Внеплановые проверки в году. Бизнес под колпаком. Критерия отнесения к субъектам малого бизнеса
В России установлен трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. При этом процедуру проведения внеплановых проверок ужесточили. В то же время чиновники указывают — недовольство предпринимателей не всегда обоснованно: зачастую они грубо нарушают закон. Стало ли легче субъектам бизнеса и как работают в новых условиях контролирующие органы, выяснил корреспондент «РГ».
Задание на каникулы
Трехлетние «надзорные» каникулы стартовали 1 января 2016 года. Внесенные в закон № 294-ФЗ поправки запретили проведение плановых проверок в отношении предприятий с годовой выручкой менее 800 миллионов рублей и штатом до 100 сотрудников. Исключения есть — не оставлять же бизнес совсем без надзора. Так, освобождение не коснулось медицинских и образовательных организаций, компаний, работающих в сфере соцобслуживания. Закон касается лишь предприятий, которые за последние три года не лишались лицензии, где не были дисквалифицированы руководители и которые не подпадали под административное приостановление деятельности. По-прежнему разрешены проверки бизнеса, работающего с бюджетными средствами. Не попали под мораторий налоговые ревизии.
Прошел год, и в регионах начали подводить первые итоги. Так, в Орловской области нарушений со стороны контролирующих органов стало чуть меньше. Это отметил в своем годовом докладе региональный бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин. По его словам, качество работы инспекторов повысилось, количество жалоб на них немного сократилось. В целом нагрузка на бизнес снизилась.
Первый шаг был сделан несколько лет назад, когда контролирующие органы обязали согласовывать проверки с прокуратурой. Реестр публикуется в государственной информационной системе. Обнаружив себя в списке, предприниматель может потребовать исключения из плана. Мораторий не отменил внеплановые инспекции, но они тоже требуют согласования. Именно их бизнес считает основным инструментом давления. Впрочем, ситуация меняется.
Сокращению количества незаконных проверок и снижению административного давления на бизнес способствовала принципиальная позиция прокуроров, — считает Евгений Лыкин. — В 2016 году в прокуратуру области поступило 155 заявлений от органов государственного и муниципального контроля о согласовании внеплановых проверок юридических лиц и ИП. В 84 случаях им было отказано.
То есть отклонено было свыше 54 процентов заявок. Это говорит о том, что желание «кошмарить» бизнес не пропало. Около 70 процентов заявок предполагали проверки малых предприятий. Возможно, инспекторы пытались нащупать брешь. Исключение составили органы муниципального контроля. Они «успокоились» и за прошедший год подали всего две заявки на внеплановые проверки, да и те были отклонены.
Однако факты необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей все еще имеются, — продолжает Евгений Лыкин. — Оценка работы контролирующих органов свидетельствует о том, что при отсутствии строгого соблюдения закона рождаются серьезные риски. Они создают угрозу закрытия предприятий.
Маленькие хитрости
Инспекторы ищут обходные пути. Например, появилась такая практика. Возбуждают административное производство по подозрению в совершении правонарушения. И в его рамках, по сути, проводят внеплановую проверку. Административное расследование — это маскировка. Но доказать, что под видом одного делается другое, тяжело. Мораторий не освобождает от ответственности. В такую ловушку попала предпринимательница из Орла. Она арендовала помещение в центре города и открыла парикмахерскую. Однажды к ней пришли сотрудники Росреестра, но не с проверкой предприятия, это было бы незаконно. Провели административное обследование участка, на котором стоит здание. Составили протокол — дескать, земля предназначена для обслуживания жилого дома, а не парикмахерской. Проверки не было, а штраф наложили, да еще и непонятно за что.
Постановление Росреестра после проверки по обращению предпринимательницы было опротестовано природоохранной прокуратурой и полностью отменено, — рассказал Евгений Лыкин. — Оно было признано незаконным, поскольку ИП не совершала правонарушения.
В Мценске полиция возбудила уголовное дело о незаконном предпринимательстве. Оперативники пришли на завод и временно парализовали его работу. Их заинтересовали печи, которые якобы кто-то использовал для незаконного бизнеса. Незаконными же прокуратура признала действия полицейских. Как пояснили в ведомстве, «произошла подмена следственного действия «осмотр места происшествия» следственным действием «обыск».
Около 70 процентов заявок от контролеров предполагали проверки малых предприятий
Подмена понятий — один из самых больших рисков для бизнеса. Уголовное дело возбуждается по факту, а не в отношении конкретного человека. Далее у фирмы или ИП изымают компьютер и бухгалтерию, блокируют счета — на период расследования. Но оно способно длиться месяцами. Предприятие не может нормально работать. Даже зарплату не выдашь, потому что счетами пользоваться нельзя. Три месяца спустя на директора вполне можно заводить дело за невыплату зарплаты. Хотя что он мог сделать, когда у него все изъяли? Это порождает коррупционные риски. Возвращение изъятых документов, техники и разблокировка счетов может стать предметом сомнительного торга. Что делать ИП в такой ситуации? Закон его вроде защищает, а вроде и нет.
Однако и проверяющие оказались в непростых условиях. Инспекции и ревизии стали одним из инструментов грязной конкурентной борьбы. Дело не в том, что надзорные органы будто бы кому-то помогают расправиться с соперником. Просто некоторые пытаются сводить счеты чужими руками. Например, был случай, когда пациент пожаловался на работу частного стоматологического кабинета — зубы плохо вылечили, болят. Внеплановую проверку разрешили, ведь речь шла о здоровье человека. Поползли слухи. Горожане стали обходить кабинет стороной. В ходе проверки возникло подозрение, что придирчивого пациента подослал конкурент. Доказать это не удалось. Но, даже если бы удалось, наказание никто не понес бы. От такого риска пока не защищает ни один закон. А экспертиза показала, что обвинения были надуманны.
Сами виноваты
Бизнес все чаще оспаривает постановления и предписания в суде. Контролирующим органам приходится отвлекаться на тяжбы и доказывать, что права предпринимателя они не нарушили. Так, владелец продуктового магазина оспорил штраф, наложенный Россельхознадзором за продажу колбасы без маркировки и сопроводительной документации. Заявил, что ведомство превысило полномочия и присвоило себе функции… Роспотребнадзора.
Пришлось доказывать, что колбасные изделия проверялись в части эпизоотического благополучия, а это наша сфера деятельности, — рассказал замглавы ТУ Россельхознадзора Лев Лейзеров. — Без маркировки с датой изготовления невозможно сличить продукцию с ветеринарными сопроводительными документами и подтвердить ее эпизоотическое благополучие.
Предприниматель настаивал на том, что его наказали за нарушение правил торговли, а это действительно сфера деятельности Роспотребнадзора. Но суд отказал ему в иске и признал действия инспекторов законными. На выяснение отношений уходят и время, и силы. Суть «надзорных каникул» как раз и заключается в том, чтобы создать риск-ориентированную модель организации проверок. Она заработает по окончании моратория в 2018 году, хотя на местах внедрение уже началось.
У нас сформирован реестр субъектов надзора по классам потенциального риска причинения вреда здоровью населения, — отметил врио главы управления Роспотребнадзора Александр Румянцев. — Внедрение этой модели уже позволило снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.
Предполагается, что модель избавит от проверок, а значит, и от бюрократических проволочек те сферы бизнеса, которые можно оставить без строгого надзора, где риск возникновения опасных последствий невелик. Уже сейчас, как заверил Александр Румянцев, за впервые совершенное правонарушение предпринимателя предупреждают, а не карают штрафом. Однако есть и обратные примеры. Требования к бизнесу настолько разнообразны, многочисленны и противоречивы, что придраться можно к чему угодно.
Так, в Орле только суд спас от разорения владельца небольшого кафе. Сотрудники миграционной службы нашли официантку — вынужденную переселенку с Украины, у которой не было патента на работу в нашей стране. Предпринимателя оштрафовали на 250 тысяч рублей. Для него это большая сумма, которую он не мог «вытащить» из оборота. В суде ИП доказал, что наказание несоразмерно нарушению. Вину он и не отрицал. Штраф заменили на предупреждение. Но предупредить могли и проверяющие.
При назначении наказаний в большинстве случаев не учитываются цели, задачи и правила привлечения к административной ответственности, — считает Евгений Лыкин. — Факторы малозначительности и возможности освобождения от ответственности даже не рассматриваются, а предпочтение отдается безусловному назначению штрафа.
По его словам, от этого, как ни странно, теряет казна. Практика показывает, что надзорные органы судятся до последнего. Если они проиграли процесс предпринимателю в первой инстанции, обязательно обжалуют решение в апелляции, потом — в кассации. Доходят и до Верховного суда. На тяжбы тратят бюджетные средства, порой гораздо большие суммы, чем величины штрафов, за которые судятся.
Решения в интересах предпринимателей в подавляющем большинстве случаев остаются в силе, поэтому можно с полным правом говорить о необоснованном расходовании государственных ресурсов, — добавляет Евгений Лыкин. — Учитывая длительность процедуры оспаривания, работа предпринимателей в отдельных случаях парализуется на год и более.
Бизнес жалуется, что его «душат», но массово нарушает закон. В прошлом году было проведено 9049 проверок — почти на две тысячи меньше, чем годом ранее. В результате 4519 должностных и 996 юридических лиц были привлечены к ответственности. К слову, в этом году многие ведомства начали проводить для предпринимателей дни открытых дверей и «круглые столы», организовали горячие телефонные линии, публичные отчеты. Возможно, это поможет наладить диалог.
В 2016 году при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратура Орловской области нашла 867 нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечено 273 должностных лица, к административной — 48. В суд направлено 18 заявлений, семь должностных лиц предостережено о недопустимости нарушений закона. Кроме того, по материалам прокурорских проверок было возбуждено три уголовных дела.
Деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов. О том, какие проверки запланированы в Вашей компании, узнайте на сайте proverki.gov.ru. Однако стоит помнить, что внеплановая проверка может произойти когда угодно, тем более что с 2017 года для этого появятся новые основания.
Восемь основных изменений
Уведомление о плановой проверке с 1 января 2017 года контролеры направят компании по электронной почте (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ). Но только если компания предоставит электронный адрес или укажет его в ЕГРЮЛ. Рассмотрим другие поправки.
1. Ввели мораторий на проверки.
Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Льгота не действует, если за последние три года:
- компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
- приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя;
- аннулировали или приостанавливали действие лицензии.
Еще мораторий не распространяется на компании из сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, экологической, радиационной и атомной безопасности, социальной сферы (ст. 8.1 и 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
2. Потребуют меньше документов.
С 1 июля 2016 года на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРГ1 и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. С 1 января 2017 года у компаний не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8,9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
3. Будут меньше штрафовать.
С 4 июля 2016 года малый и средний бизнес не будут штрафовать за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Вместо штрафа вынесут предупреждение. Льгота не действует для ряда нарушений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 31б-ФЗ):
- непредставление сведений в ФАС России;
- подделка документов и печатей;
- недобросовестная конкуренция;
- неповиновение сотрудникам полиции.
4. Начнут предупреждать компании.
С 1 января 2017 года надзорные органы начнут агитировать компании соблюдать обязательные требования. Например, ФАС России — по размещению рекламы, Росалкогольрегулирование — по лицензиям. Госорганы разместят на сайтах методички по соблюдению правил, проведут семинары и конференции, напечатают разъяснения в СМИ. Будут собирать информацию и обращения граждан о нарушениях со стороны бизнеса. Если обнаружат, что компания допускает нарушения, ее руководителю вынесут предупреждение. Правда, это касается компаний, которых ранее не привлекали к ответственности за нарушения (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).
5. Появятся новые основания для проверки.
Законодатели утвердят «индикаторы риска нарушений обязательных требований». Если индикаторы будут отклоняться от нормативов, то это повод для внеплановой проверки. Таким индикатором, например, может быть частота поступления жалоб на действия компании. Если по данному параметру бизнес превысит определенный процент, его проверят. Еще законодатели прояснили ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки. В течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).
6. Появятся новые виды проверок — без взаимодействия с компанией.
С 1 января 2017 года появятся проверки, при которых контролеры вправе не общаться с директором и представителями компании. К таким проверкам относятся:
- рейдовые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств;
- обследование земельных объектов;
- измерение параметров воздуха, вод, почвы;
- измерение параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- контроль за распространением рекламы;
- другие мероприятия по контролю.
По итогам проверки компании вправе выдать предупреждение о недопустимости нарушений. Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).
При проверке контролеры будут использовать проверочные листы, которые сами и разработают. Проверочный лист включает контрольные вопросы, ответы на которые показывают, соблюдает ли компания законы. Если контролеры будут применять проверочные листы, они обязаны приложить их к акту проверки. Добавлю, что пока проверочные листы не утверждены.
8. Начнут применять риск-ориентированный подход на проверках.
Нововведение действует С 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Компанию отнесут к определенной категории риска, и это повлияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освободят от плановых проверок. Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом будут учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности. Компания может узнать, какую категорию риска ей присвоили, направив запрос в надзорный орган. Информацию предоставят в течение 15 рабочих дней. Предприятие может попросить изменить категорию. Надо написать заявление и представить необходимые документы.
С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют:
- Государственная противопожарная служба МЧС России;
- Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;
- Роскомнадзор.
Изменения в проверках отдельных органов
Законодатели приняли поправки, которые следует учесть, чтобы пройти проверку. Напомню, что любой контрольно-надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку при следующих нарушениях:
- неисполнение ранее выданного предписания;
- жалоба физлица или компании (работника, конкурента, недовольного клиента);
- угроза жизни и здоровью людей и окружающей среде;
- грубое нарушение законодательства.
1. Государственная противопожарная служба МЧС России
Служба проверяет соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и строениях, принадлежащих компании на праве собственности или аренды. Периодичность проверок:
- через три года с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства;
Изменения-2016. С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).
За нарушение требования директора оштрафуют на 15-20 тыс. руб., а компанию — на 150- 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). С 3 сентября 2016 года пожарный надзор начал применять риск-ориентированный подход (за основу они возьмут классы пожарной опасности). Компании с высоким риском проверят раз в 3 года, со значительным риском — раз в 4 года, со средним риском — раз в 7 лет, с умеренным риском — раз в 10 лет. Компании с низким риском проверке не подлежат (п. 21 постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).
Как подготовиться. Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания и т. п. Если в помещении находится 50 и более человек, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.
2. Федеральная служба по труду и занятости
Роструд проверяет оформление трудовых отношений, выплату зарплаты, соблюдение гарантий работников. Периодичность проверок:
- через три года с даты государственной регистрации компании;
- через три года с даты последней проверки.
Изменения-2016. Налоговики организовали горячую линию для жалоб работников на «серую» зарплату. Осенью начнут вести пропаганду среди сотрудников российских компаний. Еще контролеры проводят комиссии с участием инспекторов Роструда. А поводов для проверок стало больше. Так, с 3 октября задержка и неполная выплата зарплаты обойдется директору в 10-20 тыс. руб. вместо 1-5 тыс. руб. За повторное нарушение директора дисквалифицируют на 1-3 года (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Пени за просрочку выплат посчитают исходя из 1/150 ключевой ставки вместо 1/300 (ст. 236 ТК РФ). Еще стоит помнить, что 1 июля 2016 года МРОТ повысили с 6204 до 7500 руб.
Как подготовиться. Проверьте, не ниже ли новых лимитов зарплата Ваших сотрудников. Оклады должны быть увеличены с 1 июля 2016 года. Уточните у директора по персоналу, в какие даты Ваша компания платит зарплату. С 3 октября 2016 года платить нужно в течение 15 дней после окончания месяца. Поручите отделу кадров привести трудовые договоры в со-ответствие с новыми нормами.
3. Лицензирующие органы
Проверку проводит орган, который выдал лицензию. Так, это могут быть Росалкогольрегулирование, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минстрой и т. д. Периодичность проверок:
- через год после получения или переоформления лицензии;
- через три года с даты предыдущей проверки.
Изменения-2016. С 3 августа 2016 года появился новый вид лицензии на алкоголь. Производство вина и шампанского в России обойдется в 65 тыс. руб., лицензия на остальной алкоголь по-прежнему стоит 800 тыс. руб. В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафа за деятельность без лицензии. Для директора он вырастет в 10 раз: с 4-5 тыс. до 40-50 тыс. руб.
С 31 января 2017 года появится новый вид проверок. Это контроль за использованием технологического оборудования для производства этилового спирта.
Как подготовиться. Проверьте срок действия лицензии. Убедитесь, что на момент оплаты госпошлины налоги были уплачены. Если у компании есть долги по налогам, то в продлении лицензии откажут, госпошлину не вернут. Если было предписание — исполните его.
Служба контролирует, соблюдает ли компания санитарно-эпидемиологические требования, правила торговли и права потребителей. Периодичность проверок:
- два и более раза в год — для компаний сферы здравоохранения и социальных услуг;
- раз в три года — для остальных организаций.
Изменения-2016. С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц. » дополнили статьей 16.1 «Контрольная закупка». Контролеры организуют искусственную сделку по приобретению товаров, работ или услуг. Предупреждать о проверке компанию не будут. Сделку зафиксируют на фото- и видеокамеру или привлекут двух свидетелей. По окончании мероприятия составят акт, один экземпляр отдадут директору. Информацию о закупке занесут в единый реестр проверки. За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).
Второе нововведение касается жалоб потребителей. Внеплановая проверка компании по жалобе потребителя будет возможна, если выполнены два условия. Клиент, чьи права нарушили:
- обратился с жалобой к самой компании, но там его требования проигнорировали;
- в жалобе Роспотребнадзору указал все свои данные (анонимную жалобу госорган рассматривать не будет).
Как подготовиться. Проверьте, соответствует ли Ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Удостоверьтесь, что в описании товара есть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы. В договоре с покупателем не должно быть «навязывающих» условий. Например, когда при покупке услуги нужно за что-то доплатить или приобрести дополнительный товар. Проведите работу со службой, которая отвечает на жалобы клиентов. Поручите им реагировать на все письма покупателей. Объясните, что в противном случае в компанию могут прийти проверяющие, что, вероятно, обернется штрафами. Введите для сервисных сотрудников соответствующий KPI.
Надзорный орган проверяет строительные и промышленные объекты на соблюдение требований экологической, технологической и атомной безопасности. Периодичность проверок:
- раз в год — для владельцев объектов I и II классов опасности;
- раз в три года — для владельцев объектов III класса опасности;
- по окончании строительства — для застройщиков.
Изменения-2016. С 1 января 2016 года на производственных объектах I и II классов опасности не могут работать сотрудники по договору заемного труда (приказ Минтруда России № 858н и Ростехнадзора № 455 от 11.11.2015). С 1 сентября 2016 года к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства, а также сети газораспределения и газопотребления, которые работают под сниженным давлением (Федеральный закон от 02.Об.2016 № 170-ФЗ). С 6 сентября 2016 года перечень опасных объектов дополнили пассажирскими конвейерами (движущиеся пешеходные дорожки). Владельцы опасных объектов, оборудованных системами видеонаблюдения, обязаны хранить видео- и фотоматериалы. А в случае аварии — пе-редать их комиссии по техрасследованию.
Как подготовиться. Проверьте проектную, разрешительную документацию. Ростехнадзор регулярно обновляет требования к промышленным и строительным объектам. Поручите сотрудникам отслеживать изменения. Обеспечьте хранение фото- и видеоматериалов.
Как оттянуть время, если к Вам внезапно нагрянули с проверкой
- Попросите проверяющих предъявить служебные удостоверения.
- Перепишите все данные из удостоверений.
- Поручите охране задержать проверяющих и попросить их собственноручно зафиксировать дату, время, цель и основание своего визита.
- Поинтересуйтесь, не устали ли контролеры с дороги, предложите им чай, кофе.
- Потребуйте копию приказа руководителя надзорного органа о назначении проверки.
- Попросите контролеров ознакомить Вас с административным регламентом проведения проверок, внимательно изучите его.
- Попросите номер телефона начальника надзорного органа. Позвоните ему, чтобы выяснить, действительно ли этих инспекторов направили в Вашу организацию.
Предупрежден, значит вооружен. Данная прописная истина сегодня актуальна для бизнесменов и предпринимателей. Можно ли выяснить ждать ли предприятиям налоговую проверку в ближайшее время легко выяснить, ознакомившись с нашей публикацией.
Суть законопроекта о моратории проверок
Одной из основных функций налоговой службы, закрепленная законом, является контроль над правильным исчислением налогов, их уплатой в бюджет страны, а также правильность соблюдения предприятием налогового учета.
Другими словами, цель прийти и найти: неточности, нарушения в грубой форме, либо систематическое (вероятное) применение схем уклонения от уплаты налога в полном объеме и занижение соответствующей налогооблагаемой базы.
Правительство РФ для снятия нагрузки и распределения трудовых ресурсов малых предприятий приняло закон от 13.07.2015 № 246 ФЗ, где закреплено освобождение от проверок налоговиками форм и ИП. Закон вводит в действие период до 31.12.2020 года, в котором для представителей малого бизнеса действуют надзорные каникулы.
Как работает закон? Дело в том, что при формировании ежегодного плана по проверкам определенные компании и предприниматели исключаются из списка к обязательной проверке. К примеру, для предприятий, которые ведут сезонную деятельность, можно будет не отвлекаться на запросы проверяющих в процессе максимальной нагрузки на производство (сельское хозяйство, сезонные услуги или работы).
На кого распространяется действие моратория
Освобождение от налоговых проверок коснется малого бизнеса. К ним относится ряд бизнесменов, у которых наличествуют следующие признаки:
- Величина выручки от реализации;
- Участие (доля) иных фирм в компании;
- Численность персонала, который трудится у бизнесмена.
В отношении закона о моратории ключевой показатель выручка микропредприятий. На сегодняшний день она составляет 120 млн. рублей. То есть, с 2015 года годовая выручка микро фирмы не пересекает данный предел. И в данном случае, в течение трех лет норматив №246 ФЗ (до конца 2020 года) запрещает органам госконтроля (роспотребнадзор, трудовая комиссия, пожарная инспекция, миграционные службы) планово проверять бизнесменов. Период и виды государственных служб, которые не могут осуществлять плановые проверки предпринимателей и компаний имеет свои особенности. Мораторий не носит абсолютно исключающий характер. А именно, нормативом закона от 26.12.2008 года № 294 ФЗ предусмотрены исключения.
Сохраняет право на все виды проверок налоговая структура. Кроме того у фирмы не должно быть налоговых нарушений, зафиксированных инспекторами:
- Приостановка экономической деятельности;
- Аннулирование лицензий на отдельные виды хозяйствования;
- Иных административных взысканий.
Если данные нарушения имели место в истории предприятия, то налоговых инспекторов им не избежать.
Кому следует ждать налоговую проверку
В действующем законе 294 ФЗ по мораторию для отдельных видов предприятий и видов экономической деятельности право на проверки также сохраняется. Так, структуры здравоохранения, образования, сферы социальных услуг населению. Также, планово будут и дальше проверять энергетиков, систему теплоснабжения. Не коснется мораторий работы полицейских, оперативно-розыскных мероприятий, страховых и банковских сфер.
Серьезным основанием для посещения компаний послужит информация о нарушении трудовых прав сотрудников. Если работодатель нарушает права персонала в отношении трудовых документов, выплаты зарплаты, соблюдения норм труда и условий безопасности трудящихся.
Важно! По основным нормам за нарушение трудового права работодатель несет финансовую ответственность в виде штрафа от 1000 до 5000 рублей.
Проверку внеплановую может инициировать случай причинения вреда окружающей среде, при угрозе жизни мирных граждан, культурному наследию страны (памятникам, архитектурным объектам).
Из всего можно заключить, что, как и прежде налогоплательщики обязаны соблюдать действующие нормы законодательства, избегая внимания проверяющих.
Ключевые риски в случае налоговой проверки
В отношении работы ФНС следует помнить о том, что под ее контроль попадают страховые взносы, направленные на пенсионное, медицинское, социальное страхование. В этой части начисления, а также своевременная уплата налогов контролируется ежемесячно.
Кроме того, кардинальные изменения в отчетности по формированию сведений о налоге с доходов физических лиц привели к тому, что ФНС отслеживает сроки исполнения обязательств налоговых агентов. В случае нарушений (опоздание с оплатой налогов, сдачей декларации) к фирмам применяются жесткие санкции. За каждое нарушение предусмотрен штраф 20% от суммы недоплаты. Если отчет сдан позже установленного срока, то минимальный штраф в размере 1000 рублей это не предел. За опоздание служащие ФНС наделены правом приостановить работу компании, заблокировать расчетные счета. В отношении отчетов по доходам физических лиц (6-НДФЛ) ФНС ведет камеральные проверки микрофирм и ИП, имеющих сотрудников.
В части проверки налога на добавленную стоимость ужесточение контроля посредством изменений законодательства в отношении экспортного НДС произошли уже в октябре 2017 года.
Важно! Кроме штрафов, за каждый день опоздания поступления налогов в бюджет взимается пени.
Ужесточение внеплановых проверок
В случае, если остались сомнения предпринимателей в отношении того, нагрянет ли проверка, стоит провести ряд некоторых мероприятий в компании. Это может быть:
- Ревизия контрагентов на предмет надежности;
- Тестирование и переквалификация бухгалтерского и кадрового персонала;
- Свериться с бюджетом на выявление задолженности по налогам и сборам;
- Осуществить инвентаризацию ТМЦ, первичной документации по отдельным сделкам.
В частности, главный бухгалтер может составить инструкцию, содержащую порядок принятия к учету первички (счетов-фактур, товарных и транспортных документов), а также способ их проверки. Обратить внимание штатных бухгалтеров на обязательные реквизиты: ИНН контрагента, адрес фирмы поставщика, ставки налогов или акцизов (правильно ли подсчитаны), подписи и расшифровки ФИО ответственных лиц.
Не помешает ознакомиться с всероссийским реестром проверок на сайте: https://proverki.gov.ru . Если компания считает, что попала в поле зрения проверяющих без оснований, то об этом следует сообщить проверяющим службам, уведомить об обстоятельствах письменно. Ответ на заявление приходит фирмам в течение 13 дней. В случае положительного решения компания будет исключена из реестра обязательных проверок.
Распространенные вопросы
Вопрос 1 : Компания предоставила декларацию более трех месяцев назад. Инспектор ФНС прислал запрос на предоставление документов для проведения камеральной проверки. Законно ли это требование?
Налоговым нормативом, упомянутым п. 2 ст. 88НК предусмотрен срок проведения камеральной проверки КНП три месяца с момента предоставления соответствующего отчета (декларации). Действия в рамках проверки осуществляются по документам, которые инспекторы получают от налогоплательщика. Дополнительно в п. 6 ст. 101НК фискалы наделены правом запросить в ходе КНП любые документы для выявления нарушений, либо завершения самой проверки и составления итоговых результатов.
Вопрос 2 : Что предпринять бухгалтеру компании, у которого сотрудники ФНС запросили оригиналы по факту проведения проверки?
Законное требование налоговиков о предоставлении документации установлено порядком п. 2 ст. 93НК, где говорится, что фирма должна подготовить и передать в распоряжение ФНС заверенные копии всех документов.
Мораторий на проверки малого бизнеса действует в случае, если компания не допускает нарушений. Но для некоторых видов деятельности мораторий на проведение проверок малого бизнеса не действует.
Компании, которые закон относит к субъектам малого предпринимательства , фактически освободили от плановых проверок со стороны различных ведомств. Мораторий на проверки малого бизнеса ввели с 1 января 2016 года. С этой даты малые предприятия в плановом порядке не проверяют. Действие моратория на проведение проверок малого бизнеса продлится до конца 2018 года. Но ограничение распространяется только на плановые проверки. Также если в компании обнаружат нарушения, ее включат в план. Кроме того, в ряде случаев мораторий на проверки малого бизнеса по закону не действует.
Мораторий на проверки малого бизнеса ввели для поддержки компаний
К компаниям малого бизнеса относят юридические лица и индивидуальных предпринимателей, у которых:
- в штате до 100 человек включительно;
- объем прибыли за прошедший отчетный год не превысил 800 млн руб ();
- иные лица обладают долей участия в ООО не более 25%, если это госструктура или религиозная организация, и 49%, если это частные компании, которые не являются субъектами малого бизнеса.
В отношении таких субъектов бизнеса с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводят плановые проверки тех или иных ведомств ( Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). С одной стороны, мораторий на проверки малого бизнеса ввели, чтобы поддержать его развитие. Постоянное вмешательство со стороны различных структур может создавать препятствия нормальной деятельности компании. С другой стороны, так реализуют риск-ориентированный подход . Контролеры будут посещать те организации, о которых есть сведения, побуждающие к проверке.
Мораторий на проверки малого бизнеса действует в отношении большинства таких компаний
Согласно статье 26.1 закона 294-ФЗ мораторий на проверки малого бизнеса в 2017 году действует в отношении юридических лиц и ИП, которые подпадают под критерии малого бизнеса (см. Действие моратория на проверки малого бизнеса в 2018 году также продлится.
Если на малое предприятие пришли с плановой проверкой, контролеры обязан разъяснить представителям компании содержание ст. 26.1 закона 294-ФЗ. При условии, что для плановой проверки нет оснований, а предприятие относится к субъектам малого бизнеса, проведение мероприятия прекратят и составят акт (ч. 5. ст. 26.1 закона 294-ФЗ). Представители ведомства не могут нарушать требования закона и проводить проверку, если соблюдаются данные условия. Итоги такой проверки признают недействительными (ч. 7 ст. 26.1 закона 294-ФЗ).
Однако не все малые предприятия освободили от плановых проверок.
Мораторий на проверки малого бизнеса по закону не касается некоторых видов деятельности
Существуют исключения, когда мораторий на плановые проверки малого бизнеса не действует. в первую очередь, если вид деятельности индивидуального предпринимателя или юрлица входит в список, который утверждает Правительство РФ (ч. 9 ст. 9 закона № 294-ФЗ). В частности, это деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики и т. п.
Мораторий на проведение проверок малого бизнеса не распространяется на нарушителей
Если станет известно, что в компании есть нарушения, соответствующее ведомство проведет внеплановую проверку. Если нарушение подтвердят, в отношении организации вынесут постановление об административной наказании. В течение следующих трех лет компанию могут включить в план. В таком случае мораторий на проведение проверок малого бизнеса действовать не будет (ч. 2. ст. 26.1 закона 294-ФЗ).
На мораторий на проверки малого бизнеса можно сослаться при оспаривании, если компанию включили в план
Субъект малого бизнеса могут внести в план проверок по ошибке или на основании устаревших данных. Если это произошло, компания вправе оспорить решение контролеров. Для этого нужно направить заявление в соответствующий госорган. В заявлении следует сослаться на действие моратория на плановые проверки малого бизнеса. Заявитель должен подчеркнуть, что компанию собираются проверять в нарушение положений закона. О том, как оформлять заявление, в каком порядке подавать и какие документы потребуются, определяет Правительство РФ (ч. 3 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ).
Действие моратория на проверки малого бизнеса в 2018 году будут учитывать при составлении плана
Ведомства ежегодно составляют план проверок. Поскольку действует мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году, компанию освободят от вмешательства контролеров, если в отношении нее не будет данных согласно ч. 2 ст. 26.1 закона 294-ФЗ. При разработке плана каждое ведомство получает информацию от других в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Контролеры обязаны проверить поступившие сведения (ч. 4 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ).
Независимо от введения моратория на проверки малого бизнеса ряд ведомств продолжит регулярно проверять все малые предприятия в плановом порядке (ч. 6 ст. 26.1 закона 294-ФЗ).
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.
Запрет на проверки до 2019 года
В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.
На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.
Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.
Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?
Закон о продлении моратория на 2019 год
Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.
Проверки бизнеса: основные виды, контролирующие органы и порядок проведения
Что такое проверки бизнеса? Какие виды проверок бизнеса существуют? Какие организации осуществляют проверки бизнеса? Что такое мораторий на проверки малого бизнеса? Каких нововведений ждать в проверках бизнеса в 2018 году? Как вести себя предпринимателю при проведении проверок?
Генератор Продаж
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое проверки бизнеса
- Какие виды проверок бизнеса существуют
- Какие организации осуществляют проверки бизнеса
- Что такое мораторий на проверки малого бизнеса
- Каких нововведений ждать в проверках бизнеса в 2018 году
- Как вести себя предпринимателю при проведении проверок
О том, чтобы начать собственное дело, задумываются многие, но масса потенциальных предпринимателей отказывается от этой идеи. Немалую роль играют в этом проверки бизнеса, которые являются его неизбежным условием. О непредсказуемости контрольных мероприятий и придирчивости проверяющих ходят легенды.
Какие проверки ожидают любой бизнес
Государство возлагает на определенные органы обязанность регулярно контролировать, насколько деятельность предпринимателей по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг соответствует законодательно утвержденным нормам и требованиям. Начинающему предпринимателю необходимо ставить в известность уполномоченные ведомства о начале своей деятельности. Все контрольные мероприятия фиксируются в специально заведенном для этого журнале, который должен храниться у владельца бизнеса.
Сразу отметим, что не для всех предпринимателей круг проверяющих и контролирующих органов одинаков – он определяется выбранной сферой деятельности. Так, если бизнес не имеет отношения к выращиванию животных, то ветеринарный надзор не будет проявлять никакого интереса к этому предприятию. Существует еще несколько ведомств, которые контролируют предпринимательскую деятельность исключительно в рамках своей компетенции.
Однако для большинства открывающихся бизнесов список надзорных органов, разрешения которых необходимо получить на этапе начала предпринимательской деятельности, идентичен. В него входят:
- налоговые органы;
- Роспотребнадзор;
- МЧС;
- органы санитарного контроля;
- инспекция по труду и т. д.
Из этого перечня только налоговики сами решают, когда и с какой регулярностью проводить проверки бизнеса. Остальные ведомства обязаны согласовывать планы контрольных мероприятий и периодичность их проведения с надзорными органами, а именно с прокуратурой. Такое положение закона призвано защитить предпринимателей от излишней «бдительности» проверяющих и исключить коррупционные моменты, которые еще несколько лет назад сопровождали любой бизнес.
Выделяют два вида проверок − плановые и внеплановые:
- Плановые проверки.
Контрольные мероприятия в отношении субъектов бизнеса осуществляются при наличии некоторых обязательных документов:
- планы проверок бизнеса на следующий год, которые составляются, утверждаются и согласовываются заранее, до его наступления;
- приказ руководителя ведомства по каждому конкретному мероприятию, который издается непосредственно перед его началом и может быть в случае необходимости подписан заместителем руководителя.
Действующее законодательство ограничивает частоту проведения плановых проверок – один раз в три года. Список предпринимателей, деятельность которых будет контролироваться в следующем году, является открытым и публикуется на официальных сайтах соответствующих органов.
- Внеплановые проверки бизнеса.
Мероприятия по контролю, которые не указаны в утвержденном плане, осуществляются в двух случаях. Во-первых, внеплановая проверка проводится, если в ходе планового мероприятия были выявлены нарушения и вынесены соответствующие предписания об их устранении. Чтобы убедиться, что предприниматель сделал все возможное, чтобы исправить недостатки в своей деятельности, проверяющие выезжают на место ведения бизнеса через некоторое время, которое указано в предписании (например, через один месяц).
Другим законным поводом для осуществления внеплановой проверки бизнеса служит обращение в контролирующие органы граждан, их объединений с сообщениями о нарушениях, которые стали или могут стать причиной экологической и техногенной катастроф, повлечь за собой опасность для жизни и здоровья людей, животных, нанести вред окружающей среде. Это значит, что внеплановые контрольные действия на территории субъекта бизнеса могут проводиться в двух случаях:
- по свершившемуся факту грубого нарушения законодательства;
- в случае возможности совершения грубого нарушения.
Под грубым нарушением закон подразумевает следующее:
- действия, способные нанести ущерб окружающей среде, вызвать экологическую либо техногенную катастрофу;
- нанесение вреда жизни и здоровью работников предприятия, а также местным жителям;
- причинение вреда животным и растениям;
- нарушение прав потребителей;
- деятельность, угрожающая национальной и экономической безопасности государства.
Поводом для издания распоряжения о проведении проверки бизнеса служит поступившее заявление граждан, организаций, средств массовой информации, а также муниципальных и государственных органов о фактах обнаруженных нарушений. Предварительно контролирующий орган обязан известить о необходимости внепланового мероприятия прокуратуру и получить ее одобрение.
Уведомлять предпринимателей о контрольных действиях необязательно, либо это делается за 24 часа до их начала.
Проверки бизнеса подразделяются по методу осуществления на два вида: документарная (контролирующий орган запрашивает документацию предпринимателя для изучения на своей территории) и выездная (проверяющие прибывают на место ведения предпринимательской деятельности сами).
В ходе документарной проверки (ст. 11 294-ФЗ) изучается содержание документов, без которых невозможно осуществление деятельности. Это свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства в той или иной форме, разрешения на ведение бизнеса, отчетность о взаимодействиях с контрагентами и прочая документация, которую бизнесмен представляет по официальному запросу проверяющего ведомства на бумажных и электронных носителях.
При выездной проверке (ст. 12 294-ФЗ) изучаются:
- сведения, содержащиеся в документах субъекта бизнеса;
- соответствие его сотрудников предъявляемым к ним требованиям относительно образования и квалификации;
- состояние используемых при производстве территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;
- производимые и реализуемые товары (работа, услуги);
- принимаемые меры по исполнению обязательных требований.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
Местом проведения выездной проверки является непосредственно территория, на которой предприниматель производит товары или оказывает услуги. Как правило, ей предшествует документарная, а выезд осуществляется для уточнения некоторых данных.
Закон ограничивает срок проведения контрольных мероприятий вне зависимости от их вида двадцатью рабочими днями. Кроме того, каждый субъект бизнеса в общем нельзя проверять методом плановой выездной проверки более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
На защиту прав предпринимателей направлено положение закона (ст. 3 294-ФЗ), согласно которому не допускается, чтобы несколько надзорных органов контролировали исполнение одних и тех же обязательных требований.
Надо отметить, что хотя в целом правила проведения проверок бизнеса регламентированы Федеральным законом № 294-ФЗ, есть моменты, когда контроль осуществляется с отступлениями от этих правил. Речь идет о контрольно-разыскных мероприятиях, прокурорском надзоре и т. д. (п. 3 ст. 1 294-ФЗ). Указаны в этом законе и особые виды контроля – налоговый, валютный, банковский. Для них также предусмотрены особенности проведения (п. 3.1 ст. 1 294-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р введены нормы, согласно которым, начиная с 1 июля 2016 года, в ходе осуществления проверок и предпринимателей и юридических лиц запрещено требовать представления некоторых документов:
- разрешение на строительство;
- сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
- выписки из реестра федерального имущества;
- выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
- сведения из ЕГРП;
- сведения из реестра аккредитованных лиц;
- данные бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- данные из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
- информация о выдаче иностранному лицу либо лицу без гражданства вида на жительство;
- данные о регистрации по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ.
Все эти данные контролирующие органы должны запрашивать самостоятельно.
Изменения, внесенные в Трудовой кодекс (ст. 360) Федеральным законом № 272-ФЗ от 03.07.2016, расширили круг оснований, по которым контролирующие ведомства могут проводить внеплановые проверки бизнеса. Имеется в виду поступление в Государственную инспекцию труда данных из любого источника, в том числе из СМИ, о нарушениях, касающихся трудового законодательства. Это дает право трудовой инспекции осуществлять внеплановые контрольные мероприятия, даже если не было заявлений от граждан, права которых нарушены.
Какие документы чаще всего требуют в ходе проверки бизнеса
- Государственная противопожарная служба МЧС России
Пожарные проверки малого бизнеса отличаются самой высокой степенью строгости, и это справедливо. От того, насколько четко соблюдаются правила пожарной безопасности, зависит жизнь людей – как сотрудников предприятия, так и его клиентов. В зону внимания противопожарной службы попадают все здания, помещения, территории, где предприниматель осуществляет свою деятельность. При этом не имеет значения, является он собственником или арендует площади. Пожарные смотрят, как соблюдаются требования правил в процессе эксплуатации помещений.
Регулярность плановых проверок определена законодателем – раз в три года. В первый раз визита инспекторов следует ждать спустя три года после окончания строительства здания, точная дата указывается в разрешении на ввод в эксплуатацию.
Представители пожарной инспекции обязательно потребуют представить некоторые документы:
- приказы директора об отключении оборудования в конце смены и об установлении оборудованных мест для курения;
- приказ о прохождении сотрудниками регулярного противопожарного инструктажа и журнал учета;
- планы эвакуации с территории предприятия в случае пожара.
В ходе осмотра здания инспекторы проводят проверку:
- соответствия плана эвакуации действительному расположению помещений;
- наличия и доступности аварийных выходов, замков в них, которые должны легко открываться в случае опасности;
- отделочных материалов стен, пола, потолка;
- возможности открыть решетки на окнах;
- огнетушителей и других средств для тушения огня (их количество и места расположения);
- состояния системы оповещения о пожаре – для помещений, где постоянно работает не менее десяти человек.
Трагические происшествия, которые являются прямым следствием несоблюдения правил пожарной безопасности, должны стать серьезным поводом для того, чтобы предусмотреть наличие всех указанных в нормативных документах средств предотвращения пожаров.
Противопожарная служба МЧС проводит исключительно выездные проверки. Первое контрольное мероприятие предшествует началу предпринимательской деятельности, затем они проходят каждые три года. На официальном сайте МЧС размещена информация о том, какие юридические лица и ИП подлежат очередному осмотру в следующем году.
- Роструд (Федеральная служба по труду и занятости)
В поле зрения этого ведомства попадают вопросы взаимодействия между предпринимателем и наемными сотрудниками. Каждые три года Роструд при проверке бизнеса изучает:
- насколько правильно и своевременно оформлены трудовые отношения;
- как начисляется и выплачивается заработная плата;
- соответствуют ли размеры оплаты труда последним требованиям законодательства;
- соблюдаются ли права работников на условия труда, на отдых, предоставляются ли им предусмотренные законом социальные льготы.
Если работодатель хорошо знает Трудовой кодекс РФ и соблюдает его положения, проблем с контролем Роструда не возникнет.
- ФНС (Федеральная налоговая служба)
Сферу интересов этого контролирующего органа составляет правильность исчисления и своевременность уплаты предусмотренных законодательством обязательных взносов в бюджет. Проверки бизнеса налоговой службой могут быть документарными, в процессе их проведения сотрудники ФНС изучают первичную финансовую документацию (договоры, накладные, акты приема-передачи товаров, выполненных работ и оказанных услуг). На сайте Федеральной налоговой службы представлен большой объем информации, помогающей предпринимателям соблюдать налоговое законодательство.
- Лицензирующие органы
Некоторые виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию, то есть могут осуществляться исключительно при наличии разрешения, выданного соответствующим надзорным органом. Для таких субъектов бизнеса обычным делом является контроль со стороны курирующих организаций: Ростехнадзор, ФСТЭК России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор, Росохранкультура, Роспром и прочие. Постановление Правительства РФ № 45 от 26.01.2006 содержит полный перечень.
Впервые предпринимателя проверяют через год после получения им лицензии, затем – каждые три года. Поскольку срок действия разрешения ограничен, в интересах бизнесмена вовремя продлевать его, чтобы не было неприятностей в виде штрафов и приостановления деятельности. Прежде чем уплачивать пошлину за продление лицензии, следует убедиться в отсутствии задолженностей по налогам и обязательным взносам.
- Роспотребнадзор
Роспотребнадзор интересуют аспекты деятельности, связанные:
- с качеством выпускаемой продукции, с условиями, в которых она производится, хранится и реализуется;
- с наличием у персонала действующих медицинских книжек;
- с соблюдением правил торговли;
- наличием сертификатов соответствия на товары;
- соблюдением сроков годности продукции.
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предоставляет всю информацию о своей деятельности. Не стоит путать этот орган с санэпидстанцией, которая является одной из структурных единиц Роспотребнадзора и выполняет только функции контроля санитарного состояния предприятий.
Чтобы успешно пройти контроль Роспотребнадзора, опытные предприниматели рекомендуют держать в порядке все разрешения, документы на реализуемый товар с указанием данных о производителе, договоры с покупателями. Для субъектов бизнеса, работающих с физическими лицами, важно уделять внимание жалобам клиентов и своевременному реагированию на них. Если конфликтная ситуация не решена на месте, потребитель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, что чревато для компании внеочередной проверкой и штрафом.
Периодичность контрольных мероприятий для субъектов малого бизнеса, работающих в сфере социальных услуг и здравоохранения, отличается от основной массы организаций и может составлять более двух раз в год.
- Ростехнадзор
В обязанности Ростехнадзора входит контроль объектов промышленности и строительства с целью определения их соответствия принятым в РФ нормам технологической, экологической и атомной безопасности. По итогам таких действий каждый объект получает определенный класс опасности – от I до IV. Присвоенный уровень опасности влияет на периодичность последующих проверок.
Объекты I и II классов опасности находятся под пристальным контролем, их проверяют ежегодно, в то время как III класс опасности только 1 раз в три года, а для IV класса плановые мероприятия не нужны.
Одним из важнейших условий прохождения предприятием проверки для Ростехнадзора является наличие проектной и разрешительной документации, правильность ее оформления и соответствие действующему на данный момент законодательству. Архив фото- и видеоматериалов будет хорошим подспорьем при разрешении проблемных вопросов, поэтому его ведение будет положительно влиять на итоги контрольных мероприятий.
- Прокуратура
Прокуратура занимается проверками бизнеса только тогда, когда к ней поступает информация о нарушениях предпринимателя, не относящихся к сфере ответственности других органов. Если можно делегировать полномочия конкретному ведомству, прокуратура должна это сделать, иначе она занимается организацией контрольных мероприятий самостоятельно.
По собственной инициативе прокуратура никаких проверок не проводит, для этого в надзорный орган должно поступить обращение от гражданина, юрлица или СМИ. Это значит, что тем субъектам бизнеса, которые действуют строго в рамках правового поля, контроль со стороны прокуратуры не грозит.
Функция прокурора – подтверждение достоверности жалобы на предпринимателя. Если обращение обоснованно, сотрудники прокуратуры действуют, исходя из тяжести правонарушения: выдают предписание об устранении или возбуждают уголовное дело.
Налоговые проверки малого бизнеса и их особенности
Целью налоговой проверки является контроль деятельности субъектов бизнеса по расчету и уплате обязательных платежей в бюджет государства. Меры, которые могут предприниматься сотрудниками ФНС, четко регламентированы и не могут выходить за рамки соответствующих нормативных актов. Предприниматель должен быть готов к тому, что:
- в ходе проверки бизнеса налоговой службой будет проводиться инвентаризация основных средств;
- сотрудники ФНС вправе потребовать для изучения всю документацию предприятия;
- проверяющим разрешено изымать документы из архивов, если есть основания подозревать руководство предприятия в попытке скрыть или уничтожить важные бумаги;
- у инспектора есть право беседовать с любым работником компании и задавать ему вопросы о ее деятельности;
- сотрудники ФНС могут копировать документы, относящиеся к налоговой отчетности;
- в спорных вопросах могут привлекаться независимые эксперты.
Хотя инспекторам предоставлены широкие полномочия, есть несколько моментов, которые предприниматель должен знать:
- проверяемый не обязан представлять нотариально удостоверенные копии документов;
- территория предприятия, складские и архивные помещения могут осматриваться только в сопровождении предпринимателя или его представителя;
- контрольные мероприятия могут проводиться исключительно в рабочие дни и в дневное время;
- максимальное число проверок – два раза в год;
- эксперты и понятые, привлекаемые к проверкам, должны быть абсолютно независимыми.
Как проходят камеральные и выездные проверки бизнеса налоговиками
Для многих предпринимателей внеплановые проверки становятся неприятным сюрпризом, но если деятельность организована строго в рамках закона, следует относиться к ним спокойно и помнить о своих правах.
Каждый субъект бизнеса в процессе контрольных мероприятий может:
- попросить инспекторов предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки;
- представлять документацию, представляющую интерес для сотрудников ФНС, в виде копий;
- ускорить процесс, не создавая инспекторам препятствий, а наоборот, всячески помогая им;
- при утере важных документов лучше сразу сообщить об этом, чтобы контрольные мероприятия не затянулись на длительный срок.
В ходе камеральной проверки сотрудники ФНС, не покидая офиса, изучают декларации, поданные предпринимателями за выбранный период. Цель этого мероприятия – выяснить, правильно ли исчисляются и уплачиваются налоги. Длится камеральная проверка до трех месяцев, если в распоряжении инспекторов находится полный перечень документов, в который входят:
- декларация о налогах;
- бухгалтерский баланс;
- отчетность, содержащая сведения о доходах/расходах;
- отчетность по движению денежных средств;
- письменный отчет о целевом использовании финансов;
- письменное подтверждение финансовой деятельности компании.
В результате камеральной проверки сотрудники налоговой службы выявляют два типа ошибок:
- неточности при заполнении документов, допущенные предпринимателями;
- неправильные расчеты сумм, вызванные несоблюдением действующих налоговых ставок.
Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный с точки зрения контроля соблюдения правил составления налоговой отчетности. Проверка бизнеса онлайн, которая начала применяться с начала 2016 года, значительно упростила процедуру проведения таких мероприятий.
Для осуществления выездной проверки в органе налоговой службы формируется специальная коллегия. В ее функции входит изучение документации в месте расположения субъекта бизнеса, осмотр занимаемых им помещений. В случае необходимости разрешить спорные вопросы сотрудники ФНС вправе привлечь независимых экспертов, мнение которых влияет на результаты контрольных действий.
Продолжаться выездная проверка может до двух месяцев, при этом изучать деятельность предприятия инспекторы будут исключительно в рабочие дни. Количество контрольных мероприятий в год не превышает двух.
Экстренная проверка бизнеса проводится в строго определенных случаях:
- при реорганизации или ликвидации юридического лица;
- при необходимости проконтролировать действия сотрудника ФНС;
- с целью уточнения сведений, полученных в ходе предыдущей проверки.
Законным основанием для выездных мероприятий служит распоряжение руководителя подразделения ФНС.
Как вести себя предпринимателю, если на горизонте внеплановые проверки бизнеса
Если на территорию предприятия нельзя попасть, минуя пост охраны, руководитель будет наверняка предупрежден о визите проверяющих и сможет сопровождать их.
Законодатель предусмотрел необходимость присутствия в ходе проведения контрольных мероприятий предпринимателя или его представителя, однако на деле сотрудники ФНС могут зафиксировать нарушения сразу, как попадут на территорию проверяемого предприятия.
Чтобы свести к минимуму неприятные последствия, рекомендуется:
- продумать систему безопасности, чтобы исключить беспрепятственное попадание посторонних на территорию;
- проинструктировать работников о правилах общения с инспекторами.
В отсутствие руководителя или уполномоченного им лица выездная проверка проводится только в чрезвычайных ситуациях, например когда причинен вред здоровью людей или животных.
Перед началом выездной проверки предприниматель имеет право убедиться в полномочиях сотрудников ФНС:
- Изучить удостоверения проверяющих, в том числе записать их данные.
- Принять и изучить копию приказа о проверке, удостоверить своей подписью факт ознакомления. В приказе отражаются цели проверки, виды мероприятий по контролю, состав комиссии, срок проведения и другие условия.
Убедившись, что все документы в порядке, предприниматель должен оказывать содействие в осуществлении проверки.
При проведении контрольных мероприятий в рамках уголовного дела предприниматель имеет право отказаться отвечать на вопросы и подписывать документы, включая итоговый акт, пока не приедет его адвокат. Однако препятствовать инспекторам, закрывая доступ в помещения и не предоставляя документацию, будет большой ошибкой.
По результатам контроля составляется акт, в котором перечисляются все действия сотрудников ФНС и выявленные нарушения. Предприниматель своей подписью под актом выражает согласие с его содержанием. Если есть возражения, ИП может отразить их в этом документе. В этом случае его шансы на обжалование итогов проверки значительно возрастают.
Как и любой важный документ, акт не стоит подписывать без тщательного предварительного изучения. Лучше, если во время проведения мероприятий по контролю будет присутствовать юрист, который хорошо разбирается в нюансах соблюдения прав субъекта бизнеса.
Где посмотреть плановые проверки малого и среднего бизнеса в 2018 году
План проверок ИП на очередной год начинает разрабатываться в середине текущего года. Это значит, что все компании и предприниматели, деятельность которых будет контролироваться в 2018 году, вносятся региональными подразделениями ведомств в соответствующие реестры начиная с августа 2017 года.
Когда завершена работа по формированию региональных документов, они объединяются в сводный план, который отправляется на согласование в Генеральную прокуратуру РФ. Это происходит в сентябре, а после всех этапов утверждения и визирования с 1 января очередного года план проверок вступает в действие.
Самое пристальное внимание уделяется крупным промышленным и торговым компаниям, бюджетным организациям, а также тем, которые получают субсидии из бюджета. Предприятия среднего и малого бизнеса включаются в план в последнюю очередь.
Существуют нормативные акты, в соответствии с которыми прокуратура размещает согласованный план проверок на официальном сайте, открывая доступ к нему всем заинтересованным лицам. Эти действия регламентируются Федеральным законом N 294-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Законодательно установлено, что поводом для включения субъекта бизнеса в план служит истечение трехлетнего срока после:
- государственной регистрации юридического лица/ИП;
- завершения предыдущей плановой проверки;
- начала ведения предпринимательской деятельности организацией (ИП), подтвержденного соответствующими уведомлениями.
Обратите внимание, что, когда речь идет о прошествии трех лет после проведения предыдущей проверки, имеется в виду контроль с идентичной целью.
Это значит, что не берутся во внимание:
- внеплановые проверки (например, по жалобам потребителей);
- плановые действия, осуществленные тем же органом, но с другой целью.
Законом предусмотрены некоторые исключения из общего правила. Так, в особом порядке проверяются субъекты бизнеса, деятельность которых связана с оказанием услуг в области здравоохранения или образования, а также в социальной сфере. В отношении них плановые мероприятия по контролю могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Это связано с повышенной ответственностью предпринимателей и соответствующим уровнем бдительности со стороны государственных органов.
Каждое министерство и ведомство, в обязанности которого входит осуществление проверок бизнеса, утверждает и опубликовывает на сайте соответствующие документы. Отсутствие в нем вашего предприятия говорит лишь о том, что плановый контроль в этом году вас не коснется, но всегда есть вероятность стать объектом внеплановой проверки.
Норма, утверждающая обязанность ведомств размещать на официальных порталах сведения о предстоящих контрольных мероприятиях, зафиксирована в частях 3 и 5 статьи 9 главы 2 Закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ. Любой предприниматель может воспользоваться поиском, в том числе на сайте Генеральной прокуратуры. Введя реквизиты своей компании, вы узнаете, ожидать ли вам проверяющих и из какого органа.
Зоны ответственности поделены между профильными министерствами и ведомствами:
Нововведения, коснувшиеся проверки бизнеса в 2018 году
По данным Министерства финансов, «серый» фонд оплаты труда составляет около 10 трлн руб. в год. Это значит, что государство недополучает огромные суммы в виде неуплаченных налогов. Чтобы сделать экономику полностью «белой», необходимо создать единую информационную систему, однако Минфин не выступает с конкретными предложениями по этому поводу.
Цель государства понятна – сократить сектор теневой экономики и обеспечить для всех участников рынка равные конкурентные условия. Именно в этом направлении действуют в последнее время налоговики, сокращая количество проверок, но повышая поступления в бюджет.
Исходя из этого, в 2018 году можно ожидать следующих изменений:
- Налоговые проверки бизнеса.
Камеральные и выездные проверки будут ограничены, а срок проведения камеральной проверки сократится с трех месяцев до одного. На каждое дополнительное контрольное мероприятие сотрудники ФНС будут составлять отдельный акт, указывая в нем цель и содержание своих действий, а также сделанные выводы. После ознакомление с этим документом предприниматели смогут подавать возражения на него. При проведении повторной выездной проверки в связи с подачей уточненной декларации внимание инспекторов будет направлено только на обоснованность уменьшения налога.
- Неналоговые проверки бизнеса.
По поручению Президента Правительство и Генпрокуратура разрабатывают законопроект, после принятия которого количество неналоговых проверок будет ограничено, а срок внеплановых контрольных мероприятий сократится с 20 до 10 рабочих дней.
- Проверки бизнеса трудовой инспекцией.
В основу проведения плановых проверок этим ведомством будет положено получение ответов сотрудников на вопросы, включенные в специально разработанные анкеты. С 1 января 2018 года такая форма контроля уже действует в отношении компаний, получивших категорию умеренного риска. По отношению к остальным работодателям эта практика будет применяться с 1 июля.
Даже единичное обращение работника в трудовую инспекцию с жалобой на оформление по гражданско-правовому договору вместо трудового может стать поводом для осуществления внеплановой проверки. Это положение вступит в силу, если будут приняты изменения в статью 320 Трудового кодекса РФ. В связи с этим все работодатели должны пересмотреть законность своих отношений с сотрудниками.
- Проверки МВД.
Серьезные санкции ожидают тех предпринимателей, которые до сих пор используют труд мигрантов, не имеющих предусмотренных законом документов. В Кодекс об административных правонарушениях планируется внести изменения, которые направлены на значительное увеличение штрафов за несоблюдение миграционного законодательства.
Это значит, что если компания или ИП не заключили с гражданином другого государства гражданско-правовой или трудовой договор, им грозят:
- штраф от 250 000 до 800 000 руб.;
- приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
- штраф для должностного лица от 25 000 до 50 000 руб.
- ККТ.
С 1 июля 2018 года в обязанность всем налогоплательщикам, работающим по патентной системе или ЕНВД, вменяется в обязанность использование онлайн-касс. Это позволит свести к минимуму наличный денежный оборот.
- Автоматический обмен информацией.
В сентябре 2018 года Россия начнет обмениваться с другими странами информацией о финансовых счетах в автоматическом режиме. Государства, подписавшие Многостороннее соглашение компетентных органов (МСАА), будут взаимодействовать на базе единого стандарта обмена (CRS). Сотрудники ФНС смогут применять штрафные санкции к налоговым резидентам РФ, которые не предоставили данные о счетах в иностранных банках или о находящейся под их контролем иностранной компании. Первых штрафов можно ожидать уже в конце 2018 года.
- Льготы.
Субъекты бизнеса, которые работают в сфере информационных технологий, могут и дальше пользоваться льготами. Для них действуют пониженные ставки взносов в ПФР – 18 %, а также на медицинское и социальное страхование – 4 и 2 %.
- Изменился порядок учета расходов на НИОКР.
Законное право уменьшить облагаемую базу на премии и страховые взносы могут предприятия, работники которых занимаются научными исследованиями. Средства, направляемые на дополнительное образование сотрудников, работодатели могут учитывать при налогообложении прибыли. Срок действия этой льготы – до конца 2022 года.
- Бизнес станет прозрачным.
1 июня 2018 года – дата, с которой на сайте ФНС начнет работу сервис «Прозрачный бизнес». Цель его создания – получение полной информации о компаниях, зарегистрированных на территории РФ, включая сведения, которые до 2016 года относились к налоговой тайне. Пользователь может узнать численность сотрудников предприятия, размеры доходов и расходов, ознакомиться со сведениями об участии в консолидированной группе налогоплательщиков. В результате субъекты бизнеса будут иметь полное представление о потенциальном партнере, а риск подписать соглашение о сотрудничестве с недобросовестными контрагентами значительно снизится.
На какие организации распространяется и от чего освобождает мораторий на плановые проверки малого бизнеса
Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ преподнес субъектам малого предпринимательства приятный сюрприз, введя с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года налоговые каникулы. Это значит, что проведение плановых проверок в этот период ограничено.
Воспользоваться такой преференцией, как каникулы для бизнеса от проверок, могут предприниматели, впервые открывшие собственное дело в следующих сферах:
- производственная;
- научная;
- социальная;
- предоставление услуг населению.
Однако действуют налоговые каникулы только в тех регионах, которые приняли соответствующее решение на уровне субъекта Федерации.
Избегут плановых проверок вплоть до 2019 года предприятия малого бизнеса, то есть те, которые отвечают следующим условиям:
- годовая выручка составляет менее 800 миллионов рублей;
- штат сотрудников не превышает 100 человек;
- суммарная доля участия государства в уставном капитале − менее 25 %, иностранных компаний — менее 49 %.
Предприятие автоматически признается субъектом малого бизнеса, если его показатели не превышают указанные выше. Если лимиты будут превышаться на протяжении трех лет подряд, компания меняет статус, переходя в категорию среднего бизнеса.
На некоторые компании мораторий на проверку бизнеса не распространяется. Это связано с повышенной социальной ответственностью предпринимателей, работающих в сфере:
- здравоохранения и образования;
- энергоснабжения и электроэнергетики;
- управления многоквартирными жилыми домами;
- государственной тайны;
- аудита;
- социального обслуживания.
Кроме того, под запрет на проверки малого бизнеса не попадают фирмы, которые допустили грубые нарушения менее чем за три года до очередной плановой проверки.
Полный список исключений указан в частях 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.
Необходимо понимать, что мораторий касается исключительно плановых проверок бизнеса – документарных и выездных.
Ограничения не распространяются на особые случаи:
- внеплановые проверки по жалобам на работу предприятия, после аварий и чрезвычайных происшествий;
- налоговые проверки взносов во внебюджетные государственные фонды. Сюда же относятся прокурорские, страховые, таможенные, валютные и другие проверки, на которые не действует Закон N 294-ФЗ;
- контроль объектов I и II классов опасности по нормам промышленной, пожарной, экологической, радиационной техники безопасности.
Нередки случаи, когда по всем признакам компания подпадает под освобождение малого бизнеса от проверок, но при этом числится в плане. Если вы уверены, что произошла ошибка, необходимо:
Шаг 1. Обратиться в орган, который составил и утвердил план, с заявлением об исключении предприятия из ежегодного плана и пакетом документов, включающим:
- копию отчета о финансовых итогах за предыдущий календарный год;
- данные о количестве сотрудников;
- для АО – выписку из реестра акционеров.
В течение 10 дней ведомство обязано рассмотреть полученное заявление и принять соответствующее решение:
- удовлетворить заявление и вынести положительное решение. По закону контролирующему органу дается три дня на внесение корректив в утвержденный план;
- отказать в исключении из плана проверок с указанием причин. Ведомство направляет в адрес заявителя письмо, в котором аргументированно объясняет свое решение;
- возвратить заявление со ссылкой на недостаточность или неполноту предоставленной информации.
Еще одной причиной возврата заявления может стать отсутствие предприятия в плане проверок. Прежде чем обращаться в контролирующий орган, необходимо убедиться, что компания присутствует в Едином реестре проверок (ФГИС ЕРП).
Причин отказа в исключении из плана может быть несколько:
- совершение грубых правонарушений, выявленных в результате предыдущих контрольных мероприятий, и применение такого вида административного наказания, как приостановление деятельности;
- дисквалификация руководителя, то есть наложение запрета на ведение предпринимательской деятельности и управление юридическим лицом;
- лишение либо приостановление действия лицензии на некоторый срок.
Это исчерпывающий список причин, по которым контролирующий орган имеет право отказать в исключении предприятия из плана проверок. Все остальные поводы можно обжаловать в суде.
Шаг 2. Если о проверке вы узнаете из приказа о ее назначении, предъявленного инспекторами, которые явились для ее осуществления, вы можете заявить о принадлежности компании к малому бизнесу, представив аналогичный список документов.
Результаты контрольных мероприятий, проведенных несмотря на действие моратория, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
3 возможные проблемы в ходе проверки предприятий малого бизнеса
Проблема 1. Необоснованность внеплановых проверок
Законом установлена обязанность контролирующего органа предупредить предпринимателя или юридическое лицо о внеплановой проверке минимум за 24 часа до ее начала, а также согласовать ее проведение с прокуратурой. В то же время эти условия могут не соблюдаться, если речь идет о нанесении вреда жизни и здоровью граждан, животных, окружающей среде или о возможной угрозе причинения вреда. Трактовать этот перечень контролирующие органы могут на свое усмотрение, поэтому от неожиданного визита проверяющих не застрахован никто.
Проблема 2. Процессуальные нарушения
Предприниматель и руководитель компании должны хорошо представлять, какие действия представителей ведомств законны, а какие нет. Грубым нарушением процедуры проведения проверки считаются отсутствие распоряжения или приказа о ее назначении, несвоевременное уведомление о ее начале, требование представить документы, которые не имеют отношения к предмету контрольных мероприятий. Пункт 2 ст. 20 N 294-ФЗ содержит полный перечень действий инспекторов, которые являются недопустимыми и могут служить законным основанием для оспаривания результатов проверки.
Проблема 3. Одна и та же проверка относится к разным сферам контроля
Недостатком действующего законодательства можно назвать отсутствие четкого разграничения сфер контроля между различными ведомствами. Так, проверку контрольно-кассовой техники проводят и налоговики, и представители финансового надзора.
Как оспорить результат проверки бизнеса
В ходе контрольных действий проверяющие могут допускать некоторые ошибки, отступая от предписаний закона. Для предпринимателя такая оплошность может стать поводом для оспаривания итогов проверки и даже признания ее недействительной.
Случаи, в которых результаты контрольных мероприятий могут быть опротестованы:
- плановая проверка проводится ранее истечения трехлетнего срока;
- предприятие не включено в официальный перечень на текущий год на сайте прокуратуры;
- нарушены сроки проверки, указанные в распоряжении, или превышена разрешенная законом длительность;
- отсутствие приказа о проведении контрольных мероприятий;
- требование представить документы, не имеющие отношения к предмету проверки;
- по окончании инспекции не был составлен акт.
Результаты проверки, в ходе которой отмечались такие нарушения, можно и нужно оспаривать в суде.
Первым шагом должно стать отражение всех отступлений от законной процедуры в итоговом акте. Для суда он имеет решающее значение. Исковое заявление в арбитражный суд подается в течение трех месяцев со дня нарушения.
В заявлении необходимо указать:
- реквизиты истца;
- наименование и адрес ответчика;
- требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
- материалы, подтверждающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео- и аудиозаписи хода проверки).
По статистике, суд все чаще встает на сторону предпринимателей. Оспаривание результатов незаконной проверки позволит не только признать ее недействительной и вернуть уплаченные штрафы, но и получить денежную компенсацию.
На действия проверяющего, который нарушал установленную процедуру контрольных мероприятий, можно подать жалобу на имя его руководителя. Она пишется в двух экземплярах и направляется в ведомство, инициировавшее проведение проверки. При отсутствии ответа спустя десять дней у предпринимателя появляется право обратиться в арбитражный суд.
Источник http://dialogue-irk.ru/non-cash/vneplanovye-proverki-v-godu-biznes-pod-kolpakom-kriteriya/
Источник http://sales-generator.ru/blog/proverki-biznesa/
Источник
Источник