Кризисная ситуация в приемной семье: что делать школе?
Стремительно изменяющиеся социальные условия и реалии жизни часто приводят к кризисам в школьном управлении, отношениях между людьми, к кризисам в профессиональной деятельности специалистов. Однако не только школа испытывает перегрузки, в кризисной ситуации могут оказаться и семьи тех, чьи дети получают школьное образование.
А если это приемная семья, родители в которой взяли детей-сирот под свою опеку, то кризисная ситуация, скорее всего, будет сопровождать такую семью на всех этапах обучения ребенка в школе.
Две стратегии
Для приемной семьи в школьном образовании возможны два сценария развития отношений с администрацией, учителями, педагогами и психологами.
1. Школа отстраняется от проблем приемной семьи, старается четко обозначить свои границы и сферы ответственности школы и семьи, глубоко не вовлекается в отношения с приемными детьми и родителями.
2. Педагоги, помогающие специалисты и администрация школы поддерживают ценность и уникальность каждой семейной истории и пытаются организовать сопровождение и поддержку приемных родителей и детей в кризисных ситуациях.
В помощь специалистам, которые являются сторонниками второго пути, хотелось бы раскрыть суть кризисных ситуаций, в которые попадают приемные семьи, чтобы эмпатия, сочувствие и желание понять и помочь дали приемным родителям и детям больше шансов на успешное прохождение кризисов.
Суть кризисной ситуации в жизни приемной семьи
Небольшое отступление о кризисных ситуация. Кризис в жизни людей появляется часто внезапно, начинаясь с резкого обострения отношений или внезапного понимания глубоких противоречий в отношениях. Можно рассматривать кризисную ситуацию как с позиции появления новых ресурсов в жизни, благотворного перерождения отношений, так и с позиции разрушения старых привычек, ценностей и взглядов, но в любом случае кризис протекает болезненно и сопряжен с преодолением трудностей.
Кризис всегда требует движения, изменений, решений и оценки ситуации. А мы можем быть готовы к этому или не готовы, но в любом случае кризис вынуждает нас принимать решения или решает за нас.
Кризисная ситуация в приемной семье всегда связана с противоречием в отношениях, ролях и позициях родителей и детей и всегда влечет рождение новых отношений, новых ценностей, новой позиции и опыта. Опасность кризисной ситуации в том, что назревшие противоречия могут привести к разрушительным последствиям в отношениях приемных родителей и приемных детей, а иногда и к трагической развязке.
Спусковым моментом развития кризисной ситуации в приемной семье часто являются внешние поступки и проявления приемных детей: отсутствие общения, непослушание, грубость, вызывающее поведение, неуважение, вредные привычки, нарушение правил, агрессивное или рисковое поведение. Но, как в любой ситуации, здесь важнее понимание внутренних причин развития противоречий или конфликтов.
Традиционно выделяют 4 кризиса в жизни приемной семьи, хотя, конечно, видов и вариаций гораздо больше. Но вначале обозначим именно самые типичные кризисы.
- Кризис адаптации приемного ребенка в семье.
Ребенок, попадая в новую семейную обстановку, начинает знакомиться с новыми правилами и нормами, семейным укладом и отношениями, и тратит достаточно много усилий, чтобы изменить свои привычки, способы общения и адаптироваться к нормативной системе приемной семьи. В этот период происходит достаточно напряженная внутренняя работа родителей и детей, которая влияет на эмоциональный фон, настроение, детские переживания своего места в новой семье, а также может приводить к срывам, негативным переживаниям и конфликтам.
2. Кризис принятия семейной роли ребенка в приемной семье.
Кризис возникает в период освоения ребенком своего места в приемной семье. Это кризис последнего шага, который приводит к внутреннему согласию считать себя членом новой семьи и соглашаться с ценностями, семейными устоями, правилами, принимать ответственность за свои решения и соответствовать новой роли сына или дочери. Перед этим шагом у ребенка возникают большие сомнения, и возможны проверки приемных родителей со стороны ребенка. Таким образом приемный ребенок пытается убедиться в том, что его безусловно любят, принимают его положительные и отрицательные черты характера, будут заботиться и не оставят его одного ни при каких условиях.
3. Кризис подросткового возраста (кризис идентичности).
Подростковый возраст — достаточно кризисный для приемного ребенка как в личностном плане, так и в семейных отношениях. И часто подростковый возраст приносит желание и страсть отделиться от взрослых, найти себя в компании ребят схожего возраста, найти в себе уникальные черты и одновременно не выделяться среди своих сверстников. На эти поиски своей новой идентичности накладываются проблемы, возникшие в результате травмы разрыва отношений с кровной семьей или травмы, полученной от пренебрежения жизненно важными потребностями приемного ребенка.
4. Кризис начала независимой жизни.
Этот кризис возникает в тот момент, когда ребенок должен покинуть приемную семью и начать самостоятельную жизнь. При этом часто приемные дети, с одной стороны, понимают самостоятельную жизнь как абсолютную свободу, а с другой стороны, боятся остаться один на один с необходимостью решения актуальных жизненных задач. В этой ситуации от приемного родителя требуется большая гибкость, дипломатичность для того, чтобы дать ребенку возможность получить собственный опыт и одновременно сохранить доверительные отношения, поддерживая ребенка в момент преодоления жизненных трудностей.
Но кроме вышеперечисленных кризисов в реальной жизни приемной семьи существуют многие другие кризисные ситуации, которые требуют личностных и общественных ресурсов для их преодоления, снижения рисков развития негативных сценариев. К таким кризисам можно отнести:
1. Кризис школьной адаптации, возникающий в результате завышенных требований к приемному ребенку со стороны педагогов и приемных родителей.
2. Конфликт между кровными и другими приемными детьми в семье, ситуации конкуренции между детьми за внимание и любовь родителей.
3. Несогласованность воспитательных стратегий между приемными родителями или родителями и родственниками, которые взаимодействуют с приемными детьми.
4. И многие другие.
И хоть вариантов причин возникновения кризисной ситуации в приемной семье много, часто прохождение кризиса разворачивается по схожему сценарию. Этот сценарий предполагает нарастание противоречий, уровня тревоги и негативных переживаний всех вовлеченных в кризис сторон, что приводит либо к разрушению приемной семьи, либо к трансформации позиции приемных родителей, в в дальнейшем — и к изменению роли и позиции приемного ребенка.
Этапы развития кризисной ситуации в приемной семье и шаги к ее преодолению
Для лучшего понимания этапов развития кризисной ситуации в детско-родительских отношениях в приемной семье можно представить логику прохождения кризиса в виде таблицы. Эти этапы и логика применимы к любой семье, в которой назрел кризис отношений между детьми и родителями, однако в приемной семье часто такие кризисы протекают очень остро.
1. Нарастание противоречий в отношениях. Трудности, недопонимание накапливаются; небольшие конфликты затихают и потом появляются вновь. Родитель ощущает, что с ребенком что-то не так, «он меня не слушается, врет, делает что-то неприемлемое».
2. Начало трудностей, открытые противоречия. Начало кризисной ситуации, когда каждая из сторон больше не может жить по-старому, есть открытое недовольство, сопротивление, неподчинение и т.д. Родитель ощущает, что он не справляется, не понимает его поступков; ребенок не управляем, делает возмутительные вещи, «люди так не поступают».
3. Увеличение количества проблем. Кризис усиливается, усложняется, нарастает негативное переживание, формируется конфронтация, разрыв отношений, недоверие. У родителя складывается ощущение неуспеха, он теряет уверенность в правильности своих способов воспитания.
4. Возвращение к старому положению вещей. На этом этапе происходит активный поиск в области старых привычек, способов действия, в прошлом опыте, попытка сохранить прежнее положение вещей, вернуться назад. Родитель, как правило, предпринимает, безуспешную попытку увеличить давление, ужесточить правила, строго относиться к ребенку; его неуверенность при этом возрастает.
5. Старые способы не работают. Основное содержание этого этапа — переживание неудачи с применением старых способов, разочарование, потеря уверенности в себе, неприятие своего положения, желание разом устранить проблему. Родитель, как правило, растерян, чувствует неуверенность в себе, находится в слабой позиции, допуская резкие реакции, часто неадекватные ситуации.
6. Переживание неудачи, личностный кризис. На этом этапе острое переживание неудачи приводит к поиску виноватых, спонтанным вспышкам раздражения, неспособности принимать разумные советы. позиции защиты и болезненности восприятия любой оценки. Родитель переживает личностный кризис, неуспех, для него обесцениваются семейные отношения в приемной семье, он склонен в этот момент к негативному восприятию ребенка и его поступков.
7. Желание изменить положение вещей. В это момент возникает желание изменить ситуацию, но оно часто внешнее формальное: разорвать отношения, вернуть ребенка в детский дом, сдаться, перестать что-то хотеть, просто терпеть. Родитель пытается выйти из кризисной ситуации, устраниться, найти помощника и полностью переложить ответственность на него.
8. Поиск новых решений, начало перерождения отношений. В этот момент кризиса, как правило, начинается поиск новых ресурсов, людей, учреждений, советов со стороны, новых способов общения с ребенком, новых ценностей для семьи и др. Родитель вступает в стадию активного поиска решений, затрачивает усилия для того, чтобы разобраться в ситуации, способен признать себя неспособным и нуждающимся в помощи.
9. Меняться нужно самому. Содержание этого этапа — внутренние изменения: смена своего видения ситуации, понимания своего ребенка, приятие новых запросов ребенка, принятие риска, переход к новой модели семейный взаимоотношений. Открытие новых подходов к решению проблемной ситуации, признание новых качеств в ребенке, открытие в себе новой позиции.
10. Сохранение контакта с приемным ребенком. На этом этапе родитель сосредоточен на сохранении отношений с приемных ребенком, способен разделять неприемлемое поведение ребенка и личность ребенка, свое базовое отношение глубокого принятия ребенка, признание права на собственную жизнь; свое личное отношение к глубокого приятия ребенка как живого существа, признание проблем и любви к ребенку, противоречивых чувств. Разделение переживания проблемного поведения приемного ребенка.
11. Начало переоценки ситуации. На этом этапе приходит понимание того, что изменить в ситуации можно только свое восприятие, понимание мотивов приемного ребенка, собственного поведения. Родитель принимает ответственность за семейную ситуацию на себя, активно преобразует свое отношение к приемному ребенку, проявляет эмпатию, способность к сопереживанию.
12. Новые роли и правила. На этом этапе формируются новые отношения с приемным ребенком, за ребенком признаются его новые права и интересы. Родитель испытывает вдохновение от новой роли и успехов приемного ребенка, понимания и приятия нового этапа жизни ребенка.
13. Начало жизни в новой семейной ситуации. Новое объединение с ребенком в семье, новая семейная роль. Происходит приятие нового этапа жизни ребенка, родитель испытывает умиротворение, смирение.
Ресурсные установки для приемных семей в семейной кризисной ситуации
— Понимание причин конфликтного поведения, понимание сущности травмы ребенка.
— Сопереживание, сочувствие, принятие поисков, метаний и разрушительных действий ребенка.
— Принятие права ребенка на свой собственный (даже ошибочный) жизненный опыт.
— Признание временной природы любых конфликтов и кризисов, понимание, что все проходит.
— Принятие ответственности приемного родителя за свое поведение и свои реакции на себя. Приверженность идее изменения всех членов семьи, проходящих кризис, трансформации отношений.
— Поиск помощи, признание своей беспомощности, готовность просить и принимать помощь и другие ценностные идеи.
Продуктивная позиция администрации, психологов, социальных педагогов и учителей
Выбирая путь поддержки приемных родителей и детей, школьный коллектив может руководствоваться следующими ценностными установками:
1. Приоритет создания новых семейных отношений у приемного ребенка относительно необходимости добиться значительных результатов в любой другой деятельности и сфере жизни: школьном образовании, развитии творческих навыков, общении в группе сверстников и т.д.
2. Понимание и сочувствие по отношению к приемным родителям и отсутствие критики в их адрес. Самое сильное родительское чувство — это переживание вины за неуспех семейного воспитания. Любая оценка и критическое замечание вызывает у приемных родителей переживание вины и ответную агрессию, которая иногда направлена на самого приемного родителя, а иногда на того, кто оценивает его поведение. Более продуктивны в этой ситуации партнерские отношения и командная работа, в которой приемный родитель выступает как коллега и активный участник разработки стратегий воспитания.
3. Принятие идеи уникальности образовательных возможностей ребенка и индивидуальности темпов освоения учебной программы. Каждый ребенок, имеющий особые образовательные потребности, должен иметь право на ошибку, на признание своих успехов и на индивидуальную систему оценки своих образовательных достижений. Только в этом случае появляется надежда на развитие искреннего интереса ребенка к своему образованию.
4. Восприятие школьной ситуации как тренинговой, что означает готовность давать ребенку новые и новые возможности, шансы при неудачном результате, развивая его способность к рефлексии, извлечению уроков из своих ошибок.
5. Работа мультипрофессиональной команды для поддержки приемной семьи. Одна из форм работы в этом направлении — создание психолого-педагогических консилиумов, где специалисты в образовании и приемные родители могли бы обсуждать совместно стратегии поддержки образования приемного ребенка.
6. Администрация образовательного учреждения должна создавать безопасную среду обсуждения и принятия решений в отношении приемных детей в школе, являясь гарантом соблюдения интересов приемной семьи в образовании.
7. Помогающие специалисты должны соблюдать профессиональную этику, предоставляя, с одной стороны, помощь и поддержку, с другой стороны, не лишая приемных родителей права на получение собственного опыта и собственной ответственности за принятые решения. Ответственность за выход из кризисной ситуации должна быть разделена между специалистами школы и приемными родителями, но только в той сфере, в которой недостает ресурсов самой приемной семьи, относительно которой приемная семья делает запрос.
8. В школе должна быть создана инклюзивная среда, в которой идея уважения инаковости, разных способностей, возможностей и жизненного опыта ценилась бы наравне с академическими успехами обучающихся. В основе проектирования такой среды — идея о том, что развитие у детей способности решения жизненных задач более важно, чем их соответствие нормативным требованиям освоения программ.
Подводя итог
Есть надежда, что понимание трудностей, с которыми сталкивается приемная семья, поможет школьным специалистам и администрации проникнуть в мир непростых отношений между приемными родителями и детьми. Это понимание может породить сочувствие и уважение по отношению к родителям, переживающим трудный процесс трансформации своих установок, переосмысления своей родительской позиции и способов общения с травмированным ребенком. И дать общественную поддержку и помощь приемному родителю, который в пик кризиса переживает беспомощность, неудачу и вину, нуждается в дополнительных ресурсах и одобрении. Это может увеличить шансы на сохранение приемной семьи и успешное прохождение кризисной ситуации.
«Это не генетика, а травма» – 5 главных особенностей детей-сирот
14-летняя Маша практически перестала ходить в школу и постоянно говорила о суициде. 6-летний Леша избивал детей в детском саду, дома нападал на маму, брата и сестру. 8-летняя Аня вдруг начала вести себя, как двухгодовалый ребенок, — коверкала слова, сосала палец. 14-летний Саша убегал от приемных родителей и просил сдать его в детдом, а 8-летних близнецов Наташу и Свету поймали на воровстве в школе.
У каждого из них за плечами годы жизни в детском доме, а у некоторых — еще и в асоциальных семьях. С травмами прошлого ребята попали в приемные семьи. И только долгая работа специалистов помогла им и их родителям справиться с проблемами.
Елена Цеплик, президент благотворительного фонда «Найди семью» о детях-сиротах:
Та или иная психотравма есть практически у 100% детей из детских домов. Большинство этот серьезный травмирующий опыт получают в кровных семьях. Ведь все-таки ребята из благополучных семей, как правило, в детдомах не оказываются — будущие воспитанники детских домов живут в асоциальных семьях и сталкиваются не только с пристрастием взрослых к алкоголю или наркотикам, но и с отсутствием заботы, голодом, иногда даже с сексуальным насилием — очень тяжелыми вещами.
Изъятие из семьи — это тоже очень травмирующая ситуация. Маленький ребенок любит родителей безусловно, независимо от того, какой достаток в доме и какой образ жизни ведет мама или папа (конечно, если это не ситуация, когда родители ребенка сильно и постоянно бьют). Но, как правило, ребенок, проживая не в самых нормальных условиях, просто не понимает, что может быть иначе, для него именно такая жизнь — норма.
Елена Цеплик
Даже если мама мало кормит, плохо одевает, много пьет — для него это не повод для отвержения мамы.
Когда ребенка изымают из семьи, возникает повторная травма — он теряет привычный мир близких людей и оказывается один на один с системой детских домов, где чужие люди и порядки. В детских домах тоже разное случается, но там никто не занимается психологической реабилитацией детей.
В детском доме, в ситуации абсолютного одиночества и пренебрежения системы к индивидуальным потребностям и особенностям, у ребенка происходит процесс «заморозки» — он замыкается внутри себя и в таком состоянии живет.
А потом ребенок оказывается в приемной семье — с очень тяжелым бэкграундом, травмированный, привыкший к тотальному равнодушию со стороны взрослых. Некоторое время состояние «замороженности» сохраняется, а потом ребенок привыкает к семье, к безопасности, теплу и ласке, и у него начинается разморозка. И в этот момент происходит самая тяжелая история — травмы прошлого начинают бессознательно проявляться.
Заранее нельзя сказать, как проявится травма. У каждого ребенка своя тяжелая история и своя индивидуальная реакция. Чтобы в этот период справиться с проблемами, приемным родителям нужны и знания, и помощь специалистов.
5 главных особенностей детей-сирот
1. Хроническое непослушание
Ребенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых. Они чувствуют свою беспомощность, когда не могут сподвигнуть ребенка к самым простым вещам — вымыть руки, почистить зубы, пойти завтракать.
Почему?
Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем, дает еду, тепло, одежду. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат — от взрослых исходила не забота, а опасность (например, мальчика или девочку могли продать за дозу, и у нас есть такой подопечный), ребенок привык сам отвечать за себя и сейчас просто не понимает, почему нужно слушаться. Здесь нужна специальная работа.
В приемную семью Маша попала в три года. Ей было 14 лет, когда ее мама обратилась в фонд за помощью. Девочка перестала быть управляемой — прогуливала школу, постоянно угрожала побегами, говорила о суициде. Родители подумали, что это подростковый кризис, а психологи, пообщавшись с Машей, выяснили: она очень болезненно воспринимает отсутствие знаний о кровной семье, без этой информации считает себя неполноценной и обвиняет приемную маму. «Раз она ничего не делает, чтобы найти моих родных, значит, недостаточно любит», — сказала она специалистам.
А дальше была детективная история поиска семьи. Оказалось, что когда Анна и Олег забирали Машу из детдома, им сказали, что ее родная мама погибла и кровных родственников нет. Помог случай: специалист перечитывал личное дело девочки и нашел название деревни, откуда родом мама. Он позвонил в сельскую школу, и так мы вышли на семью, а дальше случилось совсем непредвиденное: мама была жива.
Ребенок был внебрачным, мама собралась отказываться от него, и врач предложил: «Хочешь, я скажу родственникам, что ребенок погиб при родах?» И он сказал, мама написала отказ, а родственники думали, что ребенок погиб, и все эти годы молились об упокоении младенца.
Мы организовали и модерировали знакомство девочки с кровной семьей, но Маша осталась в приемной, это был ее выбор. Сейчас она нормально общается и с кровной мамой, и с приемной. И внутренний дискомфорт исчез.
Конечно, причины такого дискомфорта и постоянной тревоги ребенок сам обычно не может распознать (особенно если он еще маленький), как и объяснить свое поведение. Тут может помочь только профессиональный психолог.
2. Немотивированная агрессия к окружающим
Ребенок без повода проявляет агрессию к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам — ко всем, с кем он контактирует. Обычно это очень пугает, и, естественно, у людей возникают мысли о неадекватности ребенка.
Почему?
Как правило, агрессия — это привычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Он защищался так от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Когда ребенок сильно травмирован (было или жестокое сексуальное насилие, или истязание, то есть его не просто не кормили или заставляли попрошайничать), тогда агрессия — это выплеск боли и страха.
История:
В фонд обратилась женщина в состоянии нервного срыва. Полгода назад семья Семеновых взяла из приюта 6-летнего Лешу, и в их жизни «начался ад». По словам приемной мамы Евгении, мальчик оказался «настоящим чудовищем». Избивал ребят в детском саду, нападал на кровных детей — 8-летнюю дочь и 7-летнего сына, дрался с мамой. А взрослым мужчинам — папе и дедушке — он предлагал… заняться с ним сексом.
С Лешей стали общаться психологи и восстановили его прошлое. Оказалось, его кровные родители — наркоманы, избивали сына, держали в голоде, продавали за дозу наркотиков. Полицейские подобрали истощенного мальчика на улице и передали в приют.
Конечно, семья не была готова, что ребенок окажется таким травматиком, что в его прошлом — жесткое сексуальное насилие. Это вообще очень сложно понять сразу. Из-за «заморозки» даже сотрудники детских домов не всегда могут видеть травмы ребенка.
С Лешей больше года работали специалисты, стало полегче, но потом произошел серьезный откат. Тогда родители опустили руки, поняли, что не справятся, и решили отказаться. И специалисты центра начали подыскивать другую семью, которая будет готова взять такого травмированного и неадекватного ребенка, нам было важно не отдавать его обратно в детдом. И такая семья нашлась. Но в момент, когда Лешу стали готовить к другой семье, у него что-то переключилось. Впервые за практически два года семейной жизни он сказал маме: «Не отдавай меня никому, я тебя люблю и хочу быть с тобой». И Семеновы решили его оставить.
Мальчик стал спокойнее, у него появилась привязанность и доверие к родителям. Специалисты считают, что работать с такой травмой надо еще долго, но есть шанс на практически полную реабилитацию.
3. «Умственная отсталость» или «задержка развития» детей
Часто бывает, когда ребенок из детского дома не знает, не умеет или не понимает большую часть совершенно элементарных вещей, которые для его «домашних» сверстников совершенно естественны. Например, что грязную одежду не выбрасывают, а стирают, или что родители уходят на работу, приходят, на заработанные деньги покупают в магазине еду, готовят ужин — так устроены товарно-денежные отношения. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость».
Почему?
Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, в столовой ему давали готовую еду, он не знает, что такое мыть посуду. Но эта задержка развития абсолютно компенсируемая, все пробелы можно быстро наверстать. И приемный родитель должен быть к этому готов.
Многим кажется, что раскачивание перед сном или просьбы вполне взрослых детей купить им бутылки с сосками — еще одно проявление умственной отсталости. Это классические последствия детского одиночества, никакого отношения к умственным способностям не имеющие. Попав в семью — естественную среду выращивания — ребенок пытается компенсировать этапы, не прожитые в раннем детстве, добирает недоданные объятия, заботу, сживается с ощущением защищенности. И если приемный родитель прошел нормальную подготовку, то такой период обычно переживается достаточно легко.
История:
Все восемь лет своей жизни Аня провела в доме-интернате. Она была «отказницей с рождения», а потенциальных усыновителей отпугивал ее диагноз — у девочки обнаружили тяжелую патологию центральной нервной системы, в результате которой Аня не могла ходить и постоянно пользовалась памперсами. Главным аргументом для ее будущей приемной мамы Ларисы стали слова сотрудников детдома: «Девочка интеллектуально сохранна».
Первые месяцы дома мама провела за консультациями: хотела понять возможности для лечения и реабилитации. Все визиты к врачам Аня переносила спокойно, никогда не плакала и не кричала.
Напрягалась Лариса из-за двух моментов. Во сне дочь постоянно сосала палец, из-за чего на нем образовалась незаживающая болячка. А дома у нее резко портилась дикция, Аня коверкала слова. Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, дело доходило до истерики. Наложилась и другая проблема — Лариса не могла уговорить дочь заниматься развивающими играми. Аня только раскрашивала картинки, да и то сильно «не по возрасту» (для детей 3 лет, очень простые и яркие).
Психолог не выявил у девочки отставания в развитии и каких-либо интеллектуальных нарушений и объяснил Ларисе причину такого поведения. Оказалось, дома, в семье, девочка пытается «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы мамы, прожить младенчество и получить от мамы именно то внимание, которое оказывают младенцу. Поэтому и были слишком детские занятия, сосание пальца по ночам и нарушения речи.
С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.
4. Побеги из дома
Побеги — серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.
Почему?
Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, детские дома никогда не готовили детей к попаданию в приемные семьи, и представления ребенка о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, приезжающие в детские дома, — это, чаще всего, спонсоры, которые привозят подарки и устраивают праздник. И дети искренне считают, что такая жизнь у них и будет в приемных семьях — с подарками и праздниками.
И когда дома начинается обычная будничная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства — ходить в школу, делать уроки, помогать по дому, у ребенка случается отвержение, разочарование, вплоть до побега из дома в опеку или детдом со словами «Верните меня обратно».
История:
Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: у Ольги и Андрея уже были две кровные дочки-дошкольницы, но муж очень хотел взрослого сына. Васильевы прошли курс в школе приемных родителей, и вскоре в их семье появился Саша. Ему было 14 лет.
В детдоме про него говорили «двоечник и хулиган», но, попав в семью, Саша стал учиться на 4 и 5, не прогуливал уроки, помогал родителям с младшими детьми, ходил с отцом на рыбалку — казалось бы, все идеально. А спустя год он сбежал из дома.
Возвращал в семью его сначала детдом, потом, во второй побег, уже органы опеки. Но Саша твердил: «Надоело ходить в школу, учиться, что-то делать по хозяйству. Хочу на свободу в детдом». Однажды он на сутки заперся в своей комнате и не открывал дверь. Тогда родители обратились за помощью к психологу.
И хотя в той ситуации Васильевы были терпеливо настроены, к сожалению, с детьми из детских домов недостаточно «все делать правильно» и «просто их любить».
Весь следующий год с Сашей работали психологи. Сейчас ему 16 лет, поступил в колледж. А Ольга с Андреем взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и девочку-подростка. Они очень воодушевились, потому что справились, и поняли, что при поддержке смогут воспитать и других детей.
5. Воровство
Воровство — это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство — это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.
Самое очевидное и частое объяснение просто — ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме — коллективное воспитание, все вещи казенные. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, — ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.
Кроме того, воровство и вообще всякое нарочито неправильное поведение — «мама говорит «не воруй», а я буду воровать, мама говорит «не дерись», я буду драться, мама говорит «не хами учителю», а я буду хамить» — объясняется тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз? И ребенок постоянно провоцирует родителей: «А такого меня не сдашь обратно? А такого меня будешь любить?»
Но это все — провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.
История:
Детский сад для 8-летних близнецов Наташи и Светы старалась заменять их приемная мама Елена — она не работала и водила девочек к дефектологу и в танцевальную студию. И ее труды не прошли даром — приемные дочки прошли отбор в гимназию. Но в первые же недели учебы случилось непредвиденное. Сначала Елена обнаружила у дочерей в пеналах ластики, которых она не покупала. Тогда девочки сказали, что им подарила одноклассница. Затем дома появились незнакомые ручки, а после этого Воробьевы обнаружили, что девочки покупают себе в школьном буфете еду на неизвестные деньги. При этом дети всегда объясняли происходящее.
А однажды позвонила мама одноклассника и сказала, что после празднования дня рождения мальчик не досчитался одного из подарков — Воробьевы нашли его у близнецов.
Тогда родители попытались объяснить девочкам, что «воровство недопустимо, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя брать чужое». Не помогали и наказания в виде лишения мультиков на ночь. Родственники говорили: «Это генетика», в школе злились и не понимали.
В течение полугода с девочками работал психолог, в школе же специалисты попросили набраться терпения и объяснили, что это частая история у детей из детдома. Постепенно близнецы научились различать понятия «мое» и «чужое», а также говорить о своих желаниях родителям. Сейчас Наташа и Света учатся уже в третьем классе, семья уверяет — все хорошо.
Читайте также:
Фонд «Правмир» открыл сбор на совместный проект Центра поддержки приемных семей «Найди семью» и Ассоциации приемных родителей Санкт-Петербурга под названием «Родительские каникулы». В рамках программы «Родительские каникулы» родителям оказывается помощь в преодолении кризисных явлений, возникающих в приемных семьях, а также ведется работа с целью предотвращения возвратов приемных детей.
Источник https://medium.com/direktoria-online/family-e6f4bf481b49
Источник https://www.pravmir.ru/eto-ne-genetika-a-travma-5-glavnyih-osobennostey-detey-sirot/
Источник