Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей: инструкция по охране труда
Человек, решивший заняться ремонтом автомобиля, должен ознакомиться сначала с правилами техники безопасности. На СТО любой новый работник вначале проходит инструктаж и только потом приступает к работе. Несоблюдение техники безопасности может вызвать трагические последствия, поэтому эти правила надо знать и выполнять.
- Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
- Общие требования безопасности
- Видео: Правила безопасности при ремонте автомобиля
- Видео: Как правильно мыть автомобиль
- Общие требования
- Видео: Инструкция по охране труда при ремонте авто
Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
При работе над машиной надо соблюдать осторожность и осмотрительность. Человек, приступивший к ремонту или мойке авто, обязан знать заранее, что будет делать и как избежать опасных ситуаций. Существуют правила, позволяющие избежать опасности при ремонте и обслуживании авто.
Общие требования безопасности
Ремонт и техническое обслуживание автомашины обязаны осуществляться в отведённых и оснащённых для этих целей местах, в которых имеются нужные инструменты, инвентарь и оборудование. Транспортное средство (ТС) накануне данной процедуры надо помыть и почистить.
Любой ремонт, техобслуживание, чистка и мойка осуществляются только над автомобилем. При этом надо проследить, чтобы не было вращательных движений частей машины. Для этого рычаг переключения передач ставят на самую низкую скорость, а само авто тормозят стояночным тормозом, а под ведущую колёсную пару ставят специальные упоры (башмаки). На авто с ДВС на бензине надо выключить зажигание. Если машина ездит на дизельном горючем, то перекрывают его поступление. На руль кладут табличку «Двигатель не пускать. Работают люди». Авто ремонтируют и обслуживают при выключённом ДВС. Иногда бывают ситуации, когда для ремонта нужен работающий ДВС.
При использовании подъёмника на управляющий механизм выставляют предупреждающую о ведении работ табличку. При этом обязательно надёжно фиксируют плунжер подъёмника упором, чтобы исключить его движение вниз. При поточном передвижении автомашин помещение обязано оснащаться свето-звуковыми сигналами, сообщающими работникам о перемещениях транспорта с одного поста на другой. Каждый пост оборудуют сигнальными обозначениями остановки в случае аварии.
Если надо провернуть коленчатый и карданный валы, следует проконтролировать включение зажигания для ДВС на бензине и посмотреть, как перекрыта подача горючего для движка на солярке. Рычаг коробки передач ставят на нейтральное положение, а рычаг ручного тормоза освобождают. По окончании всех работ ручной тормоз затягивают и устанавливают низшую передачу.
Знаете ли вы? Имеется гипотеза, что домкрат в старину использовали, чтобы ломать ворота осаждённых городов, поэтому его устройство было секретом.
Если надо снять какую-либо деталь с жидкостью, то сначала производится их слив. Трудно снимающиеся части и узлы снимают при помощи предназначенных для этого приспособлений (съёмников). При этом нельзя превышать максимально допустимую массу груза для подобных устройств или передвигать детали, не используя захваты, а просто замотав тросом или канатом. Снять и установить рессоры можно после разгрузки от веса машины, установив под шасси специальные подставки (козелки).
Если нужно произвести обслуживание высоко подвешенного автомобильного элемента, то следует использовать устойчивую стремянку или подставку. Когда работы ведутся под автомашиной, то ремонтнику в обязательном порядке надо использовать лежак.Домкрат при подъёме авто в любых условиях обязан находиться на твёрдой поверхности. Если грунт недостаточно твёрдый, то под механизм для его устойчивого положения подкладывают доски.
При ремонте машины на обочине запрещено быть под авто, нарушив границу проезжей части. Ремонт дна кузова легковушек на поворотном стенде делается при надёжном закреплении, снятии батареи аккумулятора, сливе горючего из баков и жидкости охлаждения. При этом нужно хорошо закрыть горловину ДВС для поступления масла.
Если требуется продуть систему питания, то используют воздушный насос, работающий от системы подачи сжатого воздуха с влагоотделителем, и давление не должно быть выше 0,5 мПа. Тормозная система также проверяется на стендовых испытаниях, но иногда допускается использование площадки, размеры которой позволяют обезопасить людей и авто в случае неисправных тормозов.
Видео: Правила безопасности при ремонте автомобиля
Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей
Мойка авто делается в определённых местах. Мыть вручную можно на участке, изолированном от источников тока и напряжения. Все находящиеся в этом месте осветительные приборы, провода и кабели, электродвигатели обязаны быть надёжно герметизированы. Здесь запрещено использование открытого огня. Мойщик машины надевает спецодежду. При работе с химическими моющими средствами необходимо использовать средства защиты (перчатки, респираторы, очки). Руки накануне по локоть смазываются защитными средствами, которые не обезжиривают кожу.
Рекомендуем для прочтения:
- Ремонт кузова автомобиля без покраски
- Ремонт обшивки салона автомобиля — возвращаем прежний лоск
- Как правильно мыть машину: учимся вместе
- Химчистка салона автомобиля: сухая и обычная химчистка
Все лестницы и поверхности, по которым передвигается работник, обязаны быть с шероховатостью и не скользить. При механизации мойки рабочий находится в кабине, которая защищает от воды. Моечная техника должна иметь управление, осуществляющее работу на 12 В. Магнитные пускатели и кнопки могут питаться от 220 В, если есть устройства для блокировки пускателей при открытии дверец шкафа, а все приборы надёжно гидроизолированы и заземлены.
Запрещено мыть авто быстро воспламеняющимися средствами. Содержание щёлочи в моющей жидкости не должно быть выше 5%. После обработки моющим всё промывается горячей водой. Элементы ДВС на этилированном бензине можно вымыть лишь после нейтрализации выпавшего тетраэтилсвинца керосином или прочими подходящими средствами.
Особое внимание уделяется машинам, перевозящим продукты. Для их обработки составляется утверждаемый местными органами саннадзора график. Каждую неделю делается дезинфекция транспорта по перевозке продуктов (мука, мясопродукты, хлеб). Каждые сутки проводится обработка машин, перевозящих мясо, субпродукты и рыбу, 1% раствором соды (кальцинированной). Затем следует промыть тёплой водой и вытереть насухо. Перед этим машину очищают от мелкого мусора.
Проводить дезинфекцию ТС, которые транспортируют продукты, необходимо как минимум каждую неделю. Перед этим их моют, а затем обрабатывают 2–3% раствором хлорки или 2% жидкостью хлорамина.
Если кузов внутри оббит оцинкованным железом, то дезинфекция проводится путём протирания тряпкой, которую смачивают в дезинфицирующей жидкости, а простые кузова ей обильно увлажняют. После 2–5 мин. всё смывают тёплой водой со шланга и осуществляют проветривание. Покрытие для продуктов моют щётками мыльным раствором с добавлением 1% соды. После промывают горячей водой и высушивают.
Ежедневно проводят уборку. Использованный при этом инвентарь тоже моется и дезинфицируется путём погружения на полчаса в 2% раствор хлорки или на 1 час в раствор хлорамина (2%). После его споласкивают тёплой водой и сушат.
Видео: Как правильно мыть автомобиль
Техника безопасности при ремонте автомобиля
Авто является источником опасности для ремонтника. При самостоятельном ремонте автомобиля надо уделить внимание следующим моментам:
- Соблюдать все требования техники безопасности при подъёме машины или её тяжёлых деталей. Риск падения существует всегда, и меры по своей защите надо предпринять заранее.
- Откручивая деталь под машиной, следует учитывать, что освободившаяся часть может оказаться слишком тяжёлой и нанести вам травму.
- Не следует упускать из виду движущиеся детали, с которыми есть возможность соприкоснуться — лопасти вентилятора, цепь ГРМ и прочее. Опасность также могут представлять пружины подвески или элементы, находящиеся под давлением (шланги, трубки).
- Стоит также проявлять осторожность к острым выступающим деталям, покрытым ржавчиной. Поранившись о них, в кровь вполне возможно занести инфекцию.
- Немалую опасность также представляют жидкости — отработанное масло, антифриз, серная кислота, находящаяся в аккумуляторе, и тормозная жидкость. Надо избегать их соприкосновения с кожей или слизистыми глаз. Для обмывания лобового стекла нередко используется метанол, который при попадании в органы дыхания наносит ущерб здоровью. Вред при вдыхании могут нанести выхлопные газы, хладагент кондиционера. А о возможности бензина легко воспламеняться также знают все.
- Любое авто является потенциально опасным источником электричества. Особенно в этом плане опасны гибриды и электромобили.
- Высокая температура двигателя опасна для ремонтника.
Частой ошибкой у неопытного ремонтника является откручивание крышки радиатора при неостывшем моторе. В такой ситуации горячий антифриз может буквально стрелять струёй в лицо человека и сильно обжечь глаза и кожу.
Чтобы избежать вышеперечисленных опасностей, надо выполнять следующее:
- Надевать перчатки, лучше всего нейлоновые или латексные, с длинными рукавами или раструбами. Это защитит от агрессивных жидкостей, обжигающих кожу, и от порезов. Спецодежда для ремонта не должна свисать, чтобы не зацепиться под движущую деталь. Оптимальной одеждой для ремонта считается комбинезон.
- Защищайте глаза специальными очками, когда работаете под авто или с электроинструментом и химвеществами.
- Надевайте респиратор и организуйте хорошее проветривание гаража при работе с такой химией, как краска, растворители, эмульгаторы и другие вещества с резким запахом, сваркой. Никогда не распыляйте их в закрытом месте.
- Гараж должен быть сух и чист. Укомплектуйте его инструментами и предметами, делающими работы безопасными (песок и огнетушитель, стенд, упоры козелки, домкрат и прочее). В гараже также надо иметь аптечку.
- Ремонт авто выполняйте при остывшем моторе.
- Не бросайте инструмент на крыше машины или под капотом. Он может упасть вам на голову.
- Используйте джек-стенды. Для дополнительной безопасности, на случай, если стенд подведёт, надо дополнительно использовать домкрат или козелки. Лезть под машину, которую держит только домкрат без других удерживающих машину приспособлений, опасно.
- Надёжно фиксируйте авто. Под ведущую пару колёс всегда следует подкладывать упоры, например, деревянные бруски.
- До начала работ под капотом надо открепить минусовую клемму аккумулятора.
- Ремонт гибридного или электрического автомобиля надо делать с осторожностью к проводам, трубопроводам и элементам оранжевого цвета. В них находится сила тока, смертельная для человека.
- Работая с топливной системой, помните, что металл может вызвать искру, которая приведёт к воспламенению. Этот иногда случается при выбивании некоторых железных деталей. Держите подальше от топлива и моторного масла источники огня и не курите.
- При снятии тяжёлых деталей надо сначала предварительно узнать их вес и соразмерить свои силы. Последние лучше не переоценивать. При работе с тяжёлыми элементами безопаснее использовать помощника, а при снятии самой детали не держать под ней голову и тело.
Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей
Ниже приведена типовая инструкция по охране труда, утверждённая ещё в 1997 году.
Общие требования
Всем работникам предъявляются следующие требования:
- Допуск к работам для новичка осуществляется после вводного инструктажа и медосмотра.
- Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажа на месте работ возложено на их непосредственного руководителя. Об этом записывается в соответствующий журнал регистрации, где руководитель и инструктированный работник ставят свои подписи. Причём повторное инструктирование проводят для всех рабочих раз в квартал.
- Руководство на протяжении трёх месяцев обучает новичка безопасным способам исполнения работ.
- При переводе работника с одного рабочего места на другое ему должен быть проведён новый инструктаж с записью в журнал.
- Руководство обеспечивает рабочих спецодеждой и защитными средствами, требуемыми для безопасности.
- Работник соблюдает инструкции, личную гигиену, трудовую и производственную дисциплину, правила эксплуатации техники, внутреннего распорядка, электробезопасности и предупреждает своих сотрудников о недопущении нарушений вышеперечисленных правил.
- В местах работ должна эффективно работать вентиляция, быть достаточно светло.
- Проводится обслуживание лишь того объекта, по которому было пройдено обучение и инструктаж.
Видео: Инструкция по охране труда при ремонте авто
Перед началом работы
До начала проведения ремонта и техобслуживания авто работник обязан:
- Надеть спецодежду и обуть ботинки, достав их из места хранения. Волосы спрятать под головной убор, а одежду полностью застегнуть.
- Надо выставить на виду табличку с указанием «Двигатель не пускать, работают люди».
- Под колёса разместить приспособления для опоры, а машину поставить на низкую передачу.
- Проверить отсутствие вытекания масла, горючего, электролита и жидкости для охлаждения.
- Осмотреть инструмент, приспособления для ремонта и средства индивидуальной защиты. Ключи для закручивания гаек должны иметь необходимый размер и не иметь выемок, а также трещин. Раздвижные ключи не должны болтаться на подвижных участках.
- При выявлении неисправностей и разных недоработок надо обратиться к соответствующему руководящему лицу для принятия мероприятий по их устранению. Не начинать работ, пока не устранят неполадки.
Во время работы
При проведении ремонта и спецобслуживания необходимо придерживаться следующих правил:
- Проследить за порядком на рабочем месте, удалить все вещи, которые могут мешать.
- Обратить внимание на наличие на электрической лампе сетки, которая обеспечивает безопасную работу данного устройства, исправность шнура и трубки изоляции. Проконтролировать напряжение переносных ламп и осветительных устройств в яме для осмотра — оно не должно превышать 12 В.
- Побеспокоиться о специальной лежанке, тележке или подстилке.
- Наблюдать, чтобы не было посторонних.
- Убедиться, чтобы не было в машине остатков горючего (в баке, бензопроводной системе).
- Проводить слив масла и жидкости из соответствующих устройств только в специально подготовленную для этого ёмкость. Не сливать горючее и растворители в канализационную систему.
- Соблюдать технику безопасности проведения сварки. Работая на станках для резки, шлифовки и обтачки деталей придерживаться соответствующих инструкций по эксплуатации.
- Не делать ремонт и осмотр под авто, которое находится на плоскости под уклоном. Если сложилась такая ситуация и избежать её нельзя, то поставить машину на тормоз при работе на самой низкой скорости, а под колёса разместить опору, вытянуть ключ зажигания, а кабину запереть.
- При съёме и установке агрегатов (мостов, колёс) поставить раму авто на козлы из металла, а под колёса поставить опору (клинышки).
- Домкрат ставить исключительно на твёрдую поверхность. Если грунт рыхлый, том под него подложить доски для придания устойчивого положения.
- Нельзя проводить работу, если машина стоит на домкрате без необходимых подставок для страховки.
- Перемещаться под авто и из-под него со стороны проезда. Нужно под ТС расположиться между колёсами вдоль машины.
- В случае необходимости использовать очки для защиты глаз.
- Материал для обтирки не оставлять после работы в помещении, а хранить в ящиках из металла, которые хорошо закрываются.
- Не приближаться к источнику огня, если одежда и руки запачканы бензином. Не курить и не использовать спички, зажигалки.
- Подкачивать шины сжатым воздухом следует только в определённом месте (клети). При этом следует обратить внимание, чтобы запорное кольцо попало в замковый паз диска.
- Для перемещения тяжёлых агрегатов и запчастей использовать исправно работающие устройства, которые обеспечивают неопасный подъём, погрузку-разгрузку и передвижение необходимых деталей.
- Не проводить никаких работ и осмотр под машиной, которая висит на тросе подъёмника.
- Перед проведением ремонта авто, которое стоит над ямой, для осмотра надо проверить, чтобы машина стояла на тормозе, проконтролировать надлежащую установку колёс и разместить под них распорные прокладки. Нужно также проследить за свободным доступом в яму и использовать только исправную лестницу, а также напольную решётку.
- Придерживаться правил работы с электроинструментами, если надо их использовать.
- Замену рессор производить только после поставки козелков под раму. Проверить правильность установки данной запчасти при помощи бородки или оправки. При сборке-разборке рессоры пользоваться соответствующими для того приспособлениями.
- Проявлять осторожность при использовании кувалды или молотка, чтобы не навредить себе и окружающим.
- Придерживаться всех правил при работе с подъёмным механизмом согласно инструкциям. При использовании подъёмника проследить за установкой пяток под ТС надлежащим образом. Работа с авто допускается только при поднятии его на необходимую высоту при выключенном устройстве для подъёма.
- При работе за верстаком нужно проконтролировать гладкость поверхности, которая также должна быть без трещин, заусенец, выемок и обита стальным листом.
- При работе с металлическими частями (рубке, чеканке и подобное) нужно защитить глаза специальными очками и поставить на верстаке сетки или щиты (высота не меньше 1 м), защищающие от отскакивающих металлических частичек. Пыль и остатки металла убирать только щётками. Сдувать их с верстака запрещено.
- При работе на заточном станке защитить глаза очками и использовать защитный экран. Проследить, чтобы подручник был зафиксирован, зазор между ним и абразивным кругом был до 3 мм. Запчасть для затачивания крепко прижимать к подручнику и плавно подносить к абразивному кругу.
- Не проводить ремонт деталей авто, которые движутся, и не располагаться под машиной при включённом ДВС.
- При проведении манипуляций возле крыльчатки вентилятора снять с него приводной ремень, чтобы избежать неприятностей.
- При выполнении ремонта несколькими работниками надо согласовать порядок выполнения работ.
- Во время запуска движка при открытом капоте проследить, чтобы рядом не было других лиц.
- При включении ДВС держать рукоятку таким образом, чтобы обхват всеми пальцами был с одной стороны.
- Во время обкатки ДВС на стенде нельзя регулировать его части, которые производят вращение.
- Не допускать создания загазованности воздуха в закрытом пространстве, обязательно позаботиться о проветривании.
- При работе с движком, который работает на этилированном бензине, придерживаться инструкции по работе с данным горючим.
- Не оставлять на рабочем месте горючее в объёме выше разрешённой нормы, а хранить все легковоспламеняющиеся материалы отдельно в установленном месте.
- Для того чтобы переместить авто на стоянку и для проверки тормозов, надо вызвать дежурного или водителя.
- Нельзя в качестве опоры под раму использовать кирпичи, дрова и другие подручные средства.
В аварийных ситуациях
В случае возникновения аварии надо выполнять следующее:
- При появлении пожарной ситуации сразу же уведомить руководство и начать принимать меры по его тушению при помощи огнетушительных средств.
- При возникновении несчастного случая помочь пострадавшему освободиться от травмирующего предмета. При поражении током и оказании помощи пострадавшему проследить, чтобы не было соприкосновения с частями, находящимися под напряжением.
- Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и сообщить руководству об инциденте.
По окончании работы
После окончания ремонтных работ надо сделать следующее:
- убрать рабочее место и записать в журнал техсостояние оборудования;
- о неполадках и поломках оборудования сообщить соответствующему руководящему лицу;
- снять спецодежду и положить в шкаф или другое предназначенное для этого место;
- вымыть руки и лицо мылом;
- покинуть рабочее помещение
Техника безопасности при эксплуатации автомобиля
Автомобилист при эксплуатации авто должен следовать таким правилам техники безопасности:
- Управлять автомобилем можно только лицам, имеющим права на вождение.
- Скорость передвижения в помещении не должна быть более 5 км в час.
- Запрещено спать в салоне авто при осуществляющем работу ДВС.
- Газовые выбросы машины достаточно токсичны, поэтому при включении ДВС в любом закрытом помещении позаботьтесь о вентиляции, отворите двери.
- При передвижении накатом не проводите включение зажигания — это может вызвать включение противоугонного устройства, что приведёт к блокировке вала рулевой колонки. Это может привести к тому, что машина станет неуправляемой.
- Каталитический нейтрализатор, находящийся в устройстве для выхода выхлопных газов, при работающем движке нагревается свыше 6000°С. Поэтому при осуществлении стоянки важно обратить внимание, чтобы под машиной не было сухой растительности или быстро воспламеняющихся материалов, топлива.
- Нельзя эксплуатировать транспортное средство при включении лампочки аварийного снижения давления масла. Допускается, чтобы она на пару секунд включалась только при включении ДВС. Данная ситуация также относится к лампочке, сигнализирующей о разрядке батареи аккумулятора. В некоторых случаях включение этой лампы происходит из-за замыкания проводки, что может стать причиной возгорания в отсеке для мотора и вызвать пожар.
- Накануне включения ДВС следует обратить внимание, чтобы машина была заторможена стояночным тормозом, а сам рычаг, который выполняет функцию переключения передач, находился в нейтральной позиции.
- Запуск ДВС осуществлять при помощи стартёра. Использовать рукоятку для пуска надо только в случае необходимости.
При запуске ДВС авто при помощи рукоятки для пуска следует придерживаться таких рекомендаций:
- проводить поворачивание рукоятки в направлении сверху вниз;
- не брать её в обхват;
- во время регулирования угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
- не использовать какие-либо рычаги, усилители и другие устройства, воздействующие на рукоятку пуска или храповик коленчатого вала;
- запрещается осуществлять запуск ДВС путём буксировки авто.
Знаете ли вы? В 2011 г. по РФ насчитывалось около 25 тыс. АЗС. Около половины из них принадлежит ВИНК.
Во время заправки ТС топливом на заправках запрещено:- курить сигареты и пользоваться спичками, зажигалками и другими источниками огня;
- осуществлять ремонт и регулировку автомобиля;
- проводить заправку машины при работающем ДВС;
- переливать бензин или другое горючее.
При ремонте и обслуживании автомобиля следует соблюдать правила безопасности, записанные в инструкциях. На предприятиях за этим следит непосредственное руководство, а если владелец авто сам решил отремонтировать своё авто, то он сам и должен позаботиться о безопасном проведении этих работ. При работах с тяжёлыми элементами надо пригласить помощника, а в случае повышенной опасности работ лучше обратиться к специалистам.
Техника без опасности: простые правила самостоятельного ремонта без травм
Казалось бы, в наш век официальных дилеров и автокредитов народ окончательно разучился ремонтировать свои автомобили самостоятельно. Но это если смотреть поверхностно, с колокольни водителя, который открывает капот только для того, чтобы долить омывайку. Гаражный ремонт перестал быть острой необходимостью и повинностью для всех без исключения, как это было 20-25 лет назад. Но желающих поковыряться под капотом больше, чем может показаться.
Купил второй комплект дисков – почему бы не поменять колеса самостоятельно, на даче да под музыку? Выяснил, что свечи и воздушный фильтр, оказывается, меняются элементарно, и задал себе вопрос: «Ну что я, не мужик?». А тут, знаете ли, и до самостоятельной замены масла и колодок недалеко, благо всё это несколько проще, чем кажется.
В общем, неравнодушные к железякам мужчины (и не только они!) частенько входят во вкус и начинают обслуживать «железных коней» своими руками уже не из соображения экономии, а, так сказать, по зову сердца. Большинство из них в ПТУ на автослесаря не училось, а о технике безопасности помнит что-то смутное из школьного курса ОБЖ. Именно для такой категории автомобилистов – наша статья.
Буква закона
В организациях (СТО, автотранспортных предприятиях) придерживаются целой системы стандартов безопасности труда, и её контролирует множество органов государственного контроля, причем далеко не только на бумаге. Перед тем как поступить на работу, все сотрудники проходят первый этап обучения технике безопасности на предприятии.
Как и в «гаражных условиях», так и на больших автосервисах основными причинами производственного травматизма являются неисправность оборудования и инструмента, нарушение технологического процесса, неправильное использование спецодежды, плохое освещение и в целом низкий уровень технической культуры.
Ключевое отличие «гаражников» от «фирмачей» – полное отсутствие контроля со стороны каких-либо органов. По сути, «домашний механик» предоставлен сам себе, в то время как ответственность за условия безопасности в процессе труда возлагается на руководителя автотранспортного предприятия в лице директора, а также на главного инженера.
Одежда и инструменты
Как показывает опыт, во время «домашнего» ремонта мало внимания уделяется рабочей форме. Нередко автомобиль ремонтируют не в «спецовке», а в какой-то старой обычной одежде, летом – в шортах и майке, а также шлепанцах на босу ногу. Но это неправильно! Одежда для ремонтника выполняет защитную функцию, поэтому всё должно быть закрыто: рукава застегнуты, на ногах ботинки, а на голове шапка или кепка.
Работая под машиной, вдобавок к головному убору стоит надеть защитные очки, которые предотвратят попадание в глаза пыли и песка. Нужно помнить, что вращающихся деталей нельзя касаться руками, а еще они могут зацепить и намотать на себя рукава или полы одежды. Немалую опасность представляют системы охлаждения двигателя и кондиционирования воздуха. С ними нужно работать при обесточенных цепях питания – например, отсоединив колодки проводов от вентиляторов. При работах в тесном моторном отсеке легко порезаться – например, об острые края панелей или пластины радиатора. Если работа «нетонкая», можно использовать кожаные защитные перчатки, а в остальных случаях лучше пользоваться текстильными. Многие механики вообще пренебрегают защитой рук, и зря – они не только травмируются, но и сильно загрязняются так, что не оттереть никакими моющими средствами.
Без хорошего инструмента в ремонтном деле не преуспеть, как бы ни была высока квалификация механика, «голыми руками» болты и гайки не открутишь. Особенно «закисшие», то есть прихваченные окислом ржавчины. Для работы нужно использовать инструмент правильного размера, не дополняя его нештатными трубами и другими удлинителями, которые могут соскочить и травмировать работающего. Совпадения отверстий следует проверять воротком или ломиком, а не пальцем.
Много неудач во время ремонта связано с неисправностью инструмента. Бывалые автомобилисты нередко долгие десятилетия пользуются одними и теми же ключами, съемниками и головками, которые давно износились и уже не обеспечивают надежного зацепления с крепежом. Поэтому при достаточно большом усилии, приложенном к «упрямой» гайке, такой ключ может просто провернуться, скруглив грани и усложнив без того проблемный процесс откручивания.
К похожему результату может привести и изношенная отвертка с чрезмерно тонким жалом – такой недолго и шлиц сорвать, и самому травмироваться. Перед началом работ нужно внимательно осмотреть весь инструмент: изношенные пассатижи, молоток с треснувшей ручкой и остальные недостатки также могут повлиять на исход выполняемых работ не лучшим образом.
Еще одна проблема современного инструмента – низкое качество. Сейчас сплошь и рядом продаются изделия крайне сомнительного качества, произведенные в кустарных условиях крупнейшей азиатской страны. Такой инструмент имеет одно достоинство – низкую цену, но способен рассыпаться прямо в руках в любой момент в прямом, не переносном смысле слова. Хорошо, если единственной потерей при этом будет только гаечный ключ…
Нередко травмы возникают и от того, что горе-механик пытается компенсировать отсутствие специального съемника или ключа каким-то эрзац-приспособлением из подручных материалов. К примеру, вместо качественных и надежных стяжек пружин подвески их нередко пытаются сжать и зафиксировать чем-то другим – струбциной, проволокой, полоской металла. Если в самый интересный момент пружина неожиданно «стрельнет», мало не покажется…
Требования к помещению
Безопасность механика во многом зависит от помещения, в котором он работает. Как правило, это обычный металлический или кирпичный гараж. Рабочее пространство нужно содержать в чистоте, а проходы к входной двери всегда должны быть свободными. При работе двигателя выделяется оксид углерода – ядовитый угарный газ без цвета и запаха. Поэтому любые регулировочные работы на работающем моторе нужно проводить только при открытых воротах гаража, но и такая мера не может полностью избавить от опасности отравления, поскольку в воздухе может образоваться опасная для жизни концентрация оксида углерода. Лучше всего обеспечить принудительный отвод отработавших газов за пределы гаража. Для этого можно использовать любой подходящий вариант – отрезок шланга, гофрированной трубы от пылесоса и т.д. Главное, чтобы такое «приспособление» обеспечивало герметичное соединение с системой выпуска.
Важно обеспечить хорошее освещение рабочего места, особенно если ремонт выполняется снизу автомобиля или в плохо просматриваемых местах моторного отсека. Хороший вариант – лампа, дающая сильный и яркий свет в точку ремонта. Напротив, боковое или контровое освещение может только мешать.
Немало «гаражных» ремонтов заканчивались печально – пожаром. Происходит это потому, что многие механики просто забывают об опасности и легковоспламеняемости многих горюче-смазочных материалов, а также красок, лаков и растворителей. При ремонтах топливной аппаратуры или замене моторного масла нужно тщательно следить за тем, чтобы жидкость не попала на раскаленные детали двигателя, например выпускной коллектор. Ведь достаточно небольшой искры, чтобы из нее быстро разгорелось пламя. Если во время ремонта бензин или масло разлились на землю, их нужно как можно быстрее собрать, а остатки засыпать песком.
К сожалению, у многих автомобилистов исправный (и не просроченный!) огнетушитель отсутствует даже в машине. Что уж говорить о гараже… А ведь полного выгорания многих гаражей-мастерских можно было бы избежать, если бы в них был предусмотрен огнетушитель или хотя бы ящик с сухим песком и тара с обычной водой. Впрочем, начинать борьбу с огненной стихией нужно с вызова пожарных.
Практические советы по частностям
Инструкции по ремонту предписывают отключать аккумуляторную батарею от бортовой сети при большинстве работ с электрооборудованием. Но нужно помнить, что и сварочно-рихтовочные работы в непосредственной близости от жгутов проводов также нужно проводить, обесточив автомобиль.
Меняя топливный фильтр, необходимо учитывать, что топливо в системе впрыска находится под давлением. Поэтому отворачивать штуцеры следует осторожно, постепенно стравливая топливо в подставленную емкость. С такими же мерами предосторожности нужно откручивать сливную пробку поддона картера. Поскольку это предписывается выполнять на полностью прогретом двигателе, многие механики по неопытности получают ожоги рук от внезапной струи горячего масла.
Заменив тормозные колодки или выполнив любую другую операцию с этой системой, нужно перед началом движения несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы выбрать зазор между колодками и тормозным диском. Проверять тормоза следует только на пустом участке дороги – без другого транспорта и пешеходов!
При попадании масла или бензина на руки их нужно вытереть чистой тряпкой и вымыть с мылом. С осторожностью нужно относиться и к антифризу – в нем содержится этиленгликоль, который является ядом для человеческого организма. Если по ошибке была выпита любая техническая жидкость (охлаждающая, тормозная, стеклоомывающая), нужно вызвать рвоту и промыть желудок, а лучше всего – сразу обратиться к врачу.
Не меньшую опасность вызывает электролит (то есть кислота слабой концентрации) – если он попал на руки или в глаза, его нужно смыть большим количеством холодной воды, после чего промыть руки раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Вообще, при обслуживании аккумуляторной батареи необходимо использовать защитные очки и резиновые перчатки. Если используется серная кислота, нужно помнить, что она легко «прожигает» одежду и может повредить кожу.
Заряжать аккумуляторную батарею можно только в нежилых помещениях и вдали от открытых источников огня, поскольку в процессе зарядки она выделяет взрывоопасный газ. После того как аккумулятор заряжен, нужно начинать с отключения зарядного устройства от сети, а только после этого можно отсоединять провода от клемм АКБ. При снятии клемм с АКБ (например для демонтажа батареи) следует отключить все мощные потребители электроэнергии, чтобы избежать возникновения сильной искры.
Опасно держать в гараже «отработку», то есть слитое из мотора старое масло – оно представляет немалую пожарную опасность. То же относится к промасленной ветоши, которая нередко лежит прямо среди инструмента. Даже небольшой спички достаточно, чтобы такая тряпка загорелась. Регулярно прибирайтесь в гараже – приятнее будет работать.
Упор лёжа
Много работ приходится выполнять на вывешенном автомобиле. Некоторые автомобилисты по неопытности не знают, что штатный домкрат предназначен лишь для замены колеса в дороге и надежной фиксации вывешенного для ремонта автомобиля он не обеспечивает. Лучше всего отдать предпочтение более надежному гидравлическому подкатному домкрату.
Машину нужно вывешивать на ровной горизонтальной площадке, предварительно включив стояночный тормоз и подложив под колеса упоры. Устанавливать домкрат можно лишь в места, предусмотренные заводом-изготовителем. Не стоит работать под автомобилем, если он стоит только на домкрате. В продаже давно встречаются надежные металлические подставки с регулируемой высотой площадки, которые позволяют надежно зафиксировать вывешенный кузов. Кстати, если из-под капота демонтирован силовой агрегат, развесовка по осям меняется и при вывешивании машина может неожиданно упасть.
Источник https://brutals.ru/hobbi/transport/trebovaniya-tehniki-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obslyzhivanii-i-remonte-avtomobilei-instrykciya-po-ohrane-tryda/
Источник https://www.kolesa.ru/article/tehnika-bez-opasnosti-prostye-pravila-samostojatelnogo-remonta-bez-travm-2015-05-05
Источник
Источник
- Общие требования безопасности