Заказчики торгов: права и обязанности организатора тендера 2022 г.
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
1. Функции заказчика на торгах
При проведении торгов заказчик осуществляет следующие функции:
принимает решение о проведении подрядных торгов и издает в связи с этим официальный распорядительный документ;
определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов, издает об этом соответствующий распорядительный документ или заключает соответствующий договор;
контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;
устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов;
определяет предмет торгов и форму их проведения (открытые или закрытые);
определяет потенциальных претендентов и через тендерный комитет направляет им приглашения к участию в торгах.
Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом, например: кредитным договором или распоряжением органа исполнительной власти. Документальное подтверждение инвестиционной способности должно иметься у заказчика на момент создания своего тендерного комитета или обращения в существующий тендерный комитет.
Организатором торгов может быть заказчик либо любое юридическое лицо, им уполномоченное на организацию торгов. В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведение подрядных торгов организации, а также предприятия, организации и учреждения, независимо от форм собственности.
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
2. Функции организатора торгов
Организатор торгов осуществляет следующие функции:
подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;
формирует тендерный комитет;
рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;
ликвидирует тендерный комитет;
несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
Регламент прав и обязанностей организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.
Заказчик либо в соответствии с заключенным договором организатор торгов для проведения тендера на подряд формирует тендерный комитет или привлекает регулярно действующий ведомственный, региональный или муниципальный тендерный комитет на договорной основе.
При проведении подрядных торгов на комплекс работ и оказание услуг, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов, заказчик, формируя тендерный комитет, может включать в его состав представителей МВЭС России, Минфина России, Минстроя России и других заинтересованных министерств и ведомств, а при строительстве или реконструкции объектов в рамках региональных программ — представителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с ними.
Тендерный комитет в зависимости от объема выполняемых работ может учреждаться в соответствии с действующим законодательством как самостоятельная организация с правом юридического лица.
Состав тендерного комитета утверждается заказчиком. К работе тендерного комитета могут привлекаться представители проектных, научно-исследовательских, инженерно-изыскательских, инженерно-консультационных и других организаций.
Работа лиц, привлекаемых к участию в деятельности тендерного комитета, оплачивается организатором торгов на основании заключаемых с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.
Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
3. Функции тендерного комитета
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы, а также осуществляет следующие функции:
сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;
проведение предварительной квалификации претендентов;
разработка и распространение тендерной документации, а также решение вопросов изменения этой документации и процедур;
ознакомление претендентов с тендерной документацией и (при необходимости) проведение разъяснений;
сбор, хранение и оценка представленных оферт;
проведение процедуры торгов и ее оформления;
определение победителя по результатам торгов;
публикация в СМИ отчета о результатах торгов.
Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
4. Видео инструкция «Что нужно заказчикам. Заказчик по 44 ФЗ. Госзакупки. Тендеры»
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Виды тендеров: этапы и условия их проведения. Кто может принять участие в тендере?
Участие в тендерах повышает шансы получить желаемый заказ на поставку продукции или оказание услуг. Все виды тендеров условно классифицируют в зависимости от различных факторов. За основу деления берут различные факторы: количество этапов, по составу участников, по особенностям проведения и т.д.
Какие бывают тендеры?
В зависимости от того какой фактор брать за основу тендеры делятся:
- по составу участников — открытые и закрытые;
- по количеству этапов — одно и двухэтапные;
- по принципу состязательности — конкурентные и неконкурентные;
- особенности проведения — закупка у единственного поставщика, запрос предложений, запрос котировок.
Главный принцип организации конкурсов равноправие участников, также заказчики придерживаются принципов: открытости, гласности, справедливости,эффективной конкуренции, взаимных гарантий.
Государственные и коммерческие тендеры
Государственные тендеры регулируются ФЗ-44 и ФЗ-223 и инициируются организаторами в виде государственных организаций, органов госвласти или корпорации Росатом. Государственные закупки имеют строгую отчетность и жесткую систему планирования. Осуществление госзакупок имеет целью выгодное расходование средств из бюджета, что делает цены контракта важным критерием при определении победителя в тендерах. В государственных тендерах для потенциальных исполнителей созданы более мягкие условия и предусмотрено больше возможностей для реализации себя в госзакупках.
Организаторами коммерческих тендеров являются коммерческие организации вне зависимости от организационно правовой формы. Закон никак не регламентирует проведение таких конкурсов, что позволяет коммерческим заказчикам осуществлять закупку товаров по собственным правилам. Специального нормативно-правового акта регламентирующего коммерческие тендеры нет, поэтому правила по которым они проводятся не должны противоречить Гражданскому кодексу и закону “О защите конкуренции”.
Основное отличие государственного тендера от коммерческого источник финансирования, так как в первом случае — это федеральный бюджет, а во втором — собственные средства коммерческого субъекта.
Закупки можно классифицировать на два основных вида:
- конкурентные закупки товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) (название говорит само за себя);
- неконкурентные (закупки у единственного поставщика).
Конкурентные закупки
До 01.01.19 существовало большое количество закупок в “бумажной форме”. Теперь же все закупки, за исключением случаев закупок для обеспечения государственных нужд за пределами РФ, закупок по оказанию скорой помощи гражданам, ликвидации последствия ЧС и т.д, а также некоторых закрытых закупок, проходят в электронной форме.
Открытый конкурс в электронной форме (далее – ОКЭФ)
Проводится в электронной форме на электронной площадке (далее — ЭП).
Для участия в ОКЭФ поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию в ЕИС (zakupki.gov.ru).
ОКЭФ проходит в несколько этапов:
1 этап: участники подают заявки. Заявки должны состоять из 2 частей и ценового предложения. Заказчик проверяет первые части заявок и допускает/не допускает участника до конкурса, а также оценивает (присваивает баллы) допущенные заявки.
2 этап: участники конкурса могут подать окончательные ценовые предложения. Это так называемая “переторжка”. Участники конкурса могут снизить предложенную цену.
Окончательное ценовое предложения подается только один раз.
3 этап: заказчик проверяет вторые части участников ОКЭФ, снова допускает/не допускает заявки участников конкурса (но уже по другим требованиям), и также оценивает допущенные заявки.
4 этап: подведение итогов.
Побеждает не тот, кто предложит наименьшую цену контракта, а тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта. Чьи условия исполнения контракта являются наилучшими, определяется на основании оценки заявок участников. Каждой заявке присваиваются баллы в соответствии с критериями оценки заявок.
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме (далее – КОУЭФ)
Перечень случаев, при котором проводится КОУЭФ, установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.
Отличается от открытого конкурса в электронной форме тем, что к участникам такого конкурса предъявляются дополнительные требованияо наличии необходимой квалификации, опыта, ресурсов.
КОУЭФ используется при закупках сложных, инновационных ТРУ, а также при закупках общественного питания.
Двухэтапный конкурс в электронной форме
Используется для закупок научных исследований, произведений искусства и других сложных ТРУ.
Вряд ли вы когда-нибудь столкнетесь с таким конкурсом.
Закрытые способы (Закрытый конкурс, Закрытый конкурс с ограниченным участием, Закрытый двухэтапный конкурс, Закрытый аукцион)
Информация о таких закупках распространяется только ограниченному кругу лиц и, как правило, не размещается в ЕИС.
Например, закупки, составляющие гостайну.
С такими закупками вы также вряд ли столкнетесь.
Электронный аукцион (далее – ЭА)
Самый распространенный вид закупок.
Проходит в электронной форме на ЭП.
Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену контракта.
Для участия в ЭА поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию в ЕИС.
ЭА проходит в 3 этапа.
1 этап: участники подают заявки на участие в ЭА.
Заказчик проверяет первые части заявок и допускает/не допускает участника до аукциона.
2 этап: проведение самого аукциона. Участники ЭА торгуются между собой. Первое место получает заявка с наименьшей ценой контракта.
3 этап: подведение итогов. Заказчик проверяет вторые части участников ЭА. И признает победителя ЭА. Если участник, занявший первое место по результатам ЭА, не соответствует требованиям документации ЭА, то Победителем признается следующий участник ЭА.
Запрос котировок в электронной форме (далее – ЗКЭФ)
Проводится в электронной форме на ЭП. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену контракта.
Для участия в ЗКЭФ поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию на ЕИС.
Начальная (максимальная) цена контракта по ЗКЭФ не может быть выше 500 тыс. руб. Годовой объем ЗК не может превышать 10 % совокупного годового объема закупок Заказчика.
ЗКЭФ проходит в 2 этапа:
1 этап: участники подают заявки на участие в ЗКЭФ .
Заказчик проверяет заявки и допускает или отклоняет их.
2 этап: оператор ЭП ранжирует и оценивает допущенные заявки по цене контракта.
Победителем признается участник, заявке которого присвоен первый номер.
Запрос предложений в электронной форме (далее — ЗПЭФ)
Сложная и не распространенная процедура. Проводится на ЭП.
Как правило, Заказчик может проводить ЗПЭФ при несостоявшихся электронных закупках, есть и другие основания для выбора такой закупки.
В ЗПЭФ есть переторжка (возможность изменить предложение (в т.ч. цену)).
Закупка у единственного поставщика
Надо отметить, что закупки ТРУ у единственного поставщика очень любят заказчики — не нужно готовить документацию для конкурентных закупок.
По своему смыслу закупка у единственного поставщика означает, что Заказчик не проводит конкурентную закупку, а заключает контракт «напрямую» с выбранным поставщиком, подрядчиком, исполнителем.
Решение о выборе того или иного поставщика, подрядчика, исполнителя заказчик принимает на свое усмотрение.
Перечень случаев, при которых у заказчика возникает право закупать ТРУ у единственного поставщика, обширный — 55 случаев, и указан в ст. 93 Закона №44-ФЗ.
Подвиды электронных торгов
В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на:
торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- торги, проводимые по заказу коммерческих организаций;
- торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;
- торги по продаже арестованного имущества.
По квалификации участников закупочные процедуры делятся на открытые электронные торги и закрытые электронные торги:
С помощью закрытых электронных торгов проводится выбор поставщиков, прошедших предварительную квалификацию на допуск к участию. Это закупка товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну (например, выполнение заказов оборонной промышленности и т.д.).
В открытых процедурах могут принимать участие поставщики, прошедшие аккредитацию на электронных торговых площадках.
Признаки электронных торгов
Всем электронным торгам присущи общие системные признаки:
- В торгах принимают участие 3 стороны:
Организатор торгов. Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота;
Пользователи электронной площадки. Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг;
Оператор электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки — российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.
- Торги проводятся на электронной торговой площадке.
Преимущества электронных торгов
Проведение торгов на электронных торговых площадках позволяет снизить закупочные цены, сократить сроки проведения закупок и упростить закупочный процесс.
Участвуя в электронных торгах можно:
- Получить заказы и оформить контракты с крупнейшими заказчиками;
- Представить свою продукцию во всех регионах Российской Федерации;
- Планировать рост своего бизнеса.
Использование конкурентных способов закупки и прямой доступ к заказам обеспечивают равные возможности для всех участников торгов, а электронная форма проведения процедуры делает механизм закупок более прозрачным, что снижает риски для её участников.
Требования к участникам электронных торгов
В электронных торгах участвуют в основном те, кто ведет бизнес, — организации и индивидуальные предприниматели.
Для участия в электронных торгах необходимо соответствовать требованиям, которые предъявляет заказчик.
К участникам предъявляются требования двух категорий:
- единые (предъявляются всегда и позволяют определить надёжность, финансовую устойчивость участника и правомерность исполнения им контракта);
- дополнительные (эти требования устанавливает заказчик в зависимости от специфики объекта закупки или для исключения риска срыва закупки).
Условия закупки могут предусматривать участие исключительно определённых лиц.
Например, может быть установлено условие о том, что в торгах могут принимать участие только малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Отметим, что для участия в электронных торгах нужно получить электронную подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС) и пройти аккредитацию на электронной торговой площадке.
Основные виды и типы тендеров
Тендер – это конкурсное мероприятие, которое проводится для выявления наиболее подходящего исполнителя для осуществления им какой-либо задачи. В настоящее время существуют различные виды тендеров, которые отличаются порядком, условиями проведения и другими особенностями. Можно выделить основные из них:
- платные тендеры – исполнитель получает задание на реализацию конкретной работы, заключает выгодную сделку либо получает денежное вознаграждение;
- бесплатные – исполнитель приобретает популярность и признание, что приносит отличную рекламу товарам либо услугам, которые тот производит.
- открытые;
- закрытые;
- селективные;
- многоэтапные;
- тендер с редукционом или переторжкой.
Открытые виды тендеров, порядок и условия их проведения
Участие в открытом тендере может принять любой желающий. Это могут быть как юридические, так и физические лица. Таким образом, заказчик получает широкий выбор претендентов на победу. О проведении открытого тендера сообщает объявление, которое размещают в сети интернет, в деловых публичных изданиях и в других СМИ. Само объявление о проведении такого открытого конкурса и есть приглашение.
Заказчик может сам проводить всю процедуру либо наделяет полномочиями доверенное лицо. При проведении открытого тендера государственными структурами, участники должны в обязательном порядке подать банковскую гарантию, что дает заказчику уверенность в добросовестном выполнении победителем заказа либо контракта. Участник должен подать заявку на участие соответственно законодательной базе.
При положительном результате, претендентам выдается документация для участия в конкурсе и готовится предложение. При возникновении вопросов относительно конкурсной документации участник имеет право письменно обратиться к заказчику, ответ дается в такой же форме. Если претендент нарушает установленные правила, то он исключается из списка участников.
Когда все заявки на участие собраны, заказчик их все обязан принять к рассмотрению. Особое внимание уделяется правительственным тендерам. Победитель получает письменное извещение о заключении контракта. Все остальные узнают о результатах через СМИ.
Закрытые типы тендеров и условия для их проведения
Участвовать в закрытых тендерах могут фирмы и организации, которые были приглашены заказчиком. Поэтому объявление о таких закрытых конкурсах не подается в СМИ. Каждый организатор при этом сам устанавливает требования к претендентам. Данный тип конкурса обходится заказчику значительно дешевле, так как не тратятся средства на рекламу.
- товары или услуги, в которых нуждается заказчик, имеются у определенных поставщиков;
- процесс закупок имеет строго конфиденциальный характер либо продукт необходим для нужд службы безопасности организации, предприятия;
- процедура рассмотрения и выбора при большом потоке исполнителей требует слишком больших затрат, которые будут превышать стоимость закупаемых товаров.
Селективные тендеры
Селективные тендеры способны сэкономить заказчику время, так как процесс их проведения состоит всего из двух этапов: сбор заявок и их отбор; проведение тендеров между претендентами. Все участники таких конкурсов предварительно отбираются по заданным критериям. В итоге получается, что селективные тендеры являются промежуточными между открытыми, где участвовать могут все желающие, и закрытыми, когда перед конкурсом проводится отбор претендентов.
Поставщики, прошедшие селекцию (их число обычно не превышает 7) могут подавать предложения соответственно тендеру. Итоги таких торгов в СМИ не оглашаются. Также, селективные конкурсы могут иметь «урезанный» формат или мини-тендеры. Во время их проведения создается небольшой список участников, без выявления одного исполнителя. Заказчик проводит процедуру закупок со всеми кандидатами разными способами. к содержанию
Многоэтапные тендеры и порядок их проведения
Происходят многоэтапные тендеры при закупках сложных товаров или услуг. Здесь заказчик не имеет должной квалификации для изложения своих требований и у него отсутствует информация о продукте. Это могут быть компьютерные системы, научно-исследовательские работы и т.д. Этап первый. Процедура начинается с технико-коммерческих предложений поставщиков. После переговоров с любым из претендентов заказчик вносит необходимые дополнения и изменения в предоставленные документы. Если предложение не отвечает запросу – его отклоняют.
Этап второй. Кандидаты, учитывая все новые требования, меняют свои предложения, вносят цены на товары и услуги. к содержанию
Тендер с редукционом или переторжкой
Первый этап – это тендер стандарт.
На втором этапе отбираются претенденты, которые смогли предложить наиболее подходящий продукт.
Среди них проводятся дополнительные торги, в результате которых участники либо снижают цены и/или идут на уступки в условиях контракта.
Единая информационная система в сфере закупок
С 1 января 2014 года Федеральный закон № 94-ФЗ утрачивает силу в связи со вступлением в действие Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этим законом определяется создание «Единой информационной системы в сфере государственных закупок».
Она представляет собой совокупность информации, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, хранение и обработку данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Единая информационная система включает в себя:
- планы и планы-графики закупок;
- сведения о реализации планов закупок и планов-графиков;
- реестр заключенных государственных контрактов;
- реестр банковских гарантий;
- реестр недобросовестных поставщиков;
- реестр жалоб, проверок и выданных предписаний;
- результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок;
- отчеты государственных заказчиков;
- перечни товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- каталог типовых контрактов, типовых условий контрактов;
- сведения о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- сведения об условиях, ограничениях и запретах допуска товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными гражданами, об условиях применения национального режима для иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры;
- сведения о закупках и об исполнении контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- перечень международных финансовых организаций, участником которых является Российская Федерация или с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
- нормативные правовые акты, иные документы и сведения, размещение которых предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В рамках единой информационной системы в сфере государственных закупок действует официальный портал закупок zakupki.gov.ru, на котором возможен поиск интересующих тендеров. Кроме того бесплатно искать можно и на сайтах-агрегаторах, где собирают закупки как с государственных площадок, так и с коммерческих.
Махинации с тендерными предложениями
Цель махинаций — обеспечить выигрыш заранее выбранного претендента. О том, что тендер проводится нечестно, можно узнать по ряду характерных признаков:
Совпадающие (полностью или частично) заявки от разных участников.
Предложенные всеми участниками цены значительно превышают стоимость контракта или стоимость предложений, полученных от тех же претендентов по схожим проектам или в других регионах.
Победивший в тендере участник нанимает в качестве субподрядчиков одного или нескольких проигравших конкурентов, уведомив или не уведомив клиента.
Некоторые участники предлагают существенно и неоправданно завышенные цены на некоторые позиции, чтобы скрыть излишки прибыли победителя, предназначенные для уплаты взяток чиновникам, обеспечившим победу.
Слишком большой разрыв между ценой, предложенной победившим участником, и остальными претендентами. Вероятно, всем, кроме фаворита, рекомендовали указать в заявках завышенную цену.
Предложения участников различаются на одну и ту же величину (например, цена фаворита плюс 1-2 %).
В предложениях разных участников тендера можно увидеть признаки сговора: одинаковые конверты, схожие ошибки, одинаковая контактная информация и др.
Претенденты, прошедшие квалификационный отбор, отказываются от участия в тендере. Возможно, сделать это их «уговорил» заказчик или другой участник.
При появлении нового участника публичного тендера цены почему-то снижаются. Это может быть признаком того, что претенденты договорились между собой об искусственном завышении цен, пока не было конкуренции со стороны участника, не входившего в сговор.
Источник https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/zakazchiki-torgov-prava-i-obyazannosti-organizatora-tendera/
Источник https://ezaym.info/wiki/vidy-tenderov
Источник