Автомобильные газовые баллоны под пропан-бутан для ГБО
Сохранность сжиженного газа является основным условием безопасности. В это понятие входит, во-первых, возможность выдерживать его давление при движении автомобиля. Во-вторых, не допущение утечек газа из баллона.
Автомобильные газовые баллоны для пропан-бутана
В настоящее время различными производителями выпускаются два основных их вида. Отличия состоят в форме исполнения. Баллоны бывают цилиндрические и тороидальные. В качестве элемента ГБО автомобиля (газобаллонного оборудования) их функции одинаковые.
Цилиндрические газовые баллоны
Они представляют собой металлическую цилиндрическую обечайку толщиной 3 миллиметра, сваренную продольным швом. С обоих торцов к ней приварены сферические заглушки. В обечайку вварена горловина для установки на ней мультиклапана. Все сварные соединения проверены 100% контролем и гарантируют соответствующую прочность и плотность.
Баллон цилиндрической формы в багажнике автомобиля
Баллоны рассчитаны на заправку сжиженным газом с давлением до 16 бар. После изготовления они подвергаются испытанию избыточным давлением 30 бар по специальной методике. Положительный результат подтверждает их качество и допускает к продаже. Результаты испытания отражаются в паспорте баллона, размещаемого на обечайке.
Автомобильные газовые баллоны цилиндрической формы имеют емкость от 10 до 210 литров. Она подбирается в зависимости от возможности его расположения. Могут устанавливаться, как внутри, так и снаружи автомобиля.
Вариант установки емкости снаружи
При монтаже снаружи желательно монтировать емкость в местах с минимальным доступом солнечного света. Это необходимо для исключения ненужного нагрева газа и роста давления в баллоне.
Устанавливаются в большинстве случаев в багажниках автомобилей на подготовленное основание. Оно должно исключать возможность самопроизвольного перемещения баллона. Крепление осуществляется специальными хомутами.
Паспорт баллона
Он расположен на корпусе баллона (приварена табличка) и несет очень важную для пользователя информацию. Здесь указывается производитель (торговая марка) и уровень международной сертификации (например — 67 R-01). Для какого газа предназначен – LPG (баллон для пропан-бутана) и серийный номер.
Автомобильные газовые баллоны должны иметь паспорт на поверхности в виде таблички
Дата изготовления (например, 06/2012). Это означает, что емкость выпущена в июне 2012 года. Автомобильные газовые баллоны предусматриваются сроком службы не более 10 лет. Далее считается, что их технический ресурс выработан. Дальнейшее применение нежелательно. Началом срока эксплуатации является момент установки его на автомобиль. В это время на баллоне набивается соответствующая дата.
На паспорте указывается давление для испытаний — 3000 kPA (30 бар). Кроме этого в процессе эксплуатации в паспорт наносятся даты периодических испытаний. Максимальный уровень заполнения (MAX FUL) – 80%. Диаметр и полная емкость (например, 244 мм и 25 LT). Получается, что в такой баллон можно закачать не более 20 литров газа.
В табличку на баллоне могут вноситься и другие данные. Кроме этого при покупке выдается паспорт более развернутой формы на бумажном носителе. Автомобильные газовые баллоны, не имеющие паспорта, использовать нельзя.
Тороидальные баллоны
В ГБО автомобиля это емкости для хранения газа в виде тора (в народе – «бублик»). Такая форма (как и цилиндрическая), является наиболее удачной с точки зрения законов физики для хранения газа под давлением. Баллоны очень удобны для монтажа в полости багажника, где размещается запасное колесо. В большинстве случаев именно ее размер определяет диаметр тороидальной емкости.
Тороидальный баллон в багажнике в нише для запасного колеса
Производители выпускают два их вида — для размещения внутри и снаружи автомобиля. Отличие состоит в устройстве крепежных элементов. Для внутренних баллонов они располагаются на опорной площадке внизу по центру тора. Для наружного монтажа предусмотрены четыре специально приваренные кронштейна по периметру емкости.
Такие баллоны преимущественно используются для автомобилей, где запаска располагается снизу кузова. Именно на этом месте они и монтируются. Крепить следует обязательно на все четыре точки. Взаимозаменяемость баллонов исключается. Количество вмещаемого газа в торовые емкости примерно одинаковое. Оно равно от 27 литров до 98 л (для внутренних) и до 107 литров для наружных.
Наружная установка тороидальной емкости
Остальные моменты устройства и использования таких емкостей в основном такие же, как и для цилиндрических конструкций.
Автомобильные газовые баллоны — безопасность использования
В процессе эксплуатации, по требованиям безопасности, баллон должен сниматься и испытываться один раз в два года. О положительном результате очередного произведенного испытания на паспорте баллона набивается соответствующая дата.
Автомобильные газовые баллоны требуют периодического контроля за их состоянием
Следует следить за внешним видом баллона. Особенно это касается тех из них, которые устанавливаются снаружи. Здесь имеется негативное влияние погодных условий и непредвиденных внешних динамических воздействий. Не следует эксплуатировать деформированные емкости и баллоны, подвергшиеся коррозии. Площадь не окрашенной поверхности не должна превышать одной трети.
Особенного наблюдения требуют места крепления. В первую очередь это важно для наружно установленных емкостей. От переполнения газом баллон защищает мультиклапан. Этот узел должен быть всегда в исправном состоянии.
В завершение следует сказать, что автомобильные газовые баллоны по уровню опасности не выше, чем традиционные бензобаки.
Автор: Сергей Морозов
Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.
Как правильно устанавливать ГБО
Мы отобрали несколько важных особенностей установки ГБО, на которые необходимо в первую очередь обращать внимание. По ним также можно определить, правильно ли установлено газовое оборудование на вашем автомобиле или нет. Требования к установке ГБО пропан регламентированы Правилами ЕЭК ООН 67. Примеры правильной и неправильной установки ниже.
1. Расположение газового баллона
• Не должно быть контакта баллона с металлической поверхностью кузова, разрешается контакт с металлическим ложементом или креплением. Разрешается использование резиновой или иной прокладки (например паронит) между кузовом и поверхностью баллона.
• Газовый баллон должен крепиться к кузову автомобиля при помощи специальных ложементов и/или изготовленных упоров спереди и сзади баллона, а также специальных лент для крепления баллонов, при этом ленты должны иметь защитную неметаллическую оплетку
Разрешено
Запрещено
2. Запорная арматура на баллоне (мультиклапан)
У мультиклапана должны быть:
• 80%-стопорный клапан
• указатель уровня газа
• предохранительный клапан (разгрузочный клапан)
• дистанционно регулируемый рабочий клапан с ограничительным клапаном. Каждый баллон должен оснащаться запорной арматурой (мультиклапаном) с автоматическим запорным клапаном. Дистанционное управление запорным клапаном обеспечивает перекрытие газового баллона при переходе автомобиля на работу на бензине/дизеле, либо при выключении зажигания.
Класс Европа 2 – разрешено
Класс А, В – запрещено
• баллон может иметь газонепроницаемый кожух при размещении внутри транспортного средства. При использовании тороидального баллона с внутренним расположением запорной арматуры (мультиклапана) обязательно организация вентиляции с внутренней полости баллона. При этом должна обеспечиваться герметичность вплоть до 0,1 бара избытка. Вентиляционный канал должен плотно одеваться на отводы венткамеры и фиксироваться стяжками или хомутами.
Разрешено
Запрещено
Разрешено
Запрещено
3. Размещение заправочного устройства (ВЗУ)
• Крепление заправочного блока должно исключать его вращение
• При размещении газового баллона в салоне автомобиля или изолированном багажном отделении, заправочный блок должен располагаться снаружи транспортного средства.
Разрешено. ВЗУ под лючок.
Запрещено. ВЗУ в багажнике.
Разрешено. ВЗУ в бампер.
Разрешено. ВЗУ под бампер.
4. Газопровод
Газопровод должен иметь компенсаторные кольца в случае использования металлического трубопровода. Кольцо должно быть изготовлено при соединении нескольких баллонов в систему, при размещении ВЗУ независимо от баллона, например баллон на раме (газель), а ВЗУ на платформе или будке. Допускается использование полимерного газопровода (сертифицированный термопластиковый газопровод, имеющий маркировку LPG), в данном случае изготовление кольца не требуется.
5. Крепление баллона
Крепление цилиндрического баллона при размещении снизу под автомобилем должно осуществляться при помощи трех лент.
6. Сертификация
Оборудование должно быть сертифицировано в составе комплекта по правилам ЕЭК ООН 115, отдельные компоненты по правилам ЕЭК ООН 67.
Установщик должен иметь действующий сертификат с кодами услуг по ОКВЭД2 или ОКУН.
Источник https://idoit.ru/2020/10/27/avtomobilnye-gazovye-ballony/
Источник https://elitegas.ru/how-to-install-gas-correctly/
Источник
Источник