Рынок Инноваций и Инвестиций Московской Биржи (РИИ Московской Биржи)
Существуют общие принципы определения результатов инновационной деятельности, которые, например, в Евростате регламентируются руководством OSLO MANUAL. Согласно руководству, инновацией считается введенный в употребление или улучшенный продукт, услуга или метод в деловой практике.
Бывают инновации организационные, маркетинговые, управленческие, технологические, экологические и эстетические. Все они могут относиться к трем типам инноваций: базовым, улучшающим и псевдоинновациям (тем, которые продлевают время действия базовых инноваций).
Чтобы оценить эффективность инвестирования в инновации, используется термин КПЭ (ключевые показатели эффективности). Оценивается размер платежей в сферу инноваций, число патентов и инноваций, затраты по регионам в разрезе компаний, сфер и направлений, уровень инновационной активности регионов.
Развитие инновационной деятельности идет рука об руку с инвестиционной деятельностью.
Для создания нового продукта необходимо реализовать целый комплекс мер, таких как: маркетинговые исследования рынка, проектирование и строительство, запуск и поддержание производства. На все это нужны средства. Именно поэтому инвестиции в инновации так актуальны сегодня.
Инновационная инвестиционная деятельность способна обеспечить реализацию одной из основных целей инвестирования — получение прибыли. Однако кроме прибыли инновации дают конкурентные преимущества, а также новые технологии.
Инновации в инвестиционных проектах всегда улучшают и совершенствуют объект инвестирования. Чем лучше проект, тем потенциально большую прибыль он способен принести.
В этом и прелесть финансирования инноваций, они непременно ведут проект к повышению его стоимости и лидирующим позициям на рынке.
Инвестируя в инновации, мы финансируем процесс научной и творческой деятельности, которая направлена на усовершенствование существующих методов производства и оказания услуг, путем воплощения в жизнь идей в виде производства новейших продуктов.
Источниками для финансирования инновационно-инвестиционной деятельности являются:
- государственная поддержка, бюджетные средства
- собственные средства организаций или частных лиц
- привлеченные средства инвесторов, спонсорские пожертвования
- займы, кредиты и т.п.
- иностранные инвестиции.
Собственные средства, расходуемые на финансирование инноваций складываются из:
- амортизационных отчислений
- прибыли предприятия
- средств, привлеченных путем выпуска акций компании на фондовых рынках.
Показателями, оценивающими эффективность инвестиционной деятельности в области инноваций, считаются:
- инвестиционная активность в части инноваций отдельно по регионам, отраслям, предприятиям
- кол-во зарегистрированных новых патентов на территории страны
- объём денежных потоков за пользование инновационными технологиями (платежи)
- объём инвестиций в инновации.
Поддержка научных исследований и разработок через частные фонды и спонсоров
В России именно в связи с неблагоприятным инвестиционным климатом в сфере науки и наукоёмких отраслей создаются специальные фонды, которые финансируют уникальные проекты и дают им право на существование.
Одним из таковых является нашумевший проект «Сколково», который уже даже не в шутку зовут российской Кремниевой Долиной. Здесь осуществляется помощь стартаперам в формировании команды, подбору спонсора — венчурного фонда, помощь в экспертизе и реализации проекта. Именно этот проект предоставляет своим подопечным такую инвестиционную льготу, как налоговые каникулы. Однако качественную инвестиционную поддержку проект не осуществляет, а в связи с высокой конкуренцией многие проекты, не достигнув заданного рубежа по прибыли, закрываются.
Из фондов, которые грамотно привлекают инвестиции и помогают реализовать неплохие стартапы и инновации, можно назвать AddVenture, Фонд развития интернет-инициатив под эгидой президента РФ, GenerationS, Pulsar Venture Capital и другие компании и бизнес-инкубаторы.
Инвестиции в инновации в России и существующие проблемы
Сегодня объём инвестиций в Российские инновации недостаточен. Источником финансирования выступают собственные средства компаний, что для полноценного развития инновационной деятельности ни в коем случае не достаточно. Инновации требуют существенных и гораздо больших средств.
К сожалению, в России есть ряд объективных факторов, которые влияют на медленное внедрение инноваций. В стране очень пассивная инновационная политика, неповоротливый бюрократический аппарат, низкая инновационная активность у частного бизнеса и отсутствие интереса со стороны государства в поддержке небольших инновационных проектов.
Также имеет место коррупция и противостояние лобби сырьевых интересов политике инноваций. Проблемой является отсутствие координации между исполнительными органами и субъектами малого и среднего предпринимательства в процессе внедрения инноваций. Отстает уровень образования и отсутствует достаточная материально-техническая база в регионах, которая могла бы способствовать появлению и развитию проектов.
Слабое развитие инновационной деятельности объясняется как отсутствием источников финансирования, так и отсутствием областей, носящих инновационный характер. Однако президент и правительство нашей страны всячески пытаются изменить этот негативный тренд и создать предпосылки для начала развития полноценной инновационной деятельности в Российской федерации.
На текущий момент приоритетными инвестиционными проекта в части развития инновационного производства в нашей стране выступают:
- ядерная отрасль
- информационные технологии и разработка программного обеспечения
- экономия энергии и ресурсов в производстве
- космос и телекоммуникации
- сферы ресурсосбережения
- медицина и фармацевтика.
В чем проблема внедрения инноваций в нашей стране и какие вызовы встают перед предпринимателями, пытающимися запустить инновационные проекты?
Проблема в наших головах, а именно в неверном представлении портрета новатора, то есть того человека, который способен вывести на рынок принципиально новый продукт либо услугу.
Сложилось ошибочное мнение, что придумать новое могут лишь молодые ученые с горящими глазами, а на практике это не так.
Согласно статистике больше половины инновационных продуктов создаются учеными старшего поколения, а именно в возрасте от 50 и выше. Нам необходимо изменить ошибочное представление о новаторах и тогда это поспособствует развитию инноваций в нашей стране.
Одним из наиболее существенных вызовов для получения средств на инвестирование инновационного проекта является отсутствие понятного и отлаженного пути/способа в привлечении инвестиций. Отсутствие технологий способных довести новые идеи до конечного потребителя, отсутствие команды способной реализовать данную задачу, отсутствие людей способных научить этому.
Следующая проблема это слабая образованность, а зачастую полное отсутствие навыков презентации собственной идеи.
Авторы идеи не обладают необходимыми знаниями и навыками, чтобы грамотно рассказать о своем товаре и этим заинтересовать инвестора.
Очень часто складывается такая ситуация когда заведомо интересная идея остается на уровне идеи лишь потому что её автор неспособен составить грамотный бизнес план и заинтересовать им инвестора.
Существует тренд, который необходимо переломить.
Это тренд в ориентации на государственные деньги. Авторам инновационных проектов необходимо прекратить «просить» деньги у государства, а начать ориентироваться на частных инвесторов, бизнес ангелов, венчурные инвестиции и другое.
В наиболее общем виде проблемы, связанные с развитием инвестиций в инновации в России:
- слишком высокая доля государственного участия, необходимо развитие частных инноваций
- слабая поддержка ученых в стране, отсутствие связи между высшими учебными заведениями и научно исследовательскими центрами
- высокая степень монополизации экономики
- слабый контроль со стороны государства над ответственными органами, реализующими инновационную деятельность в стране
- бюрократия
- несоблюдение действующих законов, как со стороны населения, так и со стороны предпринимателей.
Тренд 5. Рост активности частных инвесторов
Если в прошлом году мы наблюдали резкое снижение активности частных инвесторов, то в 2021 году тренд изменился — инвестиции бизнес-ангелов в отечественные проекты за год выросли практически в 3 раза. Объём сделок в этом сегменте вырос за год с 1,2 млрд до 3,7 млрд руб., а количество — с 19 до 55. Даже если из общего объёма исключить сделку 110 Industries с участием Романа Абрамовича на 1,5 млрд руб., всё равно окажется, что сегмент бизнес-ангелов вырос почти вдвое — до 2,2 млрд руб.
При этом направление частных инвестиций по-прежнему остаётся наиболее закрытым. Из 55 публичных сделок сумма инвестиций раскрывается лишь для 25. В любом случае, определённо можно сказать, пандемия не привела к падению в этом сегменте.
Сергей Дашков
У меня нет оснований для предположений, что пандемия и рост интереса к венчуру находятся в причинно-следственной связи. Безусловно, я наблюдаю, что интерес к венчурным сделкам со стороны инвесторов растёт. С течением времени венчурная индустрия приобретает всё больше зрелых черт, что, в свою очередь, привлекает всё больше внимания потенциальных участников.
Тренд 6. Государство стало терять интерес к венчурной индустрии
В прошлом году фонды и компании с госучастием были единственными, кто демонстрировал существенный рост. В этот раз ситуация противоположная — госинвестиции в венчур за год упали с 4,3 млрд руб. до 3,1 млрд.
Это объясняется комплексом причин, некоторые из которых проявились задолго до 2021 года. Например, ещё в 2021 году Российская венчурная компания решила постепенно закрыть свои дочерние фонды: «Фонд посевных инвестиций», «Биофонд», фонд «Гражданские технологии оборонно-промышленного комплекса (ОПК)» и «Инфрафонд» (выполнял также функции управляющей компании для всех четырёх). В интервью Inc. в 2021 году директор дочерних фондов РВК Михаил Федотов рассказывал, что при анализе портфеля дочерних фондов выяснилось, что 60% компаний не позволяют вернуть вложенные деньги и подлежат списанию. Для венчурной отрасли в целом такое соотношение является ожидаемым, однако насколько это критичный показатель для госфонда — вопрос дискуссионный.
Ещё одним негативным фактором для РВК, как, впрочем, и для всего рынка, стал показательный арест теперь уже экс-гендиректора компании Александра Повалко летом 2021 года. Тогда топ-менеджер стал обвиняемым по уголовному делу о злоупотреблении полномочиями с причинением тяжких последствий, а через некоторое время был смещён со своего поста. Александр Повалко находится под домашним арестом, расследование его дела продолжается.
Маркером охлаждения к венчуру со стороны государства может также служить реформа институтов развития. У этой реформы было несколько сценариев, но в итоге правительство остановилось, пожалуй, на одном из самых радикальных. Под управление ВЭБа перешли восемь институтов развития, среди которых «Роснано», «Сколково», Фонд развития промышленности, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд содействия инновациям. Российская Венчурная Компания перешла под управление РФПИ.
Если до реформы государственный венчур казался вполне самостоятельной отраслью с мощными ресурсами, то теперь, по сути, он превратился лишь в одно из многих, далеко не самых приоритетных направлений в рамках двух инвестиционных конгломератов.
Евгений Кузнецов
генеральный директор «Орбита Кэпитал Партнерз»
2020 год стал стрессовым для всех участников рынка. В первом полугодии венчурные фонды во всём мире взяли вынужденную паузу для адаптации к новой ситуации. Но второе полугодие в целом выровняло ситуацию. Думаю, что итоги года по России могут быть вполне успешными.
В части активности фондов с госкапиталом важной причиной торможения их инвестиций стали смена правительства и последовавшая за этим пересборка системы управления инновациями
«Государства стало больше, и есть иллюзия, что это хорошо». Герман Каплун, TMT Investments — об итогах года на венчурном рынке
Инновационные направления
Да, инновации это всё новое, оригинальное, эксклюзивное. Но в каком направлении двигаться? Какая сфера деятельности требует улучшения и выхода на следующий уровень? Какие области инновационной деятельности наиболее динамично развиваются?
Основными направлениями инвестиций в инновации выступают:
- сфера управления и организации труда
- совершенствование технологических и технических процессов в производстве
- повышение экологической безопасности производства
- улучшение эстетических качеств выпускаемых товаров
- разработка принципиально новых маркетинговых и стратегических решений.
Некоторые специалисты выделяют немного отличные виды инвестирования в инновации и предлагают развивать следующее:
- использование принципиально новых материалов для создания товаров (в первую очередь это направлено на снижение себестоимости производства, предания товару новых качеств, что ведёт к повышению её стоимости)
- создание новых рынков и способов применения существующих товаров и услуг (данная мера открывает двери для технологических инноваций)
- создание принципиально новых продуктов.
Инновационные продукты, услуги, сервисы, рынки по большому счету решают лишь две задачи:
- создание эксклюзивного продукта способного существенно повлиять на экономику тем, что провоцирует и стимулирует создание целого нового рынка под инновационный продукт. Новые рынки это новые инвестиции, новые рабочие месте, одним словом это развитие
- глубокая переработка существующего продукта. Это тоже считается инновацией и несёт некоторые экономические выгоды, как в производстве, так и в сбыте.
Как выбрать проект для инвестирования?
Чтобы оценить перспективность инновационного проекта, нужно понимать его ключевые аспекты. Проще говоря, нужно «быть в теме». Если вы ничего не смыслите в IT, правильно оценить перспективы очередного проекта в этом секторе будет крайне сложно. Поэтому рассматривать нужно инновации, которые вы сможете адекватно проанализировать.
Если говорить об американском фондовом рынке, на котором часто проходят листинг акции компаний, специализирующихся на инвестициях. В этом случае проще оценить перспективность проекта. Поскольку относительно таких компаний есть множество аналитических материалов, в том числе со стороны авторитетных агентств и биржевых изданий.
Чтобы понять насколько может быть прибыльным вложение в инновационные проекты, достаточно посмотреть на историю котировок акций Apple, Google, Amazon, AliBaba и десятков других. Акции подобных компаний способны в короткий срок вырасти в десятки, а то и сотни раз. В этом и заключается главное преимущество инвестирования в инновации.
Новый продукт может перевернуть целые сектора экономики, и значительно изменить жизнь многих людей. Преимущество инвестиций в инновации заключается в том, что у вас есть возможность поучаствовать в этом. Кроме того, вы можете купить активы, стоимость которых буквально через несколько лет взлетит во много раз. Именно это делает инвестиции в инновационные проекты такими востребованными среди инвесторов по всему миру.
Инновационное направление инвестиций
Достаточно давно и практически на всех уровнях звучит очевидная мысль о том, что без реального включения инновационного фактора Российской экономике будет очень сложно подняться на достойное место. В первую очередь, данный вопрос стоит на уровне национальной безопасности и служит лейтмотивом трансформации государственной инвестиционной политики, которая пока не приобрела форму радикальных изменений. Инвестиции в инновации должны в ближайшее время претерпеть качественные и количественные изменения. Приглашаю к размышлениям на эту тему.
Место инноваций в инвестиционной практике
Под инновацией следует понимать комплекс изобретения, новшества и нововведения в материальной или интеллектуальной сфере, являющийся результатом творчества людей, доведенный до стадии коммерческого или иного нового продукта. Инновации осуществляются в области техники и технологии, управления и организации. Такие нововведения способны существенно изменить рыночную позицию субъекта инвестиций за счет очевидных преимуществ перед конкурентами. Основной целью они имеют обеспечение в будущем экономических выгод. Ожидаемые выгоды значительно превышают эффекты от обычных в традиционном понимании инвестиций, свойственных соответствующей отрасли деятельности. Инновации имеют три фундаментальных параметра, которые необходимо учитывать.
- Присутствие творческого процесса, являющегося основой изобретений и нововведений.
- Отличительная новизна инноваций.
- Результатом инноваций служит генерация дополнительного дохода, который подлежит оценке.
Существенное значение имеет формализация указанных параметров для целей объективности и подлинности инноваций. Понятие творческого процесса тесно связано с системным явлением проблемы, которая имеет форму проявленных и скрытых трудностей и возможностей. Они охватывают области менеджмента, товарных, интеллектуальных продуктов, представленных на рынке и в обществе. Выявление корневых проблем и возможностей происходит в результате исследований, которые основаны на научном подходе. Бюджеты НИОКР служат количественным измерителем инвестиций субъектов деятельности в исследования как части творческого процесса инноваций.
Формальный характер отличительной новизне придает получение патента на изобретение. Этим фактом подтверждаются его уникальность и охраняемые на государственном уровне права. Вторичным эффектом патентной регистрации является оригинальность новой идеи и разработки. Новый доход, который генерируется в результате введения результатов изобретения в практику бизнеса или других общественных институтов, фиксирует в количественном формате факт полезности нововведения. Доход служит «линией водораздела» между изобретением и реализованной инновацией. Генерируемый доход является комплексной категорией и подразумевает следующие выгоды:
- приращение прибыли;
- увеличение рыночной доли компании;
- снижение издержек;
- роялти по договору коммерческой концессии;
- лицензионные платежи.
Инвестиции и инновации – тесно взаимосвязанные категории, описывающие идентичные по экономической природе процессы вложений средств, которые осуществляются с близкими целями. Инновационные проекты являются частными случаями инвестиционных проектных задач, для которых экономическая эффективность прогнозируется на значительно более высоких уровнях. Вместе с тем, и рисковая составляющая для инновационных вложений существенно выше, что в российских условиях слабого рынка мешает их развитию.
Виды и направления инвестиций в инновации
В международной практике разработаны и действуют специальные методологические принципы для статистического измерения результатов инновационной деятельности. Евростатом разработано OSLO MANUAL – общепризнанное руководство, включающее данные основополагающие принципы. В 2005 году выпущена третья редакция настоящего руководства, в котором дается определение инноваций и их основные типы:
- стратегические инновации;
- технологические (продуктовые, процессные) инновации;
- управленческие нововведения;
- организационные инновации;
- маркетинговые новшества;
- экологические инновации;
- эстетические инновации.
Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 50-е годы XX века впервые ввел в экономическую терминологию понятие инноваций. Наиболее известна его «Динамическая концепция экономического цикла», в которой ученый выделил несколько инновационных направлений. Кратко можно определить пять вариантов нововведений.
- Научные открытия и радикально новые подходы к применению продуктов, открывающие возможности для внедрения технологических инноваций, которые воодушевленно воспринимаются рынком.
- Разработка и производство продукта с совершенно новыми потребительскими качествами, которых до настоящего времени не было представлено на рынке.
- Создание абсолютно нового рынка для реализации действующих продуктов одной из отраслей.
- Инновация источника или сырья для создания продукта.
- Управленческая или организационная инновация.
По степени новизны различают следующие виды инноваций:
- базовые нововведения (инновации закладывают основу для возникновения целой новой отрасли);
- улучшающие инновации (глубокая модернизация созданного ранее продукта);
- псевдоинновации (продлевают срок жизни улучшающих инноваций).
В последние годы состав институтов, обеспечивающих инновации, постоянно растет. Указом Президента РФ от 18.06.2012 за № 878 комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России преобразована в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Инновационная и инвестиционная деятельность занимает все большее место в экономической политике государства. В настоящее время действуют пять стратегических направлений в сфере инноваций, обеспечение реализации которых является приоритетным.
- Проекты энергоэффективности и ресурсосбережения.
- Проекты, относящиеся к ядерным технологиям. Среди перспективных направлений: управляемый термоядерный синтез (практическое освоение к 2050 г.), замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейронах (к 2030 г.).
- Проекты в сфере компьютерных технологий и ПО. Наиболее весомо среди данных проектов выглядит направление «Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий» (ГРИД-технологии – форма распределенных вычислений, виртуальный суперкомпьютер).
- Проекты в области космических технологий и телекоммуникаций.
- Проекты по разработке отечественной медицинской техники и фармацевтика мирового уровня.
Статистическая поддержка инвестиций в инновации
Ни одна цель в современной экономике не достижима без перевода в задачный формат. Присутствие пяти задачных параметров определяет само наличие задачи как средства и объекта управления. Данному вопросу посвящена отдельная статья на тему определения целей и задач проекта. Напомню лишь, что формулировка задачи подразумевает количественное определение результата, что придает ей точность и однозначность понимания постановщика и ответственного ресурса критерия достижимости.
Из настоящих посылов следует, что для решения задачи мощного инновационного прорыва требуется информационный плацдарм, опираясь на который удастся построить стратегически выверенные векторы изменения уровней показателей. Измененные параметры инновационной деятельности засвидетельствуют тот самый прорыв, к которому стремится общество. Поэтому статистика играет важную роль и в формировании исходного цифрового базиса, и в свидетельстве качественных изменений.
Действия Росстата не безупречны, но заслуживают внимания, поскольку Федеральная Служба вполне справляется со своими задачами. За основу для рассмотрения результатов статистических отчетов далее взят отчет Росстата «Статистика инноваций в России» с анализом динамики инновационных параметров с 2000 по 2014 годы. Далее представлены основные определения инновационным понятиям, которые применяет Служба в практике сбора и обработки информации.
В западной управленческой методологии существует концепция BSC, которая использует многоуровневый состав показателей результативности (КПР/KPI). Российская управленческая наука оперирует ключевыми показателями эффективности (КПЭ), которые несколько отличаются от КПР, но по сути играют ту же роль количественных параметров задач для постановки их ответственным ресурсам. Для вывода КПЭ важную роль играют статистические измерения инновационной деятельности, включающих ряд параметров, таких, например, как:
- число зарегистрированных патентов;
- размер осуществленных платежей за инновационные технологии;
- количество созданных инноваций;
- затраты на инновационные цели по отраслям, регионам и отдельным компаниям;
- уровень инновационной активности предприятий, отраслей и регионов.
Далее приводятся примеры динамики некоторых статистических показателей в сфере инвестиций в инновации из представленного перечня.
Основные проблемы российской инновационной политики
С учетом имеющегося статистического базиса сформировать состав КПЭ по задачам инновационного развития не составляет труда. В настоящий момент основные элементы инновационной инфраструктуры созданы. Государство активно участвует в финансировании инноваций через созданную Российскую венчурную компанию. Налоговое законодательство имеет аналогичную лучшим западным образцам модель льготирования инноваций. Принята IV часть ГК, регулирующая вопросы, связанные с оборотом и защитой прав интеллектуальной собственности. Созданы государственные вертикально интегрированные корпорации на ключевых инновационных направлениях экономики. Государство проводит свою инновационную политику посредством следующих методов:
- прямые методы влияния через бюджет;
- прямое административное воздействие;
- прямые методы регулирования через институты развития;
- косвенные методы влияния через установление «правил игры»;
- косвенные методы инфраструктурного развития.
В последние годы достаточно много и в СМИ, и на уровне руководства страны говорится о национальной инновационной системе (НИС). Под ней предлагается понимать совокупность экономических субъектов, объединенных в систему реализации инновационной деятельности на основе действующих в государстве институтов. НИС в России действует, институтов развития достаточно, но до сих пор не понятно, кто персонально несет ответственность за решение задач инновационного развития в государстве.
Инновационная и инвестиционная деятельность в нашей стране сталкивается с рядом проблем, некоторые из которых носят традиционный для российской деловой практики характер. Рассмотрим их.
- Низкая инновационная активность у бизнеса, часто симулирующего типа.
- Правовой нигилизм бизнеса и общества. Законы и подзаконные акты, даже тщательно проработанные, раскрывающие массу возможностей, не исполняются.
- Российская НИС – преемница НИС СССР со всеми ее издержками.
- Государственная инновационная политика носит пассивный, распределительный характер с высокой долей участия государства.
- Бюрократический аппарат контролирует основные инновационные процессы, включая выбор приоритетов.
- Противостояние лобби сырьевой ориентации и устаревшей структуры системы нововведений.
- Придание роли локомотива инноваций госструктурам и крупному бизнесу с участием государства, демонстрирующих общую неэффективность.
- Низкий уровень доверия к частному бизнесу в его способности запустить инновационный процесс.
- Продолжение процесса монополизации экономики.
- Декларативный характер реформирования инновационной политики государства.
- Низкий уровень координации действий и постановки задач структурам, ответственным за результат преобразований.
- Фактическое исключение малого и среднего предпринимательства из процесса инновационного развития.
- Разрыв между высшим образованием и системой научных исследований.
Перспективы инновационного прорыва
5 февраля 2016 года на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию из уст Д.А. Медведева прозвучало заявление о создании к середине года нового Агентства по технологическому развитию (АТР). Перед ним ставится задача осуществления трансфера (импорта) технологий в отечественную экономику. Дело нужное и, безусловно, необходимое. Некоммерческая структура создается по аналогии с Институтом исследований промышленных технологий (Тайвань, создан в 1973 г.) и Центра международного трансфера технологий (Китай, основан в 2011 г.). Далее приводятся фрагменты слайдов из презентации Репика А.Е., президента ООО «Деловая Россия».
Осознавая, в какой непростой ситуации находятся президент и премьер-министр, нельзя не спросить: «Мы расписались, что сил на запуск собственных инноваций в требуемом масштабе у нас нет?». Я данное событие рассматриваю именно так. Это ни плохо, ни хорошо. Просто факт. Означает ли это, что осуществляя трансфер технологий и эволюционно поддерживая две свои науки (ВПК и гражданскую), Россия планирует выйти на тренд крайне медленной модернизации всей инвестиционно-инновационной системы? Правильно ли я понимаю, что в ближайшие 40-50 лет у страны нет другого выхода, чтобы осуществить модернизацию, кроме как покупать технологии и пытаться их адаптировать?
Конечно, многие думающие люди уехали из России. Но и оставшиеся граждане в состоянии понять, что нам этих десятилетий никто не даст. Достаточно оглянуться на последние 25 лет и еще раз удивиться жизнеспособности российской экономики. Сколько бы ни оттягивать время, наступает момент «собирать камни», а не разбрасывать. Уверен, что создание еще одной структуры в условиях невнятной инновационной политики – не самое лучшее лекарство. Высока вероятность повторения ситуации подобно басне И.А.Крылова «Квартет».
Я считаю, что руководству страны рано или поздно придется решиться на радикальный шаг. Роль личности в истории России велика. Ломоносовы, Курчатовы и Королевы не перевелись в стране. Такую личность нужно найти и предоставить ей полный карт-бланш для ручного управления инновационным развитием. Еще, как мне видится, нужно вновь исследовать «Японское экономическое чудо» конца 40-50-х годов XX века с позиции управленческих инноваций. Из пяти предпринятых в Японии мер как минимум в 4-х из них наша экономика остро нуждается. Мне представляется, что все перечисленные выше проблемы – не проблемы вовсе, а перевернутые задачи. Нужна только воля лидера. А нация уже давно готова. Вспомните 70-летие Победы и Крым!
Источник https://integrus-group.ru/torgovlya/innovacionnye-investicii.html
Источник http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/investicii-v-innovacii.html
Источник