Воспитание детей в семье – отношения ребёнка – главное
Воспитание детей в семье. Отношения ребёнка – это главное
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Воспитание детей в семье – проблема каждого родителя
Воспитание детей в семье – это проблема каждого родителя, даже если оно не видится ему таковой или он его, воспитание детей, не считает, для себя, проблемой.
Ибо, воспитание детей в семье и в целом – становление их личностями – это длительный процесс со множеством факторов влияния на него.
И, просчитать и осмыслить, все их и сам этот процесс. А главное, его стратегические и тактические результаты – что есть наш ребёнок сейчас и что из него выйдет в дальнейшем – это не под силу ни одному человеческому уму.
Ибо это равносильно, что осмыслить, скажем, Вселенную – хотя бы потому, что, каждый человек – это своеобразный Мир в Мире. И наш ребёнок – не исключение.
А если мы и считаем, что постигли Мир ребёнка, как и всякого человека, — это не более, чем кажимость или заносчивость наших скудных знаний и, извините, тупости ума.
Я, как отец и воспитатель четырёх детей, и как педагог по основному образованию, естественно, ВСЕГДА, в той или иной степени, был и есть, озадачен темой воспитания детей в семье.
И именно сложность этого процесса, его часто непредсказуемые и, прямо скажем, иногда удручающие результаты. Заставляют меня искать основное, главное, стержневое в воспитании детей в семье.
А иначе, я, как и большинство родителей, буду идти по проторённым миллиардами родителей дорожкам неосознанности и непонимания: кого и зачем мы взращиваем из своих детей. Действуя по принципу: Хотели как лучше, а получилось — как всегда.
Воспитание детей в семье, главное – это отношения ребёнка
В своих раздумьях по поводу своей состоятельности, как родителя-воспитателя, у меня постепенно выкристаллизовалась такая мысль:
Главное, в воспитании детей в семье, – это те отношения, в которых он, ребёнок, находится сам, и которые он наблюдает в семье.
Конечно, это не оригинальная и не гениальная мысль. Об этом, в той или иной степени, знают или догадываются большинство не только педагогов, но и родителей.
НО, позвольте, быть хоть несколько оригинальным мне, утверждая, что: отношения ребёнка в семье – это не один из факторов воспитания, а это ГЛАВНЫЙ, основной и СТЕРЖНЕВОЙ фактор воспитания детей в семье. Почему?
Факторы воспитания, которые нужно понимать родителю
Потому что при воспитании детей в семье нужно понимать и учитывать такие факторы:
1. Человек, САМ ПО СЕБЕ, с рождения и до смерти, является, извините за сравнение: полуфабрикатом человека.
Человеком же его делают отношения с людьми и вещами, в связи с которыми, он вступает в процессе своей жизни.
То есть, социализация – отношения с людьми, и вещи вокруг – это и есть жизненное поле человека, по которому он не только идёт, но и которое его делает таким или другим.
Конечно, нужно не забывать, что «полуфабрикат» человека – наследственные свойства человека, тоже имеют колоссальное значение в формирование личности человека.
Установилась уже такая цифра «готовности» человека при рождении: 75% свойств личности уже заложены в человеке, как наследственная память. И лишь остальные 25 – продукт его социализации – воспитания и условий жизни.
25% — это мало? Это — очень много! Котлета становится котлетой после её приготовления. А не пока она находится кусочком перекрученного мяса и добавок – полуфабрикатом.
Влияние отношений на воспитание ребёнка
2. По своей сути, отношения – продукт не только взаимодействия двух субъектов, но и двух объектов. Находясь в отношениях, люди не только влияют друг на друга, но и сами являются объектами влияния и исследования-понимания.
В нашем случае: родитель, находясь в отношениях с ребёнком, не только влияет на ребёнка, но и сам меняется в этих отношениях, а функции ребёнка в отношениях с родителем, соответствующие.
При этом, обращаю ваше внимание на то, что: это суть отношений, а не желание или не желание родителя и ребёнка. Взаимосвязь и взаимовлияние вытекает из самого наличия отношений, а не из действий и желаний участников этих отношений.
3. Следовательно, от того, какого качества и количества будут связи между родителем и ребёнком в их отношениях, зависит и их взаимовлияние друг на друга.
И это взаимовлияние друг на друга, — по сути, и есть воспитание детей в семье родителями, если давать короткое определение этого понятия «Воспитание детей в семье».
Дополнительно, об отношениях, читать:
Родитель, как главный в отношениях
4. Естественно, что во взаимоотношениях родитель-ребёнок, приоритет установления той или иной формы и содержания отношений имеется у родителя.
НО, не редки случаи, когда родитель, добровольно и, прямо скажем, от недалёкого ума, отдаёт бразды управления в своих отношениях с ребёнком, самому ребёнку.
То есть, есть родители, которые, отдав ребёнку приоритет и доминирование влияния в отношениях с ним, сами становятся на позицию воспитанника. А ребёнок становится воспитателем своего родителя.
К сожалению, картины таких отношений – плоды такого воспитания детей в семье, можно наблюдать довольно часто.
Притом не только в подростковом и старшем возрасте детей, но и, буквально, в возрасте младенчества, когда родитель «вытанцовывает под дудку» своего неуправляемого чада.
Воспитание и авторитарность родителя
5. Безусловно, если говорить о воспитании детей в семье, то роль родителя в отношениях с ребёнком должна быть АВТОРИТАРНОЙ – родитель должен быть авторитетом в отношениях с ребёнком. Притом вне зависимости от того, папа это или мама — отец или мать.
Более того, в идеале, эта авторитарность должна быть непререкаемой и даже не обсуждаемой со стороны ребёнка. Ибо, если родитель не будет авторитетом для ребёнка в их взаимоотношениях, то он, автоматически, априори, перестаёт быть и воспитателем ребёнка.
Извините, но в практике отношений родителя и ребёнка это выражается простым рассуждением, а иногда и озвучивается ребёнком: А ты кто такой, чтобы мне указывать, чтобы меня учить, чтобы меня заставлять, и прочее!?
Позитивное воспитание, без любви к ребёнку, невозможно
6. Воспитание ребёнка в семье, НЕВОЗМОЖНО без искренней и БЕЗУСЛОВНОЙ – без всяких условий, любви к ребёнку. Ибо, только любовь к ребёнку может породить ответную, осознанную, а не только инстинктивную, любовь ребёнка к своему родителю.
И, ибо, только любовь ребёнка, а не страх, не боязнь, не принуждение, не «заигрывание» с ним, способны породить у ребёнка отношение к родителю, как авторитету в своей жизни.
7. Авторитарность родителя в отношениях с ребёнком, таким образом, состоит из двух составляющих:
1) Безусловной взаимной любви родителя и ребёнка.
Кстати, как и в любви женщины и мужчины, взаимность – это свойство любви, а не желательный её компонент. Если нет взаимности в любви родителя и ребёнка, то и любви, как таковой, не может быть.
А если она и есть, то это только кажимость: её изображение в отношениях, и иллюзии родителя, реже, ребёнка.
Можно почитать об этом:
2) Состоятельности родителя, и как человека, и как родителя, и как воспитателя В ГЛАЗАХ РЕБЁНКА.
То есть, ребёнок должен воспринимать своего родителя состоявшимся, успешным – знающим, понимающим, умеющим человеком, и в жизни, и в роли родителя-воспитателя. Понятно, что, как воспринимает ребёнок родителя, так и будет относиться к нему.
Значимость родителя в семье — его значимость, как воспитателя
8. Безусловно, ребёнок рассматривает и делает свои умозаключения относительно своего родителя не только на основании его отношения к себе. Но и на основании состоятельности родителя в семье – его отношений и отношений к нему в самой семье.
Поэтому, говорить о состоятельности и значимости родителя в качестве воспитателя в семье невозможно. Если в семье, в целом и в частностях, не установлены НОРМАЛЬНЫЕ отношения.
Например, если мать и отец, как муж и жена, как родители, и как люди, в целом, не имеют нормальных отношений.
То не только эти обстоятельства будут негативно влиять на процесс воспитания детей в семье. Но и будут делать несостоятельными воспитателями самих ОБОИХ родителей.
Если мать не уважает и не любит отца, а отец — мать, если они показывают ребёнку свою неспособность наладить собственную жизнь. То, извините, о какой авторитарности родителей для ребёнка может идти речь!?
9. Так же безусловными факторами воспитания детей в семье являются отношения ребёнка с другими членами семьи и отношения других членов семьи между собой.
В частности: отношения с другими детьми в семье и между ними, и отношения к ним родителей. Отношения с бабушками, дедушками и прочими, имеющимися на горизонте, родственниками.
Воспитание детей в семье и цели воспитания
10. Воспитание детей в семье, в принципе, мотивируется и управляется тем: А кого вы, как родитель, хотите вырастить – кого вы хотите видеть в лице своего ребёнка сейчас и в перспективе?
Ведь именно это определяет отношение родителя к своему ребёнку, как к объекту воспитания. Притом, неважно, осознаёт это родитель или нет.
Ибо образ того, кем родитель хочет видеть своего ребёнка, служит для него мерилом, лекалом – идеалом того, через что и как родитель будет оценивать своего ребёнка в целом и в частностях.
Именно несоответствие реального поведения ребёнка и того, что рисуется в голове родителя «каким он должен быть», заставляет родителя заниматься воспитанием ребёнка, корректируя, тем или иным образом, его поведение.
Следовательно, если родитель не представляет себе, кем он хочет видеть ребёнка – чего он от него хочет. То, он может считаться воспитателем ребёнка не более, чем другие обстоятельства жизни ребёнка: как и воздух воспитывает.
То есть, воспитание ребёнка в семье родителями, может быть ТОЛЬКО ОСОЗНАННЫМ воспитанием родителями своего ребёнка.
Все остальные отношения и действия родителя воспитывают ребёнка, как все остальные вещи и явления в его жизни. Ребёнок сам устанавливает с ними отношения в силу своих потребностей, интересов, чувств и разумения.
А воспитание же ребёнка людьми, в частности родителями, а не вещами и явлениями вокруг ребёнка, – есть процесс осознаваемого ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕГО воздействия на ребёнка.
Воспитание детей в семье и влияние окружающих вещей и людей
11. Воспитание детей в семье не может происходить без учёта влияния отношений ребёнка с людьми не только в семье и вне семьи. Но и его отношений с вещами и явлениями – отношениями не в быту, а с бытом.
Какие вещи имеет ребёнок, как он с ними обращается – как к ним относится. Какие явления-факторы жизни имеются в его жизни, и как он к ним относится – всё это существенно влияет на воспитание ребёнка в семье.
12. Воспитание детей в семье – это комплексное воздействие на чувства и сознание ребёнка, посредством вовлечения его в отношения с родителями и другими членами семьи.
И создание в семье нормальных, адекватных – соответствующих представлениям о нормах общечеловеческой достаточности в быту и на отдыхе, отношений к вещам и явлениям в бытии семьи и в своём собственном.
Вспомните и проанализируйте отношение ребёнка к компьютеру, например. Или его кормление – как, что и когда ребёнок ест, как постоянное и сущностное явление в его жизни.
И на этих примерах, поймёте, что я имею в виду, когда говорю о влиянии отношений ребёнка к вещам и явлениям в воспитании ребёнка в семье.
Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы
Ребенок, который растёт в семье, где у него есть брат или сестра, неизбежно сталкивается с такими понятиями как «общие игрушки», «совместное времяпрепровождение», «воспитание младших», «зависть и гордость за родных» и прочее. В условиях соперничества или поддержки со стороны родных братьев или сестёр дети приобретают ряд очень ценных и полезных качеств, которые будут им служить на протяжении всей жизни. Но как же быть родителям, если у них единственный ребёнок в семье? Каких проблем стоит ожидать? Как сделать так, чтобы ваш сын или дочь не пропустили важные этапы становления личности, которые проходят дети, воспитывающиеся вместе с братьями или сёстрами?
Возможные проблемы
Воспитание единственного ребенка в семье – это сложный процесс. Одна из самых распространённых проблем в семьях с единственным ребёнком – детский эгоизм. Постоянное внимание со стороны родителей может сыграть плохую шутку с характером ребёнка. Привычка быть в центре внимания перерастает в жизненную позицию, которая, в свою очередь, способствует развитию нарциссизма, жадности и излишней уверенности в себе.
С появлением брата или сестры ребёнок учится поиску компромиссов, учится договариваться, уступать. Или наоборот – доказывать свою точку зрения. В семьях с единственным ребёнком такой необходимости не возникает, и это ведёт к появлению следующей проблемы — сильной зависимости от родителей. Дети, которые растут вместе, чувствуют родственную связь друг с другом, они вместе проходят сложные этапы взросления, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Появляются первые секреты от родителей, общие планы – рождается настоящая дружба. У братьев и сестёр с большой разницей в возрасте или у единственных детей в семье такими близкими друзьями становятся сами родители. Они одновременно и наставники, и лучшие друзья, с которыми можно обсудить всё, происходящее в жизни. В этой ситуации детям сложнее социализироваться в обществе, они ещё не знают, что такое настоящая дружба, и часто чувствуют себя одинокими.
Причины возникновения проблем
Родители должны знать проблемы единственного ребенка в семье. Малыш до семи лет – это зеркало, в котором отражается всё, что происходит внутри семьи. Поэтому главной причиной возникновения проблемы, как ни удивительно, является не сам факт отсутствия брата или сестры у ребёнка, а поведение родителей по отношению к нему.
Помните, что у детей нет цельно сформированной системы нравственных ценностей, и они принимают за чистую монету всё, что мы им показываем. Если мы из раза в раз убеждаем себя и своего ребёнка в том, что лучше него нет никого на свете, он рано или поздно начнёт и сам так думать.
Как избежать возникновения проблем?
Полностью избежать вышеперечисленных проблем не удастся, но можно максимально их минимизировать. Для этого нужно знать особенности воспитания единственного ребенка в семье.
Во-первых, постарайтесь всегда использовать здравый смысл в подходах к воспитанию вашего ребёнка. Это значит, что не нужно покупать ребёнку весь супермаркет игрушек, если он играет только одной-двумя. Не стоит постоянно внушать вашему сыну или дочери, что он или она лучше остальных только потому, что это ваш ребёнок. Не следует вызывать скорую помощь, потому что вы увидели на его ладошке маленькую царапину. Гиперопека и чрезмерное проявление любви только навредят. Поэтому, целуя на ночь сына или дочь, подумайте о том, каким вы хотите увидеть будущее ребёнка. И только потом приступайте к работе над настоящим.
Во-вторых, социализируйтесь и социализируйте. Это ещё одни особенности единственного ребенка в семье. Если у вас есть знакомые с ребёнком того же возраста, не бойтесь заводить дружеские отношения. Это поможет вашему ребёнку научиться общаться со сверстниками. Это научит его делиться, находить общие решения и прочее. А вы, в свою очередь, сможете немного передохнуть. Сравнивая поведение своих сверстников и их родителей, ваш сын или дочь постепенно придёт к тому факту, что вы воспитываете его по-своему, что родители бывают самыми разными, и что нужно ценить их вклад в развитие его личности.
Кружки и секции также помогут вам справиться с этой задачей. Настоящее хобби увлечёт ребёнка, у него появятся новые знакомства и стимул для дальнейшего развития.
В-третьих, заведите домашнее животное. Если у вас есть такая возможность, обязательно используйте её. Дрессировка собаки или уход за кошкой помогут привить ребёнку понятие об ответственности, а также о заботе и верности. Кроме этого, у вашего сына или дочери появятся обязательные домашние обязанности, связанные с животным. Это поможет в развитии семейной дисциплины. А также, это постоянная возможность заинтересовать ребёнка беседой о будущих планах или покупках, связанных с животным.
Тем не менее, несмотря на все плюсы этой перспективы, будьте аккуратны. Покупая ребёнку собаку или кошку, вы дарите себе и ему не только возможность для тренировки социальных навыков, но и друга, члена семьи, с которым будет очень тяжело расставаться. Умейте проявить терпение и чуткость, если что-нибудь произойдет с животным. И не забывайте, что детская скорбь ничуть не меньше вашей собственной.
Помимо перечисленного вам помогут детские летние лагеря. В них ребёнок наравне с социализацией будет осваивать основные принципы самостоятельной жизни, а лагерный распорядок дня приучит его к дисциплине и определенному графику.
В заключение стоит добавить, что при грамотном воспитании не важно, сколько детей в семье. Главное – это верить в свои силы и постараться передать ребёнку лучшее, что есть в вас самих. Тогда он обязательно оправдает все ваши ожидания, и вы сможете гордиться как им, так и собой. И помните, что самое важное – это любить своего сына или дочь, дать своему малышу большое количество заботы, внимания, помощи и поддержки. Только в атмосфере понимания, доверия и уважения у вас вырастет яркая самостоятельная личность.
Источник https://love-family-life.info/vospitanie-detey-v-seme/
Источник https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/edinstvennyj-rebenok-v-sem-e-vozmozhnye-problemy/
Источник