Совершенствование бизнес-планирования на малых предприятиях Леонов Павел Анатольевич
Малые предприятия выступают в качестве одной из тех сфер деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на развитие социально-экономического комплекса страны в интересах всего населения. Малые предприятия становятся основным ресурсом для повышения реального сектора экономики.
В 2004 г. объем товаров и услуг в сфере малого бизнеса в Москве, где работает 1 млн. 900 тыс. москвичей, повысился на 62% и достиг 0,5 трлн. рублей. Таким образом, малый бизнес сравнялся с промышленностью. На поддержку этого сектора экономики столичными властями истрачено за год около 5 млрд. рублей.
Для обеспечения малых предприятий нежилыми помещениями и решения вопроса развития этих предприятий в целом в Москве была принята специальная программа, в соответствии с которой в 2005 г. разрабатывается 62 проекта по строительству технопарков, в т. ч. заканчивается проектирование технопарка площадью 800 тыс. кв. м на бывших площадях ЗИЛа. Это будет грандиозный парк, в котором малых предприятий будет сотни тысяч.
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малых предприятий в России, этот важный сектор экономики до сих пор не оказывает несомненного влияния на социальное и экономическое развитие регионов ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения. В развитых странах до 70% доходов дает малый бизнес.
Недостаточный уровень развития малых предприятий обусловлен объективными и субъективными причинами и факторами местного значения. Среди них трудности экономики переходного периода, неадекватный и непоследовательный уровень мер государственной поддержки малых предприятий, нестабильность местного и федерального законодательства, усложненность системы налогообложения, а также недостаточный уровень культуры малых предприятий , несоответствие уровня первоначальных затрат на создание производств реальному уровню дохода населения и др. Особое место среди проблем, тормозящих развитие и устойчивое функционирование малых предприятий, следует отдать отсутствию экономического и организационно-управленческого механизма, позволяющего получить объективную оценку малых предприятий на начальных стадиях их развития. Таким механизмом является бизнес-план, учитывающий особенности малого предприятия, в частности оперативность разработки плана и финансово-экономического состояния предприятия на различных стадиях его развития (от идеи до ликвидации) и адаптации этого бизнеса к изменяющимся внешним и внутренним условиям рыночной среды, для которой формируется данный бизнес. Актуальность разработки такого механизма, ориентированного на развитие и функционирование малого предпринимательства, предопределена структурным, поисковыми и оценочными требованиями бизнес-плана, не имеющего альтернативы среди аналогичных инструментов для планирования и выбора варианта бизнеса в рыночных условиях.
Проблемами повышения эффективности развития и функционирования малого предпринимательства интенсивно занимаются крупные федеральные и региональные администрации, управляющие организации во всех субъектах страны. Эти проблемы сформулированы и рассмотрены в фундаментальных работах А. Смита, Р. Кантильона. Ж.-С. Сэя, А Маршалла, Й. Шумпетера, И. Ансоффа, Э. Бёвентера, В. Беренса, К. Ф. Грея, X Иоханеса, Д. Кларка, Э. У. Лурсена, Ф.Найта, П.М.Хавроника, Ф.Хайека. Дж.М.Кейнса, П. Самуэльсона, Б. Макконнелла, С.Брю, Дж. Фридмана, Ник. Ордуэя. Проблемы, связанные с развитием предпринимательства, исследованы в работах отечественных ученых: В. Афанасьева, А. Блинова, А. Богомолова, И. Бугаяна, П.Виленский, В. Горемыкина, А.Идрисов, П. Качуры, Н. Колесниковой, И. Липсиц, В.Коссов, М. Круглова, Н.Кругловой, П. Мягкова, В. Радаева, Е. Тарасова, Е. Фесенко, В.З. Черняка, В. Яковлева и других.
В то же время актуальные проблемы бизнес-планирования, имеющие решающее значение для малого предприятия, не получили должного развития в теоретических работах. В научной литературе нет комплексного исследования, выявляющего особенности развития перспективных форм малого предприятия на основе бизнес-планирования.
Постепенный переход экономики России от централизованно-плановой к рыночной заставляет по-новому относиться к организации управления, объективному анализу и научно обоснованной оценке малого предприятия, производственного начинания. Новые условия хозяйствования выдвигают актуальные задачи, направленные на самостоятельное планирование деятельности предприятий, т. е. без постоянного контроля вышестоящей организации, руководствуясь заключенными договорами и конъюнктурой рынка.
Целью диссертационного исследования является разработка
теоретических и методических основ бизнес-планирования в процессе развития и функционирования малого предприятия.
Для раскрытия поставленной цели в диссертации сформулированы и решены следующие задачи:
на основе теоретического анализа определено место и выявлены тенденции малого предприятия в экономике страны, аргументирующие целесообразность развития этого сектора экономики;
произведена классификация и выявлены особенности различных видов бизнес-планирования на малых предприятиях и на этой основе выявлены особенности и определены ориентиры оценки бизнеса малых предприятий промышленных отраслей;
конкретизированы основные социально-экономические требования и принципы государственной поддержки малых предприятий;
разработаны модели бизнес-планирования для развития и эффективного функционирования малых промышленных предприятий, ориентированных на максимальный экономический эффект;
предложены объективные организационно-управленческие и финансово-экономические возможности перспективного развития малых предприятий, функционирующих на базе крупных промышленных предприятий;
исследованы виды кредитов малым предприятиям и анализа их рисков, а также современного состояния рынка страхования субъектов — малых предприятий.
Объектом исследования является бизнес-планирование малых предприятий.
Методология исследования. Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют отечественные и зарубежные исследования по общим вопросам рыночной экономики, малых предприятий, а также бизнес-планирования. В рамках данной работы изучены статистические материалы по развитию и функционированию малых предприятий, осуществлено построение экономической модели бизнеса на основе бизнес-плана. В процессе исследования использованы экономический анализ, классификация, элементы математической статистики и системного подхода. Статистической базой исследования являются материалы государственных статистических органов РФ и отдельных субъектов.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
• уточнено понятие, конкретизированы признаки и формы проявления деятельности малых предприятий в современных условиях;
• дана комплексная оценка современного состояния рынка продукции малых предприятий;
• классифицированы критерии оценки, предложены методы и социально-экономические ориентиры устойчивого функционирования малых предприятий в промышленности;
• конкретизированы социально-экономические требования и принципы поддержки малых предприятий;
• усовершенствованы модели бизнес-планов промышленных объектов -малых предприятий.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть полезны для работы экономических служб органов управления России и регионов, а также использованы в преподавании курса экономической теории и спецкурсов по соответствующей проблематике.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы управленческими организациями, начинающими и функционирующими малыми предприятиями.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были использованы автором практической работе
Место и роль малых предприятий в экономике страны
Под субъектом малого предприятия понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государственной собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля собственности, принадлежащая одному или нескольким юридическими лицами, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает: а) в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.; б) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 чел.; в) в оптовой торговле — 50 чел.; г) розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.; д) в остальных отраслях — 50 чел.
В других странах одним из критериев малого предприятия также является численность персонала. Во Франции малыми считаются фирмы с числом работающих до 50 человек, в США — до 500 человек; в Японии до 300 человек -в промышленности, транспорте, связи и коммунальном хозяйстве, до 100 человек — в оптовой торговле, до 50 — человек в розничной торговле.
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Малый бизнес обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.
В настоящее время в РФ зарегистрировано около 900 тыс. малых предприятий, из которых в Центральном и Северо-Западном Федеральных округах работает 50%, в Москве — 25%, в Южном — 9,7%, в Уральском — 6,7%, в Дальневосточном — 4,8%. По заявлению И. Южанова, министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предприятий, вклад малого бизнеса в ВВП страны составляет 21% (для сравнения, в Италии — 67%, во Франции -60%). На малых предприятиях РФ работает около 13 млн человек, или 17% занятых в экономике (для сравнения, в Москве — 34,4%, в Европе в среднем 50%). По состоянию на первое полугодие 2003 г. в Самарской области насчитывалось 131,3 тыс. субъектов малого предпринимательства (в т. ч., 31,2 тыс. малых предприятий — юридических лиц и 100,1 тыс. предпринимателей без образования юридического лица), что составило 80,8% всех коммерческих предприятий региона. Больше всего малых предприятий действует в торговле и общественном питании — 16,6 тыс. (53,1% общего числа), в строительстве — 4,1 тыс. (13%) и промышленности — 3,5 тыс. (11,1%). Перечень субъектов малых предприятий может быть дополнен фермерскими хозяйствами и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования щ юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Малые предприятия — это универсальный и очень гибкий инструмент бизнеса. Они могут быть специализированными и многопрофильными.
Американские экономисты утверждают, что костяком американской экономики являются крупные корпорации, а её «мускулами» — малые компании, приводящие большой бизнес в движение. Например, компания «Дженерал электрик» связана с 45 тыс. фирм-субподрядчиков, из которых более 90 % малые фирмы, компания «Вестерн электрик» ежегодно приобретает товары и услуги более чем у 40 тыс. фирм и запрашивает информацию о ценах более чем у 120 тыс. компаний.
Практика многих стран показала, что малые предприятия гораздо эффективнее, чем крупные корпорации. Статистические данные свидетельствуют: именно малое предприятие обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные неповоротливые корпорации с их многомиллионными и миллиардными оборотами.
Многие зарубежные экономисты считают, что будущее мирового производства за мелкими фирмами. В Великобритании, например, почти 96 % фирм — мелкие. В середине 1980-х годов, когда Великобритания была поражена безработицей, именно на малых предприятиях — мелких фирмах было создано около 1 млн новых рабочих мест. И для России создание рабочих мест — можно отнести к одной из первоочередных проблем.
Развитие и функционирование малых предприятий — долговременный процесс, во многом зависящий от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых государственными органами власти и управления. Именно развитие в социально-экономическом отношении страны (США, Европейское сообщество, Япония) выделяют малые предприятия в качестве самостоятельной области социально-экономического и нормативно-правового регулирования, включая разработку и принятие особых законодательных актов, обеспечивающих создание специализированных органов управления, целевое выделение из бюджетов всех уровней значительных финансовых средств на цели поддержки и развития малых предприятий, в том числе на прямое субсидирование конкретных проектов и субъектов.
Тенденции и сосуществование крупных промышленных компаний и малых предприятий
Промышленная политика, как следует из разработок Экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей «Модернизация России — главное направление реформирования», будет, в первую очередь, определять дальнейшее развитие России (Источник э/сурнал «Компас промышленной реструктуризации «). Соотношение уровня развития средних и малых предприятий, а также структур крупного олигархического бизнеса — это важнейший вопрос современной политики. Зависимость бюджета всех уровней от отдельных ориентированных на экспорт предприятий создает угрозу нестабильности экономики всей страны в целом. Так, бюджетные кризисы 1996, 1997 гг. и сокращение доходной части бюджета в 2002 г. обусловлены мировыми тенденциями падения цен на нефть и сырье. Такая зависимость российского бюджета от этих предприятий, которые, по сути, образуют сегодня олигархическую структуру России, является довольно ущербной. Именно малый бизнес чаще всего создают стабильность в стране, обеспечивая налоговые потоки, которые гораздо меньше зависят от состояния и уровня всей мировой экономики. Малым предприятиям гораздо проще приспособиться к изменению конъюнктуры, но крупные национальные и транснациональные компании, создающие огромные финансовые ресурсы, позволяют обеспечить долговременный стратегический маневр, весьма важный в проведении модернизации. Поэтому, исходя и принципиальных возможностей малых предприятий, подтвержденных многолетней зарубежной и 10-12-летней отечественной практикой, можно ожидать определенной либерализации в России условий для малого бизнеса. Необходимость осуществления такого поворота подтверждает ситуация в отдельных регионах страны. Например, в Курганской области и Красноярском крае изменения мировой конъюнктуры и резкое падение как спроса, так и цен на импортную продукцию, привели к тому, что бюджеты данных регионов начинают сокращаться на 50 и более процентов. Это свидетельствует об ошибочности курса этих регионов на контролирование финансовых потоков и попытку управления и регулирования работы бюджетообразующих предприятий в своем регионе вместо приложения максимальных усилий для обеспечения стабильного развития среднего и малого бизнеса. Важно избежать противостояния этих разных сфер бизнеса, интересы которых не должны сталкиваться, превращаясь в объект конфликтов. Сделать ставку не на те отрасли промышленности, сопряжено с большим риском, хотя анализ мировых рынков позволяет определить уже занятые отраслевые ниши производства. Причем речь может идти не об отрасли или подотрасли, а только об отдельных передовых технологиях, либо комплексах технологий, которыми обладает Россия. Необходимость проведения промышленной политики государством определяется тем, что именно оно сегодня является основным потребителем наукоемких технологий и техники либо участником продвижения российской научной продукции на западные и восточные рынки, либо собственником наукоемкого производства. Российский союз промышленников и предпринимателей разработал «Основы промышленной политики Российской Федерации», в соответствие с которыми актуализация промышленной политики, острая необходимость в ее скорейшей разработке и практической реализации обусловлены следующими обстоятельствами (табл. 7 ). Определение промышленной политики. Промышленная политика может быть определена как комплекс административных и финансово-экономических мер, направленных на обеспечение нового качества экономического роста страны за счет повышения инновационной активности, эффективности и конкурентоспособности производства с целью расширения доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках в интересах повышения благосостояния граждан. Целеустремленная организация поддержки и стимулирования инвестиционного и инновационного развития страны должна иметь системный характер и может дать ощутимые результаты только во взаимосвязи с соответствующей корректировкой государственного управления экономикой в налоговой, бюджетной и внешнеэкономической сфере, согласованными изменениями политики стандартизации, регулирования естественных монополий и т.д. В июле 2003 г. была одобрена инициатива руководителей 13 крупных предприятий Белгородской области (ОАО «Лебединский ГОК), направленная на поддержку субъектов — малых предприятий через поручительство по кредитам коммерческих банков и других финансовых структур. Речь идет о поручительстве по кредитам, необходимым для реализации инвестиционных проектов, из расчета 1 млн. руб. на каждые 50 млн. руб. реализованной продукции, и финансировании инвестиционных проектов в размере до 100 тыс. руб. на срок до 3-х лет.
Объективные организационно-управленческие и финансово- экономические возможности бизнес-планирования на малых предприятиях
Организация производственной деятельности в условиях рыночной экономики, как показала мировая практика, становится надежным делом только тогда, когда у ее истоков находится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий, намеченных ими для реализации проектов выпуска новой продукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятий с сохранением или с изменением их функций.
Бизнес — это экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путём создания реализации определённой продукции или услуг.
Исключительная роль, которую играет бизнес-план как средство решения проблем практической организации малых предприятий, отражается не только в обязательности его присутствия в повседневной деятельности предпринимателей, но и в колоссальном количестве теоретических работ и методических руководств по составлению бизнес-планов. Эти методические руководства различаются между собой по построению материала, по объему рассматриваемых вопросов, отраслевой специфике, ориентации на конечные результаты, акценту на одних или других проблемах.
Бизнес-план имеет два принципиальных направления:
1) внутреннее — подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения (бизнеса) с оценкой результатов на каждом этапе его реализации;
2) внешнее — информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения, например, — об отводе участка, получении права на застройку, коммерческие банки, предоставляющие кредит.
Таким образом, бизнес-план можно считать основой управления как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие с точки зрения эксперта.
Следует заметить: не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Так, например, бизнес-план текущей деятельности фирмы (или создания новой фирмы) должен состоять их трех частей: описание индекса (разделы маркетинга и производства); финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегии инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование, расчеты рентабельности); сопроводительные документы (организационный и юридические планы, учредительные документы, копии контракта, лицензии и т. п.). На рис. приведены укрупненные схемы бизнес-планов в общем виде.
Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
Особенности бизнес-планирования на малых предприятиях
Реформы, которые произошли в России, считаются условием возникновения и развития малых предприятий, решающих основные функции предпринимательской деятельности. Если мы посмотрим на опыт всех развитых стран, мы сможем понять, что малые и средние предприятия играют очень важную роль в экономике. Развитие такого предпринимательства влияет на экономический рост и научно-технический прогресс. Можно также заметить, что в таких развитых странах малые и средние предприятия занимают около 80-99% от общего числа предприятий; почти 2/3 активного населения занимается таким предпринимательством, производя при этом более половины валового внутреннего продукта.
Развитие малых предприятий приводит к насыщению рынка товарами и услугами, а также к увеличению экспорта и увеличению использования местного сырья.
Актуальность. Одним из факторов развития экономики любой страны является развитие малого бизнеса. В России малый бизнес был разрешен в 1988 году и в настоящее время находится в стадии разработки. По сравнению с зарубежными странами вклад малых предприятий в экономику российского государства невелик. Поэтому в экономических кругах идет постоянная дискуссия о проблемах малого бизнеса в России. Достаточно изучено понятие «малый бизнес» и его роль в экономике страны, но пока в экономической теории нет единого мнения по поводу определения понятия.
Объект работы: малые предприятия.
Предмет работы: место и роль малого бизнеса в экономике страны.
Цель работы: комплексное изучение малых предприятий и их влияние на экономическое развитие общества.
Задачи работы:
- изучить теоретическую литературу по теме работы;
- дать определение, выделить виды, определить функции малого бизнеса;
- определить место и роль малых предприятий в России;
- выявить причины, препятствующие развитию малого бизнеса в России;
- описать направления развития малого бизнеса, а также формы поддержки и защиты малого бизнеса в России.
Теоретической и методологической основой послужили работы отечественных ученых: Хамидуллина Ф.Ф., доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Университета управления «ТИСБИ», доктор экономических наук, профессор Алисова А.Н., а также материалы периодических изданий, в частности журналы: «Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки», «Сибирский торгово-экономический журнал», «Финансовая поддержка малых предприятий», электронный журнал «Управление экономическими системами».
Теоретические основы места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества
Определение и виды малых предприятий. Функции и цели создания малых предприятий
Существует много подходов к изучению малого бизнеса.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по определенным критериям, установленным законами, государственными органами или другими представительными организациями.
Рассматривая малый бизнес как экономическую (экономическую) систему, Хамидуллин Фарид Фильзович, доктор экономических наук, профессор финансового факультета Университета управления «ТИСБИ», получил следующее определение: «… это сложный, вероятностный, динамичный Система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, и, как и любая сложная система, должна рассматриваться в разных аспектах. Если мы рассмотрим это с точки зрения материального производства, то его вклад — это материальные и материальные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выход — это материальные и материальные потоки потребительских товаров, услуг, продуктов, предназначенных для накопления и возмещения. товаров на экспорт, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте его вкладом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом являются производственные отношения, воспроизводимые и развивающиеся системой, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности ».
«Малое предпринимательство как социально-экономическая категория — это особая деятельность, в основном предпринимателя-владельца, для наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной основе, с учетом риска и полной экономической ответственности для удовлетворения спроса. за данный продукт или услугу и получение прибыли », — определили Алисов А. Н. и Грищенко С. Е., охарактеризовав малый бизнес как экономическую категорию.
Учитывая эти определения, мы можем вывести следующее:
Малый бизнес это:
- динамичная система, включающая производство, обмен, распределение и потребление материальных благ;
- система социально-экономических, производственных отношений в обществе;
- деятельность предпринимателя-владельца, направленная на удовлетворение общественного спроса с целью получения прибыли;
- деятельность, которая регулируется отдельными законами и органами Российской Федерации.
По критерию количества работников они могут быть небольшими государственными, небольшими коллективами, мелкими совместными работами и так далее.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ существуют ограничения по численности работников на малых предприятиях:
- микропредприятия — до 15 человек;
- малые предприятия — до 100 человек включительно;
- средние предприятия — от 101 до 250 человек включительно.
Форма организации предприятия определяется его размерами. Собственность предприятия может быть государственной, партнерской, индивидуальной, совместной. Существуют три юридические или юридические формы собственности: индивидуальная, акционерная и партнерская.
Большинство малых предприятий находятся в индивидуальной форме собственности. То есть руководитель такого предприятия полностью на свой страх и риск берет на себя развитие и деятельность своего бизнеса. Но, тем не менее, эта форма собственности имеет свои преимущества: отдельные предприятия имеют очень простой тип организации производственной деятельности. Эти предприятия легко регистрируются в местных органах власти, владелец является полноправным владельцем и обладает полной свободой действий. Поскольку доход владельца предприятия зависит от эффективности его предприятия, владелец старается вести бизнес предприятия максимально успешно. Для этой категории предпринимательства государство предоставляет налоговые льготы.
Индивидуальное предприятие в России может быть организовано в двух формах:
- индивидуальная трудовая деятельность (ОИТ);
- индивидуальное частное предприятие (ИЦП).
Разница заключается в том, что индивидуальная трудовая деятельность основана на собственном труде предпринимателя, а в индивидуальном частном предприятии наряду с трудом предпринимателя также используется труд наемных работников.
Следующая форма собственности — акционерное. Владение акциями является доминирующим во всех развитых странах. От индивидуальной и партнерской собственности отличается следующее различие: ограниченная ответственность акционеров, которые в случае банкротства теряют только свой первоначальный взнос, но не свою собственность (дом, машину).
Такая компания существует независимо от акционеров, поскольку сама корпорация является юридическим лицом. Любой, кто приобрел акции, может стать совладельцем акционерного общества, но на самом деле мелкие акционеры не играют особой роли в управлении. Акционерные общества делятся на следующие формы:
- публичный (акции продаются на бирже);
- закрыто (акции распределяются между учредителями и не продаются посторонним лицам).
С 1 сентября 2014 года в России отменяется юридическая форма закрытого акционерного общества (ЗАО). Этот статус имели почти 127 тысяч компаний. Их владельцам пришлось принять непростое решение и понести значительные расходы.
Поправки в Гражданский кодекс (ГК) Российской Федерации были приняты в начале мая 2014 года в рамках реформы гражданского права. Они предусматривают, что вместо закрытых и открытых акционерных обществ могут быть просто созданы АО.
Закрытые акционерные общества в основном относятся к малым и средним предприятиям.
Последняя форма собственности — это партнерство (это тоже партнерство). Это форма собственности, когда несколько человек собираются вместе, так как дальнейший рост и развитие предприятия требует дополнительного привлечения капитала. Преимущества этой формы собственности состоят в том, что финансовые ресурсы увеличиваются и появляется возможность специализации в управлении (распределение обязанностей по предприятию можно разделить по желанию). Как и отдельное предприятие, партнерство может быть легко зарегистрировано в местных органах власти.
Партнерства делятся на:
- полное партнерство;
- товарищества с ограниченной ответственностью;
- смешанные партнерства.
Полное партнерство означает наличие полного доверия между партнерами и основано на принципах полной ответственности.
Товарищество с ограниченной ответственностью основано на распределении ответственности только на капитал предприятия (в случае банкротства участники рискуют только своей долей (долей), вложенной в предприятие).
Смешанное партнерство включает в себя как полное товарищество, так и товарищество с ограниченной ответственностью, то есть полноправных участников, которые управляют бизнесом и несут полную солидарную ответственность по всем обязательствам предприятия; вкладчики, ответственность которых ограничена размером вклада (доли). Эта форма позволяет быстро увеличить капитал компании за счет большого количества участников.
Но, несмотря на множество форм собственности, именно мелкие формы собственности преобладают на малых предприятиях в России и в целом по всему миру.
Малые предприятия также делятся по критерию выручки от продажи своих товаров и услуг. С 1 января 2013 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных величинах доходов от реализации товаров (работ, услуг) по каждой категории малых и Средние предприятия »за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий малого и среднего бизнеса:
- микропредприятия — 60 миллионов рублей;
- малые предприятия — 400 миллионов рублей;
- средние предприятия — 1 млрд. руб.
Хотелось бы выделить следующие важные функции малых предприятий:
- экономические — это создание определенного количества рабочих мест, производство товаров и услуг, уплата налогов, развитие рыночных отношений;
- социальные — это возможность использовать труд социально уязвимых групп населения, к которым относятся пенсионеры, студенты, инвалиды, удовлетворяя потребности людей в общении, реализуя творческий потенциал населения, а также как возможность для развития подрастающего поколения — получить опыт работы и стаж работы;
- экологическая функция — эта функция уже используется в развитых странах — переработка отходов со средних и крупных предприятий.
Малые предприятия являются важной отраслью полноценного рынка. Без малого бизнеса формирование цивилизованной рыночной экономики невозможно.
Цели создания малых предприятий:
- активизация структурной перестройки экономики;
- насыщение потребительского рынка товарами;
- преодоление отраслевого и регионального монополизма;
- расширение конкуренции;
- создание материальной базы для трудоустройства работников, освобожденных от действующих предприятий;
- укрепление экономической базы местных органов власти;
- развитие деревень, малых городов;
- возрождение художественных промыслов.
В этой главе мы определили «малый бизнес», определили типы малых предприятий по различным критериям и определили цели создания малых предприятий для полного развития рынка. В следующей главе мы рассмотрим историю возникновения и развития малого бизнеса в России.
История развития малого бизнеса в России
Малый бизнес в России развивался после «застоя» 80-х годов. Обязательным условием развития малого предпринимательства была деятельность партийных, комсомольских, производственно-экономических объединений и научно-технических центров. Ранее они не рассматривались как отдельные предметы производства.
В то время произошли преобразования в политической и социально-экономической сферах. Это позволило некоторым предпринимателям заниматься предпринимательской деятельностью. Появились первые кооперативы, союзы, ассоциации, объединения предпринимателей, участники кооперативного движения. Так был создан Союз управляющих СССР, в который вошли многие предприниматели. Кооперативы начали создаваться во многих регионах и городах.
Появилась возможность, был спрос на продукцию, но не было законодательства, защищающего интересы предпринимателей. Поэтому необходимо было защищать свои права с помощью СМИ и других. Эти и другие проблемы привели к сплочению, объединению предпринимателей. На этой основе были созданы промышленные предприятия в области сельского хозяйства, торговли и других отраслей. В 1990 году был создан Российский союз совместных предприятий, а через год Аграрный союз. Под руководством райисполкомов, при поддержке кооперативов, появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.
В начале 90-х годов шел процесс приватизации государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности еще больше усилило развитие предпринимательства, поскольку государственные предприятия уже не могли противостоять конкуренции.
В этот период это можно считать началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побуждали предпринимателей использовать «серые» схемы, «черные» наличные, двойную бухгалтерию.
Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы всего сектора экономики. Экономический коллапс и политическая неразбериха (1991-1993 гг.) Привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которым не удалось вовремя реорганизоваться в новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, потому что отныне основным видом предпринимательской деятельности является торговля.
С 1993 года наблюдается рост в развитии малого бизнеса. Впервые создается правовая основа для предпринимательской деятельности. Приняты законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях».
Первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий состоялся в феврале 1996 года. В нем приняли участие около 3000 делегатов из всех регионов России.
На съезде присутствовали президент России Б.Н. Ельцин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители правительства и Федерального собрания России. Были изложены основные позиции делегатов, суть которых заключалась в том, что малый бизнес может стать решающей силой в преобразовании и развитии российской экономики, но при условии его признания и поддержки.
На съезде были обсуждены и утверждены основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России на период 1997-2000 годов, приняты обращения и рекомендации, адресованные Президенту, Федеральному Собранию, Правительству России, конкретным министерствам и ведомствам.
По итогам съезда был принят указ Президента России, в котором были объявлены конкретные меры по поддержке отечественного предпринимателя. После Первого Всероссийского съезда в регионах России прошла серия съездов. Создание инфраструктуры поддержки предприятий активизировалось.
Однако надежды предпринимателей не оправдались, часть обещаний не была выполнена, и после этого произошли другие изменения, в частности, в законодательстве.
С 1998 года было введено новое законодательство и ужесточены требования к малому бизнесу. Отныне при регистрации необходимо проходить через много разных фондов (Пенсионный фонд, Социальное страхование, ФОМС). Малый бизнес сталкивается с бюрократическими процедурами, процесс регистрации предприятий сложен.
Августовский кризис 1998 года негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: из-за резкого, значительного роста курса доллара оборотный капитал в банках резко сократился или исчез, рынки сбыта сократились из-за снижения покупательской способности населения. и многие предприятия обанкротились, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате количество занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек, большая часть населения страны осталась без работы.
Восстановление и дальнейшее развитие малого бизнеса после августовского кризиса было медленным и трудным.
В последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малых предприятий и сократить количество бюрократических процедур. Учитывая сложный путь развития малого бизнеса, государственная политика в настоящее время направлена на расширение, поддержку и развитие малого бизнеса в России.
В следующей главе мы рассмотрим место и роль малых предприятий в российской экономике.
Место и роль малых предприятий в структуре российской экономики
Малые предприятия играют довольно незначительную роль в российской экономике. Соотношение крупного и малого бизнеса в России варьируется в региональном измерении от 1: 5 до 1:25, тогда как в Западной Европе и США этот показатель приближается к уровню 1: 500.
Малый бизнес очень неравномерно распределен по всей стране, такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург и другие крупные региональные центры, вытянули львиную долю малых предприятий из общего числа.
Только достаточный объем продукции и услуг, производимых малым бизнесом, может:
- Насытить рынок конкурентными продуктами,
- создавать новые рабочие места,
- начать формировать основу общества в любой цивилизованной стране среднего класса.
В России малые предприятия распределены по следующим секторам:
- оптовая и розничная торговля;
- оказание различных видов услуг населению;
- ремонт и техническое обслуживание всех видов техники и товаров народного потребления;
- здание;
- операции с недвижимостью;
- транспорт и связь;
- производственные предприятия;
- другие занятия.
Это соотношение очень неравномерно.
Согласно статистическим данным за 2010–2013 годы, мы наблюдаем увеличение числа малых предприятий, увеличение средней численности работников и увеличение заработной платы. Наблюдается также увеличение оборота предприятий.
В настоящее время в связи с общей экономической ситуацией в стране развитие малых предприятий в целом затруднено, так как на это влияют многие факторы, а именно:
- большая налоговая нагрузка;
- сложная кредитная система;
- снижение потребительского спроса и многие другие.
Отсюда необходимость создания благоприятных условий для развития малых предприятий со стороны государства. Мы поговорим об этом в следующей главе.
Развитие, поддержка, защита малого бизнеса в России
Система государственной поддержки, средства для защиты бизнеса
На протяжении всего существования малого бизнеса в России государство старалось поддерживать малый бизнес для его развития, понимая важность этого сектора экономики для экономики государства в целом. Но из истории мы заключаем, что не все они были успешными, так как не все обещания правительства предпринимателям были выполнены.
Еще в 1989 году был создан Союз малых государственных предприятий СССР. Было принято положение об организации деятельности малых предприятий.
Малые предприятия окончательно получили правовой статус 8 августа 1990 года, когда был принят Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу стало ясно, каким должен быть размер предприятия и в каких отраслях, как зарегистрировать небольшое предприятие, которое может выступить в качестве его учредителя. Этот документ был дополнен постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малым предприятиям разрешается создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением закона.
Согласно этим актам, категории малых предприятий различались по отраслям экономики.
Постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правильный статус малых предприятий позволил им получить определенные льготы. Например, льготы по подоходному налогу; разрешить списание в первый год эксплуатации до 50% амортизационных отчислений по основным средствам со сроком службы более 3 лет; проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и др.
После образования Российской Федерации были приняты следующие документы:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года № 548 утверждено Положение о Комитете по поддержке малого предпринимательства и предпринимательства при Государственном комитете по имуществу Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 446 «О приоритетных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и другие акты, которые регулярно дополнялись.
- В 1995 году 14 июня при Президентском комитете был создан Государственный комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и «… до 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президент Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Однако отметим, что с 1 января 2008 года этот закон утратил силу.
- С начала 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства, принятый Государственной Думой 6 июля 2007 года.
- 5 ноября 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации были внесены изменения, предусматривающие уплату региональными органами власти субъектов Российской Федерации налога на 22 вида деятельности малого бизнеса с муниципальными сборами. По мнению экспертов, новый налог для малого бизнеса может разрушить его радикально. В ответ на ужесточение налоговой прессы лидеры малого бизнеса перейдут в теневую экономику. Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания от Коммунистической партии, сказала в интервью Фонтанке, что было легче сразу написать другой закон — «О запрете малого бизнеса».
В нашей стране существует такая проблема, как нехватка специализированного оборудования и неразвитость производственной инфраструктуры, что сильно тормозит развитие малого бизнеса в сфере материального производства.
Все эти негативные аспекты мешают развитию малого бизнеса, являются большой проблемой для эффективности предприятия и заставляют их направлять свои основные силы не на рост производства, а на борьбу за выживание.
Но есть и некоторые законодательно закрепленные положительные аспекты:
- патентная система для малого бизнеса;
- финансовая поддержка на этапе открытия;
- учебная помощь в написании грамотного бизнес-плана;
- доступность консультаций по правовым вопросам организации и управления вашим бизнесом.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных владельцев, менеджеров, финансистов, организаторов производства. Это миллионы рабочих мест, что означает занятость значительной части населения России. Фактически за все годы реформ единственным сектором экономики был малый бизнес. Но в то же время в российской экономике малый бизнес все еще играет довольно незначительную роль.
Без активного и позитивного государственного вмешательства могут произойти негативные изменения, вплоть до полного сокращения этого сектора экономики. В связи с этим экономические проблемы и усиление социальной напряженности могут усугубиться.
И одних законов недостаточно для этого.
Во времена кризиса малый бизнес страдает первым. Наряду с внутренними проблемами (слабая финансовая база, недостаточно опытный управленческий персонал) Малые предприятия испытывают давление со стороны внешних проблем, таких как увеличение налогового бремени, трудности с кредитами, снижение потребительского спроса и возможностей сбыта производимой продукции. По этим причинам малые предприятия сокращают свою деятельность вплоть до полного сокращения бизнеса. В результате страдают граждане, растет безработица и социальная напряженность среди населения, а это недовольство властью.
В 2007 году, будучи премьер-министром, В.В. Путин назвал развитие бизнеса и предпринимательства в России стратегической задачей экономической модернизации России в XXI веке: «Российская экономика должна твердо занять свое законное место на мировых рынках, и для этого Нужно, прежде всего, активно развивать свой национальный рынок, предпринимательство, бизнес. Необходимо быстро модернизировать устаревшее производство и создать те, которые укрепляют конкурентоспособность страны.»
Для поддержания стабильности в обществе государство должно принимать меры и оказывать поддержку малому бизнесу.
Одной из форм поддержки малого бизнеса является создание центров и фондов поддержки и развития малого бизнеса, на основе которых организуются консультации и тренинги для лидеров малого бизнеса, организуются целевые программы развития малого бизнеса и др. ,
Государству необходимо пересмотреть систему налогообложения малых предприятий, поскольку для некоторых предприятий налоги становятся чрезмерными. Пересмотреть систему кредитования малых предприятий, установить льготные ставки для малых предприятий.
При условии, что государство примет все меры для организации развития малого бизнеса в кризисные годы, этот сектор экономики не только останется на плаву, но и сохранит тенденцию роста.
В следующем пункте мы рассмотрим перспективы развития малого бизнеса в России.
Перспективы развития малого предпринимательства в России
Как уже упоминалось ранее, серьезной проблемой в развитии малого бизнеса является отсутствие комплекса правовых систем, особенно на федеральном уровне, учитывающих интересы малого бизнеса. Есть проблема с налоговым законодательством — налоговая система должна стимулировать рост производства. Малые предприятия выделяются как отдельный субъект налогообложения. Проблемы налогообложения малого бизнеса актуальны во многих странах, а также в России.
За последнее десятилетие в Российской Федерации много говорилось об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса» и обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В то же время за эти годы было принято много законов и других нормативных актов, направленных на поддержку малого бизнеса. Но это практически не улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И главная причина этого — чрезмерные налоги.
Но, несмотря на это, у малого бизнеса есть много преимуществ, поэтому он продолжает развиваться медленными темпами, для этого есть много необходимых предпосылок: у России выгодное географическое положение и квалифицированные кадры, а также свободные площадки для развития, свободные мощности , Малые предприятия более приспособлены, чем средние и крупные, к условиям развития в период кризиса, так как они ближе к рынку и быстрее реагируют на все изменения. Они могут быстро заполнить пробелы в потребительской сфере, могут быстро окупиться, что также очень важно знать для создания собственного предприятия.
Подводя итог, можно сделать вывод: несмотря ни на что, малый бизнес в нашей стране развивается и будет развиваться, хотя этот путь иногда бывает сложным. У малого бизнеса в России, несомненно, есть будущее, и то, каким оно будет, зависит в основном от государства.
Вывод
Таким образом, малый бизнес играет важную роль в развитии современного рынка. Ученые в России много лет спорят о роли и важности развития малого бизнеса в нашем государстве.
Формирование рынка обусловлено множеством составляющих, основным из которых является малый бизнес. Малые предприятия создают хорошие условия для улучшения рынка и экономики в целом: они создают конкуренцию, насыщают рынок товарами и услугами, создают новые рабочие места и лучше используют местное сырье. Руководители малого бизнеса укрепляют рыночные отношения, основанные на демократии и частной собственности.
Социальная роль малых предприятий заключается в том, что они могут снизить социальную напряженность, поглощая безработную часть населения, снижая уровень безработицы.
Нынешняя государственная политика Российской Федерации направлена на развитие отечественного бизнеса, внедрение инновационных технологий и глубокую модернизацию экономики.
Малый бизнес в России считается нестабильной системой, которая сильно зависит от колебаний рынка, поэтому нуждается в государственной поддержке. Для этого созданы определенные условия, но их пока недостаточно для стабильного развития этого сектора экономики.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник http://www.dslib.net/econom-teoria/sovershenstvovanie-biznes-planirovanija-na-malyh-predprijatijah.html
Источник http://natalibrilenova.ru/osobennosti-biznes-planirovaniya-na-malyih-predpriyatiyah/
Источник
Источник