Классификация грузовых автомобилей
Грузовики
Грузоперевозки как род деятельности подразумевают использование определенного вида транспорта, представленного четырьмя разновидностями: автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный. Грузовые автомобили являются наиболее масштабным и популярным из этих четырех видов, каждый из которых обладает собственными преимуществами и недостатками.
Грузовик как категория транспорта
Грузовой автомобиль представляет собой транспортное средство, предназначенное для перевозки различных видов грузов. В зависимости от преодолеваемого расстояния различают несколько типов грузоперевозок:
- местные — по территории одного населенного пункта;
- региональные — в пределах района или области;
- межрегиональные — между разными регионами;
- международные — между государствами.
Различные виды грузовиков считаются наиболее надежным и удобным видом транспорта для перевозки грузов благодаря целому ряду преимуществ, таких как маневренность, проходимость, высокая скорость, возможность планирования оптимального пути, различный тоннаж и т. д. В связи с этим расходы на содержание автопарка грузовиков в большинстве случаев полностью окупаются.
Современные грузовые машины могут применяться для транспортировки практически любых грузов. При этом перевозка тех или иных видов продукции и изделий может предусматривать различные требования к грузовым автомобилям. В соответствии с этими требованиями различают и типы автотранспорта.
Одним из критериев классификации грузовых автомашин является устройство кузова. Бортовая платформа — наиболее популярный тип, позволяющий транспортировать практически любые виды грузов. Существует также целый ряд кузовов, отличающихся габаритными размерами и позволяющих перевозить конкретные типы продукции: штучные товары перевозятся в фургонах, контейнеры — в контейнеровозах, жидкие вещества — в цистернах, сыпучие — в самосвалах и т.д.
Также выделяют типы грузовых автомобилей по способу загрузки. В данном случае следует отметить седельные тягачи, используемые для перевозки различных грузов с помощью полуприцепов.
Типы грузовых авто
С точки зрения устройства все модели грузовиков представляют собой автомобиль, к которому конструктивно присоединена грузовая платформа, закрепленная тем или иным способом на несущей раме. Наиболее популярной разновидностью грузовика является бортовой. Устройство данной машины предусматривает наличие открытого кузова, ограниченного с четырех сторон бортами, высота которых может варьироваться. Грузовики бортового типа чаще всего используются для перевозки строительных материалов и других грузов, не предусматривающих специальных условий хранения и обращения.
Фургон
Класс грузового автомобиля, основное отличие которого от бортового заключается в закрытой конструкции кузова, выполненного из металла или накрытого тентом. В результате обеспечивается защита внутреннего пространства от проникновения осадков, грязи и пыли, что существенно расширяет перечень транспортируемых грузов.
Размеры грузовых автомобилей с фургонным кузовом могут варьироваться, так же как и тип самого кузова. В частности, изотермический фургон позволяет поддерживать внутри платформы определенные микроклиматические условия.
Тягачи
Модели грузовых автомобилей, используемые для буксирования прицепного оборудования различных типов. В основном это седельные тягачи, в которых для буксировки полуприцепов используется специальное седельно-сцепное устройство.
Как может показать тест-драйв грузовиков, седельные тягачи с полуприцепной техникой по целому ряду критериев превосходят грузовой транспорт со стационарной грузовой платформой:
- улучшенная маневренность;
- увеличенная масса перевозимых грузов;
- повышенная допустимая длина транспортируемых предметов;
- возможность замены неисправного тягача без необходимости перемещать груз на другой автомобиль.
К прицепному и полуприцепному оборудованию относят специальные грузовые автотранспортные средства, не имеющие собственного двигателя и используемые в составе автомобильного поезда, приводимого в движение тягачом.
Прицеп отличается от полуприцепа наличием собственной опоры на колесные оси, тогда как передняя часть полуприцепа опирается на раму седельного тягача. Прицепы могут иметь различные технические характеристики и используются для транспортировки самых разных категорий грузов.
Классификация по типу грузовой платформы
Кузовная платформа закрепляется на раме автомобиля и используется для погрузки и транспортировки того или иного вида груза. Классификация грузовых автомобилей предусматривает деление транспортных средств на категории по виду установленного кузова. Три основных — это бортовой кузов, фургон и самосвал.
Бортовой кузов является наиболее старым и распространенным типом. Выполняется в виде грузовой платформы, с четырех сторон ограниченной вертикальными бортами. Помимо возможности демонтажа всех бортов, один или несколько могут откидываться, упрощая выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Тентованный кузов представляет собой вариацию бортового, оснащенную специальным каркасом, на который натягивается тент из прочной ткани, например, из брезента. Различные виды грузовых автомобилей с тентом используются как для перевозки пассажиров, так и для транспортировки различных типов грузов, требующих защиты от внешних воздействий и посторонних взглядов. Тип загрузки тентованных автомобилей и прицепного оборудования может варьироваться, но наиболее распространенным вариантом является задняя погрузка.
Фургон — цельнометаллический кузов, отличается от тентованного тем, что стенки и крыша выполнены также из металла, а не из ткани, а ширина платформы остается неизменной по всей высоте. В результате кузов обладает повышенной прочностью и оснащен запирающимися дверцами, обеспечивающими дополнительную защиту груза. С учетом конструкции кузова количество доступных способов выполнения погрузки и выгрузки существенно ограничивается.
Самосвал представляет собой открытый металлический кузов бортовой конструкции, оснащенный функцией самостоятельной выгрузки транспортируемых сыпучих материалов. Современные самосвалы оснащаются для этой цели гидравлическим приводом, осуществляющим подъем кузовной платформы. Задний борт закреплен на шарнирах: при подъеме кузова он под действием собственной тяжести откидывается, открывая путь для высыпания груза.
Специфические типы платформ
Платформа, одним из типов которой является низкорамный трал, — специализированная разновидность кузова, позволяющая перевозить тяжеловесные и негабаритные предметы. Характеризуется высокой грузоподъемностью, достигающей 200 тонн, а также оснащается специальными приспособлениями для крепления перевозимого груза. Платформы и тралы могут использоваться для перевозки автотранспорта, различного оборудования и техники, лесоматериалов, труб и т. д.
Изотермическая платформа является доработкой цельнометаллического фургона. При изготовлении стенок используются теплоизоляционные материалы, минимизирующие перепады температур внутри. Такие условия позволяют сохранить груз, чувствительный к температурному режиму.
Рефрижераторы — улучшенная модификация изотермического кузова, дополнительно оснащенная специальным климатическим холодильным оборудованием, позволяющим поддерживать температуру внутри фургона на определенном сниженном уровне. Рефрижераторные автомобили используются только для перевозки скоропортящихся грузов, поскольку, как показывают тесты грузовиков, постоянная работа холодильника приводит к существенному повышению расхода топливной смеси.
Цистерна — разновидность металлического кузова, предназначенного для перевозки материалов в жидкой, порошкообразной или сыпучей формах (цемент, мука). Наиболее предпочтительными являются алюминиевые цистерны. Данные авто отличаются меньшей массой, обладают улучшенной устойчивостью к коррозии и низкотемпературным воздействиям.
Автомобильные грузовые перевозки постоянно востребованы во всем мире благодаря массе неоспоримых преимуществ. Немаловажную роль в этом играет богатый выбор транспорта, позволяющий подобрать оптимальные марки грузовиков под любой тип груза и особенности его транспортировки, включая дальность, климатические и дорожные условия и т.д.
Типы кузовов легковых и грузовых автомобилей – полная классификация
На рынке есть несколько десятков кузовов автомобилей, хотя популярностью пользуется 8-10 разновидностей. В нашей статье мы узнаем, какие существуют основные типы кузовов автомобилей и под решение каких задач они адаптированы.
Самые популярные типы кузовов легковых автомобилей
Легковые автомобили адаптированы под перевозку пассажиров, а также небольших грузов (например, сумки с вещами или набор для приготовления барбекю на природе). Большинство автомобилей адаптированы для перевозки четырех пассажиров, хотя в последнее время появилось множество машин, кузов которых адаптирован для перевозки большего количества людей (например, для перевозки небольших семей). Ниже мы основные виды кузовов легковушек рассмотрим более подробно.
Седан
Представляет собой закрытый кузов с четкой геометрией, состоящих из трех отсеков – моторный отсек, пассажирский + багажник. Пассажирский отсек является очень просторным, а оборудован он 4 дверями. Некоторые подвиды седана на сегодняшний день устарели и применяются крайне редко. Хотя их можно встретить в музеях ретро-автомобилей.
Ранние варианты седана имели характерную особенность – у них по объему моторный отсек был примерно равен багажнику, хотя многие современные варианты седана имеют несколько иную компоновку.
Некоторые особенности седана:
- Автомобили с подобным кузовом идеально подходят для перевозки до 4 пассажиров (например, это может быть небольшая семья). Пассажирский отсек является очень просторным, а багажник позволяет перевозить небольшие грузы.
- Седан выпускается в нескольких разновидностях, которые немного отличаются от оригинальной компоновки. Примеры – нотчбэк, седан-хардтоп, фастбэк, двухдверный седан и другие.
Хэтчбек
Представляет собой закрытый кузов, который отличается уменьшенной длиной за уменьшения багажного отсека. При этом сам багажник оборудован дополнительной дверью. Пассажирский отсек может состоять как из одного, так и из двух рядов (соответственно пассажирских мест будет 2 или 4 соответственно). Крыша на задней части автомобиля обычно имеет наклонную геометрию, что позволяет сократить общую длину машины. Другие особенности хэтчбека:
- Автомобили-хэтчбеки идеально подходят для городских условий, поскольку уменьшенная длина улучшает маневрирование. Четырехместные хэтчбеки вполне сгодятся для семей, а вот двухместные подойдут для одиночек.
- Двухместные хэтчбеки обычно обладают повышенным объемом багажного отсека, поэтому их также можно использовать для доставки небольших “чувствительных” грузов на большие расстояния.
Универсал
Универсал – это закрытый кузов увеличенной длины. Его характерные черты – минимум два ряда пассажирских сидений, увеличенный объем багажника и наличие дополнительной двери на багажном отделении. Пассажирские отсеки также отличаются высокой просторностью. Раньше выпускались двухместные универсалы (с одним рядом сидений), однако на сегодняшний день такая компоновка не применяется. Основные особенности:
- Машины-универсалы отлично подходят для семей, которые обитают в сельской местности или в небольших городах. Для крупных городов универсалы неудобны, поскольку из-за большой длины снижается маневренность.
- Большинство современных машин-универсалов отличаются высоким клиренсом, большой мощностью движка и средней скоростью передвижения. Благодаря этому их можно использовать на пересеченной местности.
Кабриолет
Кабриолет – это кузов, который относят к открытому или полуоткрытому типу (зависит от системы классификации). Основная “фишка” этого кузова – складывающаяся откидная крышка, которую можно при желании легко и быстро убрать. Большинство кабриолетов имеют два ряда пассажирских сидений, хотя встречаются модели с одним рядом. Багажный отсек плоский и обладает небольшим объемом. Некоторые другие особенности кабриолета:
- Отличный вариант для теплых городов. Для холодных дождливых городов он подходит слабо из-за того, что крыша не слишком плотно примыкает к машине. Для сельской местности и путешествий на большие расстояния он не подходит из-за маленького багажника. Для семейных путешествий он также не сгодится.
- Кабриолеты обычно имеют невысокий клиренс, поэтому по пересеченной местности они ездят плохо.
- Такие автомобили обычно обладают высокой скоростью, хотя большой разгон на них осуществляется редко (кабриолет – городская машина, а в городах часто есть много ограничений по скорости).
Пикап
Пикап – это грузопассажирский кузов полуоткрытого типа. Основная конструктивная особенность пикапов – это закрытая кабина водителя и открытый грузовой отсек большой вместимости. Между собой грузовой и пассажирский отсеки отделены с помощью перегородки. В пассажирском отсеке можно перевозить грузы небольшого или среднего объема, а также пассажиров. Основные особенности пикапа:
- Пикап – это отличный выбор для сельской местности, когда водителю нужен мощный автомобиль с большим грузовым отсеком. В городских условиях в таком кузове потребности нет, хотя в небольших городках он может пригодиться людям, которые задействованы в сфере мелкой торговли (грузовой отсек отлично подходит для доставки).
- Есть так называемые компактные однотонные пикапы, которые можно использовать и в городских условиях. Они отличаются сравнительно небольшими размерами, а грузовой отсек может быть как открытым, так и закрытым (часто имеется откидная крыша, которую всегда можно снять).
Купе представляет собой кузов закрытого типа, который оборудован одним рядом сидений и двумя дверьми. Некоторые современные машины-купе имеют модифицированную конструкцию – например, у них может быть ряд дополнительных сидений, пятая (третья) дверь на багажнике и так далее. Некоторые другие особенности машин-купе:
- Машины этого типа относятся к категории спортивных, а для семейный поездок они не подойдут. Проходимость у них не слишком высокая, поэтому для езды по плохим дорогам их также не рекомендуется использовать.
- Современные купе часто оборудованы по последнему слову техники – сверхмощный двигатель, высококачественная трансмиссия, красивый салон, климат-система. Поэтому стоят они достаточно дорого.
Минивэн
Минивэн – капот закрытого типа увеличенной длины (до 4,5 метров). За увеличения длины в пассажирском отсеке можно разместить несколько рядов дополнительных сидений, а большинство современных минивэнов обладают 8 посадочными местами. Еще одна особенность – частое использование сдвижной двери, что упрощает посадку пассажиров. Другие особенности:
- Минивэн – отличный вариант для крупных семей, поскольку в таком авто сможет разместиться много пассажиров и можно без проблем разместить детские кресла.
- При необходимости один или два ряда дополнительных кресел можно демонтировать, чтобы увеличить полезное пространство авто. Поэтому минивэны также часто применяют для технических целей.
Классификация по типам кузова грузовых автомобилей
Главным назначением грузовых автомобилей является максимально комфортная и безопасная транспортировка грузов на большие расстояния. Количество мест в грузовых автомобилях обычно ограничено двумя, хотя в редких случаях встречаются и более простые конструкции кузова. Ниже мы рассмотрим основные разновидности кузовов грузовиков более подробно.
Обратите внимание! Под понятием кузова грузовика подразумевается конструкция отсека для перевозки грузов, а не основного тягача.
Еврофура
Другое название еврофуры – тентованый полуприцеп. Является основной разновидностью кузова грузовых транспортных средств. Оборудован тремя колесами, благодаря которым обеспечивается движение полуприцепа по дорожному полотну. По конструкции представляет собой металлический каркас, покрытый тканным, синтетическим или комбинированным материалом. Другие особенности еврофуры:
- Средняя вместимость еврофур составляет 80-90 кубических метров, а грузоподъемность – до 25 тонн. Тентованый полуприцеп подходит для перевозки любым грузов, которые не нуждаются в особых правилах транспортировки (например, строительное оборудование, нехрупкая электроника и так далее).
- При желании тканный/синтетический/комбинированный тент можно всегда снять. Благодаря этому заметно упрощается разгрузка полуприцепа. При желании Вы можете выполнить разгрузку сбоку или спереди, что заметно упрощает работу с полуприцепом этой категории.
Jumbo
По конструкции полуприцеп этой категории очень похож на еврофуру, однако есть ряд важных конструктивных отличий. Во-первых, пол Jumbo имеет Г-образную форму, что позволяет погружать на платформу больше груза. Во-вторых, на кузове применяются колеса уменьшенного диаметра, из-за которых снижается уровень опоры, которую может выдержать полуприцеп без повреждений. Основа выполнена в форме металлического каркаса, на которую натягивается ткань, синтетика или комбинированный материал. Другие особенности Jumbo:
- Вместимость кузова этого типа составляет до 105 кубических метров за счет применения Г-образного пола. Однако грузоподъемность здесь будет ниже – до 20 тонн (колеса обладают пониженной прочностью, что создает дополнительное ограничение по весу).
- В целом кузов категории Jumbo подходит для транспортировки не тяжелых, но объемных грузов, которые занимают большое пространство. Например, это могут быть длинные доски, специальная техника, военное снаряжение и так далее.
Автосцепка
Представляет собой грузовик с длинной грузовой рамой, к которой дополнительно прикрепляется прицеп. На раму обычно устанавливается грузовой контейнер, хотя при желании можно поставить металлический каркас с тентом. Прицеп может также быть на любым – платформа с любой установкой сверху, каркасная система и так далее. Другие особенности автосцепки:
- Автосцепка позволяет перевозить большие партии грузов. Общая грузоподъемность может доходить до 30-35 тонн, а объем – до 150 кубических метров.
- За счет применения дополнительного прицепа снижается маневренность грузовика. К тому же управлять им нужно очень аккуратно, чтобы он не перекинулся.
Обратите внимание! Управлять автосцепкой нужно особенно аккуратно на поворотах (разворот следует делать на низких скоростях). В противном случае прицеп может перевернуться и потянуть за собой основной грузовик, что может привести к непоправимым последствиям.
Рефрижератор
Фактически представляет собой холодильник на колесах. Рефрижератор может выполняться в виде как прицепа, так и полуприцепа. Стенки делают из бескаркасных сэндвич-панелей, которые хорошо держат холод внутри прицепа. Непосредственно холод генерирует холодильная установка, которая также устанавливается внутри прицепа.
Другие особенности:
- Средняя грузоподъемность рефрижераторов составляет 20 тонн, а общий полезный объем – 70-80 кубических метров. Рефрижераторы оптимально подходят для транспортировки скоропортящихся продуктов.
- Температура воздуха внутри прицепа зависит от мощности холодильной установки. В большинстве случаев применяются системы, которые могут “держать” температуру в пределах от -30 до +30 градусов.
Автовоз
Представляет собой прицеп специального типа, который адаптирован для перевозки других транспортных средств (легковые машины, автобуы, мотоциклы и так далее). Имеют каркасную металлическую конструкцию, выполняемую обычно в два “этажа”. При необходимости каркас может покрываться тентом для защиты от осадков.
Другие особенности автовозов:
- Согласно законодательным требованиям РФ длина автовоза не может превышать 20 метров, а высота – 4 метров. Один автовоз адаптирован для перевозки примерно 7-8 автомобилей.
- Существуют также компактные автовозы, которые адаптированы для перевозки 1-3 автомобилей. На практике они часто используются в качестве эвакуаторов.
Автомобильная цистерна
Представляет собой прицеп или полуприцеп, который оборудован цистерной. Цистерна обычно выполняется из алюминия и имеет цилиндрическую или конусообразную форму. Некоторые цистерны могут иметь многосекционную конструкцию, где секции отделены друг от друга с помощью внутренних перегородок. Некоторые другие особенности автоцистерн:
- Автоцистерны адаптированы исключительно для перевозки жидкостей. Это могут быть как пищевые (например, вода или молока), так и непищевые жидкости (например, бензин или битум).
- Полезный объем очень сильно отличается от размеров и формы цистерны, а составляет он от 1 до 40 кубических метров. Объем большинства современных автоцистерн – 30 кубических метров.
Подведем итоги нашей статьи. Легковые и грузовые автомобили могут отличаться по конструкции кузова, а машины с разным кузовом могут иметь различное применение. Легковые автомобили системы седан и универсал относят к категории семейных, а использовать их можно как в городе, так и в сельской местности. Кабриолет и хэтчбек – городские машины, которые больше подходят для одиноких людей. Пикап – хорошая машина для сельской местности. Основные категории кузовов грузовых транспортных средств – еврофура, Jumbo, автосцепка. Они отличаются по вместимости, грузоподъемности и маневренности.
15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.
Источник https://kranigruz.ru/gruzovye-avtomobili/
Источник https://remontautomobilya.ru/tipy-kuzovov-legkovyh-i-gruzovyh-avtomobiley-polnaya-klassifikatsiya.html
Источник
Источник