Проблемы в семье – проблемные дети
Когда возникают какие-то внутренние семейные проблемы между родителями, дети это чувствуют «кожей». Даже если вы тщательно скрываете наличие этих семейных проблем, дети о них все равно знают. Не надо думать, что они маленькие и ничего не понимают. Независимо от возраста, ребенок способен оценить семейную атмосферу как: спокойную или тревожную.
Почему дети становятся проблемными
Дети все видят и все замечают, они читают ваши чувства по глазам, эмоциям, настроению, тону, мимике. Они понимают, что с мамой или папой что-то «не то», и это пугает их. У малышей возникает внутренний страх, о котором не многие могут рассказать своим «странным» родителям. В проблемных семьях становятся проблемными дети. Они растут беспокойными, плаксивыми и раздражительными.
Во время громких семейных скандалов, у детей возникает острое чувство паники и незащищенности. И как следствие такого постоянного негативного напряжения, они могут вести себя на первый взгляд неадекватно, агрессивно или замкнуто. Так, происходит превращение послушного малыша в проблемного ребенка.
Проблемный ребенок — это продукт семейного тревожного климата. Когда ребенок чувствует, что отношения между родителями напряженные или откровенно негативные, он пытается отвлечь внимание родителей от конфликта своим поведением.
Чаще всего, родители не проявляют интерес к положительному поведению, принимая его за норму, зато на плохое поведение они реагируют очень бурно. Поэтому, в проблемных семьях поведение детей становится отрицательным, дети не слушаются родителей. Таким поведением они пытаются объединить родителей, сделать из них команду, которая будет стараться образумить своего взбунтовавшегося ребенка.
Но, к сожалению, такой метод объединения родителей не всегда срабатывает, а напротив усугубляет ситуацию. Родители не только не перестают ругаться, а также начинают срывать свою злость и агрессию на ребенке. В ход идут строгие воспитательные меры ремнем и другими наказаниями.
Как вы думаете, что чувствует в такие моменты ребенок, который очень хотел объединить своих родителей?
Сначала, он пытается понять: «За что?» Потом он думает: «Я им не нужен…». А далее он думает: «Ах так?! Я вам устрою…» И всё! Ребенок становиться на тропу войны со своими родителями!
Как же сделать так, чтобы ребенок оставался спокойным и послушным, несмотря на конфликты между родителями?
Понятно, что в жизни любого взрослого человека существует вероятность конфликта. И бывают такие ситуации в семье, когда непонимание между супругами сопровождается тихим или бурным выяснением отношений. В такие моменты, родители всегда должны помнить о последствиях конфликта, которые как в зеркале отражаются на их собственных детях. Здесь, очень важно не допустить ряд ошибок, уберечь ребенка от негативных пререживаний, чтобы в дальнейшем не получить проблемного малыша.
Ошибки, допускаемые родителями
- Родители не рассказывают детям, о причинах своих конфликтов. Тем самым, они демонстрируют своим детям недоверие. А недоверие – это мощная стена между людьми, которая порождает ложные выводы. Дети, непонимающие или незнающие истинных причин конфликта между родителями, пытаются найти эти причины самостоятельно, придумывая или домысливая их. Многие дети, считают себя «виновниками» родительских конфликтов, и это зачастую подрывает их психологическое и физическое здоровье, угнетает и мешает им нормально жить и развиваться.
- Родители, озабоченные конфликтными семейными отношениями, мало уделяют внимания своим детям. Дети, которые обделены родительским вниманием, склонны думать, что они не нужны своим родителям, что родители их больше не любят. У них присутствует чувство «заброшенности» и «ненужности», такие дети могут сбежать из дома или становятся агрессивными и неуправляемыми.
- Громкие скандалы в присутствии ребенка нарушают психику детей. Дети становятся тревожными, нервными и раздражительными. Кроме этого, у них возникает чувство страха, паники и незащищенности.
- Раздраженные родители срывают свою злость на детях. Родители, живущие в постоянном психологическом напряжении, копят в себе заряд отрицательных эмоций, который в дальнейшем неосознанно сбрасывают на своих же детей, в виде: упреков, критики и наказаний. В ответ, дети становятся скрытными, злыми, обидчивыми.
Что нужно делать
- Говорите с ребенком как с равным и рассказывайте ему о своих беспокойствах и переживаниях. Спрашивайте у него совета, как вам поступить в той или иной ситуации, это поможет вам отследить его страхи и предотвратить панику и другие отрицательные эмоции.
- Уделяйте больше времени ребенку в трудные для вашей семьи моменты, тогда вы сможете отвлечься от своих проблем и докажете ему, что вы его очень любите, и что он вам очень нужен. Чувство единения с ребенком сделает вас сильнее и поможет вам преодолеть все тяготы и невзгоды.
- Не выясняйте отношения в присутствии ребенка, так вы сохраните его нервную систему. Никогда не срывайтесь и не кричите на ребенка из-за своего нервного напряжения. Будьте терпеливы со своими детьми. Ваши семейные проблемы никуда не исчезнут, если вы будете на них орать. В минуты, когда вам морально тяжело, а ребенок пристает с очередной затеей, скажите ему, что вы очень устали, что у вас нет сил на игру, что вам нужно немножко отдохнуть, а после отдыха вы обязательно с ним поиграете. Главное не забудьте выполнить свое обещание.
- Дайте возможность общаться с ребенком своему мужу (жене), как бы вы не были обижены на него (нее). Ребенок имеет право на общение, ему крайне важно чувствовать любовь обоих родителей. В дальнейшем он сам сможет определиться стоит ли продолжать общение с родителем или нет.
Любите и дарите свою любовь детям в любых жизненных ситуациях. Не отталкивайте их и не скрывайте от них правду, какая бы горькая она не была. Только вместе, объединившись, вы сможете победить все жизненные трудности.
Частые болезни ребенка – результат семейных проблем?
Самые частые болезни у детей — результат ли проблем в семье? Рассказывает детский психолог Екатерина Мосина.
Наши друзья с портала krokha.ru выяснили у детского психолога Екатерины Мосиной, может ли частая заболеваемость ребенка зависеть от стрессовой реакции на семейные проблемы.
Сильные эмоциональные потрясения и невозможность психологически переработать их влечет за собой так называемый уход в болезнь. Как показывает практика, ключевую роль в возникновении психосоматических заболеваний у малыша играют неудовлетворенные потребности в любви и внимании родителей, непринятие или подавление его как личности.
Симптомы болезни как отражение психологического неблагополучия
Фиксация на самой болезни или ее симптомах дает подсказку детскому психотерапевту, с чем может быть связана психологическая проблема маленького пациента и что следует изменить родителям.
Частые простуды, ОРВИ (сниженный иммунитет) – сниженный жизненный потенциал, невыраженный гнев, злость, отсутствие положительных эмоций и увлечений, желание освобождения, усталость от борьбы.
Заболевания кожи (дерматиты, нейродермиты, псориаз) – нарушение границы личности и качества контакта с миром и близкими людьми, в первую очередь – с мамой. Чрезмерное навязывание «заботы» или недостаточный телесный контакт с малышом (формальный, холодный). Множество запретов, отношение к ребенку как к «солдату», авторитарный стиль воспитания в семье.
Бронхиальная астма – «подавленный всхлип», незащищенность, страхи, блокировка эмоций и невозможность их выразить, бесправность, отсутствие самостоятельности и свободы в выражении себя. Возможность свободно дышать (значит быть живым) связана со стихией воздуха – с зоной личностной свободы. В семьях же с такими пациентами часто можно встретить мать, которая очень опекает ребенка; находится в слиянии с ним (говорит «мы» вместо «я и он»); постоянно тревожится за его жизнь; ребенок чувствует очень сильное чувство вины из-за постоянных конфликтов родителей.
Пиелонефрит – напряженная обстановка в семье, унижение со стороны родителей или взрослого противоположного пола (например, если девочку унижает отец, а мальчика – мать или воспитательница в детском саду). Часто так дети реагируют на развод родителей. Болезни мочеточника – обида на родителей, неумение прощать. У девочек – чрезмерная привязанность к отцу, противоречивые чувства к нему, у мальчиков – к матери.
Гастрит – невыраженная агрессия, гнев. Невозможность что-либо «переваривать» – человека, тяжелую ситуацию или негативное чувство. Долгое нахождение в состоянии неопределенности, неверие в светлое будущее.
Тест для родителей
Как понять, что затяжные простуды или хроническая болезнь ребенка – это психологический «якорь»? Ответьте себе честно на несколько вопросов. Лучше записать ответы на бумаге.
1. Проанализируйте, что происходило в семье на момент начала заболевания малыша? С каким событием в семье или жизни ребенка это может быть связано?
2. Почему ребенку выгоднее болеть, чем быть здоровым? Что он может получить от родителей только тогда, когда болеет?
Например, родительское внимание, любовь, заботу, увидеть свою ценность для них и т. д.
Ребенок с помощью болезни может «удерживать» родителей от расставания, ведь он любит обоих и хочет, чтобы они всегда были рядом. Возможно, любовь между несколькими детьми в семье распределяется в пользу младшего, а старшему недостает родительского тепла и участия. Что остается ему делать? Как легально получить жизненно необходимое внимание? Есть простой способ – заболеть.
3. Какую психологическую выгоду от заболевания ребенка вы получали на момент начала болезни и, возможно, продолжаете получать сейчас?
Этот вопрос звучит как провокационный. Трудно признать, что болезнь ребенка может приносить родителю какую-то выгоду. Дело в том, что эта выгода чаще всего неосознаваемая. Но нужно постараться в этом разобраться. Так как именно выгода является основным «якорем», препятствующим выздоровлению.
«Якори» могут быть разными. Например, мама болеющего ребенка может позволить себе по объективной причине быть несчастной, жертвой, как можно дольше не отпускать от себя малыша, а значит контролировать его жизнь и не проживать свою. Такое «слияние» зачастую компенсирует неудовлетворенность от жизни с мужем или от личной нереализованности. В этом случае женщина полностью сосредотачивает свое внимание на ребенке, переносит на него всю свою заботу и любовь, по сути, живет за него, делает его несамостоятельным и неспособным противостоять трудностям. Эту мамину «теорию» ребенку приходится подтверждать – он начинает болеть. Круг замыкается. Как его разорвать?
4. Спросите себя, что вы будете делать, если ребенок станет здоровым? Как изменится ваша жизнь? Какие перспективы появятся у вас и у ребенка?
Искренне ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, какой «якорь» удерживает ребенка в состоянии болезни и над чем нужно поработать самостоятельно или с помощью психотерапевта.
Как психологически настроить ребенка на здоровье
Творческое пространство для самовыражения. Полезной в данном случае может быть лепка из глины. Глина – это особый материал, способный быстро залечивать раны. Глина позволяет переделывать вещь то количество раз, которое необходимо, до момента полного удовлетворения результатом.
Закройте поверхность, на которой будет творить кроха, полиэтиленом или клеенкой. Предоставьте в его распоряжение различные материалы для рисования (карандаши, гуашь, пастель, уголь), а также различные форматы бумаги. Основное правило – не давать оценок получившимся рисункам и работам. Основная установка: «Все, что делает мой ребенок, – прекрасно».
Мама-терапия
Метод подробно описан в книге известного профессора психотерапии Бориса Зиновьевича Драпкина «Терапия материнской любовью». Автор сравнивает тело ребенка с сосудом, внутренним резервуаром, который должен быть наполнен материнской любовью. Если маминой любви ребенку не хватает, то резервуар опустошается, а ребенок начинает болеть – тело кричит о своих проблемах. Метод основан на том, что мама воздействует на подсознание ребенка с помощью позитивных внушений во время его сна. Это требует серьезной работы от мамы, но есть достаточное количество научных исследований, подтверждающих эффективность метода.
Образ болезни и образ здоровья
Важно, чтобы ребенок был активно включен в процесс собственного выздоровления. Для этого можно использовать технику трех рисунков. Первый рисунок будет на тему «Моя болезнь». Спросите малыша: «На что похожа твоя болезнь?» Затем пусть он нарисует этот образ. Часто на рисунке «Моя болезнь» можно увидеть темные цвета и заболевшего грустного персонажа, к примеру слоненка. Затем скажите: «Ты знаешь, от тебя самого очень многое зависит, помоги слоненку стать здоровым. Нарисуй, как он побеждает эту болезнь. Что он для этого должен сделать?» Иногда требуется дополнительно ввести сказочного помощника, например фею или волшебника, которые имеют магические возможности. Третий рисунок будет про здорового и жизнерадостного слоненка: «Теперь твой герой здоров. Нарисуй, какой он стал уверенный и сильный!» Часто на третьем рисунке ребенок изображает героя более крупным, присутствует много насыщенных ярких красок, что говорит об активизации внутренних сил и ресурсов ребенка для выздоровления.
Утилизация болезни
Вам понадобятся воздушные шарики (3–5 шт.), на полненные гелием, и маркеры. Выберите открытое пространство на улице – сквер или парк. С помощью маркеров вместе с ребенком нарисуйте на шариках образ, отражающий болезнь, от которой малыш хочет избавиться. Каждый шар может олицетворять симптом болезни. Нарисуйте на шарике глаза, нос, рот, используя весь шар как лицо. Придумайте вместе с ребенком, кто кем будет. Шарик «Кашель», «Плохое самочувствие», «Боль» и т. д. Может быть, сам малыш подскажет вам, с чем еще он готов расстаться, расписав один-два шара на свое усмотрение. Затем ребенок по одному отпускает шарики в небо. В процессе отпускания проговорите волшебные слова (ребенок повторяет за взрослым): «Пусть . навсегда покинет (имя ребенка), улетит высоко-высоко, а (имя ребенка) будет здоров!» Чем больше ребенок вовлечен в процесс рисования и отпускания, тем лучше. Техника подходит для детей от 5 лет.
Библиотерапия, или лечение чтением
Отличным подспорьем для выздоровления может стать чтение и обсуждение стихов, рассказов и сказок, оказывающих профилактический или терапевтический эффект (К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Куприн «Девочка и слон», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», А. Барто «Я лежу, болею, сам себя жалею», мультфильм «Бегемот, который боялся прививок»).
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что чем более стабилен ребенок эмоционально, тем лучше его организм сопротивляется болезни. Поэтому ведите правильный образ жизни, прививайте малышу здоровые привычки, мыслите позитивно, чаще обсуждайте с ребенком его будущее, верьте в него. И будьте здоровы!
Случай из практики
За психологической помощью обратилась Татьяна – мама Даши, ученицы 1-го класса. Диагноз: хронический пиелонефрит, ночной энурез. В семье есть второй ребенок – девочка-подросток. Три года назад из семьи ушел отец девочек. Ушел со скандалом, к другой женщине. Отношения стали разлаживаться уже на момент беременности, муж был против второго ребенка. Татьяна надеялась, что рождение еще одного ребенка спасет брак. Но развод все-таки состоялся.
К папе ездила только старшая дочка, младшую он приглашал крайне редко. Татьяна была вынуждена много работать, винила себя, что мало видит детей и не смогла удержать их отца. Осталась сильная обида на мужа, и нормального спокойного разговора, когда он приезжал за детьми, не получалось.
На момент начала терапии Даша уже около двух лет спала в подгузниках. На диагностике у девочки были выявлены множественные страхи, застенчивость и повышенная тревожность, сниженное настроение, она фантазировала о том, чтобы папа и мама наконец начали жить вместе. Первоначально Даша пропускала наши встречи из-за частых болезней, тело сопротивлялось переменам.
Долгое время в работах девочки не появлялось мужских фигур, она их всячески избегала. Стало понятно, что это реакция на неопределенность отношений с отцом, на затянувшийся конфликт между родителями, в который бессознательно была вовлечена Даша. Девочка скучала по отцу, нуждалась в его тепле и поддержке. Но любить папу – означало «не любить маму», а «мама так страдает по его вине». Параллельно мама прорабатывала свою обиду на мужа (и в целом на мужчин), постепенно шел процесс прощения, проживания боли и отпускания.
Я работала с этой семьей около полутора лет, включая несколько индивидуальных сессий с отцом девочки. И мама, и дочка за это время сильно изменились – девочка заметно подросла и окрепла, стала самостоятельнее, а мама стала жизнерадостной, сменила имидж. Папа стал больше интересоваться жизнью младшей дочери, приглашал обеих девочек в гости или на отдых. Пиелонефрит перешел в стадию ремиссии, а энурез прошел совсем уже через полгода от начала терапии. Теперь Дашино утро было «сухим» и радостным.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
«Ребенок меня не слушается!» Как избежать проблем с.
7 проблем детско-родительских отношений и способы их решения
Есть ли у вас проблемы в отношениях с ребенком? Наверняка, хоть одна — да наберется. И я скажу вам, что вы не одиноки! Проблемы детско-родительских отношений в семье — распространенный запрос, с которым современные мамы и папы приходят к психологу. Давайте разберем, почему они возникают, и как их решать?
Почему проблемы детей в современном обществе стали такими острыми?
Спросите у своих родителей про проблемы отношений в их семье — и с огромной долей вероятности вы услышите, что у них ничего такого не было. А правда ли это? Конечно, нет. Наши мамы и папы зачастую закрывали глаза на мелкие обиды, не придавали значения разногласиям друг с другом. Психологические проблемы детей, ребенка — если таковые обнаруживались — замалчивались, о них не было принято говорить в обществе. А психологи еще 20-30 лет назад воспринимались как какие-нибудь шарлатаны.
Только в последние годы о проблемах детско-родительских отношений в современной семье заговорили во всеуслышание. Причиной стало то, что новое поколение родителей научилось анализировать свои поступки и поведение детей. Тогда-то и оказалось, что сложности существуют, да еще и в немалом количестве! Как психолог, я назову те проблемы с ребенком, которые чаще всего встречаются лично в моей практике.
Самые распространенные проблемы современных детей и их родителей
- Родительская авторитарность
От чрезмерного давления со стороны матери или отца страдает огромное количество детей. Нам кажется, что ограничивая свободу детей, направляя их по жизни, мы помогаем своим сыновьям и дочерям не допустить тех ошибок, которые допустили сами.
- Детское непослушание
О том, что их ребенок — непослушный или абсолютно неуправляемый говорит едва не каждая семейная пара. Сначала не слушается маленький ребенок, затем — подросток. Родителей это выводит из себя, так как рушится привычный уклад их жизни.
- Противоречивое воспитание
Если один родитель балует ребенка и потакает всем его капризам, а другой держит «в ежовых рукавицах». В результате у ребенка формируется неправильное представление о семье. Он начинает думать, что мама — хорошая, а папа — плохой или наоборот.
- Жестокость одного из членов семьи
Это наиболее серьезная проблема межличностных отношений в семье. Если один из родителей склонен к вспышкам гнева, применяет широкий спектр наказаний, то ребенок вырастает подавленным и запуганным.
- Гиперсоциализирующее воспитание
Характеризуется зацикленностью родителей на успехах и неудачах их детей. В таких семьях вырастают люди с «синдромом отличника» — желанием сделать все идеально. Если результат не был достигнут, человек расстраивается, начинает винить себя, ударяется в жесткую, необоснованную самокритику.
- Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
Родители предъявляют к ребенку завышенные требования , не соответствующие его текущему возрасту.
- Проблемы семейных отношений в неполной отцовской семье
Как следует из названия, встречаются в семьях, где отец с матерью находятся в разводе, либо родители расстались еще до рождения наследника. Ребенок может винить в этом расставании себя, а в более сознательном возрасте взять на себя роль отсутствующего родителя.
Как решить проблемы с детьми?
Обозначив проблему, подумайте, что можно сделать, чтобы наиболее эффективно ее решить. Например, ваш ребенок не слушается — что с этим делать? Прежде всего, напомните себе, что дети — особенно в младшем возрасте — никогда не будут злить родителей специально. Может быть, сын или дочь хотят привлечь ваше внимание своими шалостями? Или прощупывают границы — что можно делать, а что уже под запретом? Мой совет, как психолога — не ругайте ребенка, который не слушается. Сначала поразмыслите над причинами поведения малыша, а затем объясните ему, что такое поведение вас расстраивает.
А вот другая сложность: уже подросшее чадо заявляет, что вы ему — не указ. Как себя вести если ребенок-подросток вас не слушается? Не ставить же его в угол! Дорогие девушки, прежде чем заявлять, что на вашей стороне огромный жизненный опыт, подумайте: ребенок имеет право допускать собственные ошибки. Я советую относиться к сыну или дочери как к личности и предоставлять им возможность проживать свою жизнь. Возможно, ваши опасения сбудутся — тогда в следующий раз чадо будет считаться с вашим мнением. А если ничего страшного не случится, и ребенок поступит по-своему, то будет благодарен за такую возможность, предоставленную вами.
Таким способом можно решить любые проблемы отношений в семье — гендерные, воспитательные и т. д.
Больше советов по преодолению сложностей между родителями и детьми вы найдете в статье «Как воспитать ребенка счастливым человеком?» или в материалах рубрики «Женское предназначение» на официальном сайте Павла Ракова. А на тренинге «Секреты женского счастья» я познакомлю вас с секретными психологическими фишками, которые поспособствуют восстановлению микроклимата в семье.
А какие проблемы современного ребенка и способы их решения знаете вы? С чем сталкивалась ваша семья?
Источник https://dom-isemya.ru/deti/problemyi-v-seme-problemnyie-deti/
Источник https://chips-journal.ru/reviews/castye-bolezni-rebenka-rezul-tat-semejnyh-problem
Источник https://pavelrakov.com/articles/zhenskoe-prednaznachenie/rebenok-menya-ne-slushaetsya-kak-izbezhat-problem-s-detmi/