Будьте неLADны: на авторынке начался хаос, цены взлетели на сотни тысяч
Автомобильные марки одна за другой объявляют о приостановке производства или отгрузки машин дилерам. В частности, об этом сообщили Skoda, Volkswagen, Hyundai, General Motors, Renault, Mitsubishi, Chery и Volvo. Но официальные объявления — лишь вершина айсберга. Мы поговорили с дилерами и автоэкспертами, а заодно изучили новые прайс-листы, и впечатления шокирующие: авторынок переживает нечто вроде агонии.
Проблема № 1: остановлены продажи
Большая часть дилеров встала на паузу, например нам не удалось купить из наличия Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Lada Vesta, Renault Duster, Toyota RAV4 и еще ряд моделей. В некоторых автосалонах машин нет физически, а заказы в производство принимаются без определенных сроков поставки и без фиксации цены. Она, по словам менеджеров, уже в ближайшее время может возрасти минимум на 30% относительно диковатого нынешнего прайса (о нём ниже). В других салонах машины есть, но дилеры не отдают их клиентам, потому что ждут новых цен от импортеров. Когда именно они появятся, неизвестно.
Ранее о приостановке продаж сообщал Land Rover
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Проблема № 2: стоимость ушла в стратосферу
Нам удалось застать несколько машин в наличии, но от цен темнеет в глазах. Например, самый доступный Hyundai Solaris стоил 1,53 млн рублей, а в салоне Kia предложили модель Rio X-Line за 1,825 млн рублей, что почти на полмиллиона выше официального прайс-листа (в его докризисном виде).
В одном из автосалонов Toyota сообщили, что машин в наличии нет, а цены на популярный кроссовер RAV4 в начале марта увеличились на 500 тысяч рублей: теперь базовая версия на механике стоит от 2,737 млн рублей. В феврале такая машина обошлась бы в 2,209 млн.
АВТОВАЗ планировал поднять ценники с 1 марта 2022 года, но речь шла о стандартном повышении на 10–20 тысяч рублей. Однако изменившаяся ситуация вынудила российского производителя скорректировать цены значительно сильнее. Lada Granta подорожала на 86 тысяч и стоит теперь минимум 685 тысяч, а цена Lada Vesta возросла сразу на 170 тысяч рублей: базовая версия впервые преодолела планку в миллион рублей (теперь от 1,033 млн). Топовые «Весты» перевалили за отметку 1,5 млн, и всё это без учета возможных дилерских накруток.
Сильнее всего подорожал Largus, который по сути является иномаркой (Dacia Logan MCV): его цена выросла на четверть миллиона рублей — до 1,077 млн. Чуть меньше прибавила другая вазовская иномарка, Lada XRAY, которая теперь стоит от 1,009 млн.
Во время микропроцессорного кризиса неплохо себя чувствовали китайские марки, и эксперты ожидают от них агрессивного развития в ближайшем будущем
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Место ушедших займут китайцы
Пока все аналитики крайне аккуратны с прогнозами, потому что масштаб и длительность нынешнего кризиса непонятны. Эксперты подчеркивают, что пока ни одна марка не объявила о полноценном уходе из России или закрытии заводов, и нынешние сложности связаны с двумя основными причинами: неопределенностью с курсами валют и сбоями доставки компонентов на автозаводы. При этом риск ухода отдельных марок, особенно связанных с США, возможен. Насколько это болезненно для России?
— Не слишком болезненно, потому что за последние восемь лет изменилась ситуация на рынке, — считает аналитик автобизнеса Александр Рулевский. — Место ушедших просто займут китайцы, которые выпускают сегодня огромное количество самых разных машин и по качеству, и по цене. И даже если они пока не дотягивают до большой немецкой тройки, люксовые «китайцы» уже не так далеки от этой планки, как они были, например, десять лет назад. И для западных производителей угроза со стороны китайцев является сдерживающим фактором, потому что они понимают: потом выдавить китайские машины с российского рынка будет нереально.
Что касается лихорадочного изменения цен, Александр Рулевский считает ситуацию временной:
— Последствия будут. Но вопрос в том, насколько долго продлится военная операция: если это 10 дней, то, думаю, за 3–4 месяца всё устаканится, доллар отыграет повышение и смотреть на текущие курсы в разгар кризиса не стоит. Кроме того, есть всё те же китайские производители, которые сейчас концентрируются в сегменте среднеценовых автомобилей, но ничто не мешает им выйти и в более дешевые ниши и обеспечить массовый сегмент.
Будет ли массовое бегство автобрендов?
Эксперты склоняются к мысли, что массового исхода пока ждать не стоит, но рынок могут поставить на паузу. Руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов уверен, что ситуация будет меняться постоянно.
— Пока нельзя исключать того, что ряд европейских брендов приостановит поставки автомобилей на наш рынок, — считает он. — Это будет консолидированным решением в рамках санкций со стороны ЕС. А дефицит комплектующих может усилиться еще и из-за нарушения логистических цепочек.
При этом автомобильный рынок и так переживал крайне непростой период из-за микропроцессорного кризиса, который во второй половине 2021 года вылился в кризис поставок. В результате многие модели, включая Lada Granta, попали в разряд дефицита, а цены выросли на рекордную величину. Сейчас эти тенденции почти наверняка усилятся.
Коммерческий директор мультибрендовой группы компаний «Регинас» Сергей Попов считает, что цены будут плавно отыгрывать кривую роста курсов валют.
— Возможно, отдельные бренды ограничат поставки автомобилей в Российскую Федерацию, также не исключена приостановка продаж автомобилей в связи с непониманием нового валютного коридора и, соответственно, стоимости следующей партии, — объясняет он.
Заместитель главного редактора издания «За рулем» Никита Гудков сказал, что пока ситуация слишком неясная, чтобы строить прогнозы, но ускорение роста цен на автомобили, по его мнению, неизбежно.
— Авторынку предстоит адаптироваться к новым экономическим реалиям — взаимодействие со многими зарубежными партнерами вынужденно приостановлено, ряд автопроизводителей объявил о временной приостановке поставок машин. Следствием может стать затяжной дефицит на российском авторынке, перебои в цепочках поставок, рост цен. Вывод некоторых новых моделей на российский рынок может быть отложен. Конечно, наибольшие проблемы возникнут с западными автопроизводителями. Китайские автобренды в текущих условиях, вероятно, находятся в более выигрышной ситуации. В целом на ситуацию на авторынке будут влиять курсы валют, ключевая ставка ЦБ, поставки новых автомобилей и комплектующих, на которые оказывает воздействие общая политическая ситуация в том числе, — прокомментировала агентству АВТОСТАТ директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова.
Дополнительное давление на автомобильный рынок, по мнению специалистов, окажет удорожание автокредитов, связанное с двукратным увеличением ключевой ставки.
Современный автопром России крайне зависим от импортного оборудования, технологий, патентов и капитала
АВТОВАЗ теряет клиентов, зато «китайцы» на коне: обвал на авторынке принял угрожающий масштаб
В августе 2021 года продажи новых машин в нашей стране рухнули практически по всем брендам, и причина не в снижении спроса, а в отсутствии товарных моделей у дилеров: им порой нечего продавать. Еще весной дефицит казался временным неудобством, но постепенно он превращается в перманентное явление, ставя под угрозу целый сектор российской экономики — автопром.
Худший август за пять лет
Продажи автомобилей сократились на 17%, что выглядит не такой уж страшной величиной, но дело скорее в тенденции. За последний месяц лета дилеры продали 114 тысяч машин: результаты были слабее только в январе 2020-го и 2021-го (объясняется сезонностью) и в апреле прошлого года, когда из-за режима самоизоляции рынок пережил самое масштабное падение в истории. До сих пор даже с учетом всех сложностей автодилерам удавалось продавать порядка 150 тысяч машин ежемесячно (март — июнь 2021 года), и август стал первым месяцем, когда дефицит проявился в статистике.
— Тут, правда, важно учитывать, что в прошлом году продажи машин в июле-августе были достаточно большими, потому что автосалоны открылись после пандемии — и все кинулись покупать машины, улучшив статистику продаж, — считает эксперт издания «За рулем» Никита Гудков. — Но всё равно падение на 17% — это много даже с учетом высокой прошлогодней базы.
Последний раз столь низкие продажи в августе фиксировались в 2016 году, когда рынок плавно восстанавливался после «валютного» кризиса.
Ощущают проблемы и сами покупатели: один из наших читателей Юрий еще в августе забронировал Lada Granta в средней комплектации за 725 тысяч рублей. Машину он до сих пор не получил, зато дилер уведомил его, что та же самая комплектация обойдется ему в 800 тысяч, что на 60 тысяч выше официального прайса после его очередной корректировки. И эта ситуация весьма типична.
Летом АВТОВАЗ останавливал конвейер несколько раз, а сейчас переходит в режим Stop & Go
Куда катится «Гранта»
Показательно, что среди наиболее пострадавших моделей оказался лидер рынка Lada Granta, продажи которой упали сразу вдвое. Летом конвейер в Тольятти останавливался несколько раз, включая плановый отпуск и ряд экстренных пауз из-за недостатка компонентов. В итоге «Гранта» пропустила вперед не только Vesta, но даже Kia Rio с Hyundai Creta.
— Здесь работает закон пропорциональности: Lada была наиболее продаваемым брендом, а Granta — самой продаваемой моделью, поэтому они ощутили дефицит наиболее остро, — объясняет генеральный директор автомобильного холдинга «Сатурн» Александр Мещеряков (бренды Lada, Renault, UAZ, Suzuki, Chevrolet и др.). — Конвейер рассчитан на определенный объем производства, его нельзя запустить, грубо, на 40 процентов возможностей, поэтому дефицит компонентов приводит к большему снижению в абсолютных величинах.
Пресс-служба АВТОВАЗа заявила, что основная причина сбоев — нехватка комплектующих, которые поставляет один из партнеров завода — компания «Роберт Бош Самара». В сентябре АВТОВАЗ переходит на работу в режиме Stop & Go, то есть будет останавливать и запускать конвейер в зависимости от наличия деталей. Предприятие надеется компенсировать нынешние потери за счет перехода в будущем на увеличенные девятичасовые смены: это планировалось сделать уже в сентябре, но сроки сместились из-за затянувшихся проблем у поставщиков.
Еще сильнее просели продажи Volkswagen Polo и Skoda Rapid калужской сборки, и ситуация вряд ли выровняется в сентябре: пресс-служба завода анонсировала сразу четыре периода вынужденного простоя.
Продажи Renault Duster поддерживает эффект новизны модели
Фото: Артем Краснов
Среди популярных моделей в плюсе оказался только новый Renault Duster, что связано скорее со сменой поколения кроссовера. Неплохо чувствует себя и родственная Arkana. Но даже с учетом этого общие продажи Renault в августе упали на 11%, по остальным лидерам рынка провал еще сильнее.
Тонут все, кроме «китайцев»
Представители дилерского сообщества отмечают, что с проблемами столкнулись практически все бренды, хотя некоторые ощущают кризис острее других.
— Да, это был худший август по продажам, — говорит коммерческий директор группы компаний «Регинас» (бренды Hyundai, Kia, Skoda, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Haval и др.) Сергей Попов. — Из-за отсутствия нормальных поставок машин перспективы сейчас туманны. Есть бренды, которые планируют увеличение производства, а следовательно, и продаж, другие — наоборот. Корейские марки, например, до конца года закладывают снижение и производства, и продаж.
При этом бросается в глаза, что в плюсе — китайские бренды Haval (+37%) и особенно Chery (+163%), которые словно используют кризис в свою пользу.
Еще пять лет назад большинство россиян не слышало о марке Haval, а сегодня этот бренд входит в десятку самых популярных, имея в арсенале лишь пять моделей (кроссоверы и внедорожники)
Фото: Артем Краснов
Генеральный директор компании «Планета-Авто» (Hyundai, Ford, Chery, UAZ, Chevrolet, Land Rover, Cadillac и др.) Андрей Кольцук подтверждает, что китайская марка чувствует себя достаточно уверенно:
— Мы третьи по продажам Chery в России, и, в отличие от других брендов, поставки автомобилей Chery сохраняются на достаточном уровне, а кроме того, у марки сейчас очень удачная линейка кроссоверов. Да, мы наблюдаем китайскую экспансию.
По итогам августа и Haval, и Chery попали в десятку самых востребованных легковых марок в России (не считая коммерческий транспорт). При этом сложный август сказался и на них: если за первую половину 2021 года Chery нарастила продажи более чем в 4 раза, то в августе — «лишь» в 2,5.
Затянуть пояса на год
Андрей Кольцук («Планета-Авто») отмечает, что сложности возникли в том числе из-за летних корпоративных отпусков на автозаводах, на что наложились и проблемы с компонентами.
— Сейчас проходят дилерские конференции, посвященные этой проблеме, и помимо нехватки микросхем ощущается дефицит и других компонентов, — говорит он. — Есть понимание, что ситуация сохранится как минимум до второго квартала следующего года.
Близкого мнения придерживается Сергей Попов («Регинас»):
— Риск, что дефицит затянется на месяцы вперед, к сожалению, есть. Мы сохраняем надежды, что рынок автокомпонентов отреагирует, ведь если где-то возникает дефицит, там же происходит рост доходности, а значит, туда идут инвестиции, возникает насыщение. Но пока ситуация тревожная: я общался с рядом экспертов, и они прогнозируют проблемы с поставками на ближайшие 9–15 месяцев.
Производство полупроводниковых компонентов имеет достаточно длительный цикл — полгода и более — из-за медленного роста кристаллов, что также накладывает отпечаток на ситуацию.
Александр Мещеряков («Сатурн») также сдержан в оценках:
— Быстрого восстановления продаж точно не будет, и ситуация неоднородна по брендам. Поставки компонентов определяются контрактами между автозаводом и его партнерами, и эти контракты могут быть очень разными: в каких-то случаях ситуация попадает под критерии форс-мажора, и такого производителя могут поставить, условно, в конец очереди. В других случаях поставщик обязан выполнять контракт, и он будет изыскивать для этого все возможности. Поэтому какие-то марки провалятся сильнее, какие-то — меньше, но кризис бьет по всем без исключения.
УАЗ кажется в доску своим, но по факту более половины компонентов — импортные
Источник https://v1.ru/text/auto/2022/03/01/70479593/
Источник https://74.ru/text/auto/2021/09/08/70121936/
Источник