Перегрев двигателя на ходу: останавливаться или нет?
Разбираемся, что делать, если во время движения начался перегрев мотора
Похоже, во многие регионы средней полосы России вновь приходит жара. На столбиках термометров и приложений, показывающих погоду, отметки градусников местами уже вновь поднялись до 28 °C. А это значит, что осторожными в такую погоду должны быть не только люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, пожилые граждане и дети, но и автомобилисты.
И последняя категория скорей может беспокоиться не столько за свое здоровье (если она не страдает недугами, на которые влияет повышенная температура окружающей среды), сколько за техническое состояние своего автомобиля. Ведь именно в жаркую погоду чаще всего случаются перегревы мотора со всеми вытекающими из этого последствиями.
Останавливаться или нет при перегреве двигателя? Важный вопрос!
Если говорить кратко, то движение на автомобиле с начавшим перегреваться двигателем можно продолжить, но только при условии соблюдения определенных правил. Что это за правила, расскажем вам далее, но прежде отметим, что опытный автолюбитель, заботящийся о своем автомобиле, прежде всего сделает все возможное для того, чтобы не допустить перегрева вовсе, для чего необходимо:
- контролировать уровень охлаждающей жидкости;
- отслеживать разгерметизацию системы охлаждения (подтеки охлаждающей жидкости, потрескавшиеся шланги, треснутые трубки);
- следить за тем, исправлен ли термостат ;
- контролировать работу вентилятора охлаждения радиатора (в случае если он не включается, требуется ремонт);
- проверять на наличие грязи и при необходимости прочищать и промывать радиатор;
- заливать в систему охлаждения только качественную ОЖ (охлаждающую жидкость);
- и правильно прокачивать систему при смене охлаждающей жидкости.
Такими простыми превентивными мерами можно минимизировать проблемы с охлаждением и свести процент внезапного перегрева двигателя до минимума.
Впрочем, хоть риски и можно снизить, но избежать при некоторых обстоятельствах их может и не получиться. Например:
- при температуре окружающей среды свыше 30 градусов в тени;
- в глухой дорожной пробке, с частыми троганиями и остановками;
- при интенсивном «спортивном» стиле вождения в городе.
В этом случае пригодятся правила, которыми не пренебрегают опытные водители.
Следите за показателем датчика температуры
Указатель температуры, особенно аналоговый, стрелочный, — незаменимый прибор в автомобиле и в жару, и в холод. Посматривайте на показатели датчика, если считаете, что двигатель автомобиля может закипеть. Следите за тем, чтобы датчик отображал актуальные показатели температурного режима, был исправен и «не врал».
Также обратитесь к форумным записям и уточните, как работает прибор именно на вашей модели автомобиля. Дело в том, что на некоторых моделях авто он может несколько искажать показания и перегрев начнется до того, как датчик скакнет в красную зону.
Цифровые датчики температуры двигателя не так хороши, как аналоговые, но лучше, чем ничего.
Как правило, рабочая температура двигателя составляет около 90-100 градусов Цельсия. На некоторых приборах, например на электронном датчике, цифровой шкалы может и не быть. Тогда ориентируйтесь по тому, что указатель находится в средней части индикатора. Обычно производителями в этом промежутке закладывается оптимальная рабочая температура двигателя.
Любое отклонение от привычных показателей должно настораживать и заставить водителя быть начеку.
Для быстрой диагностики и предотвращения возможного перегрева необходимо:
Во-первых, остановиться и проверить уровень охлаждающей жидкости, как только заметите повышение температуры. Это стоит делать визуально через прозрачный пластик расширительного бачка.
Внимание! Не открывайте крышку расширительного бачка, особенно при серьезном повышении температуры (закипании антифриза), для проверки уровня, если жидкость находится в расширительном бачке.
Кипящий антифриз под давлением обязательно выбросит через открытую крышку, и в таком случае повезет, если серьезные ожоги окажутся только на руке!
По правилам безопасности, крышку бачка или радиатора можно открывать только тогда, когда двигатель остыл и давление в системе упало.
Если антифриза в бачке не видно, открывать бачок для долива можно исключительно используя тряпку из плотной материи и очень аккуратно, постепенно стравливая оставшееся давление через крышку, приоткрывая ее на небольшой оборот раз за разом. Берегите при этом лицо и глаза, будучи готовым отскочить в сторону в любой момент.
Во-вторых, проверьте течи под машиной и на трубках системы охлаждения. Система может быть повреждена, что станет причиной низкого уровня охлаждающей жидкости. Например, жидкость может выплеснуться наружу через прохудившуюся прокладку помпы.
В последнем примере вариантов, кроме как заглушить мотор и вызвать эвакуатор или тащить машину на «галстуке», нет.
В-третьих, доливать нужно только теплый антифриз (обратите внимание, чтобы он был одного класса с тем, который залит в систему). В противном случае, если произойдет сильный перепад температур, может повести трубки или потрескаются шланги.
Впрочем, в жару охлаждайка в багажнике точно будет достаточно теплой.
Если причина оказалась не в этом или это не помогло, придется выбрать из двух вариантов: обратиться за помощью или продолжить движение и бороться с повышающейся температурой.
С перегревом можно бороться включением печки
Самый эффективный способ охлаждения двигателя — это включить обогрев салона на максимум. При этом нужно не просто выставить максимальную температуру, но и включить обдув на max.
Чтобы самому не задохнуться от жары, открываем все окна настежь. Обычно этот трюк помогает, и если это так, то вы увидите, как на глазах стрелка температуры пойдет в сторону снижения.
НО! Если это не помогло, значит, повреждение системы охлаждения или двигателя серьезное и в этом случае рекомендуется прекратить движение, заглушить мотор и вызвать помощь.
Как двигаться с перегревающимся мотором?
Главная задача здесь — выбирать путь в автосервис или до дома без пробок и желательно вне города, где меньше светофоров. Да, он может быть длиннее, но главная задача сейчас — создать максимально активный поток набегающего воздуха. А если стоять в пробке, его точно будет недостаточно.
Принцип довольно прост: чем быстрее мы едем (70-80, 90 км/ч, не более), тем эффективнее будет остывать двигатель.
Если температура двигателя упадет до нормального уровня, включите кондиционер и закройте окна. Вентилятор кондиционера также может немного охладить двигатель, но в первую очередь он охладит пассажиров. Таким образом можно двигаться по скоростной автомагистрали с постоянной скоростью примерно 90-100 км/ч, избегая резких ускорений и обгонов.
Если проблема была в уровне жидкости, стоит время от времени останавливаться и проверять ее уровень. При необходимости доливать, выключив двигатель и дав ему остыть. Да, это долго, но зато безопасно для вас!
Если проблема оказалась в вентиляторе (он не работает), тогда останавливаться смысла нет, нужно продолжать движение.
Если температура все же держится
Вариантов немного. Лучший — остановиться, заглушить мотор и поставить машину на эвакуатор.
Еще один способ для отчаявшихся — остановиться, открыть капот, охладить машину и подождать до вечера/ночи. Вождение ночью выгодно тем, что температура значительно ниже, а движение по дорогам намного меньше.
Но и здесь нужно следить за режимом. Если все равно «температурит», выполняем пункт первый — вызываем эвакуатор.
Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/527294-peregrev-dvigatelja-na-hodu-ostanavlivatsja-ili-net.html
Источник
Источник
Источник