Эпоха дефицита: почему упали продажи автомобилей
На российском рынке продолжается падение продаж новых автомобилей. В ноябре 2021-го было куплено на 20,4% меньше машин, чем годом ранее. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томаса Штэрцеля, этот тренд сохранится в декабре, а также в следующем году. Будут ли продажи снижаться и далее, разбирались «Известия».
Что мешает повысить продажи
В прошедшем месяце было продано 125 466 единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, тогда как в ноябре 2020-го было реализовано 157 580 машин. Причем это немногим меньше, чем в октябре. Факторы, негативно влияющие на рынок России, такие как нехватка полупроводников и логистические проблемы, а вместе с ними сокращение производства, сохраняются пятый месяц подряд.
Несмотря на то что дилеры в большинстве своем завышают цену и не продают машины без дополнительного оборудования, спрос превышает предложение. Продажи могли бы быть выше, утверждают эксперты и игроки рынка, но мешает дефицит. Ситуацию эксперты называют рынком продавца, когда продающий находится в более выгодном положении, нежели покупающий.
— Спрос на автомобили в ноябре снизился относительно октябрьских показателей, однако он всё еще значительно превышает предложение, — рассказывает генеральный директор ГК «АвтоDом» Андрей Ольховский. — Практически все продаваемые на рынке модели достаточно быстро находят своего покупателя. Особенно это касается российских бестселлеров, которые есть как в массовом, так и в премиальном сегментах.
С ним согласен и председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович.
— Ажиотажа сейчас нет, однако спрос сохраняется на хорошем уровне и опережает предложение: автомобилей не хватает, всё очень быстро продается, — говорит он. — Каждый месяц к дилерам поступает разный объем машин, что тоже отражается на общей динамике продаж.
Какие марки теряют популярность
В ноябре просели продажи всех ведущих брендов, если не считать китайские марки. Так, бессменный лидер отрасли Волжский автозавод реализовал 26 373 автомобилей, хотя это на 31% меньше, чем в прошлом году.
— Ситуация с поставками электронных компонентов постепенно улучшается, однако пока что рано прогнозировать точные сроки окончания этого кризиса. Мы предпринимаем все возможные действия, чтобы минимизировать его влияние на объемы производства и прогнозируем позитивную динамику продаж по итогам всего 2021 года, — прокомментировал текущее положение дел президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
Приблизительно в такой же ситуации оказались и южнокорейские производители. Марка Kia, занимающая второе место рейтинга, продала 14 514 автомобилей, то есть на 31% меньше, чем в ноябре прошлого года. Замыкающая тройку лидеров компания Hyundai передала потребителям 14 395 единиц ТС, уронив планку на 17%.
Бренд Renault, находящийся на четвертой позиции, уменьшил объем сбыта на 15%, реализовав 11 837 машин. И даже Toyota, которая держалась до последнего, в ноябре показала падение продаж: 7606 автомобилей и отрицательная динамика в 7%. Японский производитель занял пятую строчку.
У Chevrolet показатель взлетел на 348%, но это эффект низкой базы: в ноябре компания подала 197 машин. В пресс-службе бренда «Известиям» рассказали, что динамика связана с появлением на рынке двух новинок — флагманского Chevrolet Tahoe последнего поколения, а также совершенно нового и относительно недорогого кроссовера Trailblazer, вышедшего на рынок в середине сентября.
Самое серьезное увеличение продаж наблюдается у Genesis — премиального суббренда Hyundai, реализовавшего в этом ноябре на 1037% больше относительно прошлого. Это связано прежде всего с расширением модельного ряда.
Какие машины продаются лучше
Примечательно, что с положительным результатом в 74% (2123 штуки) закончил месяц Ford, имеющий в арсенале лишь Transit в различных модификациях. Кроме него, хорошие цифры показали французские бренды Peugeot и Citroen, а еще немецкий Opel. Первый поднял продажи на 75% (733 автомобиля), второй — на 45% (432 экземпляра), а сбыт Opel подскочил на 62% (147 автомобилей). Стоит отметить, что все три бренда входят в группу Stellantis и предлагают не только легковой транспорт, но и легкий коммерческий.
— Opel вообще один из самых быстрорастущих брендов на российском рынке в этом году, — рассказала «Известиям» официальный представитель Stellantis Лилия Мокроусова. — Бренды Peugeot и Citroen тоже показывают хорошую динамику. Такой результат стал возможен в основном за счет моделей локального производства, в том числе тех, которые мы собираем в рамках СПИК. Это наши микроавтобусы, фургоны, компактвэны и малые фургоны.
Что происходит с китайскими автомобилями
Представители «большой китайской тройки» чувствуют себя сегодня совсем иначе, нежели европейские или корейские производители, продолжая наращивать сбыт и активно осваивая российский рынок. Например, марка Haval, открывшая в 2019 году свой завод в РФ, в ноябре заняла восьмую строку рейтинга популярности с проданными 4909 автомобилями и ростом в 202%.
— Мы внимательно следим за ситуацией с дефицитом микрочипов. Она носит глобальный характер, и мы делаем всё возможное, чтобы смягчить ее последствия. Ноябрьское производство осуществлялось по плану, — так прокомментировали «Известиям» свой успех представители компании Haval.
Бренд Chery обосновался на 11-м месте с результатом в 4097 реализованных машин и динамикой в 174% со знаком «плюс». А компания Geely попала на 14-ю позицию, сбыв 2826 транспортных средств и подняв объем на 40%. У экспертов отрасли есть объяснение высоких показателей производителей из Поднебесной.
— Во-первых, у китайцев есть собственное производство полупроводников и микрочипов. Поэтому они тоже столкнулись с этой проблемой, но гораздо легче ее переносят, — объясняет независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. — Кроме того, у брендов из КНР весьма эффективная стратегия развития: они быстро реагируют на запросы рынка, создают привлекательные условия и научились делать привлекательный продукт.
Того же мнения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Первая причина высоких продаж китайских автомобилей — ценовая. Вторая причина в том, что у китайцев все-таки были предложения в отличие от других брендов, были живые машины. А третья — машины стали привлекательнее, — полагает он. — Единственное, люди пока не понимают, за сколько они смогут потом продать эти автомобили после использования.
Одной из моделей Haval осталось совсем немного, чтобы попасть в топ-10 рейтинга самых востребованных автомобилей в России. Речь идет о Jolion, которых передали покупателю в количестве 2340 штук. Кроссовер представили в мае 2021 года, с июля он стал бестселлером бренда, а сегодня уже занял 11-е место автомобильного хит-парада, потеснив Volkswagen Polo.
Почему Vesta в минусе
Лидирующую позицию в рейтинге популярности моделей уже несколько месяцев кряду занимает Lada Vesta с 9035 проданными автомобилями, но это на 2736 единиц меньше прошлогоднего результата. Отрицательный результат связан не только с дефицитом полупроводников. «Веста» готовится к обновлению, и часть версий уже недоступны.
Гораздо серьезнее просела реализация Granta, которая удерживала позицию самой покупаемой в России модели на протяжении двух последних лет. «Народный автомобиль» разошелся тиражом в 7231, снизив объем на 7309. И это самое серьезное падение среди участников рейтинга.
Спад объясним периодическими остановками линии, где собирают «Гранту». Как сообщает информагентство «Интерфакс», ссылаясь на главу профсоюза предприятия Сергея Зайцева, «АвтоВАЗу» с весны приходится прибегать к временным простоям на производстве из-за дефицита автокомпонентов. Простои компания пытается нагнать шестидневными рабочими неделями, но и их приходится периодически отменять.
Большинство моделей из топ-25 показали отрицательную динамику за небольшим исключением. В частности, в плюсе оказались Renault Kaptur и Duster, Toyota RAV4 и Camry. Ситуация с полупроводниками всё еще нестабильна, и успехи автопроизводителей сейчас зависят от того, как успешно они могут ее решить.
Что происходит на вторичном рынке
Дефицит новых автомобилей уже начал сказываться и на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажей автомобилей с пробегом, заметили не только повышение потока клиентов, но и сокращение машин, которые привозят в trade-in.
— По итогам ноября наши центры выдали 9300 автомобилей с пробегом — на 31% больше, чем в ноябре 2020 года. Но из-за дефицита новых автомобилей сократилось количество автомобилей с пробегом, которые поступают к дилерам по сделкам трейд-ин, — рассказал руководитель направления PR в «Рольфе» Павел Носов. — Для некоторых дилеров это стало проблемой.
К концу года средневзвешенная цена нового автомобиля превысила 2 млн рублей, подсчитали аналитики агентства «Автостат». И это без учета дилерских накруток. Вслед за новыми автомобилями подорожали и подержанные.
— По автомобилям с пробегом у нас есть данные за 11 месяцев — с января по ноябрь средняя цена подержанного легкового автомобиля увеличилась на 34%. К концу года этот показатель может достичь 40%, — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
Сколько продлится дефицит
В ближайшее время ожидать улучшения на автомобильном рынке не приходится, никаких предпосылок к этому пока нет. По прогнозам Сергея Бургазлиева, проблемы будут продолжаться как минимум до конца весны следующего года.
Похожее мнение высказал и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Странная ситуация, когда в этом ноябре продажи упали на 20% по сравнению с ноябрем 2020 года, который был более сложным, — отмечает он. — Это говорит о двух вещах: динамика и в декабре будет отрицательной. В итоге года мы выйдем примерно на уровень 2020-го. Кроме того, в состоянии дефицита мы будем до середины 2022 года.
Постпандемическая люксовая лихорадка: спрос на премиальные авто вырос
Глобальный подъем после пандемии коронавируса увеличивает продажи автомобилей класса люкс до небывалых высот, поскольку портфели заказов таких компаний, как Lamborghini, Ferrari и Rolls-Royce, пополняются за счет спроса со стороны богатых людей мира.
По словам Фелипе Муньоса из компании Jato Dynamics, занимающейся исследованиями рынка, в 2020 году богатейшие люди, как и обычные граждане по всему миру, сократили потребление, что привело к «двузначному» падению продаж производителей самых желанных автомобилей.
Но «покупатели этих автомобилей не были так подвержены финансовым последствиям кризиса, как другие», добавляет он.
Для состоятельных людей «основная проблема заключалась в том, что они не могли выбраться из своих домов», — говорит Муньос. «Они отложили свои покупки».
Восстановление продаж эксклюзивных автомобилей началось уже в последнем квартале 2020 года, когда состоятельные люди снова потянулись к своим платиновым кредитным картам, смягчив удар пандемии по сравнению с производителями массового рынка.
Годовой объем продаж Lamborghini, принадлежащей Volkswagen, в прошлом году превысил рекордный показатель 2019 года и составил 7430 автомобилей, что было обусловлено появлением у итальянского производителя тяжелого внедорожника Urus стоимостью около 200 000 евро ($220 000 в США).
Из-за закрытия заводов продажи Ferrari в прошлом году упали на 10%, до 9 119 автомобилей.
Но боссы утверждают, что «черная лошадка» марки сейчас имеет «книгу заказов на рекордном уровне», которую пополняет SF90 Stradale за 450 000 евро — первый подключенный гибрид автопроизводителя, а также двухместный Monza без лобового стекла, стоимость которого, как считается, составляет около 1,7 миллиона евро.
Ferrari надеется преодолеть отметку в 10 000 единиц в следующем году, когда она станет последним производителем класса люкс, предлагающим внедорожник «Purosangue».
Время наслаждаться жизнью
«Рынок роскоши все еще имеет очень специфические правила и клиентов», — говорит аналитик автомобильной промышленности Deloitte Гийом Крунель.
«Поведение клиентов в большей степени связано с личными ситуациями, с тем, как развивается их благосостояние, а не с рыночными тенденциями».
После года с меньшим потреблением «есть довольно много денег, которые можно потратить», — сказал AFP исполнительный директор Rolls-Royce Торстен Мюллер-Отвос.
Тем не менее, босс дочерней компании BMW также видит последствия пандемии в покупательских предпочтениях людей.
«Довольно много наших клиентов сказали, что Covid-19 научил их тому, что жизнь может легко закончиться завтра, а сейчас самое время наслаждаться жизнью».
На этой неделе исторический британский бренд выпустил модель «Boat Tail», вдохновленную яхтами, которых пока построено всего три штуки — и не раскрывает цену.
Мюллер-Отвос говорит, что новый автомобиль «гораздо более изысканный», чем его последняя модель Sweptail, которая стоила около 13 миллионов долларов.
Отправляемся в Китай
Несмотря на штучные модели Rolls-Royce, большинство даже самых дорогих производителей подхватили такие тенденции, как безостановочное шествие внедорожников — и забота об окружающей среде, связанная с электрификацией, отмечает Крунелл из Deloitte.
Анализ Jato Dynamics показал, что в прошлом году на спортивные автомобили пришлось всего пять процентов продаж автомобилей класса люкс, а доля внедорожников на рынке впервые превысила долю купе.
В Великобритании Bentley и McLaren уволили тысячи работников в связи с начавшейся вспышкой вируса, но Bentley удалось зафиксировать рекордные продажи в 11 000 единиц благодаря внедорожнику Bentayga за 200 000 евро.
Rolls-Royce показал лучший в своей истории квартал в начале 2021 года, благодаря новому купе Ghost и 2,6-тонному внедорожнику Cullinan за 350 000 евро — самому дорогому на рынке.
А любимый Джеймсом Бондом Aston Martin вернулся с грани банкротства со своим почти таким же громоздким DBX.
Забегая вперед, скажу, что «производство на этот год полностью расписано», — говорит Мюллер-Отвос из Rolls-Royce.
Европа и Северная Америка остаются надежными рынками для люксовых брендов, но наибольший рост наблюдается в Китае.
«Это самый большой регион в мире по наращиванию благосостояния, а автомобили по-прежнему являются очень сильным признаком статуса», — говорит Крунелл.
Муньос прогнозирует, что «со все возрастающим с каждым годом количеством миллионеров и миллиардеров в Китае и эта тенденция, скорее всего, сохранится».
Комментарии экспертов
Мы также обратились к экспертам, которые прокомментировали ситуацию на отечественном рынке люксовых авто.
Анна Уткина,
директор по коммуникациям АО АВТОDOM
Динамичный рост продаж автомобилей класса люкс объясняется несколькими факторами. В первую очередь это отложенный спрос.
Люди, ранее занимавшие выжидательную позицию относительно дорогих покупок, стали чувствовать себя увереннее, адаптировавшись к новым реалиям, и решили совершить долгожданное приобретение.
Кроме того, многие автовладельцы хотели обновить автомобиль еще до пандемии. Но COVID внес свои коррективы, и теперь, когда эпидемиологическая обстановка в стране улучшилась вопрос обновления автопарка стал вновь актуален.
Свою роль сыграла нестабильность курса рубля, которая стала одной из причин роста цен на автомобили. Понимая это, клиенты стремятся приобрести желанное авто до повышения цен. С этой точки зрения сложно представить себе лучшее время для покупки чем весенне-летний период.
Кроме того, для многих корпоративных клиентов приобретение автомобилей премиум-сегмента по гибким кредитным и лизинговым программам — это способ сократить налогооблагаемую базу, а вместе с тем и эксплуатировать желаемое авто для нужд компании. Отдельное внимание стоит уделить и «зеленым» новинкам в сегменте автомобилей классов премиум и люкс. Электрокары — это не просто забота об экологии, но и стремление быть современным, а подчас и опережать время. Между тем, 2021 год — последний, когда действуют нулевые пошлины на ввоз электромобилей в Россию. Таким образом, многие покупатели хотят приобрести автомобиль до ее повышения.
Сергей Баранов,
аналитик авторынка JATO Dynamics
Рынок люксового транспорта после пандемии не просто восстановился, а начинает едва ли не бить рекорды. Как у нас в стране разнится интерес к люксовому и обычному транспорту в постпандемической реальности?
Согласно данным JATO Dynamics, регистрации автомобилей люксовых брендов в 2021 году не показывают роста. По итогам января-апреля в России на учет было поставлено 203 таких автомобиля, а это на 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Очевидно, что динамика хуже, чем у рынка в целом. Более того, на фоне пандемии и локдаунов также не наблюдалось рекордов: в 2020 году объем регистраций оказался на 12% ниже, чем в 2019-м.
Единственный яркий всплеск продаж произошел в первом квартале прошлого года: тогда на это повлияло появление новинок в модельных рядах брендов и резкое падение курса рубля. В январе-марте 2020 регистрации автомобилей люксовых брендов выросли на 17%, а отдельно в феврале был скачок на 72%.В дальнейшие месяцы аномальной динамики не было.
Рекордным по объему регистраций люксовых марок стал 2019 год (на учет поставлен 851 автомобиль, +10% к 2018). Главная причина этого успеха — появление у нескольких брендов моделей в востребованном сегменте SUV.
Какие факторы на это влияют у нас?
Если рассматривать ситуацию в перспективе последних 10 лет, то аудитория люкс-сегмента в России существенно выросла: со средних годовых значений на уровне 400–500 автомобилей в 2012–2016 гг. объем регистраций увеличился до 750-850 в последние четыре года. Давно назревавшим и успешным решением люксовых брендов стал выход в класс SUV, где прежде они не были представлены. На модели Aston Martin DBX, Bentley Bentayga, Lamborghini Urus, Maserati Levante и Rolls-Royce Cullinan сейчас приходится 50-60% продаж в сегменте.
Анализ журнала Forbes показывает, что число долларовых миллиардеров и миллионеров в России растет с каждым годом. Обеспеченная аудитория не испытывает сложностей с деньгами и может позволить себе покупку даже эксклюзивных автомобилей, поэтому ситуация в люкс-сегменте в целом остается благополучной. Сейчас давление на статистику оказывает дефицит автомобилей: многие бренды испытывают проблемы с производством и поставками, поэтому просто не могут удовлетворить спрос. В результате показатели регистраций отражают не весь реальный спрос, а лишь производственные возможности марок.
Пресс-служба ГК «АвтоСпецЦентр»
После снятия локдауна в 2020 году спрос на авторынке резко вырос. При этом к осени 2020 автомобили массового сегмента подорожали на 1,7%, а премиум-класса на 9% в сравнении с ценами на начало года. Причинами для этого стали: девальвация рубля, дефицит на авторынке и планируемое увеличение утилизационного сбора. На фоне сложившийся экономической ситуации россияне стали инвестировать деньги в автомобили класса-премиум. Регионы, где приобрели большее количество премиальных авто: Москва и МО, Санкт-Петербург и Красноярский край.
Аналогичная тенденция наблюдается и в 2021 году. В мае 2021 спрос на новые автомобили в России был даже выше, чем в 2019 году. Несмотря на сокращение предложения на 19%, он вырос на 22%. На вторичном рынке наблюдается рост спроса на премиальные автомобили: в среднем за 2021 год они выросли в стоимости на 30%, а по сравнению с 2020 на 11%, а продажи автомобилей не старше трех лет поднялись на 5,2%. Причины такого увеличения цен — рост спроса на премиум-сегмент на вторичном рынке, инфляция и снижение курса рубля.
Источник https://iz.ru/1261133/svetlana-ermolaeva/epokha-defitcita-pochemu-upali-prodazhi-avtomobilei
Источник https://automarketolog.ru/postpandemicheskaya-lyuksovaya-lihoradka-spros-na-premialnye-avto-vyros/
Источник