовная жизнь ребёнка – ребёнок, попросту, полностью и в основном зависим от семьи. Чисто, в силу нахождения в ней на правах иждивенца и подчинённого воле родителей.
При этом, не надо понимать, как традиционно принято, что воспитание – это только позитивный процесс привития или развития позитивных свойств личности человека. А отсутствие воспитания или плохое воспитание — это проблемы воспитания детей.
Воспитание – это процесс формирования личности и воздействия на неё. А значит: любое воздействие на личность ребёнка, даже своим присутствием рядом, даже, грубо говоря, окружающим воздухом, является воспитанием и формированием личности.
Правомерно, лишь, ставить вопрос: А КАКИМ воспитанием, — позитивным или негативным? И, соответственно, проблемы воспитания детей — это плохое воспитание детей и результаты этого плохого воспитания.
Имея в виду, что под позитивным воспитанием мы можем понимать формирование и развитие такой личности, которая будет адекватна в жизни – способна реализовать себя и уживаться с социумом и его элементами.
То есть, не воспитание ребёнка в семье, в традиционном понимании воспитания, – это тоже воспитание. И посыл: Проблемы воспитания детей в семье – проблемы личности в жизни, представляется правильным и нужным для понимания, как самого воспитания, так и его последствий.
Проблемы воспитания детей в семье. Механизм их влияния на личность ребёнка
Когда и как появляются проблемы воспитания детей — что и как отрицательно влияет на формирование личности ребёнка?
1. Проблемы воспитания детей: Нужно понимать, что поведение личности базируется, в основном, на стереотипных привычках.
Часть из них осознаются и контролируется сознанием человека, а часть «сидит» в подкорке мозга и реализуется, активизируясь при наступлении тех обстоятельств, при которых и для которых они сформировались.
Например: ребёнок наблюдал, что папа прикладывался к рюмке, в определённое время и при определённых обстоятельствах.
И, хотя возможно, это ему не нравилось, и он зарёкся так делать в своей жизни, НО, при наступлении таких обстоятельств, в своей уже взрослой жизни, он подчиняется привычному и известному стереотипу поведения, сформированному в семье.
То есть, сознание, возможно, говорит: Не надо! – а подсознание «подсовывает» лёгкий и известный стереотип поведения: Папа так делал – это допустимо, мне так же плохо (или хорошо), как ему, – нужно выпить.
И тому подобные оправдательные мотивировки скатывания к стереотипу, заложенному в сознании и подсознании.
То есть, чтобы закрыть тему приучения ребёнка к алкоголю и алкоголизму, нужно со всей ответственностью сказать, что, в идеале, если вы хотите, чтобы шанс алкоголизации человека был сведён к минимуму, то надо, чтобы ребёнок ВООБЩЕ не наблюдал факты выпивок взрослых, как нечто обычное и нормальное.
А иначе, или в сознании или в подсознании у него будет заложен стереотип поведения: Выпивать — это не плохо, допустимо, а, быстрей всего, даже очень хорошо.
Дополнительно можно почитать:
2. Проблемы воспитания детей: Нужно понимать, что стереотипы поведения, становящиеся потом привычками в жизни человека, формируются в самом процессе социализации.
Если мы под социализацией понимаем усвоение ребёнком тех правил и идей, как человеку нужно и можно жить среди людей, и самому по себе, как человеку.
А где происходит социализация ребёнка? Как я показывал выше, в основанном и преимущественно, в семье, — в среде родных и близких людей.
Следовательно, проблемность жизни семьи — проблемная семья, это не только проблемы воспитания детей в семье, но и, через это и ТАКОЕ воспитание, это дальнейшие проблемы жизни ребёнка в его взрослой жизни.
3. Проблемы воспитания детей: Не нужно понимать, что процесс воспитания прямолинеен и прост: мол, что ребёнок видит и что усваивает в семье, то он потом копирует, через сформированные стереотипы, в своей жизни.
Дело в том, что воспитание – это комплексное, системное и совокупное формирование и развитие личности.
И наряду с формированием стереотипов поведения, мышления и чувствования, у ребёнка формируются и развиваются и свойства ЕГО личности, которые могут не только вступить в противоречие с этими стереотипами, но и сделать их для него вовсе неприемлемыми.
Например, у ребёнка стойко формировался стереотип подчинения воле старших. Но, вместе с этим, он, будучи много предоставлен сам себе, мог развить такое свойство своей личности, как независимость и самостоятельность, порождающие, к тому же, и свободолюбие.
Естественно, что стереотип подчинения и свободолюбивые свойства личности вступят в противоречие, с известными последствиями.
Иначе говоря: просчитать и предвидеть, каким образом откликнется и отзовётся то или иное воспитательное воздействие на ребёнка, чаще всего, весьма затруднительно и требует кропотливого и тщательного анализа заинтересованного человека.
Ведь, совершенно не случайно, мы, часто, недоумеваем в таких ситуациях, когда, например, в семье учителей вырастает неблагополучный ребёнок. Или, наоборот, в семье «алкашей» формируется достойный человек.
Вывод: Проблемы воспитания детей в семье требуют очень серьёзного отношения, и хороших, фундаментальных, хотя не обязательно академических, а можно и народных, знаний педагогики, жизни, и людей, как таковых.
Современные проблемы семейного воспитания (особенности влияния)
На сегодняшний день в Российской Федерации отмечается повышенное внимание к семье со стороны практически всех социальных институтов. Объясняется это объективными процессами, которые в обществе развиваются демократизацией и гуманизацией социокультурных отношений, а также ростом понимания приоритетности самой семьи в воспитании и развитии, а также социализации детей.
Среди факторов, оказывающих существенное влияние на становление личности и формирование мировоззрения ребенка, наиболее значимым является семья. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.
Действительно, самым главным социальным фактором, который влияет на становление личности, является семья. Семья – это особая культурная общность и социальная группа, сфера самоактуализации личности. Именно семья, была, есть и будет важнейшей средой, которая отвечает не только лишь за социальное воспроизводство населения, но также и за воссоздание определенного образа его жизни.
Актуальность исследования. За последние десятилетия очень сильно изменились ценности и нормы, модели поведения, которые обязательно должен освоить ребенок; изменяются личностные смыслы и ценности, которыми родители руководствуются в воспитании своих детей, а также сокращается время, которое родители могут проводить вместе с детьми, и уже как следствие, снижается осведомленность о жизни детей у родителей.
Одной из основных отрицательных последствий изменений семейных отношений при адаптации к социальным переменам очень многие исследователи (И. А. Горьковая, О. А. Карабанова, Ю.В Айзина, Э.Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко и др.) признают именно нарушение характера детско-родительских отношений. Также многие исследователи отмечают, что влияние стиля взаимодействия детей с родителями имеет очень далёкие последствия и соответственно определяет их жизненный путь. То, каким ребенок войдёт во взрослую жизнь, каким он станет, определяется во многом стилем родительского поведения, которые как раз и выбирают родители по отношению к детям.
Разработанность в науке. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, психологами, психотерапевтами, социологами (А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н. Авдеева; А.И. Спиваковская; А.Е. Личко и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. В этой связи выявлено противоречие: между необходимостью изучения влияния взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка и недостаточной разработанностью вопроса о роли влияния детско-родительских взаимоотношений на развитие личности ребенка. Выявленные противоречия определили проблему исследования, каковы особенности взаимоотношения, в современной семье и их влияние на развитие личности ребенка.
Цель исследования изучить современные проблемы семейного воспитания.
Объектом исследования в работе выступает семейное воспитание.
Предмет исследования: особенности влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка.
Гипотеза: предполагается, что у родителей (матерей) детей младшей группы детского сада и родителей (матерей) старшей группы детского сада разное отношение к воспитанию детей.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Изучить понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах.
- Рассмотреть стили семейного воспитания.
- Охарактеризовать проблемы семейного воспитания.
- Провести сравнительный анализ воспитательных позиций родителей, а именно матерей, чьи дети посещают младшую и старшую группы детского сада.
- Сформулировать выводы по исследованию.
- Разработать рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье.
Методы исследования: анализ научной, социальной, социально педагогической, психолого-педагогической литературы, эмпирические методы исследования.
Практическая значимость работы, заключается в уточнении основных проблем в современной семье и их влияние на развитие личности ребенка.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений. Во введении раскрывается актуальность темы, определяется проблема исследования, описаны цели и задачи, выдвинута гипотеза. В основной части охарактеризованы основные моменты изучаемого явления, а так же проведено эмпирическое исследования. В заключении сделаны основные выводы.
Глава 1. Теоретическое изучение проблем семейного воспитания
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Не зависимо от подхода к определению понятия семья, важность ее влияния на формирования личности детей и подростков не вызывает сомнений. Семья — это первый институт социализации с которым сталкивается человек. Более того воздействие семьи на становление маленького человека наиболее длительно, нежели влияние других социальных институтов (школы, института, трудового коллектива и т. д.).
Вопросы семейного воспитания в настоящее время является одним из наиболее распространенных объектов исследований, прежде всего это связано с изменением роли семьи в современном обществе.
Под семейным воспитанием в педагогической литературе понимают процесс педагогического взаимодействия всех членов семьи с детьми для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
Действительно, самым главным институтом социализации является семья. Всё то, что ребенок в свои детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как основного института социализации обусловлена именно тем, что ребенок в ней находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность совершенно ни один из институтов воспитания ни как не может сравниться с семьёй. Именно в ней закладываются основы личности ребенка [23].
Семейное воспитание — это более или менее осознанные усилия по формированию личности и развитию психики ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены данной семьи соответствовали имеющимся у старших представлением о том, каким должен быть и стать их ребенок.
Характер, содержание и результаты семейного воспитания зависят от целого ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые имеются в ней. С одной стороны, личностные ресурсы определяются составом семьи, а с другой стороны такими характеристиками старших членов семьи, как характер, состояние здоровья, вид и уровень образования, ценностные ориентации, индивидуальные увлечения, вкусы, уровень притязаний, социальные установки и т.д.
Всё что касается сферы родственных отношений и интимно-эмоциональной сферы, она в полной мере формируется в нормальной – дружеской и теплой семье. Именно здесь «у очага» человеку открывается впервые, что такое забота о близких. Здесь он узнаёт цену бескорыстию и доброте. Здесь учится сопереживать и любить, осваивает систему доверительных, личностных отношений, кооперации и сотрудничества, взаимной поддержки [25].
В семье ребенок живет в обществе двух либо нескольких, любящих его близких людей, которые отдают ему очень много времени, тепла и любви и создает условия для формирования эмоциональной привязанности и способности строить близкие, личностные отношения.
Отношение к отцу при этом, всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к сестре или брату не та, что к бабушке. Ему совершенно небезразличны отношения между родителями. Любовь родителей друг к другу может стать отличным и главным воспитательным фактором, который воздействует на ребенка. А равнодушие старших членов семьи между собой и к ребенку очень часто порождает безотчетный страх, жестокость в будущем и настороженность.
Также важно и то, что окружающие люди не только лишь воспитывают его, — они живут рядом, на глазах у него, со своими печалями и радостями, и он слышит и видит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих огромнейшее воздействие на несформированную детскую психику. Где же ещё в столь понятной и яркой ему форме ребенок может наблюдать такие отношения как доверие, близость, сплочённость, любовь, готовность пожертвовать чем-то для другого. В семье он видит всё это, и соответственно здесь всему учится.
Разнообразие и многочисленность эмоциональных связей активно обогащают и развивают душу ещё маленького человечка, формируют такие свойства и качества личности, которые достойно могут преодолевать преграды и трудности, встречающиеся на своём жизненном пути.
В семье цели воспитания могут быть весьма различными по содержанию, характеру и спектру.
Спектр целей семейного воспитания в себя включает привитие младшим членам семьи: бытовых умений, гигиенических навыков, культуры общения, личностное, экспрессивное, интеллектуальное, физическое развитие; подготовку к определенной сфере деятельности или профессии; культивирование отдельных способностей [18].
Так, по содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение каких либо конкретных результатов, либо дополняться определенными духовно-ценными составляющими.
Не обязательно характер целей семейного воспитания соответствует общественно одобряемым установкам.
Развитие творческих способностей и интеллекта, первичного опыта трудовой деятельности и познавательных сил, эстетическое и нравственное формирование, физическое здоровье и эмоциональная культура детей – это всё зависит от родителей, семьи, и всё это и составляет основные задачи семейного воспитания.
Воспитание – это такой процесс взаимодействия детей и родителей, который должен непременно доставлять удовольствие как той, также и другой стороне.
Также очень важно воспитывать нравственные качества у детей.
Вопросы воспитания, самосовершенствования всегда и во все времена волновали общество. Особенно на сегодня, когда встретить можно все чаще насилие и жесткость, все более актуальной становится проблема воспитания. Кто, как не родители и воспитатели, которые имеют возможность сильного влияния на детское воспитание, могут данной проблеме уделять в собственной деятельности важнейшую роль.
Основанием воспитания, определяющим воспитание нравственности, является формирование отношения гуманности детей, вне зависимости от форм, методов, содержания воспитательной работы. В воспитании любых нравственных качеств применяются всевозможные воспитательные средства. Важное место в общей системе воспитания нравственности занимают группы средств, которые направлены на формирование нравственных понятий, оценок, суждений, на воспитание нравственных убеждений. Относятся к этой группе диспуты, лекции, этические беседы по этическим проблемам [15].
Знание норм морали является предпосылкой нравственному поведению, но не достаточно одних знаний, и именно в этом просматривается достаточно серьезная проблема. Ведь критериями нравственного воспитания быть могут только реальные действия подростков, побудительные их мотивы. Способность, готовность и желание соблюдать сознательно моральные нормы воспитания могут быть только во время длительной практики самого ребенка, только в нравственных поступках упражняясь ежедневно.
Самым лучшим средством воспитания правильных отношений является именно личный пример матери и отца, их взаимное уважение, забота и помощь, проявление ласки и нежности. Если дети видят хорошее отношение в своей семье, то, уже став взрослыми, и сами будут стараться и стремиться к таким же хорошим и красивым отношениям. В детском возрасте очень важно воспитывать чувство любви ко всем своим близким – к сестрам и братьям, к родителям, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо и своих сверстников, а также нежность и привязанность к младшим. Огромная роль семье отводится в трудовом воспитании. Дети вовлекаются непосредственно в бытовой труд, учатся выполнять некоторые трудовые обязанности в помощь матери, отцу, учатся обслуживать себя. Именно от того, как будет поставлено трудовое воспитание детей, и зависит их успех в учении и в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть очень хороший показатель их нравственного воспитания.
Семья располагает самыми благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. У ребенка чувство прекрасного начинается со знакомства с красивой и яркой игрушкой, уютной квартирой, красочно оформленной книгой. С ростом ребенка восприятие к прекрасному обогащается при посещении музеев и театров. Отличным средством эстетического воспитания является природа с её неповторимыми и красивыми пейзажами и красками. Походы и экскурсии всей семьёй в лес, за ягодами и грибами, на речку оставляют неизгладимые впечатления, которые ребенок пронесет через всю жизнь. При общении с природой ребенок радуется, удивляется, гордится тем, что он видел, — как раз в это время и происходит воспитание чувств. Интерес к красоте, чувство прекрасного помогают воспитанию потребностей создавать прекрасное и беречь его [17].
Родителям нужны знания о психофизиологических особенностях ребенка на разных этапах возраста. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребенка, не предъявлять к нему завышенные требования, ориентироваться в возрастных нормах развития.
Следующие знания, это анализ системы воспитания в родительской семье. Так или иначе, мы повторяем поведение своих родителей, это не секрет. Поэтому понять очень важно, что хорошего можно взять из традиций своей семьи, и над чем нужно поработать самому.
Еще одно знание, это признание ребенка самостоятельной личностью, а не частью себя или своей собственности. Ребенок сам должен распоряжаться своей жизнью. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Только так можно вырастить счастливую и свободную личность[3].
Данный список можно продолжать бесконечно, самое основное – это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть.
Также наличие нормальной семейной атмосферы, родительский авторитет, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к чтению книг и к труду, все это можно считать основными условиями успеха в воспитании ребенка.
Нормальная семейная атмосфера — это осознание родителями своего чувства долга и ответственности за воспитание ребенка, основанного на взаимном уважении родителей, постоянном внимании к общественной, учебной и трудовой жизни, поддержка и помощь в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи. Равенство всех членов семьи лежит в основе, организации жизни и быта семьи. Привлечение ребенка к решению хозяйственных вопросов жизни семьи: ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии туристических и спортивных походах, в совместных посещении театра и кино.
Семейные традиции, крепкие устои и принципы, создают высоко нравственную атмосферу в семье. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка взрослыми и детьми подарков, при особом эмоциональном подъеме, вручение их создает ту атмосферу торжественности, радости и счастья, именно она формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив[11].
Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня детей. Режим дня включает в себя весь распорядок дня малыша в течении суток — это время на полноценный, здоровый сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При всем этом учитывается возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен также иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без взрослых напоминаний. Со стороны родителей должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, их оценка, при возникших затруднениях помощь. В воспитании ребенка в семье следует отвести особое место чтению. В дошкольном возрасте ребенку нравится слушать сказки, которые ему читают родители, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает много нового, о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке всегда побеждает сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Ребенок, слушая сказку, не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно именно в тот момент закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.
Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека, обеспечивает физический труд и улучшает все физиологические процессы в организме — это правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Для лиц занимающимся умственным трудом, физический труд является средством борьбы с утомлением. Успешную умственную деятельность и сохранение работоспособности ребенка обеспечивает смена видов труда и разумное их сочетание в режиме дня[1].
Неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, является трудовое воспитание. Значит по тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.
Одним из важных условий успешного воспитания ребенка является единство требований, предъявляемых к ребенку всеми членами семьи, а также единые требования со стороны семьи и школы к ребенку. Если между школой и семьей отсутствует единства требований, тогда подрывается авторитет учителя и родителей, это ведет к потере уважения к ним.
Духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитые в раннем возрасте, обогащают личность ребенка, которые требуют применения возможностей в обществе. Применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания[2]. Авторитет родителей и старших братьев и сестер, является важным условием успеха в воспитании ребенка. Отец и мать должны воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Самыми близкими и дорогими людьми для ребенка, являются родители, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них во всем. Именно поэтому родители обязаны показать пример своим детям. Нормальные взаимоотношения в семье родителей и ребенка строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу[2]. Ребенок видит в родителях советчиков во всех своих делах, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами, помощников в борьбе с трудностями. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
1.2 Проблемы воспитания в современной семье
Российское общество в настоящее время переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество. В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе.
Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.
Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь — на воспитательную функцию. Ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития.
В настоящее время семья, как социальный институт, переживает достаточно сложный период, и этому способствует целый ряд факторов, к которым относятся:
1) Снижение времени, уделяемого родителями своим детям. Большинство современных семей ориентированы на обеспечение достатка своих семей, в связи с чем, время уделяемое детям сильно занижено.
2) Формирование иной структуры семьи (нуклеарной) наиболее отчетливо проявляется в снижении числа детей воспитываемых в современных семьях. Большинство семей современной России отдают предпочтение 1-2 детям при этом их рождение все чаще откладывается на более позднее время, а молодые мамы стремятся скорее выйти из декретного отпуска, чтобы стабилизировать финансовое семейное положение и некоторое время поработать и уже потом рожать второго ребенка.
3) Переход от ранее распространенного авторитарного типа семьи (подчинении жены мужу, детей — родителям) к более демократическому (равноправность супругов и т.д.).
4) Изменение систем ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. Все чаще встречаются семьи, в которых воспитанием детей занимается отец.
5) Изменение системы общественных нравственных ценностей (религии, традиции, обычаев), в том числе снижение у детей и молодых людей чувства истинного патриотизма. Такое положение способствует разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит серьезный ущерб не только развитию конкретного человека, но и общества в целом. Для того, чтобы исправлять сложившуюся ситуацию, недостаточно мер принимаемых государством (развитие патриотических клубов, проведение различных культурно-массовых мероприятий патриотического характера и т.д.), прежде всего, необходимо возрождать воспитание патриотизма именно в рамках семейного воспитания. Так как именно в семье формируются основные ценности ребенка [14].
6) Отдельной проблемой современного семейного воспитания (тесно зависимых от положения вышеперечисленных факторов), является чрезмерная жестокость детей. Безусловно, на рост жестокости подростков влияют множество факторов, одной из которых является чрезмерная занятость родителей и неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.
Все чаще в новостях появляются видео с проявлением подростковой жестокости по отношению к сверстникам, старикам и животным.
Современным родителям срочно необходимо осознать, что жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность [14].
Основными показателями, свидетельствующими об изменении статуса семьи в современном обществе являются: рост числа неблагополучных семей (рост алкоголизма, наркомании, злостного уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).
Кроме проблем связанных с изменением положения и значения семьи как социального института, необходимо также обратить внимание на социально-экономические факторы, влияющие на развитие семейного воспитания. К таким факторам можно отнести:
1) Экономический кризис. Масштабный кризис, в котором оказалась наша страна, негативно сказался на материальном и нравственном здоровье современной семьи как института.
2) Повышенный уровень социальной тревожности и снижение уровня межнациональной культуры. Россия — огромная многонациональная держава, поэтому на протяжении долгого времени воспитание подрастающего поколения строилось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Но происходящие в современном обществе события (участившиеся межнациональные столкновения в быту, транспорте, торговле) способствуют повышению уровня социальной тревожности [13].
Что хуже всего, что все чаще в криминальных сводках новостей появляются сведения о конфликтах межнационального характера происходящих в школах, причем не только со стороны учеников, но и со стороны педагогов.
Такая негативная тенденция говорит о необходимости как можно скорее проанализировать причины возникновения подобных явлений, прежде всего педагогические. Проблемы в семье порождают проблемы в воспитании.
Конечно, это далеко не полный список изменений происходящих с семейным воспитанием в современном обществе. Но хотя бы частичное решение перечисленных выше проблем значительно укрепит современное положение семьи как социального института.
Проблемы воспитания детей в семье — это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Этот вопрос занимает умы ученых — педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия.
1.3 Развитие и формирование личности в детском возрасте
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, в настоящее время согласны большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким именно законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Данные расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, этапов и закономерностей развития.
Психологи в отечественной психологии имели различные подходы к изучению личности. По мнению Р.С. Немова, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, и соответственно определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение.
Характеризуя главную тенденцию психического развития, Л.И. Божович писала, что суть всего онтогенетического развития заключается именно в том, что ребенок постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, он превращается в творца этого опыта, создающего те духовные и материальные ценности, которые кристаллизуют в себе и новые богатства человеческой психики.
Формирование личности, конечно, собой представляет процесс непрерывный, состоящий из целого ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных обстоятельств и условий. Процесс развития личности всегда остается неповторимым, глубоко индивидуальным. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности. Он совершенно протекает по-разному, в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той, или иной социальной среде.
Личность – это индивид, который занимает определенное место в общности людей и выполняет в ней определенную роль, являющийся субъектом активной деятельности, а также носителем самосознания и сознания, обладающим мировоззрением, и достигший понимания своего места в этом мире, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического творчества, своих обязанностей и прав, эстетических и этических норм познания и соответственно их реализации в мире. Это человек, который активно осваивает и целенаправленно преобразует природу, самого себя и общество, обладающий потребностно-мотивационными установками и морально-волевыми их проявлениями, а также обладающий динамичным соотношением ориентаций.
Человек не рождается с готовым характером, интересами и т.д. Данные свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человека определяет его анатомо-физиологические особенности, определенные качества нервной системы. В биологической организации человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком лишь благодаря его социальной наследственности – благодаря освоению опыта прошлых поколений, закрепленного в традициях, знаниях, предметах духовной и материальной культуры, в системе общественных отношений [16].
Понять личность – значит понять, какие именно жизненные задачи и каким способом она их решает, какими принципами решения данных задач она изначально вооружена. Различаются личности социализированные — т.е. адаптированные к условиям социального бытия, десоциализированные — девиантные, которые отклоняются от главных социальных требований и психически аномальные личности (лица с задержкой психического развития, невротики, психопаты).
Можно выделить целый ряд особенностей социализированной личности, находящейся как бы в пределах психической нормы. Вместе с социальной приспособленностью развитая личность обладает утверждением своей индивидуальности, личностной автономией. В критических ситуациях эта личность сохраняет жизненную стратегию, а также остается приверженной своим ценностным ориентациям и позициям. Какие либо возможные психические срывы в экстремальных ситуациях данная личность предупреждает целой системой средств психологической защиты (переоценкой ценностей, вытеснением, рационализацией и т.д.).
В норме личность находится в состоянии непрерывного развития, самореализации и самоусовершенствования, постоянно для себя открывая новые горизонты на человеческом пути, изыскивает разнообразные возможности актуализации своих определенных способностей, испытывает «радость завтрашнего дня». В трудных условиях она — способна к адекватным действиям, толерантна.
Психически уравновешенный человек устанавливает очень доброжелательные отношения с остальными людьми, проявляет чуткость к их интересам и потребностям, избегает завышенных притязаний [13].
Развитая личность обязательно обладает высокоразвитым чувством совести, чести и справедливости. Она настойчива и решительна в достижении значимых целей, но не ригидна – она способна к коррекции своего поведения. Такая личность способна реагировать на сложные требования современной жизни с тактической лабильностью и совершенно без психических надломов. Источником своих неудач и удач она считает только себя, а не какие либо внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна на себя взять ответственность и пойти на оправданный риск. Вместе с эмоциональной устойчивостью, она сохраняет постоянно эмоциональную реактивность, а также высокую чувствительность к возвышенному и прекрасному. Обладая развитым чувством самоуважения развитая личность способна посмотреть на себя со стороны, не лишена философского скепсиса и чувства юмора. Сознание своей обособленности позволяет человеку быть свободным от произвольных приходящих социальных условий и диктата власти, в условиях тоталитарных репрессий и социальной дестабилизации не терять самообладание. Ядро личности человека связано с высшим её психическим качеством – духовностью. Духовность – это высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность нравственному, человеческому долгу, подчиненность индивида высшему смыслу его бытия.
Развиваясь и формируясь как личность, человек приобретает не только лишь хорошие качества, но также и недостатки. Представить детально в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям отрицательных и положительных новообразований практически невозможно [24].
Таким образом, личность — это совокупность выработанных предпочтений и привычек, приобретённые знания и социокультурный опыт, набор психофизических качеств и особенностей человека.
Развитие и формирование личности ребенка заключается именно в том, что становление личности происходит постепенно. Из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, он превращается в творца этого опыта. Для развития личности ребенка самым важным является семья. Именно в семье, как в социально-культурной среде человек обучается социальным ролям и получает основы образования и воспитания.
1.4. Роль семьи в воспитании детей
1.4.1. Исследование стилей семейного воспитания
В зависимости от целей определяемых обществом и семьей, воспитание строится на тех или иных принципах воспитания. Под принципами воспитания понимаются практические рекомендации, которые помогают грамотно выстроить тактику воспитательной деятельности.
Для полноценного личностного развития ребенка в семье необходимо обязательно выбирать самый оптимальный стиль воспитания.Дети, которые растут в атмосфере понимания и любви, имеют меньше трудностей в обучении и проблем со здоровьем, растут открытыми, общительными и доброжелательными, а нарушение стиля семейного воспитания ведет постепенно к формированию психологических различных проблем (лживость, тревожность, агрессивность) и комплексов.
В каждой семье складывается индивидуальная система воспитания, которая собой представляет воспитательные целенаправленные воздействия, осуществляемые родителями в целях формирования определенных умений и качеств у детей. Совокупность различных способов общения с подростком, приемов и методов воспитания, наличие эмоциональной поддержки и строгость родительского контроля определяют стиль семейного воспитания [14].
Важнейшей характеристикой семейного воспитания, действительно, является его стиль.
Стиль семейного воспитания – соответствующее поведение и установки родителей, которые не связаны именно с этим ребенком, а характеризуют отношение к детям со стороны родителей вообще.
Родители очень часто жалуются на своих детей и ими недовольны. Они не в состоянии понять одну простую вещь, что от ребенка в итоге они получают то, что в него вкладывают изначально. Казалось бы, они в него вкладывают всю свою любовь, а отдачи не получают никакой, или же, наоборот, вроде бы и не опекали особы ребенка, а ребенок вырос благодарным, почему так происходит? На это все есть свое объяснение, если родители в состоянии его принять, так как это подразумевает принятие своих просчетов и ошибок в воспитании. Типологию поведения ребенка, и, даже какой будет тип личности у ребенка в зрелом возрасте, можно спрогнозировать заранее в зависимости от того стиля воспитания, который применяется в семье родителями.
Особенность отношения родителям к своим детям, по мнению английского психолога Л. Джекона, закрепляются у последней в собственном их отношении к окружающим и оценкам их.
В зависимости от меры «мягкости – жестокости» стиль семейного воспитания может быть определен как демократический или авторитарный с целым веером разнообразных промежуточных вариантов.
Авторитарный (контролирующий, властный) стиль семейного воспитания характеризуется очень высоким контролем поведения ребенка, родители ждут от него неукоснительного выполнения всех требований, отношения поддерживаются отстраненные, холодные.
Взаимодействие между младшими и старшими при таком стиле воспитания происходит по инициативе старшего члена семьи, а младшие проявляют инициативу только в случае необходимость получить санкции на какое-либо действие. Преимущественно коммуникация направлена исключительно или преимущественно от старшего к младшему. С одной стороны, такой стиль дисциплинирует ребенка, а с другой – может у него вызвать отчуждение от старшего, враждебность к окружающим его людям, агрессию и протест зачастую вместе с пассивностью и апатией [15].
По мнению В. П. Левковича, подобный стиль общения, который приводит к дефициту эмоциональных положительных компонентов межличностных отношений в семье у детей формирует негативные качества: полное непринятие авторитета родителей, безынициативность, жесткость, озлобленность, скрытость, лживость.
Все авторы однозначно сходятся в том, что данная родительская позиция, данный стиль воспитания приводит у ребенка к формированию тревожного типа личности, недоверчивости, замкнутости, неуверенности в себе. Ребенок вырастает несамостоятельным, завистливым, приниженным.
Дети из этих семей очень склонны к интроверсии, которая основывается на неуверенности в себе и низкой самооценке. Не всегда воспринимают адекватно отношение окружающих к себе, не вступают в конфликты.
Демократический стиль воспитания – определяется в основном высоким уровнем речевого (вербального) общения между родителями и детьми; включенностью детей в обсуждение каких либо семейных проблем, а также учётом их мнения; готовностью своих родителей прийти к ребенку на помощь, если это необходимо, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Данный стиль воспитания в себя включает наличие ровных и спокойных взаимоотношений между равными личностями – детьми и родителями. Достоинство ребенка не принижается, а отношения в семье теплые и добрые. Ребенок уже с самых ранних лет себя чувствует полноправным членом семьи и соответственно участвует в решении семейных проблем. Родители уделяют большое внимание творческому развитию способностей ребенка, ему предоставляется полная свобода действий, поощряется самостоятельность попыток осмыслить личный опыт и факты.
Что же касается поступков и поведения подростка, то абсолютно все поступки родители с ним обсуждают, чтобы понять данные мотивы и чтобы сам ребенок мог сделать выводы, а не наказывают за них его [18]. Такие дети легко и быстро овладевают нормами человеческих отношений и стараются вред другим не причинять, так как уже у них в какой-то степени сформированы нравственные качества.
У ребенка на глазах с детства благожелательное отношение его родителей ко всем окружающим, неконфликтное и уважительное. Семья имеет много знакомых и друзей, а к родителям и родственникам относится очень заботливо. Вот именно в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Эти люди достаточно общительны, но не любят больших шумных компаний, очень привязаны к своим родителям. Болезненно относятся к нотациям и упрекам в свой адрес. Однако это рассудительные и вдумчивые люди, которые могут постоять за себя и соответственно отвоевать «место под солнцем».
В семьях с демократическим стилем дети имеют умеренную агрессивность, умеренно выраженную способность к лидерству, стремление контролировать остальных людей, но сами с большим трудом поддаются внешнему контролю. Они имеют достаточно хорошее физическое развитие, социально активны, но им не очень присущи эмпатия, сензитивность и альтруизм.
В реальности демократический и авторитарный стили воспитания именно в чистом виде не так уж и часто встречаются. В основном в семьях практикуются какие-либо компромиссные варианты, которые ближе к одному либо к другому полюсу. Кроме этого, старшие члены семьи могут реализовать как бы неидентичные друг другу стили (например, мать – демократична, отец – более авторитарен) [18].
Исследователями выделены следующие аномальные стили воспитания (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер).
— повышенная моральная ответственность, рассмотрим их более подробно.
1. Для гипопротекции свойственно отсутствие необходимой заботы о ребенке и недостатком контроля со стороны родителей. В таких семьях предоставленный сам себе ребенок сильно переживает свою заброшенность. Подобное отношения между родителями и ребенком (отсутствие родительской любви, невключенность его в жизнь семьи) зачастую приводят к девиантному поведению;
2. Гиперопека характеризуется чрезмерным проявлением заботы, мелочном контроле и запретах. В такой обстановки подавляется чувство самостоятельности у ребенка, в итоге он не умеет постоять за себя, не может принимать самостоятельные решения;
3. Потворствующая гиперпротекция. В семьях использующих данный стиль семейного воспитания распространено чрезмерное восхищение минимальными успехами ребенка. Ребенку воспринимается как кумир семьи, поддерживая его формирующийся эгоизм. В результате у ребенка формируется неадекватный, завышенный уровень притязаний, не соответствующий его возможностям [11].
4. Четвертый стиль семейного воспитания — эмоциональное отвержение. Как правило, такое поведение родителей проявляется в непринятии ребенка во всех его проявлениях и полном игнорировании его потребности его потребностей. Отвержение может выражаться в двух формах:
1) явное эмоциональное отвержение (фразы: ты мне надоел; не лезь ко мне; и др.);
2) скрытое эмоциональное отвержение проявляется по-разному (иронии, высмеивания, в виде стремления завуалировать реальное отношение повышенной заботой). Как считают исследователи, данный стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
5. Тип патогенного воспитания проявляется в повышенной жестокости родителей по отношению к ребенку.
Жестокость в семье может проявляться скрыто (в виде эмоциональной враждебности и холодности) и открыто (в виде насилия) взаимоотношения с детьми могут проявляться по-разному.
6. При семейном воспитании в стиле повышенной моральной ответственности от ребенка требуют постоянного демонстрирование высоких моральных качеств: порядочности, чувства долга не в соответствии с возрастом ребенка. Зачастую на ребенка, возлагают ответственность за благополучие родных людей и заботу о них, не зависимо от того сколько ему лет.
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений
2.1. Организация и описание методов
Исследование проводилось в несколько этапов:
1) организационный этап — подбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
2) исследовательский этап – проведение исследования;
3) аналитический этап – сравнительный и корреляционный анализ данных, полученных при помощи методов математической обработки, выявление психологических особенностей стрессоустойчивости в исследуемых группах.
Цель исследования изучить современные проблемы семейного воспитания.
Объектом исследования в работе выступает семейное воспитание.
Предмет исследования: особенности влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка.
Гипотеза: предполагается, что у родителей (матерей) детей младшей группы детского сада и родителей (матерей) старшей группы детского сада разное отношение к воспитанию детей.
Для проверки выдвинутых гипотез и реализации поставленной цели выделены следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Изучить понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах.
- Рассмотреть стили семейного воспитания.
- Охарактеризовать проблемы семейного воспитания.
- Провести сравнительный анализ воспитательных позиций родителей, а именно матерей, чьи дети посещают младшую и старшую группы детского сада.
- Сформулировать выводы по исследованию.
- Разработать рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье.
Практическая значимость данного исследования заключается в заключается в уточнении основных проблем в современной семье и их влияние на развитие личности ребенка .
Решение поставленных задач осуществляется посредством следующих методов:
1. Изучение и теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой проблеме.
2. Психодиагностические методы.
3.Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена .
Эмпирическое исследование проводилось в МОДУ № 91. В исследовании принимали участие 30 человек, а именно: 15 мам детей, посещающих младшую группу и 15 мам детей, которые ходят в старшую группу детского сада.
В экспериментальном исследовании принимали участие 15 семей, дети которых посещают младшую и старшую группу дошкольного учреждения. Всего – 30 матерей.
Особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя из этого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую часть времени ребенок проводит именно с ней.
Для сравнения двух выборочных величин, необходимо две группы: контрольная и экспериментальная.
Таким образом, за экспериментальную группу (ЭГ) берем родителей детей из младшей группы, контрольная группа – родители детей из старшей группы.
2.1.1. Методика «Лики родительской любви» С. С. Степанова
Цель: помочь определить и отцу, и матери, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.
Инструкция: Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.
Вопросы к методике представлены в приложении А.
Обработка результатов
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.
Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
9-12 баллов – промежуточная, лишенной крайностей позиция. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств.
2.1.2. Опросник «Мера заботы» И.М. Марковской
Цель: Определение степени опеки и заботы родителей. Отношение детей к родителям.
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию.
Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
«Категорически не согласен» — 1 балл.
«Я не спешил бы с этим согласиться» — 2 балла.
«Это, пожалуй, верно» — 3 балла.
«Совершенно верно, я считаю именно так» — 4 балла.
Вопросы к методике представлены в приложении Б.
Обработка результатов
Более 40 баллов. Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка — главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям.
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Менее 25 баллов. Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств.
2.1.3. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В. В. Столин
Цель: диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Бланк с вопросами представлен в приложении В.
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1.Анализ и интерпретация результатов по методике «Лики родительской любви»
Представим в виде таблице (см.табл.1) результаты, полученные при помощи суммарного балла у контрольной и экспериментальной групп.
Источник https://love-family-life.info/problemyi-vospitaniya-detey/
Источник https://www.evkova.org/kursovye-raboty/sovremennyie-problemyi-semejnogo-vospitaniya-osobennosti-vliyaniya
Источник