Сочинение Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)
Тема семьи является одной из ключевой в великом, бессмертном романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Она раскрывает персонажей с другой, более личной, интимной стороны. Семья показывает персонажа настоящего, без маски и притворных чувств. Три семьи — Ростовы, Болконские, Курагины — играют важную роль в произведении Толстого.
Ростовы
Если говорить об «идеальном» семействе, где царит любовь и уважение от старших к младшим и наоборот, то семья Ростовых будет если не самым, то одним из самых ярких олицетворений этого понятия. Эта семья уважаемая и извне, им не чуждо помочь другим. Честь для этих людей превыше денег. Добродушный, местами даже наивный, словно ребёнок, Илья Андреевич Ростов, глава семьи, не может похвастаться умением вести дела. То и дело Ростовы на грани разорения и даже во время войны из осажденной французами Москвы были вывезены раненные бойцы, а не деньги, драгоценности или что-либо ещё важное для членов семьи.
Конечно, когда в семье такие добрые, заботливые родители, их дети просто не могли вырасти замкнутыми, озлобленными на весь мир. Петя Ростов стал настоящим патриотом, а Наташа Ростова — вобрала в себя самое лучшее от своих родителей. От матери она взяла желание заботиться обо всех, а так же стала настоящей хозяйкой. Наташа экстравертна, у неё широкая душа — а это одни из главных черт характера Ильи Андреевича. Но что самое прекрасное в этом «ангеле» «идеальной» семьи Ростовых — так это искренность Наташи Ростовой. Она настоящая. У неё нет надуманного образа, она не стремится показать себя такой, каковой не является. Николай Ростов не стал гением, он не был так привязан к другим, как его сестра. Но он тоже был настоящим и был достойным членом своей семьи.
Но даже в самой идеальной семье, даже в таком добродушном, честном, справедливом и приятном обществе, как семья Ростовых, найдётся свой гадкий утёнок. Это — Вера. Она будто бы сбой в этой системе. Её волнуют только финансы, только способы обогатиться. Вера и её избранник Берг создают семью, цель которой богатство и превосходство над другими. В этом видела Вера своё счастье.
Болконские
Семья Болконских является местом, где уважение превыше всего. Члены этой семьи — благородные, местами строгие, но справедливые. Болконские — дворяне. Они талантливы, одарены, они на хорошем счету. Глава семьи князь Николай Болконский — человек строгой натуры и держит в ежовых руковицах своих детей, но всё же очень любит их. Андрей — достойный наследник своего отца. Это настоящий воин. Он умён, он способен постоять за себя. Андрей стремится совершить подвиг, так как видит в этом своё призвание, смысл жизни. Однако на смертном одре Болконский-младший осознает, что самое важное это семья. Ему не хватало близких людей, ему не хватало этого тесного, семейного круга. Княжна Марья психологически устойчивый, нравственный человек. Если убрать жестокость, местами грубость — то это князь Николай в женском обличии. Марья стремилась найти свою семью, её не волновали военные распри.
Для Болконских семья — на первом месте. Светская жизнь не для них. Младшее поколение унаследовало всё самое лучшее от своего отца, а именно — стойкость и любовь к своим близким, дорогим людям.
Курагины
Курагины в этой компании являются белыми воронами. Люди, живущие в этой семье — честолюбивы, они стремятся повысить собственную значимость и нажить капитал. Вряд ли в семье Курагиных царит любовь, о, это далеко не так. Князь Василий выше всего ставит не своих детей Элен, Анатоль и Ипполита, а деньги, деньги, деньги. Для него статус в обществе важнее, чем счастье Элен. Новые финансовые потоки — это лучше, чем спокойствие Ипполита. Дети пошли в отца. Эта семья является противопоставлением семьям Ростовых и Болконских. Курагины — люди, ищущие наживу. Люди, готовые предать близкого ради собственной выгоды. Это та самая светская грязь, которую Толстой считает худшим видом семьи.
Как уже было сказано выше, тема семьи по-новому раскрывает персонажей. Она объясняет их поступки, позволяет увидеть черты характера. Читатель может установить связь между воспитанием персонажа и его поступками в дальнейшем. Лев Николаевич Толстой очень обширно раскрывает тему семьи, он смог как никто другой показать это важнейшую социальную ячейку в жизни каждого человека.
Характеристика семей в романе «Война и мир»
Семейным ценностям в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой отводит немаловажное значение. Эпилог, как и всё произведение в целом, построен на идее единения и любви между людьми, образующими семью.
Наглядным примером неуважения и отсутствия тёплых чувств является семья Курагиных, где все ценности построены только на материальной составляющей. Сам князь Василий Курагин называет своих детей «дурачками», не понимая, что собственным воспитанием сделал их такими чёрствыми, праздными и безнравственными людьми. Сыновья князя, братья Курагины Ипполит и Анатоль, предаются всевозможным развлечениям и распутству, пока отец пытается подобрать младшему сыну выгодную партию для женитьбы. Свою дочь Элен князь Курагин любит куда больше, но лишь потому, что она удачно выходит замуж за разбогатевшего Пьера Безухова, тем самым преумножая состояние отца.
В семье Болконских ситуация обстоит иначе. Взаимоотношения родителя и детей построены пусть не на любви, но на уважении и благородных ценностях. Несмотря на деспотичность отца, Марья и Андрей очень любят друг друга, понимают с полуслова и при этом преследуют в жизни правильные ценности. Воспитание в семье Болконских не делает детей безгранично счастливыми, но они чётко осознают, как важна добродетель, и со временем достигают её самостоятельно.
Зато семья Ростовых, с восхищением описанная Л.Н.Толстым — эталон семейного счастья хотя бы потому, что главные составляющие их взаимоотношений друг с другом и посторонними людьми — это любовь и радушие. Наташа Ростова всегда обращается за советом к матери, когда понимает, что ей это необходимо. Девочка с малых лет активна, задорна и весела, потому что постоянный праздник, царивший в доме Ростовых, является поводом для ребёнка быть по-настоящему счастливым.
Таким образом, на примере самых разных семей, в которых приняты различные меры воспитания детей и взгляды на жизнь, Л.Н.Толстой демонстрирует нам, как в зависимости от семьи складывается будущее человека. Если родные и близкие не закладывают в ребёнка правильных ориентиров, то он может вырасти кем угодно, но только не счастливым человеком. Люди же, с детства знающие и понимающие, что такое любовь, в чём состоит её огромная роль для человека, и во взрослой жизни продолжают любить и быть любимыми, создавая уже собственную, полную и взаимопонимающую семью, как это произошло с Марьей Болконской, Пьером Безуховым, Наташей и Николаем Ростовыми.
Ценность любви Ростовых
Глава семьи Ростовых Илья Андреевич — дворянин, человек невероятно добрый, искренний и щедрый. Он очень любит супругу и детей, у них прекрасные взаимоотношения и полное взаимопонимание. В силу своей простоты Илья плохо справляется с делами, поэтому семья вот-вот разорится.
Но Ростов не способен отказывать домочадцам в чем-либо, он отдает долги сына, поддерживает комфортный образ жизни. В «Войне и мир» представлена семья Ростовых как пример идеальной семьи, образец любви и уважения.
Все их дети разные, но в то же время имеют много общего:
- Петр — настоящий патриот.
- Наташа невероятно сострадательна. Она попросила своих родителей вывести из осажденной Москвы не вещи, представляющие материальную ценность, а раненых солдат. Ростовы решили, что лучше они останутся без копейки за душой, зато их совесть будет чиста. Наташа Ростова взяла все самое лучшее от своих родителей. У нее добрая, щедрая душа, как у отца, и золотые руки, как у матери. Кроме того, девушка очень естественна, она не стремится играть роль, надевать на себя маску. Толстой считал эту героиню идеалом женщины.
- Николай не мог похвастаться высочайшим интеллектом или щедрой душой, но хорошее воспитание сделало его порядочным, честным и простым юношей.
- В семье Ростовых был единственный человек, избравший для себя иную дорогу — это Вера. Она стала супругой Берга и создала семью из желания обогатиться и жить роскошно. В ее отношениях с мужем не было ничего духовного.
III. Семья в понимании Л. Н. Толстого.
Как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом — мир, согласие, любовь.
— Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
(Прежде всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (общими чувствами горя или радости охвачены не только члены семьи, но даже их слуги: «Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него (Пьера) плащ и принимать палку и шляпу», «Николай занимает денег у Гаврилы на извозчика»; камердинер Ростовых так же предан дому Ростовых, как и Алпатыч — дому Болконских. «Семейство Ростовых», «Болконские», «Дом Ростовых»; «усадьба Болконских» — уже в этих определениях чувство соединенности очевидно: «В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его (Болконского) дома…». «Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым…».)
— Назовите отличительную черту домов Болконских и Ростовых.
(Гостеприимность — отличительная черта этих домов: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей», в Лысых Горах — до ста гостей четыре раза в год. Наташа, Николай, Петя честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание (Наташа — маме о любви к себе; Николай — отцу даже о проигрыше 43 тысяч; Петя — всем домашним о желании уйти на войну…); дружны Андрей и Марья (Андрей — отцу о жене). Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях: Ростова — старшая колеблется между выбором — подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын — воин — гордость матери. Она занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; планы об их будущей семье, детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова — старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.)
— Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям?
(Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он еще в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требует выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками…». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способностям которого не перестает удивляться. Гордый и непреклонный, князь просит сына «записки… государю передать после… моей смерти». А для Академии он приготовил премию тому, кто напишет историю суворовских войн… Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу».
Он создает ополчение, вооружает людей, старается быть полезным, приложить свой воинский опыт на практике. Николай Андреевич сердцем видит священность сына и сам помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и будущем ребенке.
И незаконченный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи — это тоже попытка оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».
Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.)
— Почему Болконский требователен к дочери до деспотизма?
(Ключ к разгадке — во фразе самого Николая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности — порядок. Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов. Мыслей… Он понимает, как богат духовный мир его дочери; знает, какой красивой она может быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой, бессердечной породы».)
— Когда и как заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье?
(Она сумеет отказаться от Анатоля Курагина, которого отец привез свататься к Болконским, она с негодованием отклонит покровительство французского генерала Рома; сумеет подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Николаем Ростовым: «не лишайте меня вашей дружбы». Даже скажет фразой отца: «Мне будет больно».)
— Как проявляется порода Болконских в князе Андрее?
(Как и его отец. Андрей разочаруется в свете и уйдет в армию. Мечту отца о совершенном воинском уставе захочет воплотить сын, но работа Андрея не будет оценена. Сына товарища по службе Кутузов определит в адъютанты и будет писать Николаю Андреевичу, что Андрей обещает быть выдающимся офицером. Мужество и личная храбрость молодого Болконского в Аустерлицком сражении не приводят героя к вершинам личной славы, а участие в Шенграбенском сражении убеждает в том, что истинный героизм скромен, а герой — внешне обычен. Поэтому так горько видеть капитана Тушина, который, по убеждению Андрея, «обязаны успехом дня», на собрании офицеров высмеянным и наказанным. Только Андрей вступится за него, сумеет пойти против общего мнения.
Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца… Работа в комиссии Сперанского, попытка составить и утвердить свой план расположения войск у Шенграбена, освобождение крестьян, улучшение условий их жизни. Но во время войны сын, как и его отец, видит главный интерес в общем ходе военного дела.)
— В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старике Болконском?
(Николай Андреевич не доверяет никому не только судьбу, но даже воспитание своих детей. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей; невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «… уродовать себя нечего — и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».)
Перечитайте строки о том, как реагирует старик на признание сына в любви к Ростовой: кричит, потом «разыгрывает тонкого дипломата»; те же приемы, что и при сватовстве Курагиных к Марье.
— Как воплотит Марья отцовский идеал семьи?
(По-отцовски требовательна она станет к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Мудрая жена, она сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой, а заметив, что его симпатии — на стороне младшей дочери, Наташи, попеняет ему за это. Она будет укорять себя за не достаточную, как ей кажется, любовь к племяннику, но мы знаем, что слишком чиста душой и честна Марья, что никогда она не изменила памяти любимого брата, что для нее Николенька — продолжение князя Андрея. «Андрюшей» назовет она своего старшего сына.)
— Как доказывает Толстой свою мысль нет нравственного стержня в родителях — не будет его и в детях?
(Василь Курагин — отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие — от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».
Они чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне» (Анатоль).)
— Браки, построенные по расчету… Станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?
(Сбылась мечта Друбецкого, Берга: они женились удачно. В их домах все так же, как во всех богатых домах. Все, как и должно быть: комильфо. Но перерождение героев не происходит. Чувств нет. Душа молчит.)
— А ведь истинное чувство любви перерождает любимых героев Толстого. Опишите его.
(Даже «умствующий» князь Андрей, влюбленный в Наташу, кажется Пьеру другим: «князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком».
Для Андрея любовь Наташи — все: «счастье, надежда, свет». «Это чувство сильнее меня». «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить». «Я не могу не любить света, я не виноват в этом», «никогда не испытывал ничего подобного». «Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером…»
Наташа всей душой отзывается на любовь Андрея: «Но такого, такого со мной никогда не бывало». «Я не перенесу разлуки» …
Наташа оживает после гибели Андрея под лучами любви Пьера: «Все лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения», «Перемена… удивила княжну Марью».
Николай «с женой сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища». Он счастлив душевным превосходством над ним жены и стремится быть лучше.
Неизведанно дотоле счастье любви к мужу и детям делает Марью еще внимательнее, добрее и нежнее: «никогда, никогда не поверила бы, — прошептала она сама с собой, — что можно быть такой счастливой».
А Марья переживает из-за вспыльчивости мужа, переживает болезненно, до слез: «Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее при обретали неотразимую прелесть». В ее лице, «страдающем и любящем», находит теперь Николай ответы на мучающие его вопросы, гордится его и боится ее потерять.
После разлуки Наташа встречает Пьера; ее разговор с мужем идет новым путем, противным всем законам логики… Уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах… Это было вернейшим признаком того, «что они вполне понимают друг друга».)
Любовь дает зоркость их душам, силу — их чувствам.
Они могут пожертвовать всем для любимого, для счастья других. Пьер безраздельно принадлежит семье, а она — ему. Наташа оставляет все свои увлечения. У нее есть нечто более важное, самое дорогое — семья. А семье важен главный ее талант — талант заботы, понимания, любви. Они: Пьер, Наташа, Марья, Николай — воплощение мысли семейной в романе.
— Но сам эпитет «семейный» у Толстого гораздо шире и глубже. Можете это доказать?
(Да, семейный кружок — батарея Раевского; отец и дети — капитан Тушин и его батарейцы; «все, как дети смотрели»; отец солдатам — Кутузов. А девочке Малашке Кутузов — дедушка. Так по-родственному она назовет полководца. Кутузов, узнав от Андрея о смерти Николая Андреевича, скажет, что теперь отец для князя — он. Солдаты переставали слова Каменский — отец на Кутузов — отец. «Сын, беспокоящийся о судьбе Родины», — Багратион, который в письме к Аракчееву выскажет сыновье беспокойство и любовь к России.
И русская армия — это тоже семья, с особым, глубинным чувством братства, объединенности перед общей бедой. Выразитель народного мироощущения в романе — Платон Каратаев. Он, со своим отцовским, отеческим отношением ко всем, стал для Пьера и для нас идеалом служения людям, идеалом доброты, совестливости, образцом жизни «нравственной» — жизни по Богу, жизни «для всех».
Поэтому вместе с Пьером мы спрашиваем Каратаева: «Что одобрил бы он?» И слышим ответ Пьера Наташе: «Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Именно в семье Пьер приходит к выводу: «…ежели порочные люди связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».)
— Может быть, Пьер воспитанный вне семьи, именно семью поставил он в центр своей будущей жизни?
(Удивительны в нем, мужчине, детская совестливость, чуткость, умение сердцем отозваться на боль другого человека и облегчить его страдания. «Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой», «Пьер неловко сидел посредине гостиной», «он был стеснителен». Он чувствует отчаяние матери, потерявшей ребенка в горящей Москве; сопереживает горю Марьи, потерявшей брата; считает себя обязанным усовестить Анатоля и просит его уехать, а в салоне Шерер и жены он будет отрицать слухи о побеге Наташи с Анатолем. Поэтому цель его общественного служения — добро, «деятельная добродетель».)
— В каких сценах романа это свойство души Пьера проявляется особенно ярко?
(Большим ребенком, дитей называют Пьера и Николай, и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу — невесту. К нему, Пьеру, посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи — Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу на первом в ее жизни взрослом балу. Он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласил танцевать, и попросит своего друга Андрея ангажировать ее.)
— В чем схожесть и различия душевного устройства Пьера и Наташи?
(Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Пьер в сокровенной беседе с Андреем признается другу: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», «мы жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)». Наташа «знает», что в прежней жизни все были ангелами. Эту связь первым и очень остро почувствовал Пьер (он ведь старше) и невольно переживал за судьбу Наташи: радовался и отчего-то грустил, когда слушал признание Андрея о любви к Ростовой. Он словно чего-то страшился.
Но ведь и Наташа будет страшиться за себя и за Андрея: «Как я боюсь и за него и за себя, и за все мне страшно…» И к чувству любви к ней Андрея будет примешано чувство страха и ответственности за судьбу этой девочки.
Не таким будет чувство у Пьера и Наташи. Любовь возродит их души. Места сомнения в душе не останется, все заполнит любовь.
Но проницательный Толстой видел, что еще в 13 лет Наташа своей отзывчивой на все истинно красивое и доброе душой отметила Пьера: за столом переводит взгляд с Бориса Друбецкого, которого по клялась «любить до самого конца», на Пьера; Пьер — тот первый взрослый мужчина, которого приглашает на танец, именно для Пьера девочка Наташа берет веер и разыгрывает из себя взрослую. «Я его очень люблю».
«Неизменная нравственная определенность» Наташи и Пьера прослеживается на протяжении всего романа. «Он не желал заискивать общественного благоволения», строил жизнь на внутренних личных основаниях: надеждах, устремлениях, целях, в основе которых был все тот же интерес семьи; Наташа делает то, что подсказывает ей сердце. В сущности Толстой подчеркивает, что «делать добро» у его любимых героев означает отвечать «чисто интуитивно, сердцем и душой» окружающим. Наташа и Пьер чувствуют, понимают, «свойственной им чуткостью сердца», малейшую фальшь. Наташа в 15 лет говорит брату Николаю: «Не сердись, но я знаю, что ты на ней (Соне) не женишься». «Наташа со своею чуткостью тоже заметила состояние брата», «Она умела понять то, что было… во всяком русском человеке», Наташа в науках Пьера «ничего не понимает», но приписывает им большую важность. Они никогда и никем «не пользуются» и призывают только один вид связи — душевное родство. Они истинно него дуют, переживают: плачут, кричат, смеются, делятся секретами, отчаиваются и снова ищут смысл жизни в заботе о других.)
— Каково значение детей в семьях Ростовых и Безуховых?
(Дети для людей, «несемейных» — крест, обуза, тяжесть. И только для семейных они — счастье, смысл жизни, сама жизнь. Как рады Ростовы возвращению с фронта в отпуск Николая, любимца и героя! С какой любовью и бережением берет на руки детей Николая и Пьер! Помните одинаковое выражение на лице Николая и его любимицы — черноглазой Наташи? Помните, с какой любовью Наташа вглядывается в родные ей черты лица младшего сына, находя его похожим на Пьера? Марья счастлива в семье. Ни одной похожей на счастливые семейные картины мы не найдем у Курагиных, Друбецких, Бергов, Карагиных. Помните, Друбецкому было «неприятно вспоминать о детской любви к Наташе», а все Ростовы только дома абсолютно счастливы: «Все кричали, говорили, целовали Николая в одно и то же время», здесь, дома, среди родных, Николай счастлив так, как не был счастлив уже полтора года. Семейный мир для любимых героев Толстого — мир детства. В самые трудные моменты своей жизни Андрей и Николай вспоминают родных: Андрей на Аустерлицком поле вспоминает о доме, Марье; под пулями — о наказе отца. Раненный Ростов в минуты забытья видит родной дом и всех своих. Эти герои — живые, понятные нам люди. Их переживания, горе, радость не могут не трогать.)
— Можно ли сказать, что у героев романа детская душа?
(У них, любимых героев автора, свой мир, высокий мир добра и красоты, детский чистый мир. В мир зимней сказки переносят себя Наташа и Николай в святочную ночь. В волшебном сне наяву проводит последнюю в своей жизни ночь на фронте 15-летний Петя Ростов. «Ну-ка, наша Матвевна», — говорил про себя Тушин. «Матвевной» представлялась в его воображении пушка (большая, крайняя, старинного литья…). И мир музыки тоже объединяет героев, возвышая, одухотворяя их. Петя Ростов во сне руководит невидимым оркестром, «княжна Марья играла на клавикордах», Наташу учит пению известный итальянец. Николай выходит из нравственного тупика (проигрыш Долохову в 43 тысячи!) под воздействием пения сестры. И книги в жизни этих героев играют важную роль. Андрей запасается в Брюнне «на поход книгами». Николай положил себе за правило не покупать новой книги, не прочитав прежде старых. Мы увидим с книгой в руках Марью, Наташу и никогда — Элен.)
IV. Итоги.
Даже чистейшее слово «детский» ассоциируется у Толстого со словом «семейный». «Ростов опять вошел в этот свой семейный детский мир»… «Ростов чувствовал, как под влиянием этих ярких лучей любви Наташи, в первый раз через полтора года. На душе его и на лице распускалась та детская и чистая улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома». Детская улыбка у Пьера. Детское, восторженное лицо у юнкера Николая Ростова.
Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек, — это, по убеждению Толстого, и есть сердце — вина нравственности, суть прекрасного в человеке:
Андрей на Праценской высоте со знаменем в руках поднимает за собою солдат: «Ребята, вперед! — закричал он детским голосом».
По-детски несчастными глазами будет смотреть на Андрея Кутузов, узнав о смерти старшего Болконского, своего боевого товарища. Детским выражением крайней обиды (слезами) будет отвечать Марья на вспышки беспричинного гнева своего мужа.
У них, этих героев, даже лексика доверительная, домашняя. Слово «голубчик» произносят и Ростовы, и Болконские, и Тушин, и Кутузов. Поэтому ломаются сословные перегородки, и солдаты на батарее Раевского приняли Пьера в свою семью и прозвали его наш барин; легко в офицерскую семью входят Николай и Петя, очень дружны семьи молодых Ростовых — Наташи и Николая. Семья развивает в них лучшие чувства — любви и самоотдачи.
Эгоизм Курагиных
Конечно же, тема семьи в «Войне и мир» была бы неполной без примера Курагиных, они вносят в роман разнообразие. Представители этого рода противопоставляются Болконским и Ростовым. Глава семьи Василий — алчный, фальшивый и гнилой мужчина, олицетворяющий человеческий порок.
Его жизненный приоритет — признание и материальное благосостояние. Дети Элен, Ипполит и Анатолий красивы, образованы, но внутри они абсолютно пусты. Курагины представляют «светскую чернь», которую так сильно не любил Толстой. Проблема этого дома — нежелание задумываться о духовных ценностях.
Заканчивая пример сочинения «Война и мир. Жизнь слова в миниатюре», следует отметить, что для полного понимания романа Толстого, лучше ознакомиться с произведением полностью. Однако даже краткое содержание позволит понять смысл изложенного и подобрать аргументы на экзамене.
Примеры сочинений
Отношения в семьях у Толстого нередко становится темой итогового декабрьского сочинения в школе. В нем нужно раскрыть свое мнение о взаимоотношениях близких людей. Каждый человек имеет свое представление о семейных отношениях. Кому-то представляется родительский дом, его тепло и уют, а кто-то вспоминает свое семейное гнездо, где образовалась уже новая ячейка общества.
Первый вариант
В романе «Война и мир» взаимоотношения в семье, то есть «мысль семейная» — главная авторская идея. Читатель видит, в какой обстановке вырос персонаж, как он воспитывался. Это дает понимание характеристики героев. Каков родитель, таков и ребенок.
Если Наташа растет в благоприятной обстановке, где ее любят, ценят, то она и вырастает человеком с такими же качествами. Но если взять семью Курагиных, сразу становится понятно, что с таким отцом не стоит многого ждать от детей.
Семья закладывает качества и характер ребенку. Семейная ячейка — основа любого общества. Любовь, уважение и взаимопонимания — важная черта для отношений.
Ростовы — добродушные, искренние люди, незнающие корысти. Они готовы на все, все вместе проходят через жизненные испытания, поддерживая друг друга. Несмотря на проблемы и беды, они сохраняют в себе человечность.
Наташа перенесла все эти качества в свой дом, когда вышла замуж за Пьера. Она обрела счастье и смысл жизни в семье, детях, заботе о них.
Болконские — знатные люди, которых заботили государственные интересы и политика. Они были требовательны к себе и к окружающим. Честь, достоинство и разум — вот характерные черты этой семьи. Андрей искал славы, признания, но разочаровался в них. Марья была добра, религиозна.
Семья Болконских обладала богатым внутренним миром, никогда не кичилась своим аристократическим происхождением.
Курагины ассоциируются с эгоизмом, лжепатриотизмом. Они заботились только о своих интересах и потребностях, другие люди их не волновали. Дети выросли эгоистичными. Так же как и отец, они искали выгоду во всем. Это были бесчувственные интриганы, лицемеры и мерзавцы. В их доме все было фальшивым, даже ценности.
В своем итоговом сочинении-миниатюре хочу сделать вывод, что тема семьи и детей будет актуальна во все времена. Люди могут поучиться у положительных героев, какие ценности помогут жить счастливо и осчастливят близких.
Источник https://ozhegova-slovar.ru/literatura/semya-v-ponimanii-tolstogo.html
Источник
Источник