Что такое дорожная карта проекта и как ее создать
Успешный запуск проекта невозможен без планирования. А основой плана служит стратегия, которую стоит подробно визуализировать, чтобы получить ожидаемый результат. В этой статье мы рассмотрим дорожную карту проекта и узнаем — из чего она состоит, когда ее нужно использовать и с помощью каких инструментов создают roadmap.
- Что такое дорожная карта проекта
- Зачем нужна roadmap проекта
- Преимущества и недостатки дорожной карты
- Отличие дорожной карты от плана проекта
- Типы дорожных карт
- Виды дорожных карт
- Сервисы для создания дорожной карты
- Этапы создания дорожной карты
- Советы по созданию эффективной дорожной карты
- Хорошие примеры дорожной карты проекта
- Заключение
Что такое дорожная карта проекта
Дорожная карта проекта, или roadmap — это визуализация стратегии развития компании, стадий разработки проекта и продвижения продукта. Другими словами, карта включает в себя ключевые элементы жизненного цикла и объединяет их в единое целое.
Элементы roadmap располагаются на временной шкале. Рассмотрим ключевые аспекты, которые добавляют в нее:
- Цели — долгосрочные планы проекта, компании или продукта.
- Задачи, которые нужно выполнить, чтобы прийти к цели.
- Результаты, отражающие достижение цели в показателях.
- Риски, которые могут помешать достичь результата.
- Запланированные сроки реализации — хронология выполнения задач.
Roadmap — это страница или слайд с изображением пути, который проходит компания или команда от точки А до точки Б. Дополнительно в карту можно включить:
- Постановку проблемы. Расписать проблему и то, как она влияет на проект, компанию или команду.
- Факты и идеи для развития проекта. Статистика, которая подтверждает успех проекта или варианты того, в каком направлении нужно двигаться.
- Описание действий, которые помогут команде эффективно работать. Это могут быть инструменты, система мотивации или организационные моменты.
- Список сотрудников или участников команды. Укажите, кто за какую задачу будет отвечать и нести ответственность.
- Описание шагов, которые выходят за рамки проекта, но при этом являются необходимыми для продолжения работы. Например, для урегулирования вопросов по застройке нужно получить в государственном учреждении градостроительный план.
Зачем нужна roadmap проекта
В ходе изучения проекта в дорожную карту собираются все данные, а информация структурируется так, чтобы с ней могли ознакомиться все заинтересованные стороны.
Например, вы обратились в компанию для разработки сайта. Чтобы не задавать вопросов и не отвлекать программистов и дизайнеров от работы, можно изучить карту: посмотреть, на какой стадии проект и есть ли какие-то проблемы.
Определение целей
Эффективная карта помогает команде и заинтересованным лицам понять основные цели проекта и за счет этого согласовать бюджет. Roadmap — это хороший помощник для руководителей проекта, которые принимают решения и не могут отслеживать каждое мелкое изменение в производственном процессе.
Карта также помогает бороться с неопределенностью, когда сотрудники не могут расставить приоритеты в задачах. На старте часто встречаются ситуации, когда внутри команды не до конца выстроено распределение ролей. Так есть вероятность, что каждый сотрудник взвалит на себя больший, чем реально требуется, объем работы — не понимая, что некоторые задачи можно делегировать. Подобная ситуация может привести к «катастрофе»: сотрудники не справляются со стрессом и не успевают закончить задачи к назначенному сроку.
Единое видение проекта
У всех участников есть единое понимание целей и задач проекта. Если в процессе возникают вопросы — дорожная карта помогает проанализировать промежуточные результаты и внести небольшие изменения. При этом о них сразу же узнают все заинтересованные стороны.
Например, если у вас в ходе выполнения задачи возникли проблемы со сроками из-за поставщика, можете изменить даты в roadmap, оповестив таким образом всех участников процесса о смещении графика.
Изолирование команды от лишних замечаний
Сторонние участники проекта — к примеру, инвесторы или заказчики — часто вмешиваются в ход работы. Это может вызывать дискомфорт у команды, которая занимается реализацией и не должна вести переговоры или заниматься решением чужих вопросов.
Например, дизайнер не должен слушать рекомендации клиента по выбору цветовой гаммы, которая уже была согласована.
Дорожная карта помогает заинтересованным лицам наблюдать, не вмешиваясь при этом в производственный процесс и регулируя вопросы только на верхних уровнях.
Преимущества и недостатки дорожной карты
Рассмотрим преимущества и недостатки roadmap.
Преимущества
Наличие карты помогает:
- Каждому члену команды следовать установленному плану с четким пониманием сроков, масштабов и целей проекта.
- Руководителям проектов сообщать всем о планах и изменениях, а также управлять ожиданиями заинтересованных лиц.
- Определять приоритетные на конкретный момент работы над проектом задачи и оперативно принимать решения, тем самым эффективнее распределяя нагрузку между всеми участниками.
Недостатки
Проблемы в использовании дорожных карт:
- Если вы не будете обновлять roadmap — с большой вероятностью пропустите появляющиеся проблемы или нарушите сроки.
- Руководители команды не должны подробно разбираться в деталях — иначе они могут столкнуться с системными проблемами в ходе решения краткосрочных задач и растянуть сроки выполнения.
- Если на старте проекта некоторые задачи были плохо оценены — во время реализации вам придется потратить незапланированные деньги.
Отличие дорожной карты от плана проекта
Roadmap и план проекта схожи, так как образуют некую схему по реализации идеи, но в деталях они отличаются.
Дорожная карта | План проекта | |
На каком уровне регулируется | На высоком уровне — между руководителем проекта и заинтересованными лицами | Внутри команды |
Для чего создается | Чтобы показать связь между переменными и их влияние на проект | Разбивает проект на задачи, чтобы понять обязанности участников и отслеживать все процессы и изменения |
Обзор проекта | Общее представление о проекте | Детальный разбор проекта |
Оба инструмента дополняют друг друга и помогают выстраивать эффективную работу над проектом.
Типы дорожных карт
Различают два типа roadmap:
-
Каскадный тип, или Waterfall. Четкая последовательность этапов без возможности возврата к предыдущим стадиям.
Рассмотрим типы подробнее.
Waterfall | Agile | |
Цель | Ориентирован на бизнес. Участие клиента необязательно, так как все процессы обговариваются заранее | Ориентирован на клиента, с его непосредственным участием |
Планирование | На год | На месяц или квартал |
Инвестиции | Строго установленные | Предусмотрена возможность перераспределения |
Распределение ресурсов | На проект в целом | На отдельные команды или отделы |
Совместная работа | Последовательная между группами | Параллельная |
Адаптивность | Низкая | Высокая |
Плюсы | Простая и понятная структура процесса. Удобная отчетность, в которой отражены сроки и бюджет | Постоянное взаимодействие между руководителями и исполнителями для своевременного внесения правок |
Минусы | Отсутствие гибкости. Если случился форс-мажор, компания сокращает время, выделенное на некоторые стадии, — например, тестирование — или привлекает новые денежные средства | Требуется опыт и высокая квалификация сотрудников и руководителя, чтобы своевременно замечать изменения бюджета и корректировать план работ |
Используя любой тип карты, вы обязательно указываете временную шкалу и прописываете задачи.
Здесь мы рассмотрели типы, которые помогут вам продумать взаимосвязь задач и спланировать бюджет.
Виды дорожных карт
В этом разделе разберем виды дорожных карт, которые помогут вам понять цель проекта, корректно расписать задачи и добавить соответствующие метрики.
- Продуктовые. Это стратегия развития продукта или линейки товаров. Например, запуск нового продукта — линейка игровых ноутбуков. В карте будут указаны сроки запуска, доведение до менеджеров информации по отличиям и преимуществам товаров, рекламные акции.
- Технологические. Это план внедрения технологий в процесс производства или в компанию. Например, вы хотите поставить конвейер в производственном цехе, чтобы автоматизировать работу и минимизировать процент брака через исключение человеческого фактора — ранее этот процесс выполняли люди.
- Отраслевые. Схемы, которые описывают развитие отрасли и сегментов рынка. Например, вам нужно оценить влияние рынка. В карте можно указать анализ конкурентов и используемых технологий, провести исследования по экономическим показателям и определить сильные и слабые стороны отрасли и ее потенциал.
- Корпоративные. Карта показывает процесс развития компании и достижения долгосрочных целей. К примеру, компания хочет зайти на новый рынок. В карте можно указать показатели объема продаж, дохода и охвата — как тех, что актуальны сейчас, так и тех, которых организация хочет добиться. Также нужно прописать сроки и инструменты, помогающие бизнесу достичь результатов.
- Образовательные. Это план обучения, повышения квалификации или системы мотивации для сотрудников. Например, в карте можно прописать варианты обучения для сотрудников и указать преимущества каждого из способов.
- Проектные. Карта описывает этапы или временные рамки проекта. К примеру, руководитель хочет мониторить выполнение определенной задачи, но сторонние лица при этом не должны детально следить за процессом. Можно создать отдельную карту, в которой будут подробно описаны подзадачи и указаны исполнители.
Сервисы для создания дорожной карты
В этом разделе рассмотрим специализированные приложения, которые помогут вам настроить несколько roadmap и оперативно отслеживать изменения и ход выполнения всех задач. Также с их помощью вы сможете вести все дела по проекту в одном приложении, не переключаясь между несколькими сервисами.
Примечание. Карту можно создать в Excel, Google Таблицах, Jira или Trello, а также визуализировать план проекта с помощью инфографики. Это простые инструменты — шаблоны для данных сервисов вы можете найти в интернете.
Шаблон карты в Excel
RoadMunk
RoadMunk — сервис для создания визуализации проектов.
Цена:
- Бесплатной версией можно пользоваться 14 дней.
- В сервисе представлено 5 тарифов. Стартовый стоит 19 долларов в месяц, он рассчитан на одного пользователя и простые визуализации, чтобы показать карту на презентации.
Особенности:
- Готовые шаблоны в двух вариантах — с временной шкалой и в виде списков.
- Сервис позволяет приглашать пользователей по ссылке.
Плюсы:
- Удобный интерфейс.
- Доступ к API.
- Есть расширение для Google Chrome.
- Экспорт файлов в форматах PNG, HTML, CSV.
- Интеграция с Jira. Это программа, которая помогает командам вести проекты по разработке ПО и отслеживать ошибки.
Минусы:
- Сервис на английском языке.
Craft.io
Craft.io — инструмент для управления проектами.
Цена:
- Есть демоверсия.
- Бесплатный доступ — 14 дней.
- Приобрести лицензию для малого бизнеса можно за 39 долларов в месяц. Есть доступ к настройкам дорожной карты, созданию стратегии, интеграциям и управлению участниками.
- Тариф для среднего бизнеса стоит 89 долларов в месяц. К этой лицензии добавляются расширенные инструменты для создания единой рабочей платформы: настройка брендирования, сбор обратной связи, возможность для каждого участника делиться своими идеями по проекту.
Особенности:
- В структуре заложен метод OKR — система постановки целей, которая помогает добиться вовлеченности сотрудников и выстроить эффективный рабочий процесс за счет измеряемых метрик.
- Универсальный инструмент с широкими настройками, который отлично подойдет IT-компаниям для ведения любых проектов.
Плюсы:
- Современный интерфейс.
- Простые настройки.
- Сбор аналитических данных.
- Интеграция с Zapier, Google Drive, Jira, GitHub, GitLab, Azure DevOps, Pivotal Tracker.
- Импорт файлов CSV.
Минусы:
- Интерфейс не русифицирован.
ClickUp
ClickUp — пространство для ведения рабочих задач: загрузка документов, отслеживание спринтов, анализ целей и многое другое.
Цена:
- Бесплатная версия, в которой есть доступ к созданию любых задач и облачному хранилищу в 100 мегабайт.
- Подписка для одного участника стоит 5 долларов в месяц, то есть за 10 участников команды вы будете платить по 50 долларов ежемесячно. При этом предоставляется неограниченный доступ к облачному хранилищу.
Особенности:
- В одной программе можно вести проект, отслеживать цели и выполнение спринтов, отправлять email, общаться в чате с командой, получать уведомления, настраивать напоминания и создавать документы и таблицы.
Плюсы:
- Простой интерфейс.
- Интеграция с 1000 приложений.
- Есть разные варианты отображения досок: канбан, таймлайн, диаграмма Ганта, майнд-карты и многое другое.
Минусы:
- Нет русского языка.
ProductPlan
ProductPlan — сервис для создания дорожных карт.
Цена:
- Бесплатный доступ предоставляется на 14 дней.
- Тариф стоит 39 долларов в месяц для одного редактора и неограниченного количества зрителей.
Особенности:
- Удобный инструмент для визуализации проектных работ.
- Есть возможность приглашать участников команды и делиться картой с помощью ссылки.
Плюсы:
- Простой интерфейс.
- Интеграция с Jira, GitHub, GitLab, Azure DevOps, Pivotal Tracker, Trello.
- Экспорт в XLS.
- Импорт файлов в CSV и XLS.
- Доступ к API.
Минусы:
- Только английский язык.
GanttPRO
GanttPRO — инструмент для управления проектами.
Цена:
- Есть демоверсия.
- Бесплатный период длится 14 дней.
- Тариф для личного использования стоит 15 долларов в месяц.
- Лицензия для команды обойдется в 8,9 долларов за каждого участника.
Особенности:
- Есть отчетность по затраченному времени и анализу бюджета.
- Русская версия сервиса.
Плюсы:
- 4 шаблона визуализации задач: диаграмма Ганта, таблица, доска или таймлайн.
- Настройки и фильтры для отслеживания и планирования задач.
- Есть уведомления.
- Импорт документов Excel, MS Project и Jira.
- Экспорт в формате PNG, PDF или XLS.
- Доступ к API.
- Интеграция с Google Disk, Jira, Slack.
Минусы:
- Пользователи жалуются на медленную работу техподдержки.
Hygger
Hygger — рабочее пространство для управления проектами. Подходит для Agile команд.
Цена:
- Есть бесплатная версия с 100 мегабайтами в облачном хранилище.
- Тариф для малых предприятий стоит 7 долларов в месяц за одного пользователя. Предоставляется неограниченный доступ к хранилищу данных.
- Лицензия для крупных компаний стоит 14 долларов в месяц за пользователя. Тариф позволяет адаптировать рабочее пространство под ваши цели, а также настроить совместный доступ к платформе.
Особенности:
- 5 видов дорожных карт: продукт, стратегия развития, портфолио, маркетинг и запуск нового продукта.
Плюсы:
- Простой интерфейс.
- Интеграция с Google Disk, Jira, Intercom, GitHub.
- Широкий набор настроек для выделения и отслеживания задач.
- Есть возможность добавлять сотрудников и вести с ними переписку внутри сервиса.
- Учет времени и сбор статистики.
Минусы:
- Сервис на английском языке.
Taskworld
Taskworld — пространство для управления проектами любой сложности.
Цена:
- Есть демоверсия.
- Бесплатный доступ дается на 15 дней.
- Тариф стоит 10 долларов в месяц за одного пользователя. Вы сможете вести до 100 проектов и использовать 100 гигабайт в облачном хранилище.
- Подписка для крупных компаний стоит 22 доллара в месяц на каждого сотрудника. Здесь можно вести до 250 проектов, приглашать до 50 гостей и использовать 1 терабайт в облачном хранилище.
Особенности:
- Помогает отслеживать действия участников и внесенные изменения.
- Календарь в сервисе можно синхронизировать с Google и Outlook.
Плюсы:
- Удобный интерфейс.
- Есть отчеты и сбор аналитики по спринтам.
- Учет времени.
- Экспорт в CSV, PNG, XLS, PDF.
- Доступ к API.
Минусы:
- Только на английском языке.
Aha! — популярное приложение для создания дорожных карт.
Цена:
- Бесплатный доступ дается на 30 дней.
- Начальный тариф стоит 59 долларов в месяц для одного пользователя. Вы можете разработать стратегию, создать дорожную карту, расставить приоритеты в задачах и получить отчеты о прогрессе.
- Тарифы для компаний стоят от 99 долларов в месяц для каждого участника проекта.
Особенности:
- Широкий набор возможностей по управлению проектами: roadmap, сбор отзывов от клиентов, голосование за идеи, специальные инструменты для программистов и многое другое.
Плюсы:
- Удобный интерфейс.
- Интеграция с GitHub, Slack, SalesForce, Zendesk и другими.
- Доступ к API.
- Есть мобильное приложение.
- Создание CJM и ее анализ.
- Разработка презентаций на основе данных, которые собраны в сервисе.
- Есть возможность создать карту по шаблону.
Минусы:
- Сервис на английском языке.
ProjectManager
Project Manager — программное обеспечение для управления проектами.
Цена:
- В бесплатной версии можно создать до трех проектов и использовать 2 гигабайта в облачном хранилище.
- Тарифы для компаний начинаются с 14 долларов в месяц за одного участника. Вы получаете безлимитный доступ к хранилищу и можете использовать весь функционал сервиса.
Особенности:
- Подходит как для Waterfall команды, так и для Agile.
Плюсы:
- Простой интерфейс.
- Экспорт в формате XLS, MPP, XML, CSV.
- Настройка и контроль бюджета.
- Управление командой.
- Отчетность.
- Учет времени.
- Интеграция с 1000 приложений.
- Управление ресурсами.
- Доступ к API.
Минусы:
- Сервис на английском языке.
Этапы создания дорожной карты
Теперь разберем этапы создания roadmap, которые помогут вам создать эффективную стратегию, организовать работу и предусмотреть риски.
Целевая аудитория
Итоговая версия карты напрямую зависит от того, для кого она изначально предназначена — клиентов, инвесторов или команды. От этого будет зависеть как сам вид roadmap, так и основные задачи, ресурсы и тому подобное.
После того, как вы определите целевую аудиторию, пропишите ее ожидания и предпочтения. Все данные должны быть учтены в дорожной карте — они помогут достичь поставленных целей и избежать лишних вопросов и форс-мажоров. Эффективная roadmap убеждает всех участников в успехе проекта.
Цели и задачи проекта
Вам нужно сформулировать ключевые цели и задачи проекта. На этой стадии не нужно углубляться в детали — достаточно будет кратко описать последовательность действий, которые помогут реализовать проект.
Формат дорожной карты
Исходя из того, на кого нацелена карта и для каких целей она служит, и нужно выбрать ее формат. Это может быть таймлайн, канбан-доска, список задач или гибридный вариант.
Также на этом этапе вам необходимо решить, какой тип вы будете использовать — Waterfall или Agile. Это нужно для того, чтобы правильно рассчитать бюджет и временные рамки.
Участники команды и сторонние лица
Переходите к набору команды: кто будет участвовать в проекте, какой будет у них доступ к доске и за какую задачу они будут отвечать. Важно обговорить все детали и закрепить за каждым четкий список обязанностей.
Для сторонних лиц нужно настроить соответствующие доступы и прописать варианты внесения изменений и последовательность действий в случае форс-мажора.
Стратегия
Затем вам нужно обсудить идеи и расставить приоритеты: какие задачи будут выполнены первыми, а какие будут реализованы параллельно. Исходя из типа карты, вы сможете определить порядок задач и прописать стратегию.
Например, можно разбить большую задачу на короткие спринты в одной roadmap или подготовить отдельные проектные карты для подрядчиков.
Ключевые показатели и ресурсы
Далее вы определяете ключевые метрики, которые помогут вам измерить прогресс и выполнение задач. Также для каждой задачи нужно расписать ресурсы, используемые в работе. Например, разработчику потребуется определенный набор программ, стоимость которых вы должны снести в бюджет.
Временные рамки
Для каждой задачи нужно указать временные рамки: к пример, спринт — до двух недель, более сложные задания — от четырех недель до года.
На данном этапе важно правильно оценить план работ и не занижать количество времени, отводимое на решение задачи. Лучше всего заложить запас в несколько дополнительных дней или недель — и выполнить поручение раньше срока.
Программное обеспечение
А теперь нужно выбрать ПО и подключить к нему всех участников проекта. В сервисе, который вы будете использовать, должны быть не только карты и возможность управления процессами, но также и сбор данных и настройка оповещений.
Бюджет
В бюджет будут входить не только инструменты и ресурсы, которые понадобятся для реализации проекта, но и стоимость услуг специалистов. Исходя из выбранного типа карты, можно рассчитать определенный уровень затрат или запланировать бюджет, который вы сможете корректировать в процессе.
Например, в ходе реализации вы заметили, что выбранный ранее инструмент вам не пригодился и денежные средства не были потрачены. Их можно перераспределить на другие задачи.
Советы по созданию эффективной дорожной карты
Дорожная карта помогает оптимизировать рабочий процесс, поэтому рассмотрим несколько полезных советов по ее эффективной настройке:
- Избегайте воды и лишней детализации. Карта должна содержать четкую и точную информацию.
- Указывайте реальные цели и сроки. В противном случае вы получите перерасход бюджета и задержку реализации проекта.
- Сотрудники должны делиться прогрессом и оповещать команду об изменениях. Так все участники смогут поддерживать плавные переходы от одной задачи к другой.
- Определите доступ для всех участников — команду не должны отвлекать сторонние лица. За решение внешних вопросов отвечает руководитель.
- Сервис для roadmap должен уведомлять сотрудников о сроках и напоминать о подзадачах.
- Чтобы получить эффект от дорожной карты — не забывайте регулярно обновлять информацию.
- В начале работы с картой вы можете использовать шаблоны, которые помогут вам внести всю информацию о проекте.
- Не забывайте просматривать карту, чтобы заранее выявлять потенциальные риски.
Хорошие примеры дорожной карты проекта
Выше мы рассмотрели шаблоны карт с таймлайном, теперь разберем другие вариации визуализации roadmap.
Здесь показана карта проекта. Задачи оформлены в канбан-доску: выполненные, основные, ближайшие и будущие задания. К карточкам добавлены теги, чтобы каждый участник команды мог понять цель задачи.
Дорожная карта проекта — пример из GitHub
Ниже показан пример разработки продукта — а именно криптовалюты. Здесь описаны ключевые процессы: обновление протоколов, программного обеспечения и используемых библиотек. Также показаны последние изменения и ближайшие цели. Карта интерактивная, поэтому все детали можно посмотреть в деталях при нажатии на кнопку.
Дорожная карта разработки продукта — криптовалюта. Источник
А здесь показана интерактивная инфографика развития API в VK по годам. При нажатии на название изменения можно изучить подробности: что было, что внедрили и как именно программистам следует подготовиться к изменениям. Также в ссылках указаны даты реализации задач.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели дорожную карту, узнали, где ее используют и как с ней правильно работать.
Roadmap — это полезный инструмент, но он нужен не каждой компании. Если у вас небольшой по масштабам проект, — например, работа с соцсетями или исправление ошибок в приложении — создавать карту необязательно. В этом случае достаточно завести простую табличку или документ, где вы будете фиксировать выполненные задачи.
А чтобы собрать информацию о клиентах — регистрируйтесь в нашем сервисе SendPulse, настраивайте чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте, Instagram, WhatsApp и Telegram, содавайте одностраничные сайты в конструкторе лендингов и отправляйте email рассылки. А также добавляйте бесплатную CRM-систему и подключайте Viber, SMS и push уведомления.
Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем
Дорожная карта план развития. Как создать идеальную дорожную карту продукта и что для этого нужно? Ставим цели и проясняем ситуацию в компании
В условиях динамичной внешней среды, компаниям, которые ориентированы на перспективность развития своей деятельности, необходимо внедрение современных методов управления организацией. Данные методы позволяют наиболее точно представить, оценить и спрогнозировать дальнейшую тенденцию развития компании, разрабатывать вероятные сценарии развития объектов, и их потенциальную рентабельность, а также принимать оптимальные управленческие решения с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.
Отечественная теория менеджмента не придает достаточного значения многим современным методам, которые могли бы не только облегчить управление современными организациями, но и создавать подробнейший сценарный план развития какого-либо объекта.
Одним из малоизученных методов, который представляет собой сценарий развития определённого объекта, является «Дорожная карта». Данный метод основывается на дедуктивном разложении процесса достижения какой-либо цели на шаги, этот процесс называется «Дорожное картирование». В общем виде, дорожное картирование служит основой информационной поддержки процесса управления, а в частности, данная методика служит для разработки этапов развития объекта и определения времени принятия управленческих решений, а также для логического обоснования причинно-следственных связей между различными этапами проекта.
Тема дорожных карт находит свое отражение в публикации К.Л. Лидина «Многообразие построения дорожных карт», где описывается сущность метода дорожного картирования, и его применение в реальных организациях. Работа «Дорожные карты российского бизнеса: Аналитический отчет по исследованию» авторского коллектива Манчулянцева О.А. и других, посвящена вопросам практического использования дорожных карт. В основу данной работы легло оригинальное исследование, которое включает в себя анкетный опрос, экспертные и углублённые персональные интервью руководителей и топ-менеджеров 50 крупнейших российских компаний. Анализ данных работ позволяет выявить основания продуктивности использования данного метода, что обособляет дорожное картирование как эффективный метод проектного управления. На основе представленных источников можно выявить ограничения и барьеры применения метода дорожного картирования, а также предрешить методы преодоления данных негативных обстоятельств.
Целью данной статьи является определение содержания метода дорожного картирования и его применение для развития организации.
К задачам проведенного исследования автор относит сравнительный анализ дорожного картирования и других инструментов развития организации; изучение преимуществ и ограничений дорожного картирования; рассмотрение возможности создания проектных порталов на основе метода дорожного картирования.
В настоящее время существует множество инструментов, которые способствуют развитию организации. Такие инструменты используются для формирования ориентиров и приоритетов для принятия управленческих решений . Сравнительный анализ данных инструментов представлен в таблице 1.
Таблица 1 — Сравнительный анализ инструментов принятия управленческих решений
C помощью серий последовательных действий – опросов, интервью, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения
Определение решения конкретной проблемы, удовлетворяющего всех участников метода
Оценка факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Основывается на описании сильных и слабых сторон внутренней среды, и возможностей и угроз внешней среды организации
Выявление мероприятий, основанных на сочетании сильных и слабых сторон внутренней среды и возможностей и угроз внешней среды организации.
Метод мозгового штурма
Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
Выбор из общего числа высказанных идей наиболее удачных, которые могут быть использованы на практике.
Метод базируется на повторной последовательности построения сценариев с целью выбора подходящего варианта.
Получение логически и научно обоснованного прогноза, для принятия управленческого решения
Метод дерева целей
Метод структуризации задач, проблем, целей для их разукрупнения и конкретизации в виде иерархической системы (дерева), в которой осуществляется поуровневая декомпозиция целей более общих на частные, тех – на цели следующего уровня и так далее.
Позволяет представить картину взаимосвязей будущих событий, получение перечня конкретных задач и информацию об их относительной важности.
Метод дорожного картирования
Наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта
Представление информации о возможных альтернативах развития объекта и упрощения принятия управленческих решений. Ревизия имеющегося потенциала развития изучаемого объекта, обнаружение узких мест, угроз и возможностей роста, потребности в ресурсном обеспечении.
Все перечисленные методы, при их грамотном использовании, создают информационную базу, способствующую принятию управленческих решений:
Применение метода Дельфи в результате даёт несколько обоснованных решений, исходя из опроса группы людей.
SWOT-анализ даёт структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение, выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов .
Метод мозгового штурма в результате представляет список решений конкретной проблемы, высказанных специалистами, и затем, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике .
Метод сценариев представляет собой текст, который позволяет создать предварительное представление о системе в количественных параметрах и их взаимосвязях, однако сценарий, как и любой текст подвержен неоднозначности его толкования, поэтому его следует рассматривать как основу для дальнейшей разработки модели решений проблемы.
Метод дерева целей позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий вплоть до получения перечня конкретных задач и получить информацию об их относительной важности. Построение дерева целей и задач заканчивается на уровне определения исполнителей. В процессе построения дерева целей нередко используются алгоритмы совместной работы экспертов, но, все же, в основе метода лежит не групповая работа как таковая, а особая логика рассуждения.
Построение дорожной карты, в результате, дает графический план-сценарий динамичного развития организации, с учётом альтернативных путей и возможной идентификации участков снижения производительности (узких мест), а также подробное описание таких важных составляющих организации как ресурсы, технология, продукт, рынок, покупатель, стратегическая цель, и создает слаженную систему коммуникативного взаимодействия между всеми организационными структурами.
Все представленные методы не могут в полной мере предоставить результаты, которые достигаются с помощью создания дорожной карты, но они могут выступать в качестве основы для использования метода дорожного картирования.
Одной из главных особенностей дорожных карт является их внешний вид, а именно они выглядят как вариант анализа, основанного на подборе возможных решений для отдельных частей основной задачи – построения графической сети, состоящей из «узлов» (этапов развития технологий, или пунктов принятия управленческих решений) и «связей» (причинно-следственных взаимоотношений между «узлами») .
Являясь стратегическим методом проектного управления, дорожное картирование несет две основные функции:
предвидение и планирование развития ситуации, включая технологический, социальный, экономический и политический аспекты (прогноз будущего);
управление развитием ситуации в зависимости от поставленных стратегических целей (конструирование будущего) .
Дорожные карты подразумевают долгосрочное развитие объекта на срок до 10 лет, и отражают получаемые экономические эффекты, определяют эффективность альтернативных вариантов использования ресурсов.
Исходя из целей дорожного картирования, выделяются следующие виды дорожных карт :
Корпоративные дорожные карты;
Научные дорожные карты;
Технологические дорожные карты;
Продуктовые дорожные карты.
Любой из видов дорожных карт представляет собой эволюцию продукта, технологии, научной составляющей компании, либо корпорации в целом, и создает графическое представление различных вариантов развития объекта во временном пространстве. Различные виды дорожных карт взаимосвязаны и взаимозависимы, что связано с необходимостью одновременного учета продуктовых, технологических, отраслевых или корпоративных составляющих.
Виды дорожных карт подразделяются по актуальности в зависимости от конкретных целей и временных периодов. Критерии актуальности основаны на многогранности дорожных карт, чем больше компонентов в себя включает дорожная карта, тем она информативнее для организации. Отсутствие жесткой регламентации отличает процесс картирования высоким уровнем творчества, что позволяет сделать дорожные карты простым, наглядным и адаптивным инструментом принятия управленческих решений.
На начальном этапе развития организации, особую важность представляет создание корпоративной дорожной карты, включающей в себя научные, технологические и продуктовые аспекты. Следующей по важности следует научная цель, в которую входит технологическая и продуктовая составляющие. В дальнейшем, организации уже не требуется разработка глобальных дорожных карт, потому что на последующих этапах развития необходимы только концентрированные методы организационного управления, которые направлены на исследование технологий производства и продукции.
Оптимальной формой дорожной карты является график, который дает ответы на вопросы о том: что именно, каким образом, в какой промежуток времени и почему приведет к достижению стратегических целей организации.
Таблица 2 — Преимущества и ограничения применения дорожных карт
Хороший инструмент сбора информации, вовлекающий всех экспертов в креативный процесс ее построения и последующего обсуждения.
Сложность, дороговизна и длительность разработки в силу необходимости наличия знания по многим специфическим областям управления.
Хороший маркетинговый инструмент для анализа того, какой продукт обладает ключевой ценностью для компании.
Необходимость согласованной работы большого числа специалистов из разных областей и сфер управления.
Показывает какие направления НИОКР являются наиболее значимыми, какие технологические решения могут быть разработаны на их основе, какие перспективные продукты могут быть созданы в итоге и какие социальные изменения могут произойти в результате.
Метод может не учитывать всех аспектов по разрабатываемым слоям.
Позволяет оценить рыночные перспективы продуктов и возможности выхода на новые рынки.
Метод не дает ответа на вопрос «кто и как все это будет делать?»
Позволяет ставить более четкие и достижимые цели.
Недостаток требуемых данных, информации и знаний.
Позволяет выявлять приоритетные направления для инвестиций
Большой объем текущих задач, не позволяющих сконцентрироваться на стратегии.
Хороший инструмент визуализации разработанных стратегий и планов и выявления логических нестыковок и «пробелов», которые могут быть не видны в «гладком» тексте.
Отсутствие четкой методологии разработки дорожных карт.
Эффективный инструмент коммуникаций, который объясняет потребности компании ее работникам, руководству, клиентам и всем заинтересованным лицам, позволяя осознать, что в компании требует изменений для достижения общего успеха, и участвовать в этих изменениях.
Отсутствие обучающей литературы, семинаров и тренингов в области дорожных карт.
Сложившиеся практики планирования в компании.
Предоставляет сотрудникам четкое руководство, что делать в случае изменений обстановки.
Процесс проектирования позволяет подготовить сотрудников компании к грядущим изменениям и сформировать инициативные команды.
Создание дорожной карты затрагивают множество компаний, объединенных в консорциум или просто принадлежащих одной отрасли. На этом уровне посредством дорожной карты возможна совместная разработка новых ключевых технологий и продуктов, что позволяет избежать излишнего финансирования одного и того же направления исследований.
Для преодоления ограничений и барьеров применения дорожных карт в организациях, различными авторами предлагаются следующие мероприятия:
Создание отдела стратегического планирования.
Создание организационно-нормативного обеспечения дорожного картирования в рамках организации
Обучение сотрудников отдела стратегического планирования дорожному картированию;
Создание системы стратегического мониторинга.
К барьерам внедрения дорожного картирования можно отнести и устоявшиеся методы планирования в организациях, что вызвано консерватизмом и отсутствием общепринятой методологии дорожного картирования.
Таблица 3 — Универсальная методика построения дорожных карт
1. Стадия определения проблемы и постановки стратегической цели
- Определение проблемы, которую необходимо решить;
- Объективное обоснование актуальности проблемы;
- Формирование стратегических целей
- Объективное обоснование рентабельности достижения стратегических целей
2. Стадия обеспечения
Создание рабочей группы, выбор лидера;
- Материальное обеспечение группы;
- Регламентация работы группы;
- Обеспечение доступа группы ко всей необходимой информации в организации.
3. Стадия сбора информации
- Анализ потребностей клиентов;
- Анализ перечня имеющихся и необходимых ресурсов;
- Анализ возможных технологий создания товара или оказания услуги;
- Анализ возможных вариантов производимых товаров или оказываемых услуг.
4. Стадия конкретизации информации
- Обозначение конкретного перечня имеющихся ресурсов;
- Определение конкретных технологий;
- Выделение конкретных производимых продуктов либо осуществляемых услуг;
- Выделение целевых сегментов рынка;
- Определение конкретных типов клиентов;
5. Стадия графического оформления
-
Расположение элементов дорожной карты в порядке важности;
Создание цепочек, а именно:
установление связей между элементами, которые показывают какие ресурсы, при использовании каких технологий создают некий продукт, который, в свою очередь, направляется в конкретный рыночный сегмент для конкретного покупателя, и какую именно стратегическую цель весь этот процесс реализует.
6. Стадия презентации руководству
7. Стадия обсуждения
- Выделение положительных и отрицательных сторон каждой цепочки;
- Примерное определение показателей выгоды достижения каждой цели, в ценностном выражении.
8. Стадия совместного принятия решения
- Выделение одной, или нескольких цепочек, как наиболее результативных методов достижения стратегических целей.
Исходя из развивающейся внешней среды, в предложенный методикой алгоритм, могут быть внесены изменения в стадии и мероприятия, которые позволят наиболее эффективно построить дорожную карту, применительно к конкретной организации .
Сущность создания проектных порталов заключается в организации электронного пространства, позволяющего отслеживать ход выполнения конкретного проекта в реальном времени, а также осуществлять электронный документооборот по проекту. То есть, проектный портал представляет собой эффективную систему хранения и доступа к внутрикорпоративной информации, необходимой для управления проектами и осуществления проектных коммуникаций абсолютно всеми участниками проекта. Схема взаимодействия участников проекта, посредством проектного портала, представлена на рисунке 2.
Рис. 1. Схема взаимодействия участников проекта посредством проектного портала
На проектном портале находится список реализуемых программ, которые состоят из проектов. Внутри каждого проекта находится дорожная карта, которая разделена на 3 сценария: оптимистический, оптимальный, и пессимистический. Каждый из сценариев предполагает свою цепочку реализации проекта.
Каждый проект начинается в оптимальном сценарии реализации, так как входные данные проекта всегда известны. Далее, по мере реализации проекта, сценарии могут изменяться по мере наступления рисковых событий и их результатов.
При планировании дорожной карты реализации проекта, все сценарии должны быть тщательно спланированы, а именно: какие исходные данные присутствуют в проекте; какие рисковые события могут произойти по мере реализации проекта, и каковы их последствия; какие действия должны следовать после наступления того или иного рискового события; и какой результат получается в итоге. По мере фактической реализации проекта, его сценарий отмечается красным цветом. Графический пример дорожной карты проекта изображен на рисунке 3.
Рис. 2. Дорожная карта проекта
Основными элементами дорожной карты являются:
В общем виде каждый элемент дорожной карты должен содержать в себе исходные документы, или другие объективные основания, на основе которых разрабатывается управленческое решение. В частности: элемент «Начало процесса» содержит в себе информацию о имеющихся ресурсах на начало проекта; «Рисковое событие» содержит информацию о сценариях, которые необходимо применять при возникновении риска; «Действие» содержит технологии и методы; Элемент «Результат процесса» содержит информацию о конечном продукте проекта.
Данная система позволит централизовать систему принятия управленческих решений, избавится от искажения информации, сформировать документооборот проектов. Также на основании уже реализованных проектов, можно создавать типовую дорожную карту, при реализации схожих проектов, это существенно упростит вест процесс достижения стратегических целей внутри организации.
На сегодняшний день, в государственных органах, методы проектного управления только начинают внедряться. Дорожное картирование, основанное на системе проектных порталов необходимо также внедрить в систему взаимодействия государственных органов друг с другом. Данное нововведение позволит облегчить процесс взаимодействия в реализации идентичных проектов, позволит уменьшить как трудозатраты, так, соответственно, и материальные затраты. По мнению автора, повсеместное внедрение проектных порталов на основе метода дорожного картирования позволит создать базу проектов в различных сферах деятельности .
Проектный портал позволяет эффективно решать организационные, коммуникативные и другие задачи, связанные с администрированием проектной деятельности организации, а также повышать оперативность и своевременность принятия управленческих решений. Проектный портал является инновационным методом взаимодействия субъектов любой деятельности, который повышает эффективность данного взаимодействия.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо сделать вывод, что дорожное картирование является эффективным методом, применяемым для организационного развития, на основе которого разрабатываются и реализуются управленческие решения. Данный метод, в настоящее время, не пользуется широкой популярностью, так как большинство управленческих кадров стараются пользоваться устоявшимися методами управления, и, ввиду своего консерватизма, не рассматривают дорожное картирование как эффективный метод управления.
Методы исследования [электронный ресурс]. URL: http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/metod_issled.htm (дата обращения 20.02.2014)
Хвощин А.А. Социально-экономическое прогнозирование. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007.
Технология дорожного картирования [электронный ресурс]. URL: http://www.unido.org/fileadmin/import/16963_TechnologyRoadmapping.pdf (дата обращения 23.02.2014)
Лидин К.Л. Многообразие построения дорожных карт. Иркутск. 2006.
Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» — Инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. 2008. Том 6. № 4. С. 149-168.
Манчулянцев О.А., Павлычева Е.Ю., Краузова Е.Н., Ткачева А.В. Дорожные карты российского бизнеса: Аналитический отчет по исследованию. М.: Open Innovation Inc. 2012. 64 с.
SWOT.-анализ [электронный ресурс]. URL: swot-analysis.ru (дата обращения 03.03.2014)
Метод мозгового штурма [электронный ресурс]. URL: http://www.metodolog.ru/00072/00072.html (дата обращения 10.03.2014)
Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.
Цели управления предприятием [электронный ресурс]. URL: http://univerlib.ru/page/23-cely-v-upravlenii-3262.html (дата обращения 10.03.2014)
Bibliography
Research methods . URL: http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/metod_issled.htm (date of access 20.02.2014)
Hvoshchin A.A. Socio-economic forecasting. Coursebook. Tyumen.: Tyumen State University Publishing House, 2007.
Road mapping technology . URL: http://www.unido.org/fileadmin/import/16963_TechnologyRoadmapping.pdf (date of access 23.02.2014)
Lidin K.L. The variety of roadmaps designing. Irkutsk. 2006.
Jemala M. Corporate «road map» — innovative method of knowledge management in corporations // Russian Management Journal. 2008. Vol. 6. № 4. P. 149-168.
Manchulyantsev O.A., Pavlycheva E.Yu., Krauzova E.N., Tkacheva A.V. Road maps of Russian business: analytical report on research. M.: Open Innovation Inc. 2012. 64 p.
SWOT-analysis . URL: swot-analysis.ru (date of access 03.03.2014)
Этапы
МО
I
Анализ
организации
ПМСП
II
Реализация
мероприятий
III
Апробация
«Новой модели
МО»
IV
Внедрение
новой модели
МО
30.04.18г.
30.09.18г.
30.11.18г.
30.01.19г.
30.09.18г.
30.10.18г.
30.12.18г.
28.02.19г.
Экспериментальная
Контрольные точки
реализации плана
Тиражируемая
Контрольные точки
реализации плана
Дорожная карта
Дорожная карта
Дорожная карта
10. Тактический план реализации проекта
11. Общая вид тактического плана работ (ТПР)
12. Пример ТПР: раздел ЗАГОЛОВОК
позволяет
определить
приоритетные (проблемные) направления.
Анкетирование достаточно трудоемкий процесс, но
он позволяет более качественно выявить проблему.
При составлении анкет необходимо определить
конкретные вопросы, ответы на которые позволили бы
выявлять «узкие места» одной проблемы, а не всего
направления.
Например: определено направление «регистратура
плохая». Но что конкретно не устраивает: длительность
общения с регистратором, информативность, очередь?
Необходимо
понять
суть
проблематики,
конкретизировать цели.
При
составляется
обработке
результатов
анкетирования
рейтинг
проблемных
процессов
зависимости от количества упоминаний в анкетах.
в
Благодарю за внимание!
Разработка дорожной карты проекта — методические рекомендации и примеры разработки дорожных карт. Степень реализации каждого проекта зависит от составленного плана и контроля над его выполнением. Формат дорожной карты – наиболее приемлемый способ осуществления любого мероприятия. Этот инструмент представляет собой алгоритм с заложенными этапами развития объекта и определенным временем на решение той или иной задачи в рамках реализации проекта.
Дорожная карта представляет собой диаграмму, основанную на временных показателях. Грамотно построенный график позволяет проводить качественный анализ взаимосвязи между текущим положением дел и возникающими перспективами.
Цель и признаки необходимости разработки дорожной карты
Целью при разработке дорожной карты выступает представление пути развития объекта с учетом возможных вариантов для достижения желаемого результата. В качестве объекта может рассматриваться политическая ситуация, технологический процесс, межличностные отношения и т.д.
При правильной подготовке дорожной карты должна быть поставлена одна цель и несколько вариантов для ее достижения. При этом приоритет отдается тому сценарию, который выглядит более выгодным для достижения конечного результата. Принцип «цель оправдывает средства» при данном методе планирования уходит на второй план, так как остальные варианты развития событий могут применяться лишь в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Приведем примеры условий, когда разработка дорожной карты является обоснованной необходимостью:
- Произошли существенные изменения в сфере деятельности компании.
- Предприятие теряет долю рынка в связи с бурным ростом конкуренции в отрасли.
- Компания имеет видение конкурентного развития, но не может грамотно оформить стратегический план.
- цель проекта;
- перечень необходимых мероприятий с определением ответственных лиц;
- основные требования к работам, за выполнение которых несут ответственность руководители;
- интервалы времени, необходимые на выполнение конкретного мероприятия;
- контрольные точки на каждом этапе проекта с предоставлением отчетов о выполненных мероприятиях;
- возможные варианты другого пути реализации проекта.
Виды дорожных карт
Существует несколько типов дорожных карт. Все они содержат некоторые общие элементы, но преследуют различные цели и задачи.
Дорожная карта в промышленности — направлена на разработку стратегий предприятий с учетом запросов, поставленных рынком.
Научная и технологическая дорожная карта — позволяет определить выбор той или иной технологии для оптимизации производственного процесса.
Продуктовая дорожная карта позволяет найти оптимальный путь развития продукта (услуги). Минимизирует риски, возникающие при осуществлении этого процесса. Бизнес-план предприятия может выступать частным случаем дорожной карты такого вида.
Программные дорожные карты — используются, как правило, государственными структурами для разработки стратегий, адаптированных для быстро меняющейся политической и экономической ситуации.
Деление дорожных карт на типы весьма условно, т. к. реализация любого крупного проекта затрагивает многие сферы человеческой деятельности. Цель оптимизации работы каждого объекта картирования сводится к получению максимального экономического эффекта с использованием наименее затратных способов достижения этого результата.
Разработка дорожных карт проекта
Процесс разработки дорожной карты (дорожное картирование) — мероприятие сложное и затратное. Для оптимизации деятельности любого крупного объекта требуется создание рабочей группы, в которую будут входить специалисты из различных отраслей промышленности, науки, и т. д.
Для создания эффективного алгоритма развития необходимо детальное изучение процессов, которые происходили на объекте до настоящего времени. Дорожные карты – довольно удобный инструмент визуализации стратегии.
Задачу, которую мы здесь рассматриваем, можно сформулировать по-разному. Можно сказать, что мы стремимся навести порядок в бизнес-процессах компании, сделать их прозрачными и управляемыми. Можно сказать, что мы создаем систему управления процессами, или по-другому: внедряем процессно-ориентированный подход к управлению компанией.
Как бы это ни называлось, суть в том, что мы хотим создать работающие механизмы управления процессами, обеспечивающие возможность их постоянного совершенствования. Мы строим организационную систему, и это строительство должно проводиться на основе определенной методики и технологии. Никто не возьмется строить дом или корабль, не владея технологией строительства объекта, который требуется создать. “Организационное строительство” ничем не проще инженерной деятельности. Здесь также есть свои законы и правила, нарушение которых никогда не остается безнаказанным. Огромное количество неудачных проектов в области “организационного строительства” объясняется именно тем, что работа велась без “архитектурного проекта” с нарушением СНИП (строительных норм и правил). Поэтому мы в своей работе по внедрению в компании процессного подхода к управлению будем руководствоваться строго определенной технологией, которая представлена на схеме в виде “дорожной карты” проекта. Мы будем идти по этой карте шаг за шагом, последовательно приближаясь к нашей цели – созданию системы управления процессами.
Первый пункт нашей “дорожной карты” – идентификация стратегии компании. Необходимо ясно сформулировать основные принципы деятельности компании на своем целевом рынке, определив своих клиентов, ключевые ценности, значимые для потребителей и главные отличия от конкурентов. Это важно потому, что из этих принципов вытекают требования к внутренней организации компании, к ее процессам и структуре. Не имеет смысла заниматься процессами, не определив, кого они должны обслуживать, и какими они должны быть, чтобы удовлетворять клиентов и обеспечивать превосходство над конкурентами. Все это вытекает из рыночной стратегии.
Следующий шаг – разработка организационной концепции. Это своего рода, “архитектурный проект” нашей организационной системы. Он определяет структуру и взаимосвязь процессов, а также основные центры ответственности и их функции по обслуживанию процессов.
Организационная концепция служит основой для идентификации процессов и разработки организационной структуры. Эти две задачи решаются в тесном взаимодействии. В ходе идентификации процессов определяются их характеристики: входы, выходы, клиенты. поставщики, исполнители, цели и целевые показатели. Исполнители процессов определяются в привязке к организационной структуре, при этом уточняется и детализируется сама структура.
Используя результаты идентификации процессов мы можем определить показатели деятельности для исполнителей и сформировать для них должностные обязанности. Далее, разрабатываются требования к должностным позициям исполнителей, правила вознаграждения, связанные с показателями деятельности, регламенты процессов и инструкции для исполнителей.
Такова последовательность “строительства” системы управления процессами компании. Нарушение этого порядка неизбежно приводит к неудаче проекта и разочарованию как руководителей, так и сотрудников.
Каждый этап этой “дорожной карты” мы подробно рассмотрим в наших следующих статьях.
Важно также, чтобы вся это “строительная деятельность” проводилась в форме проекта. То есть, по четко определенному плану с конкретными сроками, ответственными исполнителями, контролем и оценкой результатов. Проект может охватывать процессы всей компании или одного из ее подразделений; это необходимо определить прежде всего. Цели проекта необходимо сформулировать таким образом, чтобы были определены измеримые критерии успеха. Необходимо ответить на вопрос: “Какие показатели бизнеса должны улучшиться в результате внедрения процессного подхода?”. Это могут быть оборачиваемость запасов, снижение затрат на логистику, увеличение объемов производства или другие показатели.
Затем следует сформировать команду проекта, в которую должны войти представители всех заинтересованных в процессе сторон: клиенты процесса, поставщики, исполнители и, конечно владелец процесса. Представителями клиентов в компании выступают специалисты по маркетингу, представителями поставщиков – специалисты по закупкам. Если проект охватывает все процессы компании, в команду проекта должны войти все топ-менеджеры.
Для подготовки плана проекта необходимо использовать нашу “дорожную карту”, которая содержит все основные этапы работы.
Важно, чтобы официальный статус проекта был установлен приказом генерального директора, в котором определены:
- Руководитель проекта,
- Состав команды проекта,
- Цели и критерии успеха проекта,
- Результаты проекта,
- План проекта.
В ходе работы необходимо проводить еженедельные обзоры полученных результатов и выявленных проблем, вырабатывать решения, обеспечивающие дальнейшее продвижение.
Немало проектов погибает из-за плохого управления. Причины высокой “смертности” организационных преобразований хорошо известны. Назову три наиболее распространенных.
- Недостаток внимания к проекту со стороны руководителя компании. Когда руководитель полагает, что достаточно назначить ответственных и больше не думать об этом, то проект неудержимо “идет ко дну”. Никакие изменения в организации не могут произойти без решительной поддержки руководства. Руководитель компании должен демонстрировать непреклонную волю к изменениям, постоянно отслеживать ход проекта и устранять все препятствия с его пути.
- Низкая вовлеченность сотрудников. Крайне непродуктивен подход к внедрению процессов, при котором бизнес-аналитики или внешние консультанты разрабатывают регламенты процессов, а затем руководители заставляют сотрудников работать по этим регламентам. Люди сопротивляются изменениям, которые навязаны им извне. Энергию сопротивления можно преобразовать в движущую силу изменений, если вовлечь сотрудников в разработку процессов на самом раннем этапе и пройти с ними вместе весь путь до конечных результатов. В этом случае люди сознательно и ответственно относятся выполнению решений, которые вырабатывались с их участием.
- Неправильная методология проведения организационных преобразований. Проведение организационных изменений требует специальных компетенций, знания методов проведения преобразований и умения их применять. Методика внедрения процессного подхода, излагаемая в наших статьях, дает возможность снизить риски этого проекта. Для этого нужно следовать “дорожной карте” и нашим рекомендациям.
В следующих статьях этого цикла мы подробно обсудим каждый этап внедрения процессно-ориентированного подхода к управлению компанией.
Практическое руководство по внедрению процессного подхода дается в электронном учебном курсе “Как построить систему управления процессами в вашей компании”.
Что такое road map или дорожная карта продукта? Для чего она нужна и как ее составлять?
Давайте рассмотрим 2 самых распространенных случая:
- Вы работаете с уже готовым продуктом. Он функционирует, приносит прибыль, процессы налажены.
- Вы пришли на новый продукт, который только планируется к запуску.
Для первого случая вам необходимо синхронизироваться с внутренними процессами. Понять, что происходит на данный момент, какие цели и задачи стоят, а также, какую роль во всем этом будете играть вы. В этой ситуации вам необходим некий план действий, которому придерживается команда и это как раз road map.
Для второго случая ситуация несколько иная. Если вы определились с целями и приблизительно наметили курс, то все это необходимо где-то отразить. Стратегия с основными тактическими шагами тоже road map.
Road map, что это
Википедия говорит , что технологическая карта продукта и есть road map, но я бы немного расширил определение. Road map – это план действий, который описывает ключевые этапы развития продукта и средства их достижения.
Какие задачи решает
- Отражает миссию и стратегию продукта
- Является основным документом для реализации стратегии
- Показывает основное направление действий для ключевых персон и команды
- Синхронизирует всех участников процесса, нивелирует лишние обсуждения и недопонимания
- Помогает отвечать на вопрос “Зачем мы это делаем?”
Из чего состоит
Используйте картинку ниже, чтобы понять из каких частей состоит road map.
– Опишите миссию и цели продукта над которым работаете
– Определите кто будет пользоваться road map
- руководство
- разработка
- смежные структуры (маркетинг, продажи, финансы)
- пользователи
В зависимости от этого будет строиться внутреннее наполнение дорожной карты: цели, задачи и прочее. Дорожная карта для разработки не тоже самое, что дорожная карта для руководства. Цели и задачи будут совсем другими.
– Определяем тип road map
- по целям
- по командам
- по странам
- по платформам
Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал . Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…
Пример визуализации
Дорожную карту для своего последнего продукта (новостного сайта) я сделал в google таблицах, выглядела она так.
Слева направо: цели, детализация по задачам, периоды времени на реализацию (выделены цветами). Разбивка по месяцам. Красная вертикальная линия, это дата завершения работ, то есть к седьмому месяцу (июлю) планируется реализация всех поставленных целей.
Это лишь визуальное отображение дорожной карты, в дополнение к ней должно идти описание миссии и стратегии продукта. Таким образом на руках у вас будет план, к которому всегда можно обратиться.
Но важно помнить, что road map, это не жесткое руководство к действию. Вы можете корректировать свой курс, балансировать между задачами и перераспределять ресурсы внутри команды.
Чем делать road map
- Excel / Numbers / Google таблицы
- PowerPoint / KeyNote
- Специальные сервисы
Принципиальной разницы нет, проще всего и быстрее, на мой взгляд, отобразить все в таблицах. Являясь фанатом облачных сервисов Google, я предпочитаю Таблицы. Их просто создавать и еще проще расшарить всем заинтересованным лицам.
Ключевые особенности
- Road map – это не бэклог. Если бэклог, это конкретные задачи, которые необходимо выполнить в установленные сроки/спринты, то дорожная карта, это скорее направление и более крупные шаги.
- Основывайте свой road map на основных темах/эпиках (крупных задачах) и будьте более гибкими на уровне небольших фичей/задач.
- Отслеживайте все изменения в стратегии и целях компании. Вносите их в дорожную карту.
- Пересматривайте приоритеты в долгосрочной перспективе. Возможно, часть задач уже не так важна, как раньше.
Не замыкайтесь
Главное запомните, что road map, это не монолитная структура, а ваш помощник на пути к лучшему продукту. Дорожную карту вы можете создавать как под крупные, так и под небольшие задачи. Нет жесткой установки, что мы должны работать только с глобальными этапами. Но даже для небольших, вам потребуется ответить на вопрос: “А как это согласуется с нашей миссией и стратегией?”,- поэтому не забывайте связывать свой road map с основными направлениями продукта.
Источник http://sendpulse.com/ru/blog/project-roadmap
Источник http://modacode.ru/dorozhnaya-karta-plan-razvitiya-kak-sozdat-idealnuyu-dorozhnuyu-kartu-produkta-i/
Источник
Источник