Единая информационная система
Введение ЕИС было обусловлено множеством факторов. Главный из них — это объединенные общедоступные данные о проводимых торгах, его участниках, сроках заключения контракта и его исполнения. Информация должна быть открытой и общедоступной. Это поможет контролировать целевое расходование бюджета на запланированные цели.
С января 2016 года сайт zakupki.gov.ru официально выполняет роль Единой Информационной Системы.
Была разработана новая структура и дополнительные функции, которые позволили значительно расширить возможности портала. Ввиду того, что данные в ЕИС открыты, достоверны и доступны всем желающим (кроме информации, представляющей государственную тайну), закупки проходят максимально прозрачно.
Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения. А для поиска торгов в Вашей отрасли можете использовать нашу поисковую систему с бесплатным доступом на 2 недели.
Госзакупки — официальный сайт
МЭР (Минэкономразвития России) и Федеральное казначейство являются ответственными ведомствами за концепцию и разработку ресурса Единой информационной системы. ЕИС, основанная на базе zakupki.gov.ru успешно функционирует.
44-ФЗ контролирует функционирование ЕИС, а также обязывает выполнять ряд требований. Данный портал должен контактировать и взаимодействовать с другими информационными системами и обеспечивать следующие моменты:
Изначально, Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 36 было предписано реализовать возможность подачи заявок участниками торгов в электронной форме через Единую информационную систему до 1 января 2017 года. Однако, постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 № 1588 срок исполнения этой задачи перенесли на дату, не позднее 1 января 2018 года.
Для этого всем участникам закупок необходимо пройти регистрацию в ЕИС.
Федеральное казначейство, финансовые органы, субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственных внебюджетных фондов при размещении планов закупок и планов-графиков закупок осуществляется контроль за следующими данными в документах планирования:
- соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до Заказчика;
- соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) в реестре контрактов, заключенных Заказчиками, условиям контрактов.
Получается, что при размещении Заказчиком документов о планировании на сайте ЕИС госзакупок они проходят проверку и согласование в соответствующих финансовых органах. Проверка осуществляется не более 3 рабочих дней, со дня отправки плана закупок и плана-графика закупок для размещения в Единой информационной системе.
По итогам проверки, с помощью внутреннего функционала ЕИС, ставится отметка о соответствии или несоответствии той информации, которая предоставляется в документах планирования.
Если несоответствия выявлены, то Заказчику по средствам Единой информационной системы закупок (а в некоторых случаях на бумажных носителях) отправляется информация о выявленных несоответствиях и пока нарушения не будут устранены – документы планирования не будут размещены на официальном сайте госзакупок.
Настройте тендерные продажи в вашем бизнесе
сопровождение участия «под ключ», с гарантией результата
Также стоит обратить внимание, что в случае отсутствия у Заказчика связи через личный кабинет ЕИС с финансовым органом контроля, с 1 января 2017 года Заказчик не может разместить в Единой информационной системе план закупок и план-график закупок.
Согласно ч. 37 и 38 ст. 112 44-ФЗ,
заказчики, уполномоченные органы и учреждения уровня субъекта РФ и муниципального уровня, расположенные на территории республики Крым и г. Севастополя публикуют в ЕИС планы-графики размещения заказов по правилам, которые действовали до введения 44-ФЗ. Т.о. получается, что на Заказчиков Крыма и Севастополя в 2017 году не действует двухступенчатая система планирования и вместо планов закупок и планов-графиков закупок формируется и размещается план-график размещения заказов на 2017 год.
Для удобства пользователей были разработаны возможности работы с сайтом с использованием сенсорных экранов, корректное отображение портала на устройствах с разным разрешением экрана, реализована версия для лиц с ограниченными возможностями и автоматическое определение региона пользователя системы.
Регистрация в ЕИС
С 1 января 2019 года поставщикам для участия в электронных процедурах нужно будет сделать три вещи:
- Зарегистрироваться в ЕИС;
- Разместить информацию в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ);
- Аккредитоваться на ЭТП (не позднее рабочего дня, следующего за днём, потраченным на первые два пункта).
С 1 января спецсчета смогут открыть только лица, разместившие сведения в ЕРУЗ. Может возникнуть неприятная для участника ситуация, поэтому ЕИС рекомендует не затягивать с регистрацией и аккредитацией.
Те поставщики, которые аккредитован на ЭТП, должны зарегистрироваться в ЕИС в течение года — до 31 декабря 2019 года. Нужно только к 1 января 2019 актуализировать на ЭТП информацию и документы, предусмотренные статьей 62 Закона № 44-ФЗ.
Если у участника ничего нет — ни аккредитации, ни спецсчета — то сначала надо зарегистрироваться в ЕИС, а потом уже информация будет передана на площадки для прохождения аккредитации.
Подробно о том, какие документы необходимо приложить участникам для прохождения регистрации в ЕИС мы писали тут.
Процесс прохождения регистрации в ЕИС в качестве поставщика Вы можете посмотреть в данном видео:
3. Отображение нового раздела «Реестр единственных поставщиков»
Федеральному органу исполнительной власти и органу исполнительной власти субъектов РФ, заключившим специальные контракты, предусматривающие встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора, доступен функционал формирования и направления сведений, предназначенных для включения в Реестр единственных поставщиков.
Для обеспечения работы этого функционала, в ЕИС реализован личный кабинет органа исполнительной власти, предоставляющий информацию и документы для включения в реестр.
4. Изменения формы годового отчета о закупках у СМП (для заказчиков по 223-ФЗ)
В связи с этим теперь в ЕИС появляется возможность отразить в форме годового отчета о закупке ТРУ у субъектов МСП следующую информацию:
информация о долгосрочных договорах;
информация о субъектах малого предпринимательства.
Также с 1 января 2018 вступают в силу изменения к требованиям об обязательном объеме закупок, участниками которых могут стать ТОЛЬКО субъекты малого и среднего предпринимательства. С 10% он увеличивается до 15% от совокупного годового объема закупок.
Для упрощения работы, в ЕИС реализована функция автоматической проверки планов закупок и годовых отчетов о закупках на соответствие установленному размеру закупок, предназначенных только для субъектов МСП.
Проверка на соответствие 15-ти % объему будет применяться начиная с годовых отчетов за 2018 год, при проверке отчетов за 2017 год будет использоваться показатель в 10%
5. Формирование в ЕИС сведений о принятых бюджетных обязательствах
В случаях, если закупка осуществляется в целях реализации мероприятий по информатизации, то в сведениях о бюджетном обязательстве, направляемом для постановки на учет, теперь доступна возможность дополнительно указывать код и наименование мероприятий по информатизации посредством его выбора из справочника «Мероприятия информатизации», а не вручную.
Последствия изменения ЕИС
Введение всех этих изменений благотворно влияет на поиске интересуемых торгов, которые можно будет найти не только по номеру закупки, но и просматривать проводимые тендеры, например, определенным Заказчиком.
В идеале, официальный сайт Единой информационной системы закупок должен объединить в себе все данные с каждой торговой площадки на федеральном уровне. Ч. 7 ст.4 44-ФЗ не запрещает создавать другие информационные порталы регионального и муниципального масштаба, которые будут интегрированы с ЕИС. Главное, чтобы данные, публикуемые на этих порталах, совпадали и не противоречили друг другу. В противном случае, приоритет предоставляется Единой информационной системе и информация, размещенная в ней, считается достоверной.
Информация, содержащаяся в ЕИС
После окончательной доработки и введения всех функций в Единую Информационную Систему закупок она будет содержать следующие данные:
Таким образом получается, что на одном портале Единой информационной системы будет собрана вся необходимая информация для подбора тендера и участия в нем. Такой подход обеспечивает прозрачность любой закупки от начала до исполнения контракта, что выгодно как честному Заказчику, так и подрядчику, желающему найти хороший заказ.
Конечно, важным моментом является такая сторона вопроса, как техническая составляющая. Ведь для обеспечения стабильности работы системы при высокой посещаемости должны быть мощные сервера и хорошее программное обеспечение. Этот момент, естественно, учли и подготовили хорошую техническую базу для запуска портала в полную силу.
Организация закупок в Беларуси. Как провести тендер?
Проведение закупок — важный и ответственный процесс в жизни любого бизнеса. Разобраться с собственными потребностями, найти проверенного поставщика, оценить качество товара или услуги, приобрести их с минимальными затратами – важен каждый этап. Для этого в мире предпринимательства существуют специальные правила проведения закупочных операций, а также эта деятельность регулируется законом. МТБлог разобрался, как провести тендер на закупку.
Что такое закупки?
Для начала разберемся, что такое закупки. Это приобретение необходимых товаров и услуг для удовлетворения собственных нужд предприятия и спроса покупателей. Приведем пример. Бренд собирается разместить по городу рекламные баннеры своего нового продукта. Чтобы напечатать разработанные макеты баннеров, он обращается в типографию. Таким образом, одна компания покупает у другой товары или услуги для собственных целей.
Чтобы произвести закупку, нужно найти подрядчика – компанию, которая вам предоставит нужные услуги или товары. Вернемся к примеру рекламных баннеров. На рынке – десятки компаний, предоставляющих услуги типографии. С разными ценами, качеством и условиями сотрудничества. Руководителю нужно выбрать оптимальный вариант с минимальными затратами и с достойным качеством.
Виды закупок и как они регулируются?
- Государственные;
- за счет собственных средств;
- иные (частные).
Закупки за счет собственных средств могут проводить:
- республиканские унитарные предприятия;
- госорганы и гособъединения;
- юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности (учреждения здравоохранения, образования);
- хозобщества, 25% акций принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности;
Иные закупки, например, закупки двух частных компаний, регулируются статьями 417-419 Гражданского кодекса РБ. По сути, сами участники таких процедур устанавливают правила процедуры, оговаривают нюансы, условия и сроки заключения договора.
Подробнее остановимся на порядке проведения государственных закупок – там больше всего правил и ограничений. Частный бизнес может торговать друг с другом, как захочет.
Существуют следующие процедуры госзакупок:
- открытый конкурс (гласный и конкурентный способ, информация о нем предоставляется в открытом доступе);
- закрытый конкурс (при закупке, сведения о которой являются секретными);
- электронный аукцион (побеждает участник, предложивший наименьшую цену по результатам торгов);
- закупка из одного источника (процедура, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику);
- процедура запроса ценовых предложений (побеждает участник, предложивший наименьшую цену предложения);
- биржевые торги.
Вид процедуры зависит от стоимости годовой потребности в однородных товарах, указанной в годовом плане госзакупок. В госорганизациях обучают сотрудников проведению закупок на специальных курсах.
Как проводятся тендеры на закупку?
Рассмотрим такой вид госзакупки, как открытый конкурс. Чтобы его провести, заказчик и потенциальный поставщик должны где-то друг друга найти. Для этого используются электронные торговые площадки, где одни организации размещают информацию о своих товарах и услугах, а другие – могут сделать им предложение. Платформами для проведения открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений являются:
-
информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;
- торговая площадка «Белорусской универсальной товарной биржи»; (объединенная информация, ею пользуются 99% поставщиков).
И заказчикам, и поставщикам нужно зарегистрироваться и аккредитоваться на этих платформах. При регистрации нужно будет заполнить профиль, указав свои данные, форму организации и др. Также необходимо будет ввести данные электронной цифровой подписи. Поэтому прежде, чем регистрироваться на платформе, нужно будет ее получить. Запрос на регистрацию обрабатывается около 3 дней.
Если вы выступаете в качестве заказчика, нужно будет утвердить конкурсные документы, в них должно быть указано:
- описание предмета госзакупки;
- срок и гарантии качества;
- валюта для расчета;
- порядок подачи предложений;
- критерии оценки4
- срок разъяснения документов;
- место, срок и порядок открытия предложений.
Затем на торговой площадке вы размещаете приглашение к участию в тендере. Это происходит на сайте в автоматическом режиме.
Для участия в конкурсе в качестве поставщика также необходима регистрация на торговой площадке. Нужно открыть приглашение к участию в нужной вам закупке и разместить свое конкурсное предложение, загрузить документы и подписать их электронной цифровой подписью.
Затем комиссия рассматривает предложение и либо принимает его, либо отвергает. Информация о победителе размещается на официальном сайте. После чего организация-заказчик и победитель торгов заключают договор.
Процедура закупок – неотъемлемый процесс ведения бизнеса. Ведь потребности в них возникают на разных этапах, и нужно быть к ним готовым. Помните, что участие в процессе закупки начинается с изучения предложения, документов, вида тендера, условий проведения. Если вы считаете, что ваши права в ходе конкурса были нарушены или условия среди участников были неравны, вы вправе обратиться в МАРТ или суд.
Источник https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/eis
Источник https://mtblog.mtbank.by/bc-organizatsiya-zakupok-v-belarusi-kak-provesti-tender/
Источник