Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Удивительная Россия: Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) в настоящее время называется железнодорожная ветка длиной 89 км вдоль озера Байкал от станции Култук на Транссибе до станции Порт Байкал в истоке Ангары. Строго говоря, такое название выглядит не совсем правильным и может непосвящённого ввести в заблуждение. Точнее было бы назвать нынешнюю ветку «околобайкальской» или, скажем, «вдольбайкальской».

Экскурсионный поезд

Первоначально КБЖД назывался отрезок железной дороги, действительно огибавший юго-западную оконечность озера Байкал. Транссибирская магистраль, дойдя по левому берегу Ангары до Иркутска, продолжалась вдоль Ангары до её истока. Далее от станции Порт Байкал она шла по берегу Байкала до станции Култук, огибала озеро и уже вдоль его южного берега достигала станции Мысовая (город Бабушкин в Бурятии). В этом месте железная дорога сворачивала от озера на юг, обходя долиной реки Селенга горный хребет Хамар-Дабан.

Гористая местность, въезд в один из тоннелей

Участок Транссиба Порт Байкал – Култук – Мысовая длиной 260 км и назывался в первой половине ХХ века Кругобайкальской железной дорогой.

В 1956 году в связи с образованием Иркутского водохранилища и сопутствующим затоплением долины Ангары ветка Иркутск – Порт Байкал была разобрана. Железная дорога от Иркутска пролегла напрямую до станции Култук через  Олхинское плато по сложному горному рельефу. Таким образом, отрезок Култук – Порт Байкал оказался тупиковым.

Станционный посёлок

В связи с сокращением движения был разобран второй путь, уменьшено число поездов, стали выезжать жители посёлков вдоль трассы. В то же время начал развиваться интерес к дороге как к памятнику истории и инженерного искусства. В 80-х годах прошлого века была начата реконструкция дороги.

В настоящее время КБЖД является выдающимся инженерно-ландшафтным  памятником. Рельсовый путь вдоль озера проложен не по берегу, поскольку берега как такового здесь просто не существует. Отвесные скалы Прибрежного хребта вздымаются прямо из бездонных глубин, и потому для шпал с рельсами на всём протяжении вырублена многокилометровая полка. На каждый километр пути в среднем был израсходован вагон взрывчатки, а ведь ещё нужно было построить мосты, тоннели, водостоки, укрепить стены и выше, и ниже полотна – чтобы не сыпались. Тем не менее в таких вот неимоверно трудных условиях КБЖД к 1905 году была завершена, и пассажиры увидели «славное море священный Байкал» с захватывающей дух высоты.

Кроме начальной (Култук) и конечной (Порт Байкал), построено ещё две станции – Маритуй и Уланово. Заповедная дорога тянется через 38 тоннелей, 15 галерей, десятки больших и малых мостов.

Один из мостов Кругобайкальской железной дороги

Впечатления от путешествия по «кругобайкалке» особенные. Добавочный вброс адреналина вызывается осознанием того, что сошедший, не ровен час, с рельсов поезд не просто съедет под откос и завалится набок. Вагоны с любителями странствий в таком случае обрушатся, кувыркаясь, по скальному обрыву прямо в бездну самого глубокого озера на планете, распугивая водных обитателей. Ту самую уникальную фауну Байкальского заповедника, которая широко представлена в экспозиции музея посёлка Листвянка на берегу озера.

Сверху также может скатиться на рельсы какая-нибудь многотонная глыба, что и бывало не раз – на то они и горы. «Здесь вам не равнина», – пел Владимир Высоцкий, хоть и о других горах. Тогда движение прерывалось, пока не восстановят путь.

«Дорога железная, как ниточка тянется, а сердце горячее – горячим останется», – так пели в 70-е годы прошедшего века, когда строили другую магистраль – Байкало-Амурскую. Та дорога обогнула Байкал уже с севера. А по Кругобайкальской обязательно надо проехать – хотя бы однажды. Пусть она и не вполне «кругобайкальская».

Железнодорожный путь тянется вдоль озера

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.