Skip to content
  • Обратная связь
  • Политика конфиденциальности

rus-week.ru

Новостной портал

  • Финансовый сектор
    • Банковская система
      • Банковские карты
      • Кредитные карты
      • Потребительское кредитование
      • Дебетовые карты
      • Лизинг
    • Инвестиции
      • Акции
      • Инвестиционный фонд
    • Бизнес идеи
      • Бизнес планирование
    • Forex
      • Стратегии forex
      • Бонусы от брокеров
      • Советники forex
      • Индикаторы forex
      • Forex брокеры
  • Автораздел
    • Автоновости
    • Автообзоры
  • Общество
    • Отношения
  • Технологии
    • Новости технологий
  • Туризм
    • Авиабилеты
    • Путешествия
    • Новости для туристов
  • Недвижимость
    • Строительство и ремонт
  • Промышленность
  • Тендеры
  • Спорт
    • Спортивные события
  • Toggle search form
  • Самый точный индикатор форекс. Как и какие выбрать индикаторы для торговли Индикаторы forex
  • Можно ли бегать каждый день и как бег влияет на здоровье человека Спорт
  • Куда жаловаться, если вам не выплачивают зарплату? Банковская система
  • Ипотека без первоначального взноса в Санкт-Петербурге Недвижимость
  • Как пополнить телефон с карты? Очень просто! Дебетовые карты
  • Варианты отделки фасада дома из газобетонных блоков Строительство и ремонт
  • Проблемы молодой семьи, выходить ли замуж, жениться ли Общество
  • Как разогнать депозит на Forex; стратегии Стратегии forex

Проблемы современного семейного воспитания; Семейные разногласия

Posted on 17 августа, 2021 By admin Комментариев к записи Проблемы современного семейного воспитания; Семейные разногласия нет

Проблемы современного семейного воспитания — Семейные разногласия

Образование является частью социализирующего воспитания. Образование — это специально организованный процесс обучения общественно принятым ценностям, нормативным личностным качествам и моделям поведения, то есть это процесс приобщения человека к обычному и правильному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первый социальный этап в жизни человека. В раннем детстве она направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, навыки и умения для жизни в обществе. Но дошкольное и школьное образование не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что ребенок получает от родителей. Педагогически необходимо сосредоточить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему его воспитательной деятельности, а также нейтрализовать отрицательные эффекты в рамках профессиональных возможностей.

Процесс воспитания в семье является основным средством обеспечения существования преемственности поколений; это исторический процесс вхождения молодого поколения в общество.

Семья — и первая школа чувств, и жизненное пространство, и убежище в бурном море жизни. Особенностью семейного воспитания является то, что семья — это разновозрастная социальная группа: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это означает разные ценностные ориентации, разные критерии оценки событий в жизни, разные идеалы, точки зрения, убеждения, что позволяет формировать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнью растущего человека. Семейный ребенок вовлекается в жизнедеятельность семьи, проходит все ее этапы, от простых попыток (взять ложку, забить гвоздь) до самого сложного социально — личностно значимого поведения.

Семейное воспитание также имеет широкие временные рамки: оно длится всю жизнь, происходит в любое время дня и года. Семейный климат — это жизнь родителей, их взаимоотношения, дух семьи. Грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность детей, как правило, является результатом негативной системы отношений в семье и ее образа жизни. Это поведение отца по отношению к матери, родителей по отношению к детям или к другим людям вне семьи.

Возникает все больше напряженных и сложных ситуаций, которые создают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне ложное, уродливое воспитание становится все более распространенным. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, увеличивается недостаток общения между родителями и детьми. Лишенный родительской любви ребенок часто вырастает злобным, озлобленным, нечувствительным к переживаниям других, негостеприимным в обществе сверстников, а иногда — замкнутым, беспокойным, чрезмерно застенчивым. Вырастая в атмосфере чрезмерной любви, привязанности, почитания и обожания, маленький человек рано приобретает черты эгоизма и эгоцентризма, избалованности, избалованности, высокомерия, лицемерия.

Психология семейного воспитания требует оптимального отношения к воспитанию. Позиция родителей в воспитании ребенка оптимальна, когда они принимают ребенка таким, какой он есть, относятся к нему сердечно, оценивают его объективно и на основе этой оценки строят воспитание, когда они способны менять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями жизненных обстоятельств ребенка, когда их воспитательные усилия направлены в будущее и соответствуют требованиям, которые ребенок предъявляет к своей будущей жизни. Оптимальное родительское отношение сосредоточено на наилучших интересах ребенка. Все воспитание в семье основано на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье их детей.

Проблемы современного семейного воспитания

Семейные разногласия

Говоря о семейных спорах в целом, нужно сказать, что конфликт — это эмоциональная агрессия, сильное столкновение и «болевой синдром отношений», а, как известно, боль в теле свидетельствует о наличии болезни. Таким образом, конфликт не может возникнуть внезапно, а является сигналом о наличии определенного типа проблемы.

Далее необходимо рассмотреть общие варианты разрешения семейных конфликтов. Радугин А. А. выделяет предпосылки рациональных условий взаимоотношений между родителями. Во-первых, это разумная организация семьи. Для благоприятного развития отношений между родителями и детьми необходимы общие цели и интересы, совместные действия и решения, наличие определенных семейных традиций, распределение трудовых обязанностей.

Следует также отметить, что дети ждут от родителей интереса к их внутреннему миру, их переживаниям и желаниям. Важно подчеркнуть, что молодые люди хотят, чтобы учитывались их возраст и индивидуальные особенности. Под возрастной спецификой понимаются анатомо-физиологические и психологические особенности, характерные для определенного возрастного периода, а под индивидуальностью — специфика основных характеристик и качеств. Возрастные особенности детей должны учитываться родителями при определении подхода к воспитанию. Родители не должны игнорировать заявление ребенка о том, что он «уже не маленький и не взрослый».

Существенным фактором является и педагогический такт, учитывающий эмоциональное состояние и жизненный опыт ребенка, анализ мотивов и целей его поступков. Ребенок не должен чувствовать, что он является объектом воспитания. Родители должны иметь возможность замаскировать прямое воспитательное воздействие. Поэтому решением проблемы является участие родителей вместе с детьми в интересных занятиях, т.е. родители должны разделять увлечения детей, вовлекаться в их деятельность. Это дает им эффективный инструмент обучения.

Дети — это отражение своих родителей. Кроме того, семьи могут устраивать различные турниры, проводить семейные чтения, ходить в походы и проводить время вместе в поездках. Таким образом, каждая семья может построить многоуровневую систему для укрепления и создания прочной связи между родителями и детьми. Говоря о воспитании полноценной личности ребенка, стоит обратиться к выдающемуся представителю педагогики XIX-XX веков. П.Ф. Лесгафта.

Ученый выделил условия, при которых любой ребенок может стать «идеальным нормальным человеком». Первое условие включает в себя атмосферу любви и взаимного уважения. Человек, который не чувствует любви со стороны своих близких, никогда не сможет уважать их и вообще делать добро другим. Однако отсутствие такой атмосферы противопоставляется чрезмерной материнской заботе, что иногда приводит к развитию в ребенке безнравственности и честолюбия. Кроме того, необходим высокоморальный воспитатель, который учит ребенка думать и следит за тем, чтобы слово подкреплялось делом. Часто эту функцию выполняет мать, но это может быть и воспитатель, который работает не более чем с 6-7 детьми. Современные психологи пришли к выводу о количестве детей, находящихся на попечении воспитателя, отметив, что он способен поддерживать эмоциональный контакт только с этим количеством детей. Третье условие — регулярный радостный, общественно полезный труд в присутствии ребенка.

Наблюдая за деятельностью родителей, ребенок пытается подражать им в игре и постепенно сам включается в трудовой процесс. Пока ребенок маленький, трудно сказать, каким он будет в будущем. Пробуя себя в разных областях, он может обнаружить свой особый талант и со временем определить свое призвание. Принцип постепенности и последовательности важен для воспитания ребенка.

Задачи семьи

Создание семьи — это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материальная и экономическая обеспеченность, социальное положение, образ жизни, количество членов семьи, место жительства, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и проявляется в каждом случае по-разному.

Задачами семьи являются:

  • -Создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • -Быть социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • -Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • Обучать детей полезным практическим навыкам, направленным на самообеспечение и содержание иждивенцев;
  • -Развивать чувство личного достоинства и ценность своего «я».

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее распространенными являются:

  • Гуманность и милосердие по отношению к растущему человеку;
  • Вовлечение детей в качестве равноправных членов семьи;
  • Открытость и доверительность в отношениях с детьми;
  • Оптимизм в семейных отношениях;
  • Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • Помощь ребенку в меру своих возможностей, готовность ответить на его вопросы.

Кроме этих принципов, существует ряд частных, но не менее важных для семейного воспитания: запрет на телесные наказания, запрет на чтение чужих писем и дневников; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного послушания, не быть снисходительным и т.д. Однако все принципы сводятся к одной идее: дети счастливы в семье не потому, что им хорошо, с ними легко, а детям хорошо и им легко, потому что они счастливы.

Семья — это изначальная, первичная ячейка общества, и от того, какая обстановка и отношения, которые будут в этой семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка. В разных семьях, конечно, разные проблемы. Самое главное — видеть проблемы в своей семье и грамотно их решать, «пресекать в зародыше». Ведь если упустить из виду небольшую проблему, можно не заметить, как она перерастет в значительную и опасную для общества.

Подросток — это, как следует из самого слова, «растущий человек». Это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Как говорит герой фильма «Розыгрыш» о себе и своих 16-летних друзьях: «Мы уже не на верхней ступени детства, а на нижней ступени взрослости» — это очень меткая характеристика подросткового возраста. Да, они уже не дети: физически, а также психологически и физиологически подростки все ближе и ближе подходят к миру взрослых, который до недавнего времени был для них загадочным и совершенно закрытым. Но проблема в том, что их жизненный опыт еще настолько мал, что никто не хочет понять, что они тоже уже самостоятельные взрослые. И чтобы получить желанный опыт взрослой жизни, многие, по их словам, идут на многое. Проблема в том, что под «взрослым опытом» они часто подразумевают курение, выпивку, наркотики и беспорядочный секс. Но мало кто из взрослых согласится с тем, что именно это отличает их от детей. В чем причина этого противоречия? Как всегда, дело в том, что взрослые уже забыли, кем они были в ранней юности, а подростки не знают, кем они станут через несколько лет. Подростковый возраст — это зыбкая грань между детством и взрослой жизнью, которая почти полностью окутана туманом — то, что было, уже в прошлом, а то, что будет, неизвестно и пугает. Конечно, выход есть. И это очень просто. Чем больше вы знаете о том, что с вами происходит, тем больше вы защищены от непонимания происходящего и ошибок.

Портрет родителя

Портрет психосоматического родителя

  • внутреннее субъективно-индивидуалистическое переживание проблемы, которая является причиной особой уязвимости их психосоматической сферы.
  • предрасположенность к высокой нормативности поведения, вести себя правильно, сдержанно.

Отсутствие аффективных реакций на стрессовые ситуации, не устраивают скандалов и ссор, сдержаны в проявлении эмоций.

  • проблема ребенка не видна.
  • частые перепады настроения.

Травма невротического родителя.

  • повышенная беспокойность, различные тревоги, депрессия.
  • подчинение сложившимся обстоятельствам, которое может проявляться в педагогической некомпетентности, воспитательной некомпетентности, а в некоторых случаях — в неприятии самого ребенка, вызывая стресс.
  • способности ребенка оцениваются некритично, бессознательно стремясь скрыть недостаток и выдать желаемые результаты за подлинные.
  • эмоциональная беспомощность не позволяет им позитивно оценивать свое будущее и будущее ребенка, которое кажется им безнадежным и неинтересным.
  • прожитая жизнь воспринимается как несчастливая и омраченная рождением ребенка.
  • у матерей часто бывают истерики, подавленное настроение, стойкая депрессия, стремление избегать решений, снижение социального статуса, примитивизация поведения.

Портрет авторитарного родителя.

Активная жизненная позиция, желание руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.

  • одна категория родителей этого типа, узнав о проблеме ребенка, может отказаться от нее, другая (преобладающая) — проявляет твердое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для ребенка.
  • когда такие родители принимают ребенка, для них характерно желание преодолеть проблемы ребенка и облегчить его страдания.
  • отрицательные качества: неумение сдерживать гнев и раздражительность; отсутствие контроля над собственными действиями, склонность к ссорам и скандалам.
  • в отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать довольно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности и отстраненности по отношению к его проблемам.

6.Для многих авторитарных родителей характерно неравномерное применение мер воспитания: Жесткие формы наказания (крик, подавление личности, битье) являются относительно распространенными.

Основные пути решения психологических проблем в семейном воспитании детей.

  • гармонизация семейного воспитания с устранением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитательных рычагов воздействия на ребенка.
    Формирование адекватных отношений в родительской и детско-родительской подсистеме.
  • психологическая коррекция нарушений личности у родителей, оказание им профилактической помощи путем повышения самооценки и гибкости в реагировании на изменения в детях и ситуациях взаимодействия.
  • укрепление нервной системы ребенка для предотвращения его дискомфорта, беспокойства и неугомонности.

Чувство неполноценности, отсутствие самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка родителей с неадекватным восприятием окружающих — вот лишь некоторые из трудностей родителей детей с проблемами в развитии. Многие сильные чувства, испытываемые родителями таких детей, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато возникновением психосоматических симптомов.

Диагностика семьи

Одним из важных принципов в реализации современных образовательных программ является совместное воспитание и развитие дошкольников вместе с родителями, духовная ориентация родителей и детей, а также вовлечение педагогов и родителей в образовательный процесс в дошкольном учреждении.

На основе этой программы воспитатели могут применять различные техники работы с семьями, учитывая специфику дошкольного учреждения, особенности, желания и ресурсы воспитателей и родителей.

Диагностика является основным компонентом в системе сотрудничества дошкольного учреждения — семьи в социальном и личностном развитии ребенка. Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучение наиболее общих особенностей семейного воспитания детей в группе, интересов и потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке, а также на выявление трудностей в семейном воспитании. В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психолог, старший воспитатель) дошкольного учреждения решает задачи психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношений родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, определяющая интересы и потребности семей дошкольников, знания и умения родителей в определенных областях семейного воспитания, предшествует созданию образовательных программ для родителей, изменениям в различных аспектах образовательного процесса ДОУ, которые требуют участия и поддержки родителей. Задачи и методы такой диагностики разнообразны и зависят от направлений совместного воспитания детей с родителями в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы.

Наблюдая за общением родителей с ребенком в утренние и вечерние промежутки времени, педагог может обратить внимание на следующие показатели:

  • Эмоциональная расположенность взрослого и ребенка к общению (ребенок встречает своих близких радостно, спокойно, равнодушно, неохотно, раздраженно).
  • Эмоциональная предрасположенность взрослого к общению с ребенком — взрослый общается с удовольствием, спокойно, неохотно, раздраженно
  • Характеристики взаимодействия взрослого и ребенка в общении — они сотрудничают, могут договориться, они не сотрудничают, каждый делает «свое дело», они конфликтуют, не могут прийти к совместному решению.
  • Особенности тактики родительского воспитания: в случае возникновения трудностей взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромисс.
  • Типичная позиция, занимаемая каждым в общении — лидер (показывает, направляет, заставляет, оценивает), партнер (советует, сочувствует, напоминает, интересуется, соглашается), отстраненный (слушает, отвлекает, молчит, задает формальные вопросы) или другой.
  • Встречающиеся трудности, конфликты, их причины, пути выхода из сложных ситуаций.

Эти представления взрослого и ребенка могут дать тьютору общую картину их взаимоотношений, помочь понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Беседа и анкетный опрос родителей будут способствовать лучшему пониманию особенностей понимания родителями своих детей и проблем семейного воспитания.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

    ;
  • смерть одного из супругов.

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

характеристика семьи

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.

Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

неблагополучная семья

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

Источник https://lfirmal.com/problemy-sovremennogo-semeynogo-vospitaniya/

Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html

Источник

Общество

Навигация по записям

Previous Post: Инвестиционные стратегии и их классификация
Next Post: ТОП материалов для отделки фасада дома: виды, характеристики, плюсы и минусы

Related Posts

  • Самые счастливые люди в мире – кто они? Ответ вас сильно удивит Общество
  • Что главное в семейной жизни? Цитаты про семью Общество
  • Свежие анекдоты, чтобы поднять настроение.
    Свежие анекдоты, чтобы поднять настроение. Общество
  • Как избавиться от навязчивых мыслей о бывшем близком человеке? Общество
  • Деньги в семье проблемы Общество
  • Снова вместе после развода: каковы шансы, что на этот раз все получится Общество

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Погода

Погода в Минске
Погода
Погода в Минске на 2 недели

Курсы валют

Copyright © 2025 rus-week.ru.

Powered by PressBook News WordPress theme