Пять экономических последствий открытия Крымского моста — от дешевых продуктов до инвесторов
Президент Владимир Путин 15 мая торжественно открыл Крымский мост, который стал самым протяженным в Европе. Главным его достоинством, помимо исторического воссоединения с полуостровом, стала и экономическая составляющая: добираться в Крым теперь проще и удобнее. С появлением моста в регион могут прийти инвесторы и туристы. Какие еще экономические последствия ждут полуостров – в материале «360».
Увеличение грузопотока
Источник фото: Pixabay
Открытие грузовой части моста однозначно повысит грузопоток в Крым. К такому мнению пришли все опрошенные «360» эксперты. Благодаря Крымскому мосту компании смогут быстрее и в большом количестве получать все необходимое сырье и материалы. Логистика также будет дешевле — следовательно, и себестоимость строительства будет другой.
Эксперт министерства экономического развития РФ Андрей Лебедев подтвердил, что грузопоток будет увеличен. На данный момент многие грузы перевозят с помощью самолета, что является очень дорогостоящей процедурой. Грузопоток сможет повлиять на внутреннее развитие экономических связей. «Это даст серьезный толчок, что в целом должно привести к снижению цен для многих продуктов, которые сейчас завозятся с материка», — заявил Лебедев «360». Мост может стать трамплином, который позволит решить многие экономические показатели Крыма и вывести его на более высокий уровень.
Аналитик инвестиционной компании «Финам» Алексей Калачев считает, что теперь без Крымского моста будет тяжело существовать. Мост решит много проблем, которые были до тех пока, пока полуостров был отрезан от материковой части. Теперь горючее будут доставлять систематически и независимо от погодных условий, как это было прежде. Аналитик считает, что грузооборот приведет к снижению цен на продовольствие и горючее. «Доставка подешевеет, и транспортные издержки будут меньше, а объем поставок больше и, следовательно, должны уменьшиться цены. Но не ранее, чем запустят грузовые перевозки — конечно, не ранее осени», — отметил собеседник «360».
Крым принимает туристов
Крым еще до появления моста был одним из самых посещаемых курортов России. Опередил его только Краснодарский край. В 2017 году полуостров посетили чуть менее пяти миллионов человек, в то время как в Краснодарский край приехали отдыхать около 16 миллионов туристов. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин рассказал «360», что, по разным оценкам, в 2018 году ожидается на 20% больше туристов. «Более шести миллионов, конечно же, Крым примет. Потому что это не только доступность инфраструктурная логистическая, но это гораздо дешевле для туристов, для тех, кто собирается в Крым», — пояснил Барзыкин.
В Крыму туристов ждет широкий спектр предложений. На полуострове пансионаты, турбазы и здравницы. Если же они все будут переполнены, то гостей может принять частный сектор, который также нуждается в притоке гостей. Крымский мост как раз и может решить вопросы большого количества желающих посетить Симферополь или Бахчисарай. Теперь и в низкий сезон туристы смогут посещать города полуострова. Раньше это было невозможным, так как переправа, которая соединяла Крым с материковой частью, зависит напрямую от погоды.
Вице-президент РСТ отметил, что по мосту смогут ездить не только на личных автомобилях, но и на автобусах. Существует много туристических программ, которые позволят за минимальные деньги увидеть максимум. Юрий Барзыкин считает, что основным направлением станет детский и молодежный отдых. Большое количество туристов должны обеспечить финансовый приток полуострову.
Развитие инфраструктуры региона
Источник фото: Pixabay
Это такие комплексные задачи, но мост в этой среде является приоритетным и дает своеобразный импульс для их решения
Туристов, помимо крымских красот, нужно будет привлекать и развитой инфраструктурой. Юрий Барзыкин считает, что это и должно стать главным направлением. «Нужно развивать внутри региона инфраструктуру, дороги, придорожный сервис в том числе, в подъезде к мосту по Краснодарскому краю и собственно в Крыму», — пояснил он. Главное, чтобы туристы хотели туда вернуться на полуостров, а это значит, необходимо поднимать уровень качества сервиса и разнообразить спектр услуг.
Ожидается развитие среднего и малого бизнеса. Эксперт считает, что по пути к мосту в Краснодарском крае и на полуострове откроются рестораны — «это то, что лежит на поверхности».
Главный редактор международного информационно аналитического агентства International analytical muse agency Яна Назарова согласна с мнением, что открытие моста повлияет на рост и развитие среднего и малого бизнеса. «По идее должно увеличиться, поскольку, если поток туристов и всех, кто желает попасть на полуостров, увеличится, то естественно все войдет в оборот», — пояснила она «360».
Недвижимость на полуострове
В связи с большим притоком туристов может возрасти и стоимость недвижимости в Крыму. Директор агентства недвижимости «Домион» Богдан Быченко рассказал «360», что в будущем стоит ждать увеличения цен на недвижимость. «Теперь не будет физических затруднений для того, чтобы приехать в Крым, и желающих приехать отдохнуть в Крым и купить жилье будет гораздо больше», — считает собеседник.
Впрочем, стоимость никак не повлияет на спрос на недвижимость. Из-за завышенных цен на сегодняшний день увеличение не будет резким и заметным. Правда, не все эксперты согласны с таким мнением. В агентстве недвижимости «Магнат» рассказали «360», что цены на жилую и коммерческую недвижимость завышены настолько сильно по сравнению с другими регионами России, что дополнительный рост цен не ожидают. К тому же подорожание цен может привести к упадку спроса, что отрицательно скажется на рынке недвижимости.
Привлечение инвесторов в Крым
Транспортная доступность Крыма может увеличить количество инвесторов. Снижения цен на логистику и себестоимости повысит обороноспособность полуострова. Все эти факторы приведут к более стремительному развитию экономики.
Эксперты считают, что экономика Крыма должна увеличиться на 25%. Однако из-за существующих санкций в отношении Крыма привлечь туристов транспортной доступностью будет тяжело. Инвесторы будут выбирать, какие партнеры им важнее — российские или европейские. Впрочем, транспортная доступность даст больше шансов в развитии этой отрасли.
Андрей Лебедев считает, что инвесторов, например из Индии или Китая, интересует целый комплекс, который состоит из многих составляющих. «Их интересует так называемый экономический паспорт региона. Инвестиционный паспорт, в котором очень много составляющих, в том числе инфраструктура и транспортная доступность», — заключил эксперт.
Крымский мост — построили вопреки коррупции?
Фото. Виталий Тимкив / РИА Новости
Сегодня, 15 мая, состоится торжественное открытие Крымского моста через Керченский пролив. На открытии будет присутствовать президент РФ Владимир Путин, который в 2014 году лично поставил задачу по строительству моста. Стоимость сооружения несколько раз менялась, росла, после чего остановилась на отметке чуть выше 300 млрд рублей. И эта сумма могла быть еще выше, если бы столь важный проект не уберегли от масштабной коррупции, как не раз случалось с другими мостами в России.
Спустя почти четыре года с начала активной фазы строительства Россия достроила Крымский мост, который свяжет Керченский и Таманский полуострова, то есть, Крым — с остальной территорией РФ. Торжественное открытие состоится уже сегодня, в связи с чем ПАСМИ предлагает вспомнить как строился мост, а также какие коррупционные схемы используются по всей России для хищения денег при мостостроительстве.
Стройка века — украли или нет?
Строительством Крымского моста и железнодорожного подхода к нему занималась компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», которая за прокладку четырех автомобильных полос и двух железнодорожных линий по 19-километровому мосту с подъездами получила почти 300 млрд рублей.
При этом первоначальная стоимость моста заявлялась в размере 50 млрд рублей, а в первых контрактах со «Стройгазмонтажом» фигурировала цифра в 224 млрд рублей. При этом непосредственно на возведение конструкций ушло около 170 млрд рублей. Сумма несколько раз менялась на разных этапах строительства, а после прохождения проекта Главгосэкспертизы даже снизилась на 380 млн рублей. Все контракты компания Ротенберга получила без конкуренции.
Крымский мост стал самым дорогим подобным сооружением в мире. Например, мост на остров Русский во Владивостоке, где похожие природные условия, стоил бюджету «всего» 34 млрд рублей. По мнению политика Павла Грудинина, озвученному им во время предвыборной кампании, стоимость моста складывается из фактических затрат и коррупционной накрутки.
«Крымский мост обошелся в 5 млрд долларов на 19 километров, а в Китае мост больше в два раза обошелся в 1,6 млрд. Самой главной проблемой у нас является коррупция — откаты, заносы. Группа чиновников присосалась к этой кормушке и не может никак оторваться», — заявил Грудинин.
Не исключено, что политик был прав в своем заявлении, тем более что замгенпрокурора Александр Буксман сообщил в декабре 2012 года, что правоохранители пресекли одну попытку хищения средств при строительстве моста.
«Расследуется уголовное дело в отношении одного из руководителей коммерческой организации, который пытался получить незаконное вознаграждение в виде подкупа за подписание актов выполненных работ по договору на поставку оборудования, заключенного в рамках подготовки к строительству транспортного перехода через Керченский пролив», — сказал тогда Буксман.
Но каких-то громких коррупционных дел «стройка века» благополучно избежала — либо мздоимцы и мошенники постеснялись наживаться на столь важном объекте, либо нажились, но по-тихому.
Золотой и Русский — памятники коррупции
Фото Виталий Аньков / РИА Новости
В преддверии саммита АТЭС-2012 во Владивостоке построили множество объектов инфраструктуры, самыми заметными и символичными из которых стали два вантовых моста — Золотой и Русский. Золотой мост длиной 1388 метров проходит через бухту Золотой Рог, конечная стоимость его строительства составила 19,9 млрд рублей. Русский мост протянули через пролив Босфор Восточный — он соединил полуостров Назимова и остров Русский. Мост признан вторым в мире по высоте — 324 метра при протяженности 3,1 км. Стоимость составила почти $1 млрд — 34 млрд рублей.
В январе 2013 года стало известно, что при строительстве Русского были похищены металлоконструкции на сумму свыше 96 млн рублей. Организатором хищения стал бывший сотрудник подрядной организации «НПО Мостовик». Уже летом 2013 года на мосту провисли ванты. Впрочем, основной претензией к мосту стало то, что он нисколько не окупает вложенных в него средств. Еще один неприятный момент создала компания УСК «Мост», которая выступала генподрядчиком и не выплатила около миллиарда рублей по договору «НПО Мостовик». Часть акций «Моста» принадлежала миллиардеру Геннадию Тимченко, которого в СМИ называют «другом Путина».
В 2014 году контрольно-счетная палата Приморского края выявила факт завышения начальной максимальной цены Золотого моста на 889 млн рублей. В 2016 году руководители генподрядчика — «Тихоокеанской мостростроительной компании» — признали факт хищения 100 млн рублей. К слову, ТМК также построила дорогу Седанка—Патрокл за 29 млрд рублей, под которой позже обрушился грунт. Засветилась ТМК и при строительстве космодрома Восточный.
Мосты ведут в СИЗО
Фото Максим Блинов / РИА Новости
В прошлом году главу Удмуртии Александра Соловьева в наручниках и с мешком на голове доставили в Москву, где сразу же определили в СИЗО. Чиновнику вменили получение многомиллионных взяток от компаний, строящих в республике мостовые переходы через реки Кама и Буй — почти на 140 млн рублей. Мосты должны были сдать в июле 2017 года, на их строительство потратили около 14 млрд рублей, однако к отчетному сроку ничего сделано не было.
«О том, что Соловьёв может лишиться должности, заговорили, когда Владимир Путин приехал в Удмуртию на открытие моста, а мост не был сдан. Началось расследование. Выяснилось, что в проектную документацию были внесены изменения: опоры моста должны быть бетонными, а их заменили на металлические, и поставщик металлоконструкций аффилирован с Соловьёвым. Число компаний, аффилированных с главой региона, подсчитать сложно. Часть из них напрямую связана с ним, часть принадлежит его дочери, часть зарегистрирована на родственников и знакомых», — прокомментировал арест председатель отделения партии «Яблоко» в Удмуртии Тимофей Клабуков.
Мост в никуда и креатив на горшках
В марте 2016 года в красноярском городе Минусинске во время ремонта обрушился пролет моста — с 20-метровой высоты на лед рухнули КамАЗ и кран. При выяснении причин обрушения выяснилось, что в деле замешана коррупция — в 2014 году на ремонт объекта из краевого бюджета выделили более 70 млн рублей, однако часть денег куда-то пропала, а проектные работы были выполнены некачественно. По этому делу на допрос вызывали мэра Красноярска Сергея Ерёмина.
В ноябре прошлого года завершилось строительство трассы между краснодарской станицей Тенгинская и адыгейским аулом Уляп. Важнейшей частью дороги стал мост через реку Лаба, строительство которого несколькими годами ранее вызвало скандал. Длина сооружения 4,4 км, оно должно было соединить станицу с аулом, однако в итоге мост проложили таким образом, что он уперся в глухой лес. Местные жители так и не поняли, для кого был построен этот мост-призрак.
«Как выяснилось, строительство велось бандитским способом — без согласования с Адыгеей и Краснодарским краем. Необходимо было, чтобы со стороны Краснодара был подъездной путь, но оказалось, что руководство Краснодарского края ничего не знало о строительстве. Таким образом, деньги ушли в пустоту, хотя их можно было бы направить на ремонт и реконструкцию всех существующих дорог в Майкопе», — прокомментировал ситуацию один из экспертов.
В начале апреля в соцсети попало видео, на котором изображен Высокий мост в Калининграде после дорогостоящей реставрации. Внимательный прохожий обнаружил, что строители схитрили и накрыли столбы освещения не металлическими коваными корпусами, а пластиковыми горшками, покрашенными в черный цвет. В строительном комитете Калининграда тогда заявили, что украшения фонарей — инициатива подрядчика, который таким образом решил скрыть грубые крепежные болты.
Анализ реализованных инновационных проектов (ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КРЫМСКОГО МОСТА)
В современном мире не стоит отрицать важность использования инновационной составляющей в различных сферах деятельности. Множество организаций используют инновации для реализации проектов или усовершенствования рабочей эффективности. Инновации предоставляют множество возможностей и некоего облегчения труда. Так же использование инноваций способствует увеличению конкурентоспособности на рынке, обеспечивают внедрение достижений науки в производство, способствуют созданию более высококачественной продукции.
Актуальность работы состоит в том, что инновационные проекты в современном мире реализуются в огромном количестве. Инновации можно увидеть в разных сферах: будь то стройка, медицинское учреждение или военная промышленность. Важно правильно уметь планировать и управлять инновационными проектами для эффективной реализации всевозможных идей.
Целью данной работы является проведение анализа реализованного инновационного проекта на примере строительства Крымского моста. В данном проекте были задействованы передовые технологии и множество инноваций в самой системе строительства и устнановки конструкций.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- Проанализировать резюме проекта;
- Выявить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности при помощи SWOT-анализа;
- Выявить структуру проекта с помощью метода WBS;
- Проанализировать всех стейкхолдеров и команду проекта;
- Построить матрицу ответственности;
- Провести анализ времени реализации проекта;
- Построить сетевую модель и календарный план проекта;
- Проанализировать план ресурсного обеспечения;
- Сделать оценку экономической эффективности проекта;
- Проанализировать риски проекта.
- Рассмотреть различные виды инновационных проектов;
- Проанализировать способы управления инновационными проектами.
Объектом исследования является инновационный проект по строительству Крымского моста через Керченский пролив.
Предмет исследования – процесс разработки данного проекта и его реализация.
Материалы и методы исследования: исследования проводились в 2019 году с помощью информационных ресурсов, сводок статей, новостных роликов, официальных данных размещенных в свободном доступе и других средств.
Теоретическую базу исследования составили научные, периодические труды, учебная и справочная литература по менеджменту, инновационной и проектной деятельности.
Информационной базой исследования послужили нормативные акты: Технические регламенты, ГОСТы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
1.1 Понятие инновационного проекта
Управление проектами или Project Management – одно из самых перспективных направлений в управленческой деятельности, которое имеет свои особенности, свои методы, инструменты и наработки. Прежде чем рассматривать инновационные проекты в отдельности, необходимо дать определение, что же такое проект.
Существует множество определений проекта, но все они имеют основные черты. Примеры определений, данные разными авторами следующие:
- проект – «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [1] ;
- проект – «начинание, которое в значительной степени характеризуется уникальностью условий в их совокупности, таких как поставленная цель, временные, финансовые, кадровые и прочие рамки, а также ограничение от других начинаний и обусловленная проектом организационная форма» [2] ;
- проект – «целенаправленная, ограниченная по времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов» [3] .
Из определений можно сделать вывод, что главными составляющими проекта выступают – сроки, бюджет, ресурсы, качество и уникальность.
Для выполнения эффективного решения какой-либо технической или научной задачи, которая в последующем приведет к инновации с помощью определенных мероприятий, таких как организационных, коммерческих, исследовательских, финансовых, конструкторских и других, взаимосвязанных ресурсами, сроками и исполнителями, которые оформлены проектной документацией необходим инновационный проект.
Инновационный проект – это комплексное понятие, включающее в себя [4] :
1) форму целевого управления инновационной деятельностью;
2) процесс осуществления инноваций;
3) комплект определенных документов.
Для выполнения целей таких проектов необходим ряд проектной документации, в которой отражены финансовые или расчетные составляющие, проработаны технические аспекты деятельности и спланированы работы. При реализации инновационных проектов так же необходимо не забывать о существующих стандартах, которые нужно учитывать при разработке и планировании проекта. Можно выделить самые важные на мой взгляд из них:
- ГОСТ Р 55270-2012 Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции;
- ГОСТ Р 55267-2012 Системы экологического менеджмента. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции;
- ГОСТ Р 55271-2012 Системы менеджмента охраны труда. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции;
- ГОСТ Р 55347-2012 Системы управления проектированием. Руководство по менеджменту инноваций. Существуют и другие не менее важные Госты по инновационной деятельности.
В проектах важно уметь сформулировать наиболее конкретные цели. Чтобы выполнить поставленные цели проекта потребуется определенное время. Все реализуемые работы в четко заданной последовательности конкретными исполнителями проекта для завершения конечной цели называются жизненным циклом инновационного проекта. Таким образом жизненный цикл охватывает все этапы проекта – от задумки до воплощения.
В жизненном цикле проекта выделяется несколько фаз: придумка идеи, разработка этапов проекта, реализация и завершение. На каждой фазе происходит выполнение указанных задач. Самая первая фаза отвечает за дельнейшую перспективу – будет ли реализован инновационный проект или его не стоит вообще начинать. При переходе между фазами идет некоторая сдача текущих результатов. Последующая проверка на точность выполнения и одобрение данных результатов приводит к продолжению проекта уже в следующей фазе.
Жизненные циклы проектов могут отличаться друг от друга, это зависит от специфики реализуемых инновационных проектов. Для одних это один набор этапов, а для других он может состоять из совершенно других.
Но есть ряд признаков, которые подходят почти ко всем проектам: последовательность фаз и ограничения в информации; в начале проекта количество персонала, а также затрат невелики, но повышаются в ходе выполнения работ и обычно спадают к концу; на начальном этапе риск по невыполнению проекта достаточно большой, но со временем продолжительности ослабевает; исполнители проекта могу повлиять на стоимость и сам характер проекта в основном только в начальной фазе.
Содержание фаз жизненного цикла инновационного проекта можно разбить на 3 этапа: прединвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный. [5]
Прединвестиционный этап служит для изучения возможностей инновационного проекта, проведения научных или технических исследований, дается характеристика реализуемости проекта. В инвестиционном этапе уже подписываются контракты, закупаются необходимые ресурсы, поставка на производство, выполнение работ, реализация проекта и другое, более подробное описание в таблице 1.1. Эксплуатационный этап отвечает за отсутствие важных ошибок в прединвестициоппом этапе и устранении недочетов на этапе инвестиционном.
Таблица 1.1
Описание этапов жизненного цикла инновационного проекта.
Прединвестиционный этап
Инвестиционный этап
Исследование и планирование
Разработка документации и подготовка к выполнению работ
1) Разработка проектного плана
1) Проведение торгов
1) разработка графиков проекта
2) Анализ условий, разработка концепции
2) Задание и разработка ТЭО
2) Заключение контрактов
2) Выполне-ние работ
2) Запуск работы
3)Согласование и утверждение ТЭО
3) Договор на поставку ресурсов
3)Монито-ринг и контроль
3) Анализ результатов
4) Выбор места реализации
4) Выдача задания на проектирование
4) Договор на подрядные работы
4) Внесение корректиро-вок
5) Экологический анализ
5) Окончательное решение об инвестировании
5) Зарплата рабочих
5)Ремонт и развитие
7)Решение о принятии проекта
Из таблицы можно сделать вывод, что временной фактор играет важную роль на инвестиционном этапе. В прединвестиционном этапе фактор времени не столь значителен.
1.2 Виды инновационных проектов
Видов инновационных проектов существует огромное количество, так как каждый инновационный проект может обладать своей спецификой и отличительной характеристикой в разработке, в целях и задачах. Одной единой классификационной структуры не существует.
Инновационные проекты можно классифицировать по видам инноваций:
- технологические (в разных отраслях создаются новые технологии);
- организационные (в производстве создаются новые формы организации деятельности);
- продуктовые (появление новых товаров, услуг, работ);
- процессные (появление новых бизнесс процессов);
- экологические (улучшение окружающей среды или уменьшение негативных последствий);
- маркетинговые (появление новых маркетинговых методов).
По уровню научно-технической значимости выделяют [6] :
- Пионерный (создание новых конструкций, технологий, продуктов с новым функционалом);
- Модернизационный (модернизация отдельных технологий или конструкций, без изменения основы);
- Опережающий (когда продукт оснащен нигде ранее не использовавшимися технологиями);
- Новаторский (когда в продукте применяются изделия не типичные для него, но уже работающие в других типах конструкций).
Следующая группа инновационных проектов делится по масштабности выполняемых задач: моно-, мега- и мультипроекты [7] .
Мультипроект – комплексные работы для достижения сложной инновационной цели, выполняются координацион-ными подразделениями.
Монопроект – поставленная одна инновационная цель, в основном выполняются одной организацией, ограничение по срокам и финансам.
Мегапроект – многоцелевые программы, в составе которых могут присутствовать часть мультипроектов и сотня монопроектов.
По периоду реализации выделяют: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет).
По характеру инновационной деятельности: научно-технические, исследовательские, системного обновления предприятия и связанные с обновлением производственного аппарата. [8]
По уровню решения классифицируются проекты на: проекты отдельного предприятия, отраслевые, региональные, республиканские, международные.
По характеру целей – конечные и промежуточные.
Инновационные проекты делятся по разным аспектам и имеют обширную классификацию.
1.3 Управление инновационными проектами
Процесс по достижению целей и задач проекта с ограниченными временными, материальными, финансовыми и прочими ресурсами называется управлением проектами.
При достижении поставленной цели проекта необходимо пройти через основные этапы управления:
1. Инициация проекта. Разработка самой идеи возникновения проекта. Обоснование в необходимости осуществления проекта.
2. Планирование. На данном этапе разрабатывают план проекта. Рассчитывают стоимость, прорабатывают риски, ведется поиск работников, формируется команда проекта, планируют ресурсы и сроки, выделяют критерии успеха.
3. Исполнение. Начало выполнения работ по плану проекта, учет выполненных действий, развитие команды проекта, поиск поставщиков, заключение контрактов, контроль за качеством проекта.
4. Анализ. Проведение оценки стоимости, сроков, ресурсов и качества исполнения. Минимизация рисков.
5. Управление изменениями. Внесение в план проекта какие-либо изменения в целях, ресурсах, задачах.
6. Завершение. Закрытие проекта, подведение итогов, исполнение контрактов [9] .
Постановка инновационной цели проекта или формирование идеи выявляется с помощью творческих методов или методов выявления мнений. Сюда могут относиться мозговой штурм, анкетирование, интервью и прочее. То есть под самой идеей подразумевается придуманный план действий, который приведет к конечной цели проекта. На данном этапе уже разрабатывается первоначальный порядок действий. То есть идея то и есть суть проекта.
Для того чтобы определить ряд задач необходимо по мимо идеи проекта провести маркетинговые исследования. Благодаря данному исследованию можно выявить степень влияния будущего проекта на отрасль. В первую очередь необходимо выделить основную целевую группу потребителей, а именно для кого будет выгоден данный проект. Затем проводится анализ экономической выгоды проекта. Далее выявляется список потенциальных поставщиков, которые могут обеспечить проект необходимыми ресурсами. Также определяются все последующие сферы действия нового продукта, где возможно применение проекта. И наконец не стоит забывать о последствиях реализованного проекта, в том числе социальные и экономические последствия.
После формирования идеи проекта начинается этап планирования. Обычно план инновационного проекта оформляется в виде комплексной программы. Данная программа должна содержать ряд поставленных задач, которые последовательно связанны между собой, сбалансированы по времени и ресурсам с имеющимся набором ограничений. Простыми словами план – это набор указаний для участников кто и когда какую работу выполняет и какие ресурсы при этом использует.
Можно выделить стратегический и оперативный планы. Оперативный план показывает точные сроки выполнения работ и требуемые ресурсы разработанные на квартал или год, а вот стратегический отвечает за проработку рабочих этапов в длительной перспективе для достижения конечной цели.
Помимо оперативного и стратегического плана в проектной деятельности выделяют еще календарный, ресурсный и финансовый планы.
Календарный план составляется для того чтобы отметить продолжительность работ, то есть начало и конец выполнения, а так же резервы времени – определенный промежуток времени, который не повлияет на сдвиг планируемого конечного времени. Для согласования хода работ проводятся календарные расчеты, чтобы продумать более целесообразную последовательность действий.
Ресурсный план заключается в проработке ресурсного обеспечения проекта. На данном этапе проекта происходит подбор поставщиков и заключаются контракты на поставку необходимых материалов. Так же идет подбор персонала, который будет обеспечивать всю работу над проектом.
Стоимостное обеспечение проекта прорабатывается в финансовом плане. В данном плане отражаются все затраты на проект, общая сумма инвестиций и сведение денежных трат к минимуму. По календарным периодам подсчет затрат ведется в три этапа. Для начала суммируются все затраты и строится кривая денежных средств, длинной во весь период ведения инновационного проекта. По этой кривой находится самый оптимальный вариант разбивки финансовых затрат: выплаты либо в начальный период, либо на поздних сроках, а может быть и усредненный вариант. Может быть распределение по каждому виду работ, здесь могут быть использованы замедленный, ускоренный или нормальный способ использования финансов.
Планирование и координация проектов осуществляется посредством сетевого моделирования. Существует две подобные модели: PERT и CPM. PERT предназначен для масштабных и сложных проектов, так как возможно разработать график не зная точных данных по времени и ресурсам. СРМ это метод критического пути. Благодаря ему возможно выявить минимальные сроки завершения проекта.
Для определения последовательной связи работ строится графическая модель, основными элементами которой являются стрелки и кружки (работы и события) – название такой модели сетевой график.
Второй главный этап любого инновационного проекта это привлечение инвестиций. Финансовое планирование необходимая часть для осуществления любой проектной деятельности. Организация финансирование содержит несколько принципов [10] :
- Большое количество источников финансирования;
- Четкая обоснованность цели проекта;
- Использование широкого круга технологических и технических механизмов;
- Адаптивность при изменениях окружающей среды.
Задачи на которые направлено финансирование это: внедрение и создание новшества для любых сфер деятельности, развитие научно-технологического потенциала, создание выгодных условий для кадрового потенциала страны.
Основными источниками финансирования инновационных проектов могут послужить собственные средства предприятия, заемные средства либо привлеченные ресурсы, поступающие в порядке перераспределения.
Еще одним важным этапом при реализации инновационных проектов является выявление рисков и способы их минимизации. Риск представляет собой неблагополучный сценарий выполнений проектных мероприятий с последующим негативным развитием событий. Основные две величины измеряемые риском – это степень и мера риска (вероятность возникновения и цена).
Существует классификация групп и видов рисков, которые существенны для инновационных проектов они показаны в рисунке 1.2.
После выявления и анализа всех рисков инновационного проекта разрабатывают мероприятия по устранению данных рисков. Внедряются специальные экономически выгодные стратегии, целью которых является сокращение потенциальных издержек и увеличение выгоды.
Проектные риски в инновации
Рисунок 1.2. Классификация рисков в инновации
Самым последним этапом в управлении инновационным проектом является его закрытие. Основными этапами завершения проекта являются сдача проекта и закрытие контрактов. Если полученные результаты в ходе проекта будут соответствовать установленным заказчиком условиям или требованиям, которые прописаны в договоре, то можно говорить о сдаче инновационного проекта. Если проектом является готовый объект, то обязательно проводятся эксплуатационные испытания. Если испытания проходят успешно, то выдается протокол приемочной комиссии по готовым объектам. Когда закрывают договор или контракт, то обязательно проверятся паспортизация, финансовая отчетность и выполнения обязательств. Проводятся окончательные расчеты с исполнителями проекта. Вся документация передается заказчику для регистрации.
Завершенным считается проект, который выполнил все этапы реализации.
Инновационные проекты в современном мире становятся более необходимыми и восстребованными. Благодаря данным проектам реализуются масштабные и полезные разработки с использованием новейшего оборудования и технологии. Для успешной реализации таких проектов необходимо научится ими управлять. Для эффективной работы с данными проектами нанимают проектных руководителей, создаются специальные команды, которые разрабатывают и планируют проект особыми способами.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗОВАННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КРЫМСКОГО МОСТА
2.1 Резюме проекта по строительству крымского моста
О строительстве моста через Керченский пролив начали говорить больше 100 лет назад, тогда появлялись первые идеи по созданию данного проекта. Приступили же к созданию и воплощению проекта только после присоединения к России Крыма, так как до этого момента на полуостров чаще всего попадали через Украину. Но власти Украины после недавних неблагоприятных политических событий отказались от транспортного сообщения с полуостровом, а также запретили различные поставки, даже такие как вода и электроэнергия. Поэтому причины для реализации данного проекта можно назвать не только экономически выгодными, но и политическими, что подтверждается словами Михаила Блинкина (директора Института транспорта ВШЭ). Можно было бы вполне обойтись системой паромов, но данный тип транспорта является нерегулярным и долго ожидаемым по времени. В случае непогоды и вовсе запрещена данная переправа.
Основной целью проекта является обеспечение комфортного способа передвижения транспорта через Карченский пролив до 2020 г. с помощью постройки двух установленных рядом железнодорожного и автодорожного мостов общей длинной в 19 км за счёт средств федерального бюджета по Федеральной Целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года» без привлечения внебюджетного финансирования стоимостью в 211 851 575 730 рублей.
На основании ТЭО строительства транспортного перехода можно выделить основные задачи проекта:
- развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации;
- снятие инфраструктурных ограничений;
- использование современных технологий проектирования, строительства и эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры;
- развитие и повышение качества жизни населения в зоне тяготения проекта;
- освоение новых территорий с учетом улучшения транспортной доступности;
- повышение инвестиционной привлекательности и придание импульса развитию Республики Крым.
Данный проект является масштабным и инновационным, так как большинство технологий и материалов использованных в представленных работах уникальны в своей разработке и использовании.
Ожидаемыми результатами реализации данного проекта выступают: увеличение транспортной доступности Республики Крым, оптимизация транспортных расходов населения и бизнеса и как следствие — повышение инвестиционной привлекательности района тяготения проекта, создание новых рабочих мест, рост количества предприятий малого и среднего бизнеса в зоне тяготения планируемого объекта строительства, рост среднего уровня заработной платы, а также стабилизация численности постоянного населения Республики Крым.
Основными ограничениями данного проекта являются:
- финансовые ограничения, которые решаются с помощью сметной документации. В данном документе представлена и рассчитана стоимость по всем видам работ проекта.
- временные ограничения, которые устраняются с помощью составления календарного плана. В плане разработаны все этапы строительства моста от начала проекта до его завершения, задачей данного плана является не превышения сроков по реализации работ проекта.
- Ресурсные ограничения, которые устраняются с помощью ресурсного профиля или плана проекта. Ресурсы подразделяют на материальные и нематериальные. В ходе составления ресурсного плана, создается перечень необходимых материалов и сотрудников для реализации проекта.
Следующий важный пункт в уставе проекта это обозначения всех стейкхолдеров проекта. Основными стейкхолдерами проекта по строительству Крымского моста выступают организации, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Стейкхолдеры проекта «Крымский мост»
Участник проекта
Наименование организации
Полномочия
(является дочерней компанией «Стройгазмонтаж»)
Выполнение функций главного подрядчика по проектированию и строительству.
Управление (Росавтодора) федеральных автомобильных дорог
Осуществление функций заказчика по строительству моста на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 30.01.2015 № 118-р
ЗАО «Институт ГИПростроймост»
Выполнение работ по проектированию на основании заключенного договора с «СГМ»
Проектирование для установки судоходных проходов плавучих опор
Государственный научный центр Крыловский
Испытание модели моста в гидро- и аэродинамических условиях
Строительные работы автомобильного подхода к мосту
Борисовский завод имени В. А. Скляренко
Создание металлоконструкций, пролетных строений и построение арок
Проектирование и изготовление не стандартных металлоконструкций
Севастопольский морской завод
Создание плавучих опор для судоходных пролетов.
Изготовление дорожных и мостовых плит
Судостроительный завод «Залив»
Изготовление металлоконструкций автодорожной части пролётных строений
осуществление контроля качества строительства со стороны заказчика.
Крымская первая страховая компания
Из таблицы видно, что в этом проекте задействовано множество различных организаций, которые выполняют определенные задачи для достижения целей проекта. Каждая организация отвечает за свою работу по договору с главным подрядчиком «Стройгазмонтаж». В таблице перечислены не все стейкхолдеры проекта, а только ключевые. На самом деле над разработкой проекта трудилось более 30 подрядных организаций со всей страны, число людей в пиковые периоды разработки проектной документации превышало 800 человек.
Для реализации проекта необходимо провести SWOT-анализ, для выявления сильных и слабых сторон. Анализ проекта не может обходиться без данного метода оценки.
Таблица 2.2
SWOT-анализ проекта по строительству Крымского моста
Сильные стороны
Слабые стороны
- Бесплатная автомобильная дорога;
- Бесперебойное железнодорожное движение;
- Разгрузка паромной переправы;
- Туристическая и инвестиционная привлекательность проекта;
- Стабильный товарооборот;
- Быстрый и комфортный доступ на полуостров.
- Высокая стоимость проекта;
- Большие риски проекта, как во время строительства, так и после него;
- Большие эксплуатационные финансовые расходы;
- Негативное воздействие на флору и фауну региона.
Возможности
Угрозы
- Работа квалифицированных специалистов и рабочих;
- Привлечение иностранных специалистов, инноваций и технологий;
- Благоприятные погодные условия;
- Привлечение инвесторов;
- Большая база материально-технического обеспечения проекта;
- Создание престижа проекта и освещенность в СМИ.
- Неточные расчеты проекта;
- Нехватка бюджета проекта;
- Размытие свай и фундамента под мостом;
- Некачественное выполнение работ;
- Природно-климатические условия;
- Перебои в движении транспорта.
Из таблицы 2.2 можно сделать вывод, что у данного проекта сильные стороны и возможности послужили толчком к созданию и воплощению идей по постройке моста. Сложность проекта заключалась в нахождении денежных средств и грамотных специалистов, рабочих, которые смогли бы сделать верные расчеты для установки конструкций. Когда ресурсы были найдены, то проект начал обретать положительную характеристику для дальнейшей реализации.
Чтобы приступить к реализации проекта, необходимо сначала воссоздать иерархичную структуру этого проекта. Для этого строится WBS – декомпозиция проекта, которая изображается схематически и делится на определенные блоки задач, связанные между собой. Структура проекта Крымского моста находится в приложении 1. Из данной структуры видно, что проект можно разделить на 3 больших блока для удобства работы: это первоначальные экологические работы (очистка территории, получение разрешения на строительство, анализ окружающей среды и прочее), далее это постройка рабочего городка и мобильных заводов, для удобства работы с проектом, на заводах производят необходимые материалы в близи стройки, это гораздо удобнее, чем возить ресурсы с дальних городов, последний блок состоит непосредственно из этапов строительства моста.
2.2 Анализ команды проекта
Для осуществления проекта необходимо сформировать и организовать эффективную команду. В реализации проекта могут принимать участие достаточно большое количество организаций и специалистов. Данные организации выделяют в отдельные категории участников, но участники являются более обширным классом, нежели сама команда проекта. В команду проекта входят сотрудники или организации, которые работают над реализацией проекта и подчиняющиеся руководителю. Данная группа обычно создается на период выполнения проекта, а после завершения распускается.
Для выполнения проекта по строительству Крымского моста была сформирована единая команда во главе с руководителем проекта. Управление проектом осуществляет ООО «СГМ-Мост» во главе Островского Александра Владимировича. Данная дочерняя компания была создана в 2015 году для управления проектом.
Данную компанию создали с целью повышения прозрачности финансовых потоков на проект и для концентрации необходимых проекту ресурсов в единой структуре, это поможет основной компании «Стройгазмонтаж» вести другие бизнес проекты без пересечения.
Функциональные задачи «СГМ-Мост» заключаются в:
- Взятие ответственности за проектирование Крымского моста;
- Ведение эффективной работы команды по строительству моста;
- Нахождение и заключение договоров с субподрядчиками проекта;
- Заключение договоров с поставщиками качественных ресурсов;
- Контроль за расходованием ресурсов в течение реализации проекта;
- Обеспечение прозрачности потока финансовых ресурсов;
- Слежение за сроками по выполнению объема работ.
Следующий участник команды проекта – это главный проектировщик. Задачи главного проектировщика осуществляла компания ЗАО «Институт Гипростроймост» во главе с Рутманом Ильей Юрьевичем. Основными функциями, выполненными данной организацией являются:
- Генеральное проектирование;
- Проектирование основных конструкций (проектная и рабочая документация);
- Проектирование технологии сооружения;
- Проектирование СВСиУ (проектная и рабочая документация);
- Обеспечение соответствия проекта и технической документации стандартам, тех. условиям и другим нормативным документам по проектированию и строительству, а также заданию на их разработку.
- Координация принимаемых проектных решений.
В команду проекта входит следующая организация – ООО «СТГ-Эко». Это федеральный экологический оператор, специализирующийся на вопросах промышленной экологии. Данная компания вела экологическое сопровождение проекта. Основными функциональными задачами организации являлись:
- Разработка техзадания и материалов оценки воздействия на окружающую среду;
- Инженерно-экологические изыскания;
- Экологическая безопасность проекта;
- Экологический мониторинг;
- Контроль за состоянием окружающей среды;
- Расчет платы за негативное воздействие.
Роль испытателя в команде проекта исполнял ФГУП «Крыловский Государственный Научный Центр». Данный центр отвечал за моделирование и испытание модели моста в аэро- и гидродинамических испытаниях. Основные задачи, выполняемые данным центром, приведены ниже:
- Систематизация и анализ полученной в ходе испытаний информации;
- Работа с графическим материалом проекта;
- Работа с опытным оборудованием и стендом для исследований;
- Проектно-конструкторские разработки;
- Контроль за испытательными работами.
Пятым участником команды проекта можно выделить АО «Бзммк им. В.А. Скляренко». Данный завод произвел наибольшее количество работ по производству металлических конструкций, необходимые для строительства моста. Борисовский завод мостовых металлоконструкций имени В. А. Скляренко изготовил пролетные строения как для автомобильной, так и для железнодорожной частей мостового сооружения. Общий объем работы Борисовского завода – более 15 тысяч тонн металлоконструкций.
Заключительным участником команды проекта является компания «Воронежстальмост». Данная компания приложила много усилий для создания металлоконструкций арок и пролетных строений. Именно разработки данной компании послужили отличным результатом для финальной конструкции двух мостовых арок.
Формирование команды по строительству моста носит проблемно-ориентированный подход. То есть через решение проблем. Данный подход предполагает серию заранее спланированных встреч участников команды проекта, для решения возникших в ходе проекта проблем для достижения поставленных задач.
Рисунок 2.2. Алгоритм формирования команды проекта
Главная цель формирования команды — самостоятельное управление и преодоление своих проблем. Этот процесс может не реализовываться сразу же, а в течение длительного времени.
В ходе совместной работы определяются самые важные командные проблемы, и группа может достичь нового равновесного состояния, которое устанавливает более высокий уровень личного участия и общекомандного климата. Как формировалась команда проекта показано на рисунке 2.2 алгоритма по формированию команды.
Следующим важным этапом при разработке проекта является создание матрицы ответсвенности участников команды проекта. Данная матрица показывает ответственность участников на каждом этапе работ – какую роль выполняет тот или иной член команды на определенном этапе. Разделяют участников на 4 основных роли:
- О – ответственный (тот, кто отвечает за результат работы на текущем этапе, он может быть только один);
- И – исполнитель (человек, который выполняет важную работу связанную с данным этапом);
- К – консультант (человек, который может оказывать профессиональную консультацию на вопросы или ведет контроль качества);
- Н – наблюдатель ( участник, который не несет ответственности за текущий этап, может помогать в ходе решения задач проекта).
Матрица ответственности по проекту постройке крымского моста представлена в таблице 2.3. Здесь выделенны только основные этапы реализации проекта, они были сокращены и объединены с целью удобства анализа и расчетов вданной работе. Данный список работ будет использоваться в дальнейшем, для анализа всех этапов проекта. Полная версия со всеми операциями представлена в приложении 1.
Таблица 2.3.
Матрица ответственности по проекту строительства Крымского моста
Источник https://360tv.ru/news/tekst/krymskij-most-economic/
Источник https://pasmi.ru/archive/210424/
Источник https://www.evkova.org/kursovye-raboty/analiz-realizovannyih-innovatsionnyih-proektov-proekta-po-stroitelstvu-kryimskogo-mosta
Источник