Короли госзаказа: кто заработал на юридических тендерах в 2016–2017 годах
"Право.ru" выбрало 50 юридических компаний, опережающих других консультантов юррынка по сумме выигранных тендеров. Наверху списка оказались две зарубежные фирмы – Wilmer Cutler Pickering Hale and Dorr LLP и Baker Botts LLP , и АБ ЕПАМ , которое второй год подряд сохраняет лидерство по размеру выручки, количеству юристов и размеру выручки на юриста в рейтинге "Право-300 " . В первой десятке – Linklaters , Vegas Lex , Norton Rose Fulbright , Allen & Overy , АБ "Иванян и партнеры" , Baker & McKenzie — CIS Limited , "ДЛА Пайпер Рус Лимитед" .
У компаний, занимающих первые пять строк в таблице победителей, сумма тендеров перевалила за миллиард. 10% юрфирм, принявших участие в исследовании, выиграли проекты на общую сумму от 0,5 до 1 млрд руб., 32% – от 0,2 млрд до 0,5 млрд руб. Больше всего компаний получили заказы на общую сумму от 0,1 до 0,2 млрд руб. – таких среди участников рейтинга оказалось 36%. Еще 12% заработали на госзакупках до 0,1 млрд руб.
Оценка рейтинга по размеру выручки представляется вполне логичной, считает Александр Пахомов, управляющий партнер компании "Право и бизнес" : "В первой десятке только три российские компании, при этом – лидеры рынка. С учётом имеющейся информации по предмету выигранных тендеров это наиболее дорогие конкурсы по большим проектам с участием международного элемента от крупнейших госкомпаний или госструктур". С другой стороны, соотношение ильфов и рульфов в верхней части списка подтверждает, что объявленная политика сокращения доли иностранного консалтинга не работает, замечает Андрей Новаковский, управляющий партнёр АБ "Линия права" .
Отдельным списком мы также привели крупных (в денежном выражении) заказчиков юридических консультантов, попавших в рейтинг.
Видно, что, несмотря на взятый некоторое время назад курс на импортозамещение, госкомпании по-прежнему активно пользуются услугами международных юридических фирм: их не менее половины в списках. Наличие большого количества иностранных консультантов вверху списка, с одной стороны, демонстрирует, что рынок по-прежнему воспринимает их как юристов, представляющих комплексные услуги высшего качества, считает Георгий Коваленко, управляющий партнер EY Law . "С другой стороны, краткий анализ тендеров показывает, что они получают свои заказы в основном на проекты, в которых присутствует иностранный элемент. Это означает, что российским фирмам в своей массе сложно конкурировать с ними, создавая альянсы с зарубежными фирмами, которые не представлены на российском рынке юридических услуг", – говорит Коваленко.
"Кроме того, чиновники, как ни странно, до сих пор хотят ездить на "Мерседесах", – иронизирует по поводу соотношения ильфов и рульфов Максим Кульков, управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнёры" .
Больше или дороже
Если одни компании оказывались в топе списка по сумме тендеров за счёт количества выигранных конкурсов, то другие, также занимающие верхние строчки таблицы по численности закупок, значительно уступали. Но им доставались более дорогие заказы. Так, Wilmer Cutler Pickering Hale and Dorr возглавил список по общей сумме контрактов благодаря только трём тендерам от группы "Газпром" , средняя стоимость госзакупки составила 557,97 млн руб. Три госзаказа от НК "Роснефть" поставили на вторую строку Baker Botts (средняя сумма – 489,7 млн руб.), а полученные в 2016 году три заказа от Минюста принесли АБ "Иванян и партнеры" третье место (средняя стоимость одного тендера – 196,64 млн руб.). У ряда компаний, находящихся во второй половине списка по общей сумме, средняя стоимость одного проекта очень значительна: так, британская Brick Court Chambers получила один тендер от Минюста на 261,85 млн руб., Jones Day – единственный заказ от группы "Газпром" на 181,25 млн руб., а МКА "Феникс" – один проект от Регионального фонда на 154 млн руб.
По словам Максима Кулькова, в глаза бросается то, что масштабом проектов берут в основном международные фирмы: это может быть всего 3 проекта, как у Wilmer или Baker Botts , но зато за проект они получают примерно полмиллиарда руб. Российские консультанты выигрывают за счёт количества закупок, отмечает Кульков: "Характерный пример – ЕПАМ – 48 проектов на 1 269 млн руб., или Vegas Lex – 42 проекта на 1 032 млн руб. Хотя есть и исключения в ту и другую сторону ( "Иванян и партнеры" – 3 проекта на 589 млн руб., или Clifford Chance – 30 проектов на 164 млн руб.). Насколько мне известно, многие фирмы последовательно выигрывают тендеры за счет «заброса широкого невода». В маркетинговых отделах сидят специально обученные люди, которые изо дня в день только и занимаются тем, что готовят тендерную документацию. Подали в году 100 заявок, выиграли 10 – уже хорошо!"
При этом у ЕПАМ , третьего в рейтинге по общей сумме и первого по числу выигранных тендеров, средняя стоимость заказа составила 26,45 млн руб., у Vegas Lex, номер два по количеству полученных проектов, – 24,57 млн руб. У Dentons (38 тендеров) – 5,68 млн руб., у Morgan Lewis – 11,57 млн руб., у "Пепеляев Груп" (33 тендера) – 5,28 млн руб.
Самые удачливые
Мы также выяснили, какие компании больше всех преуспели в борьбе за госзаказы (учитывались только фирмы, которые за исследуемый период приняли участие не менее чем в 15 тендерах, закупка у единственного поставщика также считается победой). Этот список разительно отличается от рейтинга по общей сумме тендеров и их числу. Здесь верхние строчки списка заняли именно российские консультанты – в десятке оказались только два ильфа.
Можно по-разному оценивать эти цифры, но следует констатировать тот факт, что российские юридические компании более приспособлены к исконно русским конкурентным условиям юридического рынка.
Александр Пахомов, управляющий партнер "Право и бизнес"
Впечатляют результаты по проценту выигранных тендеров у некоторых коллег по цеху. По моему опыту, такие высокие результаты может показывать юрист, когда он подаёт заявку, зная, что его шансы весьма и весьма высоки. Для этого ли была создана конкурентная система закупок?
Георгий Коваленко, партнер и глава EY Law
Среди представленных фирм есть те, которые неизвестны на рынке, но они занимают топовые позиции по выигрышу тендеров. Это является подтверждением тому, что конкурсные процедуры носят формальный характер и нет реальной конкуренции в торгах. Реальные же договоренности достигаются при личном общении.
Андрей Новаковский, управляющий партнёр АБ "Линия права"
Процент выигрыша первых пяти юрфирм в списке превышает 80%. Все они представляют российский консалтинг.
Лидером стала Delcredere – из 17 тендеров, в которых она участвовала, компания победила в 16, из них 15 – закупка у единственного поставщика, показатель winrate составил 94,12%. На втором месте – ЕПАМ с показателем 88,89% и 48 выигранными тендерами из 54 (35 из 48 – закупка у единственного поставщика). Тройку замыкает Forward Legal – 23 из 27 тендеров и winrate 85,19%. На четвертом месте – "Казаков и партнеры" , выигравшие 22 из 26 тендеров (84,62%, 16 у единственного поставщика), на пятом – Сliffоrd Сhаnсе СIS Limitеd (30 из 37 тендеров, 81,08%, 27 тендеров у единственного поставщика).
Лидеры в заказах
Крупнейшим заказчиком оказалась группа "Газпром" , лидер и по количеству, и по сумме тендеров – 523 проекта на 7,9 млрд руб. На втором месте по числу госзаказов на юридические услуги – группа "Сбербанк" , объявившая 374 тендера на 3,7 млрд руб., и "Росатом" – 281 проект на 5 млрд руб.
Некоторые компании склонны больше закупать юруслуги у единственного поставщика. К ним относятся "Сухой" (37 из 39, 94,87%), "Транснефть" (37 из 40, 92,5%), ВТБ (193 из 214, 90,19%), РЖД (80 из 110, 72,7%). Несколько ниже процент закупок у единственного поставщика – "Сбербанка" (183 из 374, 48,9%) и "Газпрома" (146 из 422, 34,6%).
Другие фирмы, напротив, не склонны выбирать одного консультанта: так, компания "Русгидро" проводила закупку у единственного поставщика лишь в 8,8% случаев. "Отдельные клиенты концентрируются на одном подрядчике, и это наводит на определенные мысли. Хотя есть и положительная тенденция, когда клиенты закупают у нескольких подрядчиков", – резюмирует Андрей Новаковский, управляющий партнёр АБ "Линия права" .
Как считали
Рейтинг рассчитан на основе тендеров, объявленных с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года. Сведения о торгах получены из Единой информационной системы в сфере закупок и с корпоративных сайтов компаний. Учтены тендеры, проведенные в соответствии с 223-ФЗ и 44-ФЗ; закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности обозначены как подкласс «Услуги юридические» (ОКПД 69.1).
Учитывались все виды закупок (у единственного поставщика, закрытые, открытые, внутригрупповые), кроме повторяющихся, отмененных и несостоявшихся, а также кроме тендеров, прошедших предварительный и/или предквалифицированный отбор. В общей сложности были проанализированы 6160 тендеров. Данные по тендерам в валюте пересчитаны по курсу ЦБ на дату объявления тендера. При указании в итоговом протоколе почасовых ставок, ставок за участие в одном судебном процессе, указании экономического эффекта от работы консультантов и т. д. указана начальная (максимальная) цена договора. Если компания объявила несколько победителей, то приведена начальная (максимальная) цена договора на количество победителей (без определения долей).
Каждый лот внутри одного тендера посчитан как отдельный тендер. Данные по компаниям, входящим в холдинги, приведены по группе компаний; участие в холдинге считается как доля владения в каждом звене по всей цепочке больше 50%, по данным "Спарк" на 31 декабря 2017 года. Компании, принадлежащие Минобороны, Росимуществу и т. д. не объединялись.
Полученные суммы не могут свидетельствовать о выручке юридических компаний, полученной в качестве победителей тендеров в 2016–2017 годах. Фактически получаемые компаниями суммы могут быть распределены на несколько лет, суммы могут быть уменьшены или увеличены, также невозможно определить суммы при наличии нескольких победителей или при коллективной заявке.
Не исключено, что провести еще одно аналогичное исследование не получится: в декабре 2017 года стало известно, что конкурентные закупки 126 компаний будут переведены на закрытую площадку Сбербанка . В их числе «Газпром» , «Роснефть» , АЛРОСА , «Россети» , «Ростелеком» , «Аэрофлот» и другие компании с госучастием. Решение объясняется расширением санкций со стороны США.
Как принять участие в тендере. Требования к участникам и необходимые документы
Участие в тендерах регламентируется несколькими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:
- Гражданский Кодекс РФ: разъясняет порядок проведения всех видов торгов, кроме тех, где участниками являются органы государственной и муниципальной власти.
- Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: регламентирует проведение торгов, в которых организаторами выступают органы государственной и муниципальной власти.
- Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: определяет проведение тендеров для государственных корпораций и учреждений, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных и дочерних обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%.
Если вам потребуется тендерная помощь, то наши специалисты всегда готовы вам помочь.
Понятие тендера
Тендер – это конкурс на предоставление услуг, товаров или выполнение каких-либо работ. Правила проведения таких отборов указываются в тендерной документации, в соответствии с которой участники, желающие принять участие в борьбе, должны предоставить комиссии наиболее выгодные условия, предлагаемые заказчику.
Контракт на тендер заключается с участником, который может предоставить самое выгодное для организатора предложение, последнее при этом должно полностью соответствовать выставленным указаниям.
Тендерная документация – это пакет документов, который раскрывает условия конкурса и содержание будущего контракта.
Она обязательно содержит в себе как техническую, так и коммерческую части.
Техническая часть состоит из сведений об условиях заключаемого контракта, характеристик и описания предмета или объекта торгов, инструкций, предназначенных для поставщиков, а также информационные карты, на которых указывается порядок осуществления и подачи заявок на участие в конкурсах. Также в этой части располагаются требования к содержанию заказа на поставку: наименование, объемные графики, ссылки на стандарты и технические условия.
В коммерческой части тендерной документации содержатся все цены и порядок их исчисления, условия, установленные графиком платежей, источники финансирования этого контракта. Также здесь указываются гарантии, предоставляемые банком на выполнение тендерной сделки со стороны заказчика, и требования, выставляемые по различным видам страхования.
Тендерная документация, образец составления заявки и рекомендации к их заполнению содержатся в МДС 80-4.2000 Госстроя России. Более детальное содержание документации определяется тендерным комитетом.
Основные этапы
Схематично участие в тендерах можно представить следующим образом:
- Анализ рынка → 2. Выбор и получение электронной подписи → 3. Регистрация на сайте ЕИС и на отдельных электронных площадках → 4. Поиск тендеров → 5. Подготовка финансового обеспечения → 6. Открытие спецсчета (для участников закупок по 44-ФЗ и для закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства согласно 223-ФЗ) → 7. Подготовка и подача заявки на участие в закупке → 8. Участие в тендере → 9. Результат.
Что нужно знать о тендерах: в каких сферах проводятся
Существует два вида тендеров – коммерческие и государственные. Первые проводятся компаниями, доля государства в капитале которых отсутствует либо менее 50%. Правила устанавливают сами заказчики в соответствии со своими внутренними документами.
Большинство же тендеров в РФ являются госзакупками и проводятся в соответствии с двумя законами:
- №44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). По этому закону обязаны закупать товары и услуги все бюджетные организации в стране. По данным Единой информационной системы, куда заносятся все государственные закупки, в 2017 году 289 тысяч заказчиков разместили 3,16 миллиона извещений о тендерах по 44-ФЗ на общую сумму 7,1 триллиона рублей.
- №223-ФЗ (О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Этот правовой акт регулирует тендеры предприятий с государственным участием свыше 50%, а также автономных учреждений и хозяйственных обществ. По 223-ФЗ, согласно данным Минфина, изъявили желание закупать товары и услуги 87,5 тысячи заказчиков. В первом полугодии 2018 года заказы разместили 1090 организаций на общую сумму 7,5 триллиона рублей (почти 30% этой суммы пришлась на компанию «Роснефть»). Более 96% закупок были сделаны у единственного поставщика.
Виды тендеров по составу участников тендера
- открытый конкурс – в нем могут участвовать все желающие, если они способны выполнить условия заказчика;
- закрытый конкурс – проводится в сферах, где требуется соблюдение условий секретности (оборонная промышленность, сферы, связанные с государственной тайной, обеспечение деятельности режимных объектов и т.д.) поэтому участвовать может узкий круг организаций, выбирает которые сам заказчик;
- конкурс с ограниченным участием – в сферах деятельности, где требуются лицензии и разрешения. Участвуют только лица, имеющие эти разрешения.
По способу определения победителя
Законодательство предусматривает для коммерческих заказчиков и компаний с госучастием самостоятельный выбор способа определения победителей. В результате за 3 квартала 2018 года заказчики по 223-ФЗ использовали больше 5 тысяч (!) способов выявления лучшего поставщика. Правда, все это были неконкурентные закупки – у единственного поставщика, назвать их тендерами в полном смысле этого слова нельзя.
А вот в конкурентных закупках победителя определяют следующими способами:
- Электронный аукцион – участвовать в нем может любое лицо, информация о таком тендере публикуется без ограничений, доступна всем. При некоторых госзакупках (их перечень здесь) заказчик обязан проводить именно электронный аукцион. Подобный тендер проводится на электронных торговых площадках. Более подробно о его проведении читайте ниже.
- Запрос котировок – процедура, при которой заказчик объявляет условия выполнения работ или услуг и максимальную цену, а участники сообщают, насколько они готовы «ужаться» от предложенной суммы. Кто меньше предложит – тот и победил. Открытие заявок проводится одновременно в указанную в конкурсной документации дату. Для госзакупок установлено ограничение по общей сумме запросов котировок в год (не более 100 млн. руб. или не свыше 10% от годового объема закупок), а также по максимальной сумме контракта – товар или услуга должны стоить не более 500 000 рублей.
- Запрос предложений – отличие от запроса котировок в том, что заказчик не устанавливает начальную максимальную цену. Участники тендера должны сами предложить сумму, и чья окажется меньше (или наоборот, выше – в зависимости от условий тендера), тот и победил.
Что требуется для участия в тендере
Деятельность в сфере государственных закупок способно принести предприятию хорошую прибыль. Однако до сих пор совершенно не все успешные предприятия рискуют подавать заявки, потому что просто не знают, как это сделать правильно.
Тем не менее, обычно эта процедура довольно проста. Для начала нужно выбрать подходящий для компании тендер и внимательно изучить условия, которые предлагает заказчик. Также следует сопоставить их со своим финансовым потенциалом. Затем нужно подготовить заявку и документы на тендер. После этого нужно оплатить нужную сумму за участие и подать заявление в комиссию. О том, как оформить заявку на тендер можно узнать здесь.
Документация
В большинстве случаев для участия в конкурсе требуется стандартный пакет документов. Однако заказчик может дополнительно потребовать дополнительную документацию. О том, что требуется представить дополнительные документы на участие в тендере, заявителя извещают в письменном виде.
Стандартный пакет бумаг включает в себя:
- заявку на участие (на ней обязательно должна стоять печать и подпись исполнительного органа);
- опись представляемых документов, подписанную руководителем предприятия-заявителя;
- список лиц, уполномоченных действовать от имени заявителя;
- заверенные копии приказов об их назначении;
- копию приказа о назначении на должность главного бухгалтера;
- выписку из ЕГРЮЛ, взятую не более чем за 15 дней до подачи документов;
- заверенные копии устава и учредительных документов компании-заявителя;
- заверенную копию свидетельства о регистрации юридического лица;
- копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
- документацию, подтверждающую наличие опыта работы в качестве исполнителя по тендерам;
- справку из банка, который оказывает банковские услуги заявителю, о платежеспособности своего клиента;
- справку из налоговой, в которой подтверждается отсутствие задолженности по платежам;
- копии бухгалтерских отчетов за 3 последних отчетных периода, на которых стоит отметка налогового органа;
- копии бумаг с отметкой налогового органа, отражающих доходы и расходы за три последних отчетных периода.
Заказчик имеет право запросить у участников тендера лицензии на осуществляемую деятельность и другие разрешительные документы.
Чтобы получить гарантию высокого качества товаров либо услуг, заказчик имеет право требовать от потенциальных исполнителей приложить к основному комплекту документов копии сертификатов и дипломов специалистов компании, которые будут работать по тендеру. В таком случае вам может понадобиться повышение квалификации специалистов.
Если компания-заявитель поставляет товары не собственного производства, то потребуется дополнительно предоставить свидетельство дилера.
В том случае, когда поставляемый товар должен быть сертифицирован, к заявке на участие прилагаются сертификаты и декларации соответствия на товар.
Кто участвует в тендерах
В любых торгах участвуют три субъекта:
- Заказчик – юридическое лицо, которое хочет купить товары или услуги. Сюда входят государственные и негосударственные предприятия и организации, заявляющие на электронных торговых площадках о том, что у них есть определенная сумма для приобретения предмета торгов.
- Организатор торгов – конкретное подразделение юрлица-заказчика или аутсорсинговая компания, занимающаяся разработкой документации и проведением торгов.
- Поставщик – любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающий принять участие в торгах и продать заказчику свои товары или услуги.
Прочие лица, причастные к торгам (персонал электронных торговых площадок, нотариусы и другие), играют второстепенную роль, выполняя обслуживающие функции.
Многие компании являются заказчиками по одним тендерам и участвуют в конкурсных процедурах как исполнители – в других.
Порядок составления документов для тендера
Подготовка тендерной документации – это отдельная, очень важная и неотъемлемая процедура проведения любого конкурсного торга. В ней оговорено в соответствии с действующим законодательством содержание личных данных, таких как:
- ФИО организатора.
- Его юридический адрес и номера телефонов.
- Номера факсов и адреса электронных почтовых ящиков.
- Цена, место и выставляемые условия получения пакета документации.
Проверяющие органы всегда выдвигают требования на наличие составленного проекта договора из списка выставляемых условий. Также в документации указывается метод оценки вносимых предложений при помощи определенной системы.
Оформление
Разработка тендерной документации может проводиться как самим организатором, так и специальной консалтинговой компанией. Для ее составления можно воспользоваться типовыми образцами и методическими рекомендациями, а также законодательством, в котором прописаны нормативные требования к составлению. Также можно обратиться в финансовый центр, где специалист по тендерной документации предложит свои услуги по грамотному ее составлению. Там вам в короткие сроки окажут профессиональную и квалифицированную помощь.
Особенности подаваемых документов
При проведении тендера Документооборот регулируется Федеральными законами:
- ФЗ №223 – закупки компаний, которые имеют государственное участие;
- ФЗ №44 – государственные торги.
Регламентирование закупок частных компаний не осуществляется, поэтому перечень документов в указанном случае может быть различным.
В общем, список документов необходимых для отправки для участия в тендере в 2016 – 2017 году может состоять из двух частей:
- Предприятие в первой части подает заявление на участие, которое заверено печатью. Также подается коммерческое предложение, а также доказательства соответствия качества услуг, презентацию предлагаемых услуг или товаров;
- Во второй части указывается вся информация об участнике:
1) регистрационные данные;
2) лицензии, которые дают вести обозначенную деятельность;
3) государственные свидетельства и справки;
4) бухгалтерская отчетность;
5) предоставление финансового обеспечения и подтверждение предпринимательской состоятельности.
Заявление на участие должно включать согласие компании с условиями конкурса, в том числе быть оформлено на соответствующем фирменном бланке. К тому же должно быть заверение, что нет задолженностей или иных финансовых препятствий.
Все документы, которые нужны для тендера нумеруются и прошиваются, а затем вместе с описью они пакуются в конверт, он оформляется специальным образом. Чтобы все сделать правильно, следует использовать образец описи документов для тендера. В противном случае есть вероятность, что заявку отклонят.
Особенности подготовки документации
Являясь по своей сути конкурсом документации, аукцион требовательно относится к документообороту. Чтобы заказчик мог ориентироваться в предложенном исполнителями, те, в свою очередь, должны предоставить полный пакет документов для участия в тендере. И недостаточно просто собрать нужные бумаги – важным условием участия в закупках является их оформление согласно установленным правилам.
Существуют нормативные документы, позволяющие осуществлять регулировку конкурсного документооборота, причем регламентирующие условия меняются в зависимости от доли участия государственных организаций.
В зависимости от доли государственного участия в закупке можно выделить три основные группы, имеющие свои правила:
- полностью государственные торги – имеют свои ограничения и правила, которые разъясняются в ФЗ № 44;
- заказчик имеет только часть государственного участия – порядок проведения торгов оговаривается в ФЗ № 223;
- закупка без участия государственных организаций не регламентируется законодательно, и список документов для тендера определяет компания-заказчик.
В зависимости от формы проведения торгов, документальная база тендера может отличаться.
Документы, необходимые для открытого конкурса
Подготовка документов для участия в тендере в 2016 – 2017 году регламентирована статьей 51 ФЗ №44. В данном случае важно, чтобы содержание и оформление документов отвечали требованиям, которые прописаны в тендерной документации, а также в извещении о закупке. Здесь будет иметься информация о месте и времени приема заявок.
Заявка должна включать опись документов. При этом у заказчика нет прав требовать от участника документы, которые не оговорены статьей 51 ФЗ №44. Участник, который подает заявку, должен предоставить:
- фирменное наименование и название – для юридических лиц, включая юридический и фактический адрес вместе с индексом. ФИО, место жительства, данные паспорта, а также номер телефона – для физического лица;
- выписка из ЕГРИП (для ИП) или ЕГРИП. Также это может быть нотариально заверенная копия. Физическим лицам будет нужно отправить документы, которые удостоверяют личность;
- документы, которые подтверждают соответствие компании требованиям заказчика (лицензии, сертификаты и тому подобное);
- доверенность на право подписи документов для тендера: приказ об избрании или назначении на должность и так далее;
- копии учредительных документов;
- коммерческое предложение: фирма-производитель, страна, объем, цена предлагаемого товара и тому подобное;
- если у заказчика имеются конкретные требования к качеству услуг или товаров, то участнику будет нужно предоставить документальное подтверждение того, что он способен выполнить условия;
- может потребоваться обеспечение заявки: это банковская гарантия или подтверждение перечисления денег.
У участника появляется ответственность за подлинность отправляемых документов, так как они подписываются, нумеруются и прошиваются.
Документы для индивидуального предпринимателя регламентируется статьей 30 ФЗ № 44.
Документы электронных торгов
Порядок проведения и основные правила регламентируются ФЗ № 44, ст. 66. Отличительная особенность данных торгов – вся процедура осуществляется на электронной торговой площадке, что вносит свою специфику. Подать заявку и предоставить документальный пакет для торгов может только участник, прошедший аккредитацию.
Сама заявка имеет две части:
- Первая часть зависит от формулировки тендерной документации. В случае, когда в ней содержится детализация какого либо качества или услуги – конкретный производитель, материал или технология – участнику необходимо подтвердить оговоренный пункт.
- Вторая часть документации содержит собственно информацию об участнике. Для участия необходимо подготовить все бумаги, которые содержит список документов на тендер – он полностью соответствует требованиям для открытого конкурсного проведения торгов.
Важной особенностью подготовки документации для электронных торгов является предоставление всей необходимой информации в электронном виде. Документы для участия в тендерах на электронных площадках подлежат обязательному заверению электронной подписью уполномоченного представителя организации.
Реестр документов по 44 ФЗ
Для того чтобы принять участие в розыгрыше тендера, необходимо подготовить пакет документов:
- Заявка на участие, оформляемая согласно типовому образцу в составе конкурсной документации по 44 ФЗ
- Выписка из ЕГРЮЛ или ее заверенная нотариально копия – не старше 6 месяцев на момент подачи заявки
- Документы, подтверждающие полномочия участника тендера – это может быть Устав предприятия, протокол заседания, на котором был избран директор компании-участника, либо нотариально заверенная доверенность на представителя директора
- Заверенные копии учредительных документов
- Декларацию за прошедший год
- Копии контрактов или иные документы, свидетельствующие о соответствии участника требованиям, заявленным со стороны организатора
- Сертификат банковской гарантии
- Коммерческое предложение
- В случае, когда речь идет о строительном или ином сложном производственном тендере, коммерческую часть заявки необходимо подкреплять техническими аспектами. Это может быть мини-проект, эскиз, технические характеристики и др.
Общие правила оформления документации по 44 ФЗ
Следуя норме Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заявку на участие в тендере можно подать как в письменном виде (в бумажном запечатанном конверте), так и в электронном варианте. Последняя форма становится единственно возможной, когда речь идет о федеральных площадках и крупных тендерах всероссийского масштаба.
Если говорить о письменной заявке, то основное правило ее проведения заключается в том, что она должна быть прошита и зарегистрирована, запечатана в конверт. К заявке мы прилагаем опись приложенных к ней документов. Впрочем, последнее нужно подавать и при электронном проведении тендеров. Разница здесь будет лишь в том, что при подачи электронной заявки, нужно сделать ЭЦП (электронная подпись).
Как вы успели заметить, процесс сбора документов по 44 ФЗ – очень кропотливое и сложное дело, и иногда его невозможно грамотно и быстро произвести без профессиональной поддержки, поэтому тендерное сопровождение будет лучшим решением.
Источник https://pravo.ru/story/200696/
Источник https://xn--24-mlcpfwjefdehi2m.xn--p1ai/blog/kak-prinyat-uchastie-v-tendere-trebovaniya-k-uchastnikam-i-neobhodimye-dokumenty/
Источник