Все о спортивном туризме. Что такое туризм спортивный? Что за вид спорта? история развития спортивного туризма
1.1 История спортивного туризма…………………………………………. 4 1.2 Виды спортивного туризма………………………………………………6 1.3 Формы спортивного туризма……………..……………………………. 7 1.4 Виды передвижения в туризме…………………………………………..9
2. Классификация маршрутов………………………………………….……10
3. Разряды в спортивном туризме……………………………………. …. 10
4. Туристко-спортивные мероприятия……………………………. ……. 11
Библиографический список…………………………………………………. 14
Спортивный туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма «народной дипломатии» основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами.
Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов («турклубы»), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.
Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я (2006-2009 г.г.).
1.1 История спортивного туризма
Спортивный туризм — это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949. При присвоении спортивных разрядов и звания мастера спорта учитываются количество и сложность совершенных походов, а также опыт самостоятельного руководства ими. Сложность определяется продолжительностью и протяжённостью маршрутов, количеством и разнообразием естественных препятствий. Многодневные походы (пешеходные, лыжные, водные, горные, велосипедные, автомобильные, на мотоциклах и мопедах) проводятся по маршрутам 5 категорий сложности. Маршруты повышенной сложности, особенно 4-5-й категорий, требуют хорошей общефизической и специальной подготовки. Походы проводятся, как правило, при содействии спортивных и туристских клубов, советов спортивных обществ, коллективов физкультуры. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются т. н. походы выходного дня и соревнования по видам туристской техники (по некоторым проводятся всесоюзные соревнования).
Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документации, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР» (утверждены Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС в 1972).
Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях. В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме — речные пороги. Классифицированные препятствия составляют основу методики сравнения путешествий по их сложности. Это похоже на оценку сложности программ по гимнастике или фигурному катанию. С блеском исполненные наиболее сложные путешествия выдвигаются на первенство Москвы и на чемпионат России.
Организация и проведение спортивных путешествий подчиняются Правилам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. В этих Правилах аккумулируется опыт многих поколений путешественников. Поэтому при их выполнении гарантируется достигнутый в спортивном туризме уровень безопасности. Контролирует это система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). В частности, МКК проверяет подготовленность группы к выходу на маршрут и соответствие опыта участников путешествия его сложности. В соответствии с Правилами спортивные путешествия могут иметь шесть категорий сложности (к.с.). Если путешествия первой к.с. посильны для новичков, то путешествия шестой к.с. экстремальны даже для самых сильных и опытных путешественников. Действительно, горные «шестерки» на отдельных участках могут включать восхождения на вершины высотой более 7000 м, лыжные «шестерки» это сотни и сотни километров пути в сорокаградусный мороз по бесконечным сибирским хребтам, водные «шестерки» это умопомрачительные сплавы по бешеным рекам Алтая и Средней Азии.
Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших (5-й и 6-й) категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 — 6 лет.
1.2 Виды спортивного туризма
Можно назвать следующие формы спортивного туризма в зависимости от его организации: спортивный туризм может быть индивидуальным и массовым.
Индивидуальные (заказные) туры — это туры, формирующиеся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура. Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору. Главное преимущество индивидуальных поездок заключается в том, что они позволяют побывать в любой точке мира и, даже по классической Европе, найти оригинальный маршрут. Ведь подобный продукт создается под требования каждого конкретного туриста.
Групповые туры предполагают продажу заранее спланированного стандартного набора услуг, сориентированного на определенный вид отдыха, а также па социальный класс туристов и их возраст и продаваемого туристам в одном пакете. Особенности подготовки и проведения такого вида тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия) не позволяют вносить какие-либо изменения в состав предлагаемых услуг, поэтому турист может либо купить его целиком, либо вообще отказаться от его приобретения. Такой вид комплексного обслуживания носит название пэкидж-туры (от англ. package tour — пакетный тур). Готовые пакетные туры дают возможность туроператорам использовать специальные тарифы, и их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.
1.3 Формы спортивного туризма
Принято различать формы туризма в зависимости от происхождения туристов, от длительности пребывания, от возраста путешествующих, и от времени года.
1. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний (путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ); и международный (поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев).
Спортивный туризм — это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию 1 в 1949. При присвоении спортивных разрядов и звания мастера спорта учитываются количество и сложность совершенных походов, а также опыт самостоятельного руководства ими. Сложность определяется продолжительностью и протяжённостью маршрутов, количеством и разнообразием естественных препятствий. Многодневные походы (пешеходные, лыжные, водные, горные, велосипедные, автомобильные, на мотоциклах и мопедах) проводятся по маршрутам 5 категорий сложности. Маршруты повышенной сложности, особенно 4-5-й категорий, требуют хорошей общефизической и специальной подготовки. Походы проводятся, как правило, при содействии спортивных и туристских клубов, советов спортивных обществ, коллективов физкультуры. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются т. н. походы выходного дня и соревнования по видам туристской техники (по некоторым проводятся всесоюзные соревнования).
Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документации, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР» (утверждены Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС в 1972).
Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях. В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме — речные пороги. Классифицированные препятствия составляют основу методики сравнения путешествий по их сложности. Это похоже на оценку сложности программ по гимнастике или фигурному катанию. С блеском исполненные наиболее сложные путешествия выдвигаются на первенство Москвы и на чемпионат России.
Организация и проведение спортивных путешествий подчиняются Правилам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. В этих Правилах аккумулируется опыт многих поколений путешественников. Поэтому при их выполнении гарантируется достигнутый в спортивном туризме уровень безопасности. Контролирует это система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). В частности, МКК проверяет подготовленность группы к выходу на маршрут и соответствие опыта участников путешествия его сложности. В соответствии с Правилами спортивные путешествия могут иметь шесть категорий сложности (к.с.). Если путешествия первой к.с. посильны для новичков, то путешествия шестой к.с. экстремальны даже для самых сильных и опытных путешественников. Действительно, горные «шестерки» на отдельных участках могут включать восхождения на вершины высотой более 7000 м, лыжные «шестерки» это сотни и сотни километров пути в сорокаградусный мороз по бесконечным сибирским хребтам, водные «шестерки» это умопомрачительные сплавы по бешеным рекам Алтая и Средней Азии.
Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших (5-й и 6-й) категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 — 6 лет.
Виды спортивного туризма
По видам спортивный туризм различается:
пешеходный туризм — передвижение на туристском маршрутепроизводится в основном пешком. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий пешком, для высоких категорий сложности — в районах со сложным рельефом и климатическими условиями.
лыжный туризм — передвижение на туристском маршрутепроизводится в основном на лыжах. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий по снежному и снежно-ледовому покрову на лыжах, для высоких категорий сложности — в условиях суровых климатических зон и в горной местности.
горный туризм — пешие походы в условиях высокогорья. Основной задачей является прохождение горных перевалов, восхождение на вершины, траверсы горных хребтов.
водный туризм — сплав по рекам на средствах сплава (судах), как правило в горной местности. Основной задачей является прохождение водных препятствий, образованных рельефом русла реки и особенностями ее течения.
спелеотуризм — путешествия по подземным полостям (пещерам, системам пещер, в том числе частично затопленным водой). Основной задачей является преодоление структурных препятствий, встречающихся в пещерах.
парусный туризм- путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер. Основной задачей является выполнение плана похода судна в соответствии с правилами плавания во внутренних водах и в открытом море.
на средствах передвижения — раздел, включающий в себя велосипедный туризм, конный туризм и авто-мото туризм. Основной задачей является преодоление на протяженном маршруте рельефно-ландшафтных препятствий (дороги и тропы с различным рельефом и покрытием, вплоть до дорог на грани проезжаемости (проходимости), туристических, скотопрогонных троп и троп миграции животных, броды и переправы, горные перевалы, траверсы и т.д.) в сложных условиях, как правило в горной или сложной по климату и рельефу сильнопересеченной местности.
комбинированный туризм — походы, сочетающие в себе элементы различных видов туризма;
Мотоциклетный туризм — один из видов туризма, в котором мотоцикл служит средством передвижения. Понятие «мотоциклетный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.
По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:
туризм для людей с ограниченными возможностями.
В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма:
путешествия(в том числе — одиночныепутешествия);
Дисциплина дистанциив закрытых помещениях на искусственном рельефе;
короткие маршруты в классе спортивных походов.
Разнообразие рельефа, климата, естественных ландшафтов являются природной основой разнообразных направлений спортивно-оздоровительной рекреации. Одни из них имеют массовый характер (купально-пляжный, прогулочный), другие ориентированы на людей с хорошей спортивной подготовкой, занятие ими иногда связано с риском для жизни (авантюрный или приключенческий туризм). Как ни в одном другом виде рекреации здесь высока доля самодеятельного туризма. Есть и такие направления, которые из-за высокой стоимости специального снаряжения и обслуживания можно отнести к элитарным, рассчитанным на состоятельную клиентуру.
Подводный туризм, несмотря на дороговизну снаряжения, становится все более популярным и имеет целью осмотр подводного мира, фотоохоту, подводную охоту, сбор морских организмов, ракушек, жемчуга.
Дестинации. Подводный туризм больше представлен в тропических странах. Здесь туристов привлекают коралловые рифы — Большой Барьерный Риф у берегов Австралии, атоллы Океании, рифы Карибского моря, побережья Флориды, Красного моря. Погружение под воду с аквалангом называют дайвингом. Многие приморские курорты имеют дайвинг-центры, где можно обучиться подводному плаванию, взять на прокат снаряжение.
Дайвинг включает не только элементы спорта и риска, но имеет определенный познавательный интерес. Например, в средиземноморских странах развивается археологический подводный туризм, так как в прибрежных водах немало развалин затопленных античных городов, их с интересом осматривают туристы. Привлекают туристов и остовы затонувших кораблей, нередко туристы занимаются их поиском или поиском сокровищ.
Для тех, кто не в состоянии опуститься с аквалангом под воду предлагаются экскурсии к подводным витражам, специально создаваемым в днищах судов и в подземной части прибрежных зданий. Можно также совершить небольшое путешествие на комфортабельных туристских подводных лодках.
Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых является широко распространенным занятием. Имея самостоятельное значение, он нередко сопровождает различные виды спортивного, оздоровительного и лечебно-курортного туризма. Прогулочный отдых включает в себя такие занятия как прогулки на открытом воздухе пешком, на лыжах, пикники (пикник-туризм), осмотр пейзажей. В промыслово-прогулочном туризме прогулки сопровождаются сбором грибов, ягод, орехов, цветов, лечебных растений, морских моллюсков, кораллов, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов, других даров природы, коллекционированием бабочек, жуков, составлением гербария и пр.
Дестинации. В богатых в природном отношении районах промысловый туризм приобретает значительные размеры. В Сибири и на Дальнем Востоке промысел местным населением ягод, грибов, орехов, папоротника и других даров природы по массовости уступает только пригородному прогулочному отдыху. В связи с этим ряд ученых выдвигает промысловый туризм в ранг самостоятельного вида, равнозначного лечебно-курортному, спортивно-оздоровительному и т.д., что вряд ли правомочно, так как массовые заготовки даров природы являются не столько отдыхом, сколько видом хозяйственной деятельности, а для части населения — способом существования. Как правило, при организованной промыслово-прогулочной рекреации объем сбора даров природы незначителен, а в целом по миру данный вид туризма имеет в большинстве случаев подчиненное значение, обычно сопровождая другие виды.
Маршрутный туризм может быть спортивным (квалификационным) и любительским (оздоровительным). Спортивный туризм подразумевает походы по маршрутам определенной категории сложности с целью повышения туристического мастерства, проверки своих физических, психических сил и выносливости, выполнения спортивных квалификационных норм.
Первоначально маршрутный туризм насчитывал 4 вида:пешеходный, лыжный, водный, велосипедный , со временем к ним добавились мото- и автотуризм . По характеру преодолеваемых препятствий чаще всего маршрутный туризм подразделяется на равнинный и горный. Горный туризм более привлекателен из-за высокой эстетичности горных пейзажей, а также тем, что связан с большими трудностями, опасностями и физическими нагрузками. Большое развитие получил водный туризм — походы по рекам, озерам, морям на туристских судах. Среди спортсменов и любителей особенно популярны сплавы по рекам на байдарках, надувных лодках, катамаранах, плотах и других плавсредствах. Сплав на плотах различной конструкции по сложным горным рекам называется рафтинг. Водный туризм включает в себя также: водно-моторные прогулки и маршруты, гребной (байдарки, каноэ и др. суда), водно-лыжный и парусный спорт. Как правило, эти виды отдыха и туризма сочетаются с купально-пляжным туризмом и рыбалкой. Водно-моторный транспорт играет значительную роль в пригородной и местной рекреации для прогулочного, промыслово-прогулочного, рыболовного и охотничьего отдыха и туризма.
Маршрутный туризм распространен повсеместно, не концентрируясь в пределах каких-то регионов и стран. Конечно, большей популярностью пользуются территории, мало освоенные человеком, отдаленные от больших, шумных городов. Среди увлекающихся походами очень много самодеятельных туристов.
Очень популяренрыболовный туризм . Различают речной, озерный и морской рыболовный туризм. В пресных водах популярными и престижными объектами лова являются рыбы, обитающие в чистых и быстрых реках — форель, хариус, ленок, таймень. Рыбалка на них (особенно на тайменя) привлекает не только местное население, но и зарубежных туристов. Организация рыболовных туров для иностранцев обычно отличается большей экологичностью. Потому, что пойманная рыба, после взвешивания, обмеривания, и фотографирования удачливого рыбака с добычей, чаще всего отпускается обратно в водоем. Нередко, одну и ту же рыбу вытаскивают из воды несколько раз. Конечно, чтобы не нанести вреда рыбе используют специальные рыболовные крючки.
В местном рыболовном туризме список промысловых рыб очень широк и определяется районом лова — карась, сазан, карп, щука, сом и т.д. Объектами лова в морском рыболовном туризме служат самые различные по видовому составу и размерам рыбы, даже небольшие акулы.
Дестинации. Рыбалка — это не только отдых, хобби, промысел, но еще и спорт. Во многих районах мира проводят соревнования рыболовов, в том числе чемпионаты мира. Мировой рекорд был поставлен в водах острова Маврикий — добыт 550 килограммовый голубой марлин. Наиболее богатыми для морской рыбалки местами считаются коралловые рифы (Большой Барьерный риф , острова Океании, Карибское море, воспетое Хемингуэем). В высоких широтах большой популярностью пользуется подледная рыбная ловля. Так, в Канаде ежегодно проводятся чемпионаты по подледному лову.
В некоторых случаях рыболовный туризм принимает необычные формы. Например, в китайских городах можно за плату порыбачить в бассейнах и аквариумах, расположенных в парках или даже в зданиях.
Охотничий туризм очень разнообразное явление. Для значительной части охотников-любителей основная цель охоты — это прогулка по лесу, а не трофей. Такие виды туризма как фото-, кино- или видеоохота относятся не только к спортивно-оздоровительной, но и познавательной рекреации. В тоже время охотничий трофейный туризм все больше регламентируется в связи с проблемами охраны животного мира. В большинстве стран мира на основные объекты охоты существуют лицензии, ограничивающие количество и виды трофеев, а также сроки охоты. В развитых странах, имеющих низкую лесистость, многих животных специально подкармливают или разводят для охоты. Благодаря этому многие лесные массивы Европы и США, несмотря на небольшие размеры и высокую посещаемость туристами, имеют плотность животных выше чем, например, в естественных лесах России.
Дестинации. Охотничий туризм — один из самых дорогих видов как по стоимости экипировки, так по ценам на предоставляемые услуги. Средняя стоимость обслуживания одного дня туриста-охотника составляет примерно 200 дол., несмотря на нередко спартанские условия быта. Стоимость лицензии на отстрел животного, в зависимости от объекта охоты, составляет от первых сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Особенно дороги сафари в Африке (Кения, Танзания, ЮАР). Нередко, как при африканском сафари, объектами охоты служат охраняемые животные. В определенной степени это оправдано, так как приносит средства, необходимые для охраны животных от браконьеров, ущерб от которых значительно больше, чем от охоты.
Горнолыжный туризм в последние три десятилетия развивается очень быстро. Привлекательность горнолыжного туризма обусловлена тем, что это единственный массовый вид спорта и отдыха в зимнее время. К тому же зимний горный пейзаж отличается высокой эстетичностью, также как и сам спуск по трассе ярко экипированных лыжников. Заниматься горнолыжным туризмом в настоящее время стало модным.
Горнолыжный туризм и отдых включает катание на лыжах, слалом, прыжки с трамплина, фристайл, сноуборд, фрирайд и горнолыжные походы. Наиболее подходят для развития массового горнолыжного туризма территории, обладающие определенными природными условиями. Рельеф — слабо расчлененный с протяженными склонами от сотен метров до нескольких километров крутизной до 35° (оптимально 17°). Мощность снежного покрова — не менее 50 см при устойчивой солнечной погоде. Важнейшим условием является лавинная безопасность трассы.
Для занятий горными лыжами созданы крупные комфортабельные туристические базы, микрогородки, состоящие из кемпингов. Они превратились в настоящие курорты, использующие лечебные свойства горного климата.
Родиной горнолыжного спорта являются Альпы. В начале ХХ в. в Сан-Антоне (Австрия), ныне известном горнолыжном курорте, был осуществлен первый спуск по горному склону. Альпийские трассы и поныне остаются самыми популярными среди горнолыжников. Лучшие альпийские горнолыжные курорты: Шамони, Валь д’Изер (Франция), Давос, Санкт-Мориц (Швейцария), Инсбрук, Сан-Антон (Австрия), Кортина-д’Ампеццо, Курмайор (Италия).
Горнолыжные курорты часто используют для проведения Зимних Олимпийских игр. Популярность курортов после этого резко возрастает. В разные годы Белые Олимпиады принималиШамони (1924 г., первые зимние Олимпийские игры), Кортина-д’Ампеццо (1956 г., впервые участвует СССР), Гренобль (Франция), Инсбрук, Саппоро, Нагано (Япония), Лиллихаммер (Норвегия), Калгари (Канада), Солт-Лейк-Сити, Лейк-Пласид (США).
В России до последнего времени не было высококачественных лыжных трасс и комфортабельных курортов. Наилучшими природными условиями отличаются горы Кавказа и Камчатки, в Подмосковье. Наиболее известные горнолыжные центры страны: Кировск (Мурманская обл., горы Хибины, характеризуется продолжительным лыжным сезоном, что обусловлено северным географическим положением),Домбай, Терскол, Эльбрус (старейшие горнолыжные базы на Северном Кавказе), Красная Поляна (самый молодой и комфортабельный курорт, расположенный на Западном Кавказе в 70 км от Сочи). Имеются центры на Урале и в горах Южной Сибири. Самый крупный горнолыжный проект России — создание 40 км горнолыжных трасс у поселка Листвянка на Байкале.
Альпинизм — разновидность горного туризма; путешествие, включающее восхождение на вершины. Это спортивный туризм, требующий от участников хорошей физической подготовки и высокой квалификации. Возникновение альпинизма обычно относят к 1786 г., когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар вершины Монблана — высочайшей в Альпах (4807 м). России первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750м) участников экспедиции Д. Гаусса в 1788 г. Высочайшую вершину Земли — Эверест (8848 м) — покорили в 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерп Н. Тенцинг.
Поскольку альпинизм связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, массовость его не высока. Начинающих альпинистов готовят в альпинистских лагерях, где проводят также тренировочные сборы, слеты, соревнования. Альпинистские лагеря бывают как временные палаточного типа, так и стационарные с летними домиками или капитальными строениями. Нередко в летний сезон используются пустующие горнолыжные базы и курорты. Альплагеря создают при проведении альпиниад — массовых восхождений альпинистов на несложные вершины.
Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты стран и мира. Наиболее престижными для восхождения среди профессиональных альпинистов являются «восьмитысячники» Гималаев (Джомолунгма-Эверест, Аннапурна и другие — всего 11 вершин) и Каракорума (Чогори, 8611 м и др.). Рейтинг альпинистов-профессионалов зависит также от покорения высочайших вершин каждого материка (Европа — Монблан, Африка — Килиманджаро, Северная Америка — Мак-Кинли, Южная Америка — Аконкагуа, Австралия — Косцюшко). Для горных восхождения в горы стали важным источником дохода. Например, обслуживание многочисленных экспедиций, стремящихся покорить Джомолунгму и другие гималайские вершины, дает львиную долю от туристских доходов в Непале.
Спелеотуризм (от греч. spelaion — пещера) — посещение пещер. В зависимости от их сложности спелеотуризм может быть экскурсионным, любительским и спортивным. Спортивный спелеотуризм подразумевает прохождение или первопрохождение технически сложных пещер, требующих для их преодоления профессиональной подготовки. Сложность подземных маршрутов обусловлена разнообразием рельефа пещеры (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и озера), отсутствием света, низкими температурами при высокой влажности воздуха (до 100%). Нередко для путешествия в пещерах требуются навыки пешего туризма, скалолазания, ныряния с аквалангом. Спортивный спелеотуризм обычно сопровождается научным изучением пещер или составлением плана подземных ходов.
Любительский спелеотуризм характеризуется посещением более простых и безопасных пещер, он широко распространен в местном туризме, играет существенную роль в краеведении.
Самые известные пещеры находятся в Альпах. Например, глубочайшая пещера мира — Лампрехтсофенлох, уходящая вглубь земли на 1634 м (Австрия). Вторая по глубине пещера Жан-Бернар находится во французских Альпах (глубина 1602). Одна из самых красивых в мире пещер — Пьер Сен-Мартин (длина 51 км, глубина 1350м) — расположена в Пиренеях на границе Франции и Испании. Много известных пещер на Кавказе. Самая глубокая из них — Снежная в Грузии (глубина 1370 м).
Самые длинные пещеры мира это — Флинт-Мамонтова (горы Аппалачи, США, 563 км); Оптимистичная (Подольская возвышенность, Украина, 207 км); Озерная (там же, 111 км)
Известные карстовые районы с широким распространением пещер находятся в Средней Азии, Южном Китае, Мексике.
ТУРИЗМ СПОРТИВНЫЙ
Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
Основные вопросы:
История развития спортивного туризма
ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА
3. ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.
Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с
Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.
Витебск 2016
история развития спортивного туризма
Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.
Первый этап – от древности до начала XIX века.
Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.
Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.
Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции. Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника (отпуска). Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.
Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.
Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей.
Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.
Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер.
Туризм как вид спорта был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) в 1949 г. Федерация туризма СССР, как и туризм в составе ЕВСК, просуществовали до 1958 г., а затем по чисто бюрократическим соображениям туризм из ЕВСК был исключен, а Федерация туризма ликвидирована.
После 1958 г. в течение следующих семи лет туризм спортивный остался полностью на попечении советов по туризму (т.е. профсоюзов). Количество аварий на маршрутах туристских походов (а именно это послужило поводом к исключению туризма из спорта), тем не менее не уменьшилось, а наоборот, существенно возросло. И туризм восстановили в ЕВСК в 1965 г.
Все эти годы (с 1958-го по 1976-ой включительно на всех уровнях — от областных до Центрального совета по туризму и экскурсиям — работали общественные комиссии по видам туризма и разделам работы (маршрутно-квалификационные, по соревнованиям, по подготовке и аттестации общественных туристских кадров и др.).
Совместным постановлением Белсовпрофа и Комитета по физической культуре и спорту при СМ БССР от 15 февраля 1977 г. была создана Федерация туризма (ФТ), которая, собственно говоря, уже в течение ряда лет существовала в форме Совета по массовым видам туризма при Белсовете по туризму и экскурсиям и которая явилась предшественницей ныне действующей (с 1991 г.) Федерации спортивного туризма. При образовании федераций туризма в 1977 г. ничего особенного, революционного изобретать не нужно было. Структура уже была. Более того, в Белоруссии по инициативе Ю. М. Кокорева, туриста и альпиниста с довоенным стажем, уже в 1963 г. был образован орган, объединявший деятельность всех республиканских комиссий по видам и разделам работы, включая и комиссию по ориентированию на местности. Первым председателем Федерации туризма республики был избран (1977 г.) Эдуард Точицкий. Пять лет спустя — Георгий Шишко, третьим председателем Федерации стал (до 1991 г.) Александр Битус. Два первых — мастера спорта по горному, А. Битус — мастер спорта по водному туризму.
С 1971 по 1980 год включительно проводятся всесоюзные (в ряде республик — республиканские) соревнования на лучшее туристское путешествие. Форма проведения — заочная. Это значительно упрощает систему проведения соревнований, поскольку в них принимает участие любая команда, которая подала заявку на участие, а затем своевременно представила отчет в ГСК.
Большую работу как Всесоюзная ФТ, так и республиканские осуществляли, организуя спортивно-туристские слеты. Уже в начале этого периода (1965- 1980 гг.) разрабатываются правила соревнований по технике водного и горного туризма, позднее — по всем остальным видам туризма, включенным в спортивную классификацию.
К концу 1980 г. Всесоюзной федерацией принимается ряд решений, качественно изменивших характер спортивных мероприятий: начиная с 1981 г. всесоюзные соревнования на лучшее туристское путешествие переводятся в ранг чемпионатов СССР, а туристские слеты проводятся в соответствии с правилами соревнований по технике видов туризма. Престижность соревнований заметно возросла, а следовательно, возрос уровень технической сложности как туристских маршрутов, так и дистанций соревнований. Первые три чемпионата СССР по спортивному туризму (1981,. 1983, 1985 гг. — чемпионаты проводятся раз в два года) свидетельствуют о значительном усложнении маршрутов спортивных туристских походов. Успешно выступают в этих чемпионатах белорусские туристы, которые, начиная с последних всесоюзных соревнований на лучшее туристское путешествие (1977- 1980 гг.), уверенно входят в число лидеров самого высокого уровня.
В период с 1977 по 1991 год ФТ, как и федерации по другим видам спорта, имела свои областные организации (областные ФТ), а также, просуществовавшие, правда, недолго, федерации туризма ДСО. Каждый областной центр имел свой туристский клуб с небольшими штатами. Туристские клубы были созданы и во многих районах. Параллельно работали туристские секции ДСО профсоюзов, клубы туристов предприятий, организаций и вузов, а также вся система станций юных туристов.
Но время 90-х годов оказалось совсем уже другим временем. Собственно говоря, это “новое время” началось раньше, чем наступило последнее десятилетие XX века. После достаточно спокойного, неспешного, но поступательного развития спортивного туризма в период с 1965 г. по 1980 г., наступает совсем другой период — период борьбы за выживание спортивно-туристской деятельности и той структуры, которая эту деятельность обеспечивала.
“Период перестройки”, закончившийся в 1991 г. распадом СССР, шаг за шагом изменяет устоявшийся порядок вещей. Уже к концу 1990 г. принимается решение о роспуске Всесоюзной федерации туризма и создании Туристско-спортивного союза СССР, который полтора года спустя преобразовывается в Международный туристско-спортивный союз. При этом в наиболее развитых (в спортивно-туристском отношении) республиках теперь уже бывшего СССР (Россия, Украина, Беларусь) создаются республиканские туристско-спортивные союзы и сохраняются федерации спортивного туризма, представляющие туризм в спорткомитетах (министерствах спорта) этих республик. Что касается “профсоюзной опеки”, то с конца 80-х профсоюзы шаг за шагом избавляются от самодеятельного туризма и к 1990 г. вполне успешно справляются с этим. Федерации спортивного туризма республик бывшего СССР становятся самостоятельными федерациями суверенных государств, — начался новый этап их истории — в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса и др., пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели — максимально быстро снять первые сливки, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.
СТ как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления — организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.
Спорти́вный тури́зм — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
История спортивного туризма
- В включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию.
- В впервые организованы соревнования на лучший туристский поход.
Социология туризма
Благодаря доступности спортивно-оздоровительным туризмом занимаются дети, а также все слои населения, среди которых массово — молодёжь, студенчество, интеллигенция, учителя, врачи, бизнесмены, государственные и муниципальные служащие.
Спортивный велотуризм — всё о велоспорте
Велотуризм как вид спорта и активного отдыха появился вместе с изобретением велосипеда. Любители путешествий быстро освоили это транспортное средство, тем более что велосипед предлагал намного больше возможностей в отличие от пешего туризма и являлся довольно дешевым способом передвижения в отличие от автомобиля.
В настоящее время велотуризм остается одним из самых популярных видов туризма. На велосипеде можно пройти такие маршруты, о которых автомобилистам не стоит даже и мечтать. Велопоход – это лучший способ провести выходной день на лоне природы вместе с родными и друзьями.
Главное условие для такого досуга – наличие велосипеда, а все остальное – возраст. Профессия, социальный статус и материальное положение – значения не имеет. Велотуризм не требует длительной подготовки, достаточно просто освоить навыки езды на велосипеде, найти подходящую компанию и можно отправляться в поход.
Велотуризм – активный отдых с пользой для здоровья
Сегодня все больше людей, задумываясь о своем здоровье, отдают предпочтение активному отдыху. Велотуризм – это не просто занятия спортом, это прекрасная возможность позаботиться о собственном теле, укрепить свое здоровье и дух и просто получить удовольствие от велосипедных прогулок.
Простые вращательные движения развивают мышцы ног, убирают лишние жировые отложения, стимулируют работу кровеносной системы, подтягивают кожу на бедрах. Езда на велосипеде – замечательный способ похудеть как для женщин, так и для мужчин. В настоящее время в Москве функционируют школы велотуризма, курс обучения в которых могут пройти все желающие.
Прежде, чем отправиться в свой первый велопоход, каждый ученик приобретает необходимые теоретические и практические знания, знакомится с правилами техники безопасности, учится оказывать первую медицинскую помощь. Часто на занятия в школы велотуризма приходят всей семьей.
Совместные велопоходы – это отличный способ проникнуться командным духом и укрепить отношения между разными поколениями.
Занятия велотуризмом в спортивных школах и секциях Москвы
Велопутешествия – это и короткие однодневные поездки, и длительные, серьезные маршруты, требующие от велосипедиста специальных умений и навыков.
И хотя велотуризм не входит в число олимпийских дисциплин, во всем мире ему отдают предпочтение тысячи людей, для которых главное – не спортивные достижения, а романтика путешествий и огромное удовольствие от такого вида отдыха. Если вы хотите стать одним из членов дружной команды велотуристов, будьте готовы и к трудностям.
А научиться с успехом их преодолевать вы сможете на занятиях в школах велотуризма в Москве, адреса которых размещены на сайте glavsport.ru.
Статья является уникальной собственностью сайта Glavsport.ru
Велосипедный туризм
Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.
Велотуризм как активный отдых
Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера.
Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту.
Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.
Разновидности велопоходов
- Однодневный велопоход — велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд — вечером того же дня.
- ПВД — «Поход выходного дня» — велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.
- Многодневный велопоход — велопоход продолжительностью в несколько дней с ночёвками.
Спортивный велотуризм
Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.
Категорирование
В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.
1 к/с | 300 км — 6 дней (+1 днёвка) | Не регламентируется | Не регламентируется | все желающие |
2 к/с | 400 км — 8 дней (+1-2 днёвки) | Не менее 150 км г/д. При отсутствии г/д > 800 км | Не менее 75 км г/д Н=2.000 м.При отсутствии г/д Н = 4.000м | прошедшие велопоход1-й к/с[1] |
3 к/с | 500 км — 10 дней (+2 днёвки) | Не менее 200 км г/д, полевых и лесных троп.При отсутствии этих препятствий >1000 км | Не менее 100 км г/д, Н= 4.000 м.При отсутствии г/д Н = 7.000 м | прошедшие велопоход2-й к/с[2] |
4 к/с | 600 км — 13 дн. (+2-3 днёвки) | Не менее 300 км г/д, полевых и лесных троп.При отсутствии этих препятствий > 1200 км | Не менее 150 км г/д, Н = 7.000 мПри отсутствии г/д Н = 10.000 м | прошедшие велопоход3-й к/с[3] |
5 к/с | 700 км — 16 дней (+3 днёвки) | Не менее 400 км г/д с песчаными или заболоченнымиучастками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд» | Не менее 200 км г/д, Н = 10.000 м. При отсутствииг/д Н = 15.000 м | прошедшие велопоход4-й к/с[4] |
6 к/с | 800 км — 20 дней (+4 днёвки) | Не менее 500 км труднопроходимых дорог сзаболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы | Не менее 250 км г/д, Н = 12.000 м, прохождение не менееодного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000м | прошедшие велопоход5-й к/с |
Примечания:
1 2 3 4 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
Обозначения:
- г / д — грунтовые дороги;
- Н — суммарный набор высоты за весь поход;
- количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
- не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях.
Велосипеды
Специфика велотуризма накладывает определённые требования к конструкции велосипеда. Например, велосипед «Турист» производства ХВЗ имеет 4-5 передач, облегчённый вес по сравнению с обычными дорожными велосипедами.
В отличие от спортивного велосипеда туристический велосипед обеспечивает более высокую проходимость, более прямую посадку велосипедиста.
Велосипеды для велотуризма (кроме спортивного) имеют передние и задние багажники для сумок и рюкзаков.
Велорюкзаки
Заплечные
Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Поэтому они обычно имеют небольшой объем — от 5 до 35 л и предназначены для коротких маршрутов для перевозки питьевой системы (Camel Back, гидропак) и минимума одежды.
Для велорюкзаков характерны:
- Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
- Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
- Наружные крепления для шлема.
Багажные
Багажные велорюкзаки («велоштаны») крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса. По количеству отделений делятся на:
- Однообъёмные
- Двуобъёмные
- Многообъёмные
Велосумки
На багажник
Самые распространенные велосипедные рюкзаки. Только в них можно перевозить достаточно большие грузы. Имеют объем от 8-10 до 90 литров, часто — чехол от дождя и лямки для переноски, а также систему внешнего крепления груза.
На руль
Имеют небольшой объем и обычно используются для фото-видеотехники и мелких вещей.
Под раму, под седло
Небольшие по объему подрамные велосумки используются для инструментов, запасной камеры, заплаток, бортовок и т.д.
Нашли ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Сообщая об ошибке вы помогаете сделать сайт лучше.
Велосипедный туризм — это спорт
Велосипедный туризм — это такой же вид спорта как, например, велоспорт, футбол или авторалли… но, к сожалению, относится к не олимпийским видам спорта. Занимаясь спортивным велотуризмом можно получить звание Мастер спорта или Инструктор (Старший инструктор) велосипедного туризма.
Отличие от ближайшего к велотуризму вида — велоспорта, состоит в том, что в велотуризме другие нагрузки и цель прохождения дистанции. Велотуризм вобрал в себя, как элементы многодневной велогонки в велоспорте, так и элементы многодневного авторалли в автоспорте — движение по маршруту используя карту и легенду.
Спортивный Велотуризм — это многодневное командное велоралли.
КАТЕГОРИЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ВЕЛОПОХОДЫ:
1 кс — 250 км — 6 дней (+1 дневка)* Не регламентируется Не регламентируется все желающие
2 кс — 400 км — 8 дней (+1-2 дневки), Не менее 150 км гд. При отсутствии гд > 800 км Не менее 75 км гд Н=2.000м. При отсутствии гд Н = 4.000м прошедшие велопоход 1-й кс **
3 кс — 500 км — 10 дней (+2 дневки) Не менее 200 км гд, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий >1000 км Не менее 100 км гд, Н= 4.000 м. При отсутствии гд Н = 7.000 м прошедшие велопоход 2-й кс **
4 кс — 600 км — 13 дн. (+2-3 дневки) Не менее 300 км гд, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий > 1200 км Не менее 150 км гд, Н = 7.000 м При отсутствии гд Н = 10.000 м прошедшие велопоход 3-й кс **
5 кс 700 км — 16 дней (+3 дневки) Не менее 400 км гд с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодолением водных преград вброд Не менее 200 км гд, Н = 10.000 м. При отсутствии гд Н = 15.000 м прошедшие велопоход 4-й кс **
6 кс 800 км — 20 дней (+4 дневки) Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодоление речек с наведением не менее одной переправы Не менее 250 км гд, Н = 12.000 м, прохождение не менее одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000м прошедшие велопоход 5-й кс
* — допускается уменьшение ходовых дней «Т рекоменд.» до 4-х дней в велопоходах 1 кс, а для велопоходов 2-6 кс — до («Т рекоменд.»+1 день) продолжительности велопохода предыдущей кс;
** — 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
г д — грунтовые дороги; Н — суммарный набор высоты за весь поход; — количество дней отдыха составляет примерно 20% от числа ходовых дней; — не менее 50% ночевок для велопоходов всех кс должно проводиться в полевых условиях.
Отдельной группой, вне классификации, проводятся велосипедные Походы Выходного Дня ( Вело-ПВД ). Это одно-двух дневные тренировочные велопоходы протяженностью от 40 до 150 км. Их маршруты п ладываются, как правило недалеко от места жительства и служат для тренировок.
Велопоход 1-й кс протяженностью примерно 270-320 км прокладывается по равниной части, это может быть и Крым (Арабатская стрелка, Керченский полуостров, полуостров Тарханкут). В основном по асфальту, но можно и подальше от интенсивных дорог. В день необходимо проезжать 45-50 километров.
К 6-ти основным дням движения можно добавить 1 день отдыха (днёвку), которая планируется в хорошем месте , где можно отдохнуть и покупаться в море.
Правила по спортивному туризму состоят из нескольких частей:
Первая — Титульный лист и оглавление. Общая часть. Определяет термины и виды соревнований по спортивному туризму для всех видов.
Вторая — Правила проведения соревнований туристских спортивных походов (СП) по всем видам, нормативы по велотуризму, права и обязанности участников и руководителя СП.
Третья — Правила проведения соревнований по спортивному туризма для всех видов.
Отдельный параграф отведён Правилам проведения соревнований по Велосипедному Туризма. Проведения заочного Чемпионата отчётов по всем видам.
Выдержки из Прав и Обязанностей Участников и Руководителя СП. Кратко они звучат так: Руководитель СП, как капитан и тренер команды, отвечает за подготовку и безопасное проведение СП. Участник обязан теоретически, технически и физически подготовиться к участию в СП, и получить допуск врача.
Велошкола как раз и посвящена теоретической подготовке. Но самое главное это то, что Участник на протяжении всего похода обязан выполнять «пожелания и рекомендации» Руководителя СП. В противном случае Участник может быть исключён из состава группы.
За соблюдением этих правил следит Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК). В её состав входят опытные руководители велопоходов. МКК рассматривает документы, выпускает группу на маршрут, засчитывает Участникам и Руководителю прохождение маршрута.
При областных Федерациях Спортивного Туризма есть свои МКК с соответствующими полномочиями зависящими от опыта Руководителей СП по видам туризма. Например Симферопольская областная МККможет выпускать велопоходы до 5-й категории сложности.
Велотурист, который участвовал в велопоходе 1 кс и затем, после зачёта похода, получил справку (сертификат) об участии, тем самым выполняет норматив 3-го взрослого разряда по спортивному велотуризму и может участвовать в велопоходах более высоких категорий сложности.
Несколько слов о Единой Спортивной Классификации — в ней определено какой спортивный разряд можно получить участвуя в спортивных велопоходах:
Для присвоения 3-го разряда достаточно участвовать в велопоходе 1-й категории сложности. Т.о. вы уже после этого майского велопохода выполняете этот норматив и имеете право оформить в своём коллективе физкультуры «Книжку СПОРТСМЕНА».
Для присвоения 2-го разряда, надо участвовать в велопоходе 2-й к.с. и руководить велопоходом 2-й к.с.
Для присвоения 1-го разряда — участвовать в 3-ке и руководить велопоходом 3-й к.с.
Разряд — Кандидат в Мастера Спорта (КМС) — участие в 4-ке и руководство велопоходом 4-й к.с.
Звание Мастер Спорта (МС) — присваивается велотуристу за руководство двумя велопоходами 5-й к.с.
Велопрогулки и велосипедный туризм — идея активного бизнеса
Добавлено в закладки: 0
Рассмотрим сферу велотуризма подробнее.
Почему население выбирает велосипедный вид транспорта?:
- Экономия времени – велосипед маневреннее громоздкого автомобиля – он не застрянет в пробке и сэкономит владельцу кучу времени.
- Велосипед – экологически чистый вид транспорта, удобен в транспортировке и значительно дешевле автомобиля.
Почему велотуризм является выгодным родом деятельности?
В большинстве европейских стран, а теперь и у нас, в России все более набирает обороты здоровый способ жизни и сохранение экологии Земли. Предприимчивые стараперы вовремя «ловят волну» и быстро достигают успеха.
В странах ближнего и дальнего зарубежья велотуризм стал отдельной отраслью туристического бизнеса и продолжает успешно развиваться.
Если вы сами с большим удовольствием катаетесь на велосипеде и являетесь велоспортсменом, подумайте над идеей открытия собственного бизнеса на велопрогулках.
С чего начать?
Начать бизнес на организации велотуров в России можно двумя способами:
- Если вы обладаете большим стартовым капиталом, можно начать свое дело на велосипедном туризме «с нуля», и тогда вашими клиентами станут в основном новички велосипедного спорта и любители. Им нужно будет предоставить в аренду все снаряжение для занятий велотуризмом – велосипеды, палатки, специальные рюкзаки, разработать для начинающих спортсменов несложные маршруты, и, конечно же, устраивать мастер-классы и уроки с демонстрацией видео о велотуризме. Кроме того, вы может начать тесное сотрудничество на взаимовыгодных условиях с магазинами туристического снаряжения или спортивными магазинами, которые предоставят велосипеды, фирменную качественную одежду, электронные таймеры и другие виды снаряжения напрокат. Помните о том, что маршруты для начинающих должны разрабатываться в пределах области проживания. Конечно, велотур по Европе это интересно и увлекательно, но не стоит хвататься за все сразу.
- Прибыль от второго вида туристической деятельности будет небольшой, но и стартовать можно с гораздо меньшим капиталом. Туры в этой сфере велотуризма будут разрабатываться для опытных велосипедистов, которые имеют собственное снаряжение и велосипеды.
Туры для таких клиентов будут разрабатываться сложные, с преодолением препятствий и с выездами в другие страны (конечно, все необходимые для выезда за рубеж документы будет оформлять ваша компания, также вопросы размещения, страхования, проживания, а также обеспечение транспортом и билетами вы тоже берете на себя).
Кто будет входить в группу
Постарайтесь сформировать группу туристов таким образом, чтобы она состояла из людей примерно одного возраста, с похожими увлечениями. Здесь инструктору понадобятся знания психологии – вам придется быть лидером среди этих незнакомых людей, и ваша задача- подарить им позитивные эмоции и ни в коем случае не допустить конфликтов.
Еще одно важное условие – участники должны быть осведомлены о состоянии своего здоровья – ведь вы несете за них ответственность за время тура, и если у кого-то имеются заболевания, исключающие сильные физические нагрузки, вам придется отказать такому клиенту.
На видео: как выбрать велосипед для велотуризма?
Как вести себя начинающему инструктору
Для того, чтобы создать крепкую клиентскую базу, необходимо отдаваться каждому туру полностью – только тогда довольные клиенты приведут к вам в группу своих друзей и знакомых, да и в самой группе будет царить хорошая благоприятная атмосфера. Можно также изучить способы анимации в туристическом бизнесе.
Велосипедные туры по Европе – это весело!
Что необходимо для старта бизнеса:
- Аренда помещения для организации базы. Здесь клиенты будут отдыхать, питаться, принимать душ, смогут починить поломку и привести в порядок снаряжение после тура, а попутно – восполнить запасы воды и провизии.
- Закупка снаряжения или взятие его аренду (для любой возрастной категории).
Велотуризм – это сфера выездного или местного туризма активного типа, заранее спланированного и организованного туристическим агентством , во время прохождения маршрутов которого человек передвигается на велотранспорте.
- Возрастную категорию клиентов.
- Уровень их подготовки.
- При разработке маршрута – особенности ландшафта и местности.
Немного об особенностях видов маршрутов по местности:
- Гористая местность – такие маршруты подойдут для опытных велотуристов, а также для экстремалов.
- Равнинная местность подойдет для новичков и непрофессионалов, а также для тех, кто не привык подвергать свою жизнь и здоровье сильной опасности.
Расчет стоимости тура
Она может зависеть от таких факторов как:
- Сложность маршрута и его продолжительность.
- Снаряжение – будет оно свое у участника велотура или он будет брать его у вас в аренду.
- Проживание.
- Питание.
- Транспортные расходы, оформление документов (виза, страховка и тому подобное).
Так, самый простой однодневный велотур (тур выходного дня) по области, в которой проживает большинство участников, без выезда в другой город или страну, обойдется велотуристу в полтысячи российских рублей.
Здесь вы как организатор берете на себя обязанности проводника и группа должна быть не слишком многочисленной – так вы сможете контролировать каждого новичка. Неделя выездного тура для опытных велосипедистов будет стоить около 20 000 рублей – без учета стоимости прокатного снаряжения.
Минус такого вида бизнеса в том, что он является сезонным: наибольшее количество клиентов придут к вам в период с апреля по октябрь. Зимние катания на велосипедах – это отдельный вид деятельности, для которого нужны специальная экипировка и хорошая физическая подготовка.
Кроме того, велосипеды для зимних видов спорта стоят недешево. Зимой вы можете открыть курс лекций для начинающих велосипедистов.
Способы продвижения бизнеса:
- В сети с помощью собственного сайта, в социальных сетях, на форумах.
- С помощью размещения объявлений в магазинах снаряжения и экипировки – туристической или спортивной, а также в торговых точках, реализующих велотехнику и комплектующие.
Еще один существенный минус такого вида деятельности – в долгом сроке окупаемости: бизнес окупится не раньше, чем через полтора года после старта.
Факторы, от которых зависит время окупаемости бизнеса:
- Личные качества стартапера;
- Месторасположение офиса;
- Качество предложенного сервиса, оборудования и снаряжения.
В качестве оригинальной бизнес идеи дополнительного заработка в сфере велотуризма, можно предложить также размещение рекламы на велосипедных сиденьях.
Сотрудники одного из рекламных агентств города Амстердама предложили клиентам размещать информацию о своих товарах и услугах на сидушках велосипедов, которые являются самым популярным видом транспорта в городе.
Текст рекламного объявления (картинка, слоган, логотип) печатаются на специальных чехлах, которыми покрывают сиденье велотранспорта во время непогоды или с целью защиты от пыли и грязи на парковках и стоянках для велосипедов.
Компания-изготовитель таких чехлов утверждает, что подобная промо-акция увеличит число продаж товара или услуги. Кроме того, мы можем предложить вашему вниманию такую оригинальную идею бизнеса как велосипедное седло для домашних любимцев.
Корзина на велосипед для собак
Как вычислить целевую аудиторию?
Очень просто – по месту расположения парковки или по марке велотранспорта. Стоянка расположена около ВУЗа? Значит, на чехлах будет красоваться реклама канцелярской продукции, услуг оперативной полиграфии или типографии.
Велопрокатная система Bixi возникла в столице Канады, Монреале, и представляет высокотехнологический подход.
Суть этой системы заключается в следующем: можно взять велосипед на прокат с велостоянки, поехать куда угодно и поставить велосипед на расположенную поблизости другую стоянку.
В дальнейшем планируется снабжать велосипеды особыми датчиками RFID, которые позволят отслеживать местонахождение велосипедов и количество доступных на стоянке велосипедов по интернету. За пользование системой с постоянных клиентов взимается ежегодный платёж в 78 канадских долларов, можно также получить месячный абонемент за 24 доллара или суточный на 5 долларов.
30 минут езды даются бесплатно, после чего цена поездки может дотягивать до 12 долларов. Таким образом тарифная система поощряет недолгие поездки. При этом тарифы значительно ниже, чем тарифы на проезд в канадском городском общественном транспорте. Система заработала на полную весной 2009 года.
Теперь на территории Монреаля размещено около 300 стоянок, по 10 велосипедов на каждую. Велосипеды доступны для проката с середины весны до поздней осени. Велопрокат – прибыльная часть вашего бизнеса.
Услуги, которые будет предоставлять ваша компания по организации велотура:
- Прокат снаряжения и экипировки: велосипедов, одежды, аксессуаров, рюкзаков, спальных мешков, и много другого.
- Предоставление подробных инструктажей и помощь квалифицированных специалистов – инструкторов (тренеров).
Условия успешного развития бизнеса:
- Разработка новых туров и маршрутов. Каждый месяц необходимо добавлять в ассортимент не менее тридцати новых увлекательных маршрутов – так вы сможете сохранить клиентскую базу и привлечь новый поток клиентов.
- Несколько слов об экипировке:
Обязательно информируйте клиента о том, что ему будет предоставлено в походе (и что включено в стоимость тура), а о чем он должен будет позаботиться самостоятельно.
Велосипедный туризм – дело привлекательное и выгодное, тем более, что в этой сфере у вас на старте будет не так много конкурентов, как может показаться на первый взгляд. Можно договориться о скидках в небольшом хостеле или мини-гостинице по пути следования, если тур рассчитан на несколько дней или маршрут действительно был запланирован сложный.
В стоимость тура будет входить:
- Развлекательная программа на привалах;
- Организация ночлега и питания;
- Интересная программа и увлекательный маршрут по живописным местам.
Питаться можно в столовых или на полевой кухне, ночлег можете также организовать в виде кемпинга или поселить клиентов в гостинице. Питание и ночлег клиент может оплатить отдельно.
После прохождения маршрута можете вручить клиентам памятные подарки – сувениры как напоминание об увлекательном отдыхе.
Маршруты можно сделать и тематическими – например, организовать велотур по местам силы, или показать клиентам исторические места или познакомить их с интересной архитектурой или провести экскурсию по святым местам с посещением храмов и монастырей.
Источник http://apsrus.ru/vse-o-sportivnom-turizme-chto-takoe-turizm-sportivnyi-chto-za-vid-sporta/
Источник http://spiegelstudio.ru/remont/sportivnyj-veloturizm-vsyo-o-velosporte.html
Источник