Понятие и разработка обоснования инвестиций
Обоснование инвестиций – это процесс, направленный на разработку доказательств целесообразности осуществления капиталовложений. Традиционно он имеет экономические, финансовые и социальные аспекты.
Прежде чем сделать итоговый вывод о том, что рассматриваемые вложения необходимы, инвестор проводит анализ текущей ситуации в экономике, рассматривает основные макроэкономические показатели, разбирает технические сложности, оценивает уровень потенциальных рисков.
Факторы, подлежащие рассмотрению
Прежде всего необходимо понимать, что экономическое обоснование инвестиций для частного инвестора и компании всегда будет разниться. В последнем случае количество аспектов, которые следует проанализировать гораздо больше.
Факторы, подлежащие обязательному рассмотрению для частного инвестора:
- цели инвестирования;
- фактические условия вложений.
Помимо перечисленных аспектов, руководство предприятия или компании также рассматривает:
- инвестиционную политику и стратегию развития;
- достаточность производственных ресурсов и мощностей предприятия для реализации конкретного проекта;
- изучение рынка на предмет того насколько будет востребованы запланированные к выпуску товары;
- достаточность квалификации сотрудников компании.
Экономическое обоснование
Процесс экономического обоснования инвестиций находится в непосредственной зависимости от предполагаемого объема вложений. Чем больше они планируются, тем более глубоким и тщательным должен быть производимый анализ, а также оценка объекта инвестирования.
Подобная аналитическая работа имеет своей задачей оценить существующее финансовое состояние предприятия. В ходе таких мероприятий формируется бюджет инвестиционного проекта. Также немаловажную роль играет определение источников финансирования будущих вложений. Результатом всех этих изысканий становится принятие окончательного решения по инвестициям.
В основе экономического обоснования вложений всегда лежат инвестиционная политика и стратегия развития компании. Обязательным является создание расчета по ее финансовой устойчивости. Дополнительно оцениваются инвестиционные риски и окупаемость вложений.
Технико-экономическое обоснование
Современный уровень развития науки и техники подразумевает создание технико-экономического обоснования крупных капиталовложений.
До принятия окончательного решения нужно провести оценку всех производственных факторов на предприятии. Ревизии подлежат материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Особенность подобного анализа является среднесрочный и долгосрочный горизонт планирования.
Такое обоснование призвано выявить возможность успешной реализации инвестиционного проекта на предприятии при условии минимизации производственных и маркетинговых издержек.
Разработка инвестиционного обоснования
Зачастую разработка обоснования инвестиций может составлять от 5 до 10% от совокупных затрат инвестора. Такие существенные расходы связаны с тем, что обоснование инвестиций представляет собой объемный документ, к формированию которого зачастую могут привлекаться сторонние высококвалифицированные кадры.
Ниже будет приведена примерная структура подобного документа. Естественно, необходимо понимать, что в каждом конкретном случае состав данного документа может достаточно существенно видоизменяться.
Обоснование инвестиций.
- Оглавление.
- Резюмирующая часть инвестиционного проекта.
- Отраслевая специфика и состояние рынка.
- Основная цель инвестиционного проекта.
- Анализ финансового, производственного и кадрового потенциала предприятия.
- Прогноз и динамика развития рынка.
- Управление и команда проекта.
- Оценка потенциальной прибыльности и окупаемости проекта.
- Анализ потенциальных рисков.
Только после проведения всех описанных выше исследований инвестор может приступать к реализации запланированных инвестиций.
Экономическое обоснование инвестиций
Под термином «инвестиция» следует понимать вложение капитала в какую-либо отрасль с целью получения прибыли в долгосрочной перспективе. Практические методы расчетов, применяемые для обоснования инвестиций, могут быть дифференцированы.
Методы расчета эффективности
Первая группа методов, которые применяются для обоснования вложения инвестиций, – статистические. Они предполагают проведение сравнения издержек и излишков (превышений). Вторая категория методов – мультипериодические. Они тоже делятся на те же два типа, что и статистические.
Задачей расчетов эффективности прежде всего является ответ на следующие вопросы:
- Является ли инвестиция экономически выгодной (абсолютное преимущество), т. е. вернется ли вложенный капитал, включая соответствующий процент рентабельности?
- Какая инвестиция имеет больше преимуществ (относительное преимущество при двух или нескольких альтернативных вариантах вложений)?
- Когда нужно инвестировать (оптимальный момент замены)?
- На какой срок должно инвестироваться (оптимальный срок использования)?
Для того чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо принимать во внимание три важных показателя:
- Уровень платежных инвестиций.
- Временное распределение вложений.
- Калькуляционный процент.
Статистические методы расчета эффективности инвестиций
При использовании группы статистических методов для экономического обоснования проектов инвестиций объективный учет трех показателей почти невозможен, так как решение происходит независимо от фактического течения платежей с помощью средних данных. Особенно трудно объективно регистрировать данные при переходном периоде от фактической к плановой ситуации. Это приводит не только к неправильному обоснованию целесообразности инвестиций, но и к фальшивым предположениям финансирования.
Статистические методы подходят прежде всего в том случае, если речь идет об инвестициях, которые происходят в определенный момент, когда текущие издержки и превышения в последующих периодах остаются на одинаковом уровне. Далее категория методов используется на практике как приблизительные или упрощенные расчеты. Существенным преимуществом статистических методов является простота в решениях и доходчивость. Однако достигаемая точность недостаточна, чтобы объективно судить об экономическом превосходстве, особенно при оценке эффективности развития предприятия и проектов.
Мультипериодические методы расчета целесообразности инвестирования
В состав обоснования инвестиций мультипериодическими методами входят:
- Компаундинг.
- Дисконтирование.
- Настоящая стоимость.
При помощи методов мультипериодического расчета эффективности влияние распределения платежей во времени отражается более точно, чем при статистических методах. Поэтому мультипериодические особенно подходят для определения целесообразности и экономического обоснования инвестиций с неравномерным потоком платежей на протяжении нескольких периодов (годов). Особенно это необходимо при планировании предприятия или разработке проекта развития, если предметом планирования являются многолетние культуры, если технологии меняются постепенно или же когда нужно рассматривать изменение технических и монетарных коэффициентов во времени.
Потоки платежей, периоды и CashFlow
Все хозяйственные операции, связанные с инвестициями, сопровождаются потоками платежей. Связанный с какой-либо инвестицией поток платежей служит основой при разработке обоснования инвестиций и финансирования. Поток платежей подразделяется на поступления и выплаты.
Упрощенно к выплатам относят все доходы, которые появляются в связи с проведением намеченных инвестиций, а за поступления берутся все приходы. К тому же еще необходимо принимать во внимание натуральные изъятия и возникающие альтернативные издержки (например, труд) как поступления и выплаты.
При исчислении экономического обоснования инвестиций мультипериодическим методом, который предполагает различие между рентабельностью всего капитала и собственного, поступлениями считают получение заемных средств, выплатами – их погашение и проценты по ним.
Выплаты и поступления
Поступления – все поступившие на предприятие в течение одного периода ликвидные средства, связанные с инвестицией, в денежном выражении, например натуральные изъятия. При мультипериодическом расчете инвестиций, где наряду с эффективностью вложения общего капитала определяется и эффективность собственного капитала, привлечение заемных средств рассматривается как поступление. Открытие требований к оплате (дебиторская задолженность) не является поступлением.
Выплаты – все выплаченные с предприятия в течение одного периода ликвидные средства, связанные с инвестицией, или издержки в денежном выражении, как, например, связанное с инвестицией увеличение применения собственного труда или труда семьи. При мультипериодическом методе, где наряду с определением эффективности вложенного общего капитала определяется эффективность собственного капитала, необходимо учитывать выплаты по заемным (погашение и проценты) средствам. Амортизация не учитывается, так как первоначальная стоимость учитывается в решении полностью в период приобретения.
Промежутки и моменты времени в мультипериодическом расчете инвестиций
В инвестиционных расчетах, связанных с определенным объектом, поступления и выплаты подразделяются на периоды, которые могут представлять годы или месяцы, в экстремальных случаях даже дни (например, при промежуточном финансировании). Количество рассматриваемых в решении периодов чаще всего соответствует продолжительности использования главного инвестиционного товара, например продолжительность использования здания.
Периоды обозначаются буквой t с индексом. Период t0 представляет настоящее время. В конце каждого периода находится соответствующий момент времени (с соответствующим индексом). Все платежи, которые проходят во время какого-либо промежутка, в обычных решениях принимаются так, будто они происходят в конце каждого периода. Конечно, также возможны решения, где платежи принимаются на начало периода, однако такое случается очень редко. Во избежание ошибок при последующих решениях с дифференцированным распределением платежей во времени необходимо учитывать это упрощение.
Уравнение колебаний платежей
Если должны быть выравнены большие колебания платежей в одном периоде (например, краткосрочная потребность в производственных средствах) или платежи приходятся преимущественно на начало и конец периода, в таком случае необходимо выбрать более короткую продолжительность периода. Или же корректное распределение платежей во времени достигается тем, что платеж распределяется на два периода так, что он находится в середине нужного отрезка времени. Например, расходы на одну машину, которые необходимы в начале периода 2 и в конце периода 1, относятся к моменту времени t1. Если же машина приобретается в середине 2-го периода, тогда объективно будет отнести по половине на период 1 и 2. При этом необходимо учитывать, что основные производственные средства (долгосрочного использования), например техника, в мультипериодических расчетах в период приобретения принимаются с полной стоимостью.
Таким образом, при этих расчетах не учитывается амортизация, которая при статических методах необходима для распределения стоимости приобретения на срок использования. Проценты при мультипериодических расчетах выделяются как выплаты только в том случае, если есть необходимость различия между собственным и заемным капиталом, и действительно по заемному капиталу должны уплачиваться проценты. Разница между поступлениями и выплатами каждого периода дает ряд значений, который называется CashFlow (нетто-платежное-поступление).
Базовые принципы снятия и начисления сложных процентов
Для обоснования эффективности инвестиций инвестор оценивает платежи, полученные сегодня, по сравнению с теми, которые поступят в следующем году. Масштабами более высокой оценки могут быть:
- Процентный доход, который был получен в течение года с инвестиции или вклада с сегодня произведенного платежа.
- Проценты, которые могли бы сэкономить возникающую задолженность путем погашения задолженности на год раньше.
В обоих случаях из-за получения капитала на год позже теряется выгода, которая оценивается с помощью утерянной прибыли (процентный доход или сэкономленные проценты), т. е. альтернативными (вмененными) издержками. Уровень альтернативных издержек зависит от процента и отдаленности платежа от периода рассмотрения или момента времени. Из этого следует, что превышение поступления, которое будет через 10 лет (период t10) на уровне 1000 рублей при калькуляционном проценте 10 % имеет такое же значение, что сегодня 385,54 рублей, имеющихся в распоряжении.
Переоценка предстоящих платежей (CashFlow) на настоящий момент называется снятием сложных процентов, или дисконтированием. Используемые факторы при обосновании целесообразности инвестиций называют факторами дисконтирования. Аналогично дисконтированию при начислении сложных процентов на прошедшие платежи существуют так называемые компаундинговые факторы (мультипликаторы).
Дисконтирование (снятие сложных процентов)
Факторы дисконтирования используются при обосновании инвестиций и показывают текущую стоимость предстоящих платежей на уровне 1 рубля. Нужно только их умножить на соответствующую сумму. Чем меньше фактор, тем больше снижение стоимости, тем больше калькуляционный процент и тем дальше в будущем происходит платеж.
Платежи в Т0 (период t0) оцениваются фактором 1 (не переоцениваются). Чем дальше в будущем платеж и чем выше процент, тем ниже значение на сегодня Т0.
Компаундинг (начисление сложных процентов)
В процессе обоснования инвестиций компаундинговые факторы служат для того, чтобы платежи, которые произошли в прошлом, переоценить в настоящем времени; или чтобы платежи в настоящее время переоценить на момент времени в будущем.
Аналогично фактору дисконтирования, компаундиговые факторы перемножаются с соответствующей суммой. Платеж в прошлом в сравнении с платежом в настоящее время оценивается выше, так как к платежам сегодня еще учитываются процентные доходы. Компаундинговый фактор является обратным значением фактора дисконтирования, поэтому он больше 1. Чем дальше в прошлом происходит платеж и выше процент, тем выше его значение на момент Т0.
Настоящая стоимость
Если сложить все компаундированные или дисконтированные на какой-то момент платежи определенного CashFlow, получим настоящую стоимость ряда платежей. Настоящая стоимость может быть определена для каждого момента (t0) внутри ряда платежей.
Момент времени, на который компаундируются и дисконтируются все платежи (CashFlow), является базисным. Настоящая стоимость изменяется с изменением базисного момента времени. Платежи в t1 не могут подвергаться влиянию решений в t0. Поэтому настоящая стоимость не может рассматриваться как критерий принятия решений для новых инвестиций.
Обоснование инвестиций что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1751 “Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидий или об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита”
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78.2 и пунктом 3.1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила принятия решений о предоставлении субсидий или об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить форму тест-паспорта, предусмотренного подпунктом "а" пункта 9 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2018 г. № 1751
Правила
принятия решений о предоставлении субсидий или об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита
1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия решений:
а) о предоставлении субсидий из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям и федеральным государственным автономным учреждениям (далее — учреждения), а также федеральным государственным унитарным предприятиям, в том числе казенным предприятиям (далее — предприятия), на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита в отношении объектов капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в государственной собственности Российской Федерации (далее — объекты капитального строительства), в случае, если подготовка такого обоснования является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — субсидии);
б) об осуществлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета учреждениям, предприятиям и федеральным казенным учреждениям на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита в отношении объектов капитального строительства в случае, если подготовка такого обоснования является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — бюджетные инвестиции).
2. Решение о предоставлении субсидий или решение об осуществлении бюджетных инвестиций (далее — решение) в отношении объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, принимается в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
3. Инициатором подготовки проекта решения может выступать главный распорядитель средств федерального бюджета, ответственный за реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации, в рамках которых планируется предоставление субсидий или осуществление бюджетных инвестиций (далее — государственная программа Российской Федерации), а в случае, если объект капитального строительства не включен в государственную программу Российской Федерации, — главный распорядитель средств федерального бюджета, наделенный в установленном порядке полномочиями в соответствующей сфере ведения (далее — главный распорядитель).
4. Главный распорядитель подготавливает проект решения и в случае, если главный распорядитель не является одновременно субъектом бюджетного планирования, согласовывает этот проект с субъектом бюджетного планирования, в ведении которого он находится.
5. Главный распорядитель согласовывает проект решения с ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации в случае, если главный распорядитель не является одновременно ее ответственным исполнителем.
6. Проект решения подготавливается в форме проекта акта Правительства Российской Федерации.
В проект решения может быть включено несколько объектов капитального строительства одного учреждения или предприятия, относящихся к одному мероприятию государственной программы Российской Федерации или одной сфере деятельности главного распорядителя.
7. Проект решения содержит следующую информацию в отношении каждого объекта капитального строительства:
а) наименование объекта капитального строительства;
б) направление инвестирования (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение);
в) наименование главного распорядителя;
г) наименование государственного заказчика (заказчика);
д) мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащая вводу в эксплуатацию;
е) срок подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;
ж) общий (предельный) размер субсидий (объем бюджетных инвестиций) и его распределение по годам (в ценах соответствующих лет реализации инвестиционного проекта).
8. Главный распорядитель при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период направляет согласованный в установленном порядке с субъектом бюджетного планирования и ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации (в случае если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках мероприятия государственной программы Российской Федерации) проект решения (в отношении объектов капитального строительства, которые предлагается включить в государственный оборонный заказ, — также рассмотренный коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации) с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием одновременно в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации на согласование не позднее чем за 2 месяца до определенной в установленном порядке даты рассмотрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период проекта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, одобрения методики расчета базовых бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на очередной финансовый год и плановый период и оценки общего объема дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
9. Главный распорядитель одновременно с проектом решения представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации подписанные руководителем главного распорядителя (или уполномоченным им лицом) и заверенные печатью (при наличии) следующие документы:
а) тест-паспорт по форме, утверждаемой Министерством экономического развития Российской Федерации, содержащий краткую характеристику объекта капитального строительства;
б) обоснование невозможности подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита без предоставления средств из федерального бюджета.
10. Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации рассматривают проект решения в течение 15 рабочих дней со дня его поступления.
11. Согласование Министерством экономического развития Российской Федерации проекта решения производится с учетом следующих критериев:
а) наличие четко сформулированной цели создания объекта капитального строительства с определением количественного показателя (показателей) результатов его строительства (реконструкции);
б) соответствие цели создания объекта капитального строительства целям и задачам, определенным в национальных (федеральных) проектах (если создание объекта капитального строительства планируется в рамках национального (федерального) проекта) и (или) государственных программах Российской Федерации (если создание объекта капитального строительства планируется в рамках государственной программы Российской Федерации), в программах социально-экономического развития Российской Федерации, государственной программе вооружения, а также приоритетам и целям, определенным в отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, документах территориального планирования Российской Федерации;
в) наличие поручений и указаний Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации;
г) комплексный подход к реализации конкретной проблемы при создании объекта капитального строительства во взаимосвязи с мероприятиями, реализуемыми в рамках федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ и региональных программ;
д) влияние создания объекта капитального строительства на комплексное развитие территорий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
е) обоснование потребности в продукции (работах и услугах), создаваемой в результате создания объекта капитального строительства.
12. После согласования проекта решения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктами 8 и 10 настоящих Правил и после рассмотрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период проекта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, одобрения методики расчета базовых бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на очередной финансовый год и плановый период и оценки общего объема дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период главный распорядитель, а в случае, если главный распорядитель не является одновременно субъектом бюджетного планирования, — субъект бюджетного планирования вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект решения.
13. Внесение изменений в решение осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для его принятия.
Обзор документа
Правительство РФ установило, как принимаются решения о выделении из федерального бюджета средств на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита в отношении объектов капстроительства государственной собственности.
Для выделения средств необходимо представить тест-паспорт с краткой характеристикой объекта капстроительства и обосновать невозможность подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита без предоставления средств из федерального бюджета.
Источник https://investoriq.ru/teoriya/obosnovanie-investicij.html
Источник https://businessman.ru/ekonomicheskoe-obosnovanie-investitsiy.html
Источник https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72041702/