Проблемы современного семейного воспитания — Семейные разногласия
Образование является частью социализирующего воспитания. Образование — это специально организованный процесс обучения общественно принятым ценностям, нормативным личностным качествам и моделям поведения, то есть это процесс приобщения человека к обычному и правильному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первый социальный этап в жизни человека. В раннем детстве она направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, навыки и умения для жизни в обществе. Но дошкольное и школьное образование не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что ребенок получает от родителей. Педагогически необходимо сосредоточить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему его воспитательной деятельности, а также нейтрализовать отрицательные эффекты в рамках профессиональных возможностей.
Процесс воспитания в семье является основным средством обеспечения существования преемственности поколений; это исторический процесс вхождения молодого поколения в общество.
Семья — и первая школа чувств, и жизненное пространство, и убежище в бурном море жизни. Особенностью семейного воспитания является то, что семья — это разновозрастная социальная группа: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это означает разные ценностные ориентации, разные критерии оценки событий в жизни, разные идеалы, точки зрения, убеждения, что позволяет формировать определенные традиции.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнью растущего человека. Семейный ребенок вовлекается в жизнедеятельность семьи, проходит все ее этапы, от простых попыток (взять ложку, забить гвоздь) до самого сложного социально — личностно значимого поведения.
Семейное воспитание также имеет широкие временные рамки: оно длится всю жизнь, происходит в любое время дня и года. Семейный климат — это жизнь родителей, их взаимоотношения, дух семьи. Грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность детей, как правило, является результатом негативной системы отношений в семье и ее образа жизни. Это поведение отца по отношению к матери, родителей по отношению к детям или к другим людям вне семьи.
Возникает все больше напряженных и сложных ситуаций, которые создают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне ложное, уродливое воспитание становится все более распространенным. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, увеличивается недостаток общения между родителями и детьми. Лишенный родительской любви ребенок часто вырастает злобным, озлобленным, нечувствительным к переживаниям других, негостеприимным в обществе сверстников, а иногда — замкнутым, беспокойным, чрезмерно застенчивым. Вырастая в атмосфере чрезмерной любви, привязанности, почитания и обожания, маленький человек рано приобретает черты эгоизма и эгоцентризма, избалованности, избалованности, высокомерия, лицемерия.
Психология семейного воспитания требует оптимального отношения к воспитанию. Позиция родителей в воспитании ребенка оптимальна, когда они принимают ребенка таким, какой он есть, относятся к нему сердечно, оценивают его объективно и на основе этой оценки строят воспитание, когда они способны менять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями жизненных обстоятельств ребенка, когда их воспитательные усилия направлены в будущее и соответствуют требованиям, которые ребенок предъявляет к своей будущей жизни. Оптимальное родительское отношение сосредоточено на наилучших интересах ребенка. Все воспитание в семье основано на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье их детей.
Проблемы современного семейного воспитания
Семейные разногласия
Говоря о семейных спорах в целом, нужно сказать, что конфликт — это эмоциональная агрессия, сильное столкновение и «болевой синдром отношений», а, как известно, боль в теле свидетельствует о наличии болезни. Таким образом, конфликт не может возникнуть внезапно, а является сигналом о наличии определенного типа проблемы.
Далее необходимо рассмотреть общие варианты разрешения семейных конфликтов. Радугин А. А. выделяет предпосылки рациональных условий взаимоотношений между родителями. Во-первых, это разумная организация семьи. Для благоприятного развития отношений между родителями и детьми необходимы общие цели и интересы, совместные действия и решения, наличие определенных семейных традиций, распределение трудовых обязанностей.
Следует также отметить, что дети ждут от родителей интереса к их внутреннему миру, их переживаниям и желаниям. Важно подчеркнуть, что молодые люди хотят, чтобы учитывались их возраст и индивидуальные особенности. Под возрастной спецификой понимаются анатомо-физиологические и психологические особенности, характерные для определенного возрастного периода, а под индивидуальностью — специфика основных характеристик и качеств. Возрастные особенности детей должны учитываться родителями при определении подхода к воспитанию. Родители не должны игнорировать заявление ребенка о том, что он «уже не маленький и не взрослый».
Существенным фактором является и педагогический такт, учитывающий эмоциональное состояние и жизненный опыт ребенка, анализ мотивов и целей его поступков. Ребенок не должен чувствовать, что он является объектом воспитания. Родители должны иметь возможность замаскировать прямое воспитательное воздействие. Поэтому решением проблемы является участие родителей вместе с детьми в интересных занятиях, т.е. родители должны разделять увлечения детей, вовлекаться в их деятельность. Это дает им эффективный инструмент обучения.
Дети — это отражение своих родителей. Кроме того, семьи могут устраивать различные турниры, проводить семейные чтения, ходить в походы и проводить время вместе в поездках. Таким образом, каждая семья может построить многоуровневую систему для укрепления и создания прочной связи между родителями и детьми. Говоря о воспитании полноценной личности ребенка, стоит обратиться к выдающемуся представителю педагогики XIX-XX веков. П.Ф. Лесгафта.
Ученый выделил условия, при которых любой ребенок может стать «идеальным нормальным человеком». Первое условие включает в себя атмосферу любви и взаимного уважения. Человек, который не чувствует любви со стороны своих близких, никогда не сможет уважать их и вообще делать добро другим. Однако отсутствие такой атмосферы противопоставляется чрезмерной материнской заботе, что иногда приводит к развитию в ребенке безнравственности и честолюбия. Кроме того, необходим высокоморальный воспитатель, который учит ребенка думать и следит за тем, чтобы слово подкреплялось делом. Часто эту функцию выполняет мать, но это может быть и воспитатель, который работает не более чем с 6-7 детьми. Современные психологи пришли к выводу о количестве детей, находящихся на попечении воспитателя, отметив, что он способен поддерживать эмоциональный контакт только с этим количеством детей. Третье условие — регулярный радостный, общественно полезный труд в присутствии ребенка.
Наблюдая за деятельностью родителей, ребенок пытается подражать им в игре и постепенно сам включается в трудовой процесс. Пока ребенок маленький, трудно сказать, каким он будет в будущем. Пробуя себя в разных областях, он может обнаружить свой особый талант и со временем определить свое призвание. Принцип постепенности и последовательности важен для воспитания ребенка.
Задачи семьи
Создание семьи — это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материальная и экономическая обеспеченность, социальное положение, образ жизни, количество членов семьи, место жительства, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и проявляется в каждом случае по-разному.
Задачами семьи являются:
- -Создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- -Быть социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- -Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- Обучать детей полезным практическим навыкам, направленным на самообеспечение и содержание иждивенцев;
- -Развивать чувство личного достоинства и ценность своего «я».
Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее распространенными являются:
- Гуманность и милосердие по отношению к растущему человеку;
- Вовлечение детей в качестве равноправных членов семьи;
- Открытость и доверительность в отношениях с детьми;
- Оптимизм в семейных отношениях;
- Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- Помощь ребенку в меру своих возможностей, готовность ответить на его вопросы.
Кроме этих принципов, существует ряд частных, но не менее важных для семейного воспитания: запрет на телесные наказания, запрет на чтение чужих писем и дневников; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного послушания, не быть снисходительным и т.д. Однако все принципы сводятся к одной идее: дети счастливы в семье не потому, что им хорошо, с ними легко, а детям хорошо и им легко, потому что они счастливы.
Семья — это изначальная, первичная ячейка общества, и от того, какая обстановка и отношения, которые будут в этой семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка. В разных семьях, конечно, разные проблемы. Самое главное — видеть проблемы в своей семье и грамотно их решать, «пресекать в зародыше». Ведь если упустить из виду небольшую проблему, можно не заметить, как она перерастет в значительную и опасную для общества.
Подросток — это, как следует из самого слова, «растущий человек». Это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Как говорит герой фильма «Розыгрыш» о себе и своих 16-летних друзьях: «Мы уже не на верхней ступени детства, а на нижней ступени взрослости» — это очень меткая характеристика подросткового возраста. Да, они уже не дети: физически, а также психологически и физиологически подростки все ближе и ближе подходят к миру взрослых, который до недавнего времени был для них загадочным и совершенно закрытым. Но проблема в том, что их жизненный опыт еще настолько мал, что никто не хочет понять, что они тоже уже самостоятельные взрослые. И чтобы получить желанный опыт взрослой жизни, многие, по их словам, идут на многое. Проблема в том, что под «взрослым опытом» они часто подразумевают курение, выпивку, наркотики и беспорядочный секс. Но мало кто из взрослых согласится с тем, что именно это отличает их от детей. В чем причина этого противоречия? Как всегда, дело в том, что взрослые уже забыли, кем они были в ранней юности, а подростки не знают, кем они станут через несколько лет. Подростковый возраст — это зыбкая грань между детством и взрослой жизнью, которая почти полностью окутана туманом — то, что было, уже в прошлом, а то, что будет, неизвестно и пугает. Конечно, выход есть. И это очень просто. Чем больше вы знаете о том, что с вами происходит, тем больше вы защищены от непонимания происходящего и ошибок.
Портрет родителя
Портрет психосоматического родителя
- внутреннее субъективно-индивидуалистическое переживание проблемы, которая является причиной особой уязвимости их психосоматической сферы.
- предрасположенность к высокой нормативности поведения, вести себя правильно, сдержанно.
Отсутствие аффективных реакций на стрессовые ситуации, не устраивают скандалов и ссор, сдержаны в проявлении эмоций.
- проблема ребенка не видна.
- частые перепады настроения.
Травма невротического родителя.
- повышенная беспокойность, различные тревоги, депрессия.
- подчинение сложившимся обстоятельствам, которое может проявляться в педагогической некомпетентности, воспитательной некомпетентности, а в некоторых случаях — в неприятии самого ребенка, вызывая стресс.
- способности ребенка оцениваются некритично, бессознательно стремясь скрыть недостаток и выдать желаемые результаты за подлинные.
- эмоциональная беспомощность не позволяет им позитивно оценивать свое будущее и будущее ребенка, которое кажется им безнадежным и неинтересным.
- прожитая жизнь воспринимается как несчастливая и омраченная рождением ребенка.
- у матерей часто бывают истерики, подавленное настроение, стойкая депрессия, стремление избегать решений, снижение социального статуса, примитивизация поведения.
Портрет авторитарного родителя.
Активная жизненная позиция, желание руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.
- одна категория родителей этого типа, узнав о проблеме ребенка, может отказаться от нее, другая (преобладающая) — проявляет твердое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для ребенка.
- когда такие родители принимают ребенка, для них характерно желание преодолеть проблемы ребенка и облегчить его страдания.
- отрицательные качества: неумение сдерживать гнев и раздражительность; отсутствие контроля над собственными действиями, склонность к ссорам и скандалам.
- в отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать довольно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности и отстраненности по отношению к его проблемам.
6.Для многих авторитарных родителей характерно неравномерное применение мер воспитания: Жесткие формы наказания (крик, подавление личности, битье) являются относительно распространенными.
Основные пути решения психологических проблем в семейном воспитании детей.
- гармонизация семейного воспитания с устранением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитательных рычагов воздействия на ребенка.
Формирование адекватных отношений в родительской и детско-родительской подсистеме. - психологическая коррекция нарушений личности у родителей, оказание им профилактической помощи путем повышения самооценки и гибкости в реагировании на изменения в детях и ситуациях взаимодействия.
- укрепление нервной системы ребенка для предотвращения его дискомфорта, беспокойства и неугомонности.
Чувство неполноценности, отсутствие самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка родителей с неадекватным восприятием окружающих — вот лишь некоторые из трудностей родителей детей с проблемами в развитии. Многие сильные чувства, испытываемые родителями таких детей, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато возникновением психосоматических симптомов.
Диагностика семьи
Одним из важных принципов в реализации современных образовательных программ является совместное воспитание и развитие дошкольников вместе с родителями, духовная ориентация родителей и детей, а также вовлечение педагогов и родителей в образовательный процесс в дошкольном учреждении.
На основе этой программы воспитатели могут применять различные техники работы с семьями, учитывая специфику дошкольного учреждения, особенности, желания и ресурсы воспитателей и родителей.
Диагностика является основным компонентом в системе сотрудничества дошкольного учреждения — семьи в социальном и личностном развитии ребенка. Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучение наиболее общих особенностей семейного воспитания детей в группе, интересов и потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке, а также на выявление трудностей в семейном воспитании. В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психолог, старший воспитатель) дошкольного учреждения решает задачи психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношений родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).
В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, определяющая интересы и потребности семей дошкольников, знания и умения родителей в определенных областях семейного воспитания, предшествует созданию образовательных программ для родителей, изменениям в различных аспектах образовательного процесса ДОУ, которые требуют участия и поддержки родителей. Задачи и методы такой диагностики разнообразны и зависят от направлений совместного воспитания детей с родителями в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы.
Наблюдая за общением родителей с ребенком в утренние и вечерние промежутки времени, педагог может обратить внимание на следующие показатели:
- Эмоциональная расположенность взрослого и ребенка к общению (ребенок встречает своих близких радостно, спокойно, равнодушно, неохотно, раздраженно).
- Эмоциональная предрасположенность взрослого к общению с ребенком — взрослый общается с удовольствием, спокойно, неохотно, раздраженно
- Характеристики взаимодействия взрослого и ребенка в общении — они сотрудничают, могут договориться, они не сотрудничают, каждый делает «свое дело», они конфликтуют, не могут прийти к совместному решению.
- Особенности тактики родительского воспитания: в случае возникновения трудностей взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромисс.
- Типичная позиция, занимаемая каждым в общении — лидер (показывает, направляет, заставляет, оценивает), партнер (советует, сочувствует, напоминает, интересуется, соглашается), отстраненный (слушает, отвлекает, молчит, задает формальные вопросы) или другой.
- Встречающиеся трудности, конфликты, их причины, пути выхода из сложных ситуаций.
Эти представления взрослого и ребенка могут дать тьютору общую картину их взаимоотношений, помочь понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Беседа и анкетный опрос родителей будут способствовать лучшему пониманию особенностей понимания родителями своих детей и проблем семейного воспитания.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
- Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Проблемы неполных семей – помощь психолога
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.
Что такое неполная семья
Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:
-
;
- смерть одного из супругов.
Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.
Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.
Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:
- Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
- Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
- Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
- Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.
Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.
Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.
Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.
Проблемы неполных семей
Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:
- Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
- Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
- Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
- Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя. со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
- Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.
Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.
Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.
Личные проблемы родителя
Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.
Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.
Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.
Дети из неполных семей
Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:
- проблемы с полоролевой идентификацией;
- девиации;
- трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
- проблемы со здоровьем.
Полоролевая идентификация
Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.
У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.
На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.
Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.
Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.
Что характерно для мальчиков:
- преобладание женских черт;
- агрессивность;
- склонность к зависимостям;
- нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.
Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.
Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:
- Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
- У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.
Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.
Девиантное поведение
Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
«Новый папа» или «новая мама»
Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.
Проблемы со здоровьем
Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.
Поддержка неполных семей
Поддержка неполных семей должна быть комплексной:
- помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
- помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
- помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
- помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
- общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.
Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.
Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).
Что еще важно учесть родителям из неполных семей:
- По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
- По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
- Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
- Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
- Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.
Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.
Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.
Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.
В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.
«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.
Источник https://lfirmal.com/problemy-sovremennogo-semeynogo-vospitaniya/
Источник https://psychologist.tips/4372-problemy-nepolnyh-semej-pomoshh-psihologa.html
Источник