Электрооборудование автомобиля
Совокупность систем и приборов, потребляющих электрический ток от его источников, составляют электрооборудование автомобиля. Все важные функции, такие как, запуск двигателя, поджег топлива, система сигнализации и освещения, и многие другие, осуществляются с помощью электроэнергии. Приборы присоединяются к источнику одним проводом (это — положительный полюс), а вторым заземляются на металлических частях корпуса авто (отрицательный полюс). Ток в приборах проходит под напряжением 12 вольт (для бензинового двигателя) и 24 вольта (для дизельного).
Приборы электрооборудования автомобиля
В автомобиле вырабатывают и генерируют электрический ток комплекс приборов электрооборудования. В него входят:
Генератор – состоящий из трех фаз, агрегат с электрическим активатором. Он призван перерабатывать производимую мотором механическую энергию в электрический ток. При включенном двигателе, он обеспечивает направленный ток в приборы и заряжает аккумулятор. Он состоит из:
— статора, индуктирующего на катушке ток
— ротора. Он встроен в шарикоподшипниках, которые получают вращательный импульс от коленвала, проходящий по обмотке электрический ток создает магнитную силу, индуцирующую электриеский ток на катушке статора.
Аппарат регулировки вольтности. Коленвал работает с непостоянной частотой. Чтобы напряжение не скакало, нужен стабилизатор. При скачках напряжения, якорь вибрирует, заставляя электрическую цепь прерываться, включая и выключая из нее добавочное звено, стабилизируя необходимое постоянство в цепи. Для предотвращения искрения применяют дроссель. Поддержание постоянного напряжения может осуществляться с помощью микроэлектронных регуляторов.
Итак, с помощью генератора аппарата достигается независимость постоянного напряжения от переменчивости вращения коленвала.
Батарея аккумулятора. Он питает приборы при не запущенном моторе. В ней происходит преобразование энергии химических реакций в электрическую энергию. Благодаря низкому сопротивлению, он может быстро отдавать большой силы ток в стартер, для пуска двигателя.
Одна из основных параметров аккумулятора является его ёмкость – энергию, которую он отдает в период от полной зарядки до абсолютной разрядки. С возникновением изменений в батареи (изношенности, уменьшение количества кислоты и др.), ёмкость уменьшается.
Корпус представляет собой пластмассовый короб, со встроенными последовательно соединенными электродами, разделенными изолирующими стенками. Каждая секция снабжена резьбовой воронкой, для проверки и доливания аккумуляторной жидкости. Как и любая другая батарея, имеет два противоположных полюса (+ и -).
Химически активный элемент аккумулятора (кислота) требует соблюдения правила безопасности. Запрещается близко подносить источник открытого огня. Избегайте попадания электролита на кожу и в глаза.
Основное электрооборудование в авто
Электрический автостартер
Обычно электростартер потребляет ток в 12 вольт, на мощных двигателях ставят второй аккумулятор, увеличивая напряжение вдвое. Сила пока в цепи соответственно падает (ведь оно обратно пропорционально напряжению), что уменьшает ненужный перегрев проводки.
Зажигание
Сама система состоит из:
— катушки, увеличивающей напряжение до 20 киловольт. Представляет собой, обмотанные медной проволокой, стальные пластины. Алюминиевый остов наполнен маслом, создающим защиту катушке. Снаружи присоединено сопротивление, синхронизирующее подачу тока с частотой вращения коленвала.
— распределитель, состоящий из устройства прерывания и замыкания подачи тока на цилиндры. Крайние электроды соединены со свечами, а срединный подсоединен проводами к катушке зажигания. Через центральный электрод ток поступает к ротору. Есть на каркасе распределителя конденсатор и регулятор, предназначенные для защиты от чрезмерного нагревания и увеличения показателя напряжения. Вал распределителя получает вращательные импульсы от шестерни насоса, который, в свою очередь, начинает вращаться с началом оборотов коленвала.
— датчик. По разные стороны от щели данного прибора расположены элемент и магнит, с постоянным магнитным полем, а внутри расположен замыкатель. Суть работы этой конструкции заключается в создании магнитных импульсов, которые, после подачи на коммутатор, преобразовываются в электрические.
— коммутатор. Выключает цепь при размыкании прерывателя, преобразовывает магнитные импульсы в электрические с помощью обмотки.
— свечи. Подают искру в цилиндр двигателя. Имеют маркировку. Чаще всего используют неразборную ее разновидность, отличающейся высокой степенью надежности и эксплуатационного срока.
— выключатель. Он связан с сигнализацией и препятствует случайному включению стартера при запущенном моторе.
Совокупность осветительных приборов
Основным призванием данных элементов автомобиля служит: освещение полосы дороги и прилегающего пространства ночью и в непогожие дни, ограничение и демонстрация очертаний транспортного средства, оповещение о своих намерениях (сигнальная функция).
Принято использование в освещении разных цветов света: красный — для сигнализации об опасности, желтый – предупредительный и белый – в нейтральных ситуациях. Цвет света регламентируется стандартами ООН.
Благодаря созданию технологии компьютерного контроля, разработчики имеют возможность использовать в своих моделях многообразие форм и конструкций дизайна осветительных элементов. К ним относятся: фонари и фары, приборы освещения внутри автомобиля, лампы света различных конструкций приборов, выключатели, датчики, предохранитель.
Фара – это лампа, с направленным световым пучком. Устанавливается в переднем сегменте машины для освещения пути. Обычно имеют механизм изменения направления светового пучка, необходимого для предотвращения ослепления водителя встречного транспорта. Так называемый, дальний свет переключается на ближний (световой поток направляется вниз). С появлением особых видов фар, с компьютерной регулировкой интенсивности и направления света, отпадает необходимость ручного переключения света.
Фонари габаритные. Только белого цвета. Очерчивает габариты авто и предупреждает о намерении начать движение.
Противотуманники. Его расширенный световой поток усиливает освещенность полотна дороги, особенно в затуманенных условиях, обильном дождевом потоке, обильном снегопаде. Однако, днем при плохой видимости, не рекомендуется включать основные фары. Это приводит к ослеплению, отраженным от тумана, светом. А при ясной погоде ночью, не стоит использовать его наряду с дальним светом – это уменьшат дальность освещения.
Есть еще пара видов переднего освещения – внедорожное (в быту его еще называют «люстра», устанавливают на крыше) и фара – искатель, с мощным световым потоком, запрещено использование в населенных пунктах и при встречном движении (только для ориентировки в безлюдных зонах).
К световому освещению автомобиля относятся также:
— фонари дневного света и боковые
— стоп – огни, фонарь обгона
— проблесковые маячки устанавливаются на спец технике.
Система сигнализации
Включает в себя поворотники, стоп – сигнал торможения и обратного хода, шумовые сигналы звукомчё.
Измерительно – контрольные элементы
Это лампы уровня горючего в баке, температуры антифризов, давления масла, потенциала аккумулятора, тормозной жидкости. Также, к ним относятся датчики контроля заслонки, освещения, раздаточной коробки, обогрева стекол и другие. Все они выведены на панель приборов в салоне.
Схема автомобиля — Каталог схем электрооборудования автомобилей
Само понятие подразумевает под собой комплекс условных обозначений, которые предназначены для определения каких-либо конструктивных элементов или частей. В соответствии с правилами и требованиями ГОСТ 2.701-84 выделяют несколько видов, отличающихся как сферой применения, так и типом устанавливаемых обозначений.
Разделение по видам приведено в таблице ниже:
Таблица: разновидности схема
№ | Вид схемы | Буквенное обозначение |
1 | Электрические | Э |
2 | Гидравлические | Г |
3 | Пневматические | П |
4 | Газовые (кроме пневматических) | X |
5 | Кинематические | К |
6 | Вакуумные | В |
7 | Оптические | Л |
8 | Энергетические | Р |
9 | Деления | Е |
10 | Комбинированные | С |
Так, для одного и того же устройства или объекта, при необходимости, могут разрабатываться сразу несколько схем, поясняющих принцип подключения, работы или реализации функций. Для электротехнического оборудования схемы подразделяются на несколько типов:
- Принципиальные или полные – обозначаются цифрой 3;
- Структурные – обозначаются цифрой 1;
- Функциональные – обозначаются цифрой 2;
- Общие – обозначаются цифрой 6;
- Монтажные или схемы соединений – обозначаются цифрой 4;
- Подключений – обозначаются цифрой 5;
- Расположения и объединенные – обозначаются цифрой 7 и 0 соответственно.
При составлении конкретной схемы используется, как правило, буквенно-цифровые обозначения, к примеру, для электрической функциональной маркировка будет выглядеть как Э2, для газовой структурной Х1 и т.д.
Принципы графического обозначения каких-либо элементов на схемах определяются отраслевыми и государственными стандартами. Они же устанавливают требования к расположению составных частей, их размеры, нанесение шифров, наименований или маркировок.
Что называется электрической цепью
ЭЦ – это комплекс элементов, при помощи которых создаётся, передаётся и потребляется электрическая энергия. Данные элементы, или участки, содержат источники электрической энергии, а также промежуточные устройства и проводники между ними, обеспечивающие неразрывность соединений.
Как по другому называется электрическая цепь
Источниками электрической энергии являются устройства, вырабатывающие ток путём физических, химических или световых преобразований.
Важно! Приемниками электроэнергии являются устройства, работа которых напрямую зависит от активности источника.
Промежуточные элементы с функциональными устройствами служат для передачи электрической энергии от источников к приемникам. В зависимости от назначения, они непосредственно передают энергию с конкретными параметрами источника.
Определение и назначение каждой электросхемы
Каждый вид электрической схемы реализуется в виде чертежа или графического изображения, выполненного вручную или посредством печатных приспособлений. Основные отличия обусловлены описанием тех или иных функций, указанием последовательности, принципа действия или привязкой к чему-либо.
Принцип построения схем регламентируется стандартом ЕСКД, который реализуется рядом нормативных документов, среди которых достаточно важными считаются ГОСТ 2.702-2011, а также ГОСТ 2.708-81.
Они устанавливают:
- требования к изображениями;
- принципам расположения компонентов;
- оформления чертежей;
- нанесению обозначений и технических характеристик.
Далее детально рассмотрим особенности каждого вида электрических схем.
Принципиальная (полная)
Принципиальная схема предназначена для пояснения принципа действия того или иного устройства. Наиболее часто ее применяют для различных распределительных устройств в силовых цепях, каких-либо приборов и т.д.
Пример принципиальной схемы
На принципиальных схемах обязательно указываются действующие электрические компоненты и проводимые связи между ними, силовые контакты и электрически узлы, соединяющие радиодетали. В свою очередь, такие электрические схемы подразделяются на два подвида: однолинейные и полные.
Однолинейные также называют первичными цепями, на них, как правило, обозначается силовая часть оборудования или электроустановки. С другой стороны однолинейная схема широко распространена для обозначения трехфазных цепей, где все оборудование на трех фазах имеет идентичное расположение и подключение. За счет чего в однолинейном варианте демонстрируется только одна фаза с некоторыми отступлениями в местах, где оборудование на разных фазах отличается.
Кроме силовых цепей существуют и слаботочные, для питания защит, средств измерительной техники и различных электронных устройств. Такие схемы вторичных цепей называются полными, так как показывают полную картину всего оборудования, выделяя даже состояние некоторых контактов и частей оборудования. Увы, из-за сложности современной аппаратуры, далеко не все устройства можно изобразить на одном листе, поэтому полные бывают элементными и развернутыми.
Полная схема
Структурная
На структурных схемах осуществляется общее изображение устройства, все компоненты или отдельные узлы которого выполняются в виде блоков, обозначающих оборудование, а связи между блоками могут говорить о тех или иных операциях, связующих отдельные блоки между собой.
Структурная схема
Этот тип графического изображения призван дать общее представление об устройстве и принципе действия, поэтому на них часто проставлены стрелочки, имеются поясняющие надписи и прочие обозначения, упрощающие понимание процесса или поясняющие работу прибора. Для работы с таким изображением не нужно иметь электротехнического образования, так как ее обозначения будут понятны даже не искушенному в электричестве человеку.
Функциональная
Функциональная схема является более детальным вариантом структурной, на ней также все элементы изображаются отдельными блоками. Главное отличие в том, что каждый блок имеет уже индивидуальную форму обозначения в соответствии с его функциональным назначением. Возможно также выделение различных видов связей между частями, объединение деталей в блоки и т.д.
Функциональная схема
Общая
Общая схема предназначена для изображения мест расположения электрических аппаратов на местности или в пределах электроустановки. Определяет основные типы электрических соединений этих аппаратов, места их реализации и т.д. Данный тип является обязательным при разработке различных конструкторских документов на этапе проектирования. Но кроме общей, конструкторская документация включает в себя еще две не менее важные схемы – соединений и подключений.
Общая схема
Схема соединений (монтажная)
Схема соединения используется для графического изображения мест подключения электрооборудования. На ней указываются конкретная привязка к частям зданий, распредустановок, по отношению к которым и должен осуществляться монтаж электрооборудования, благодаря чему такой тип схем еще называют монтажными.
Наиболее часто монтажные схемы используются для обозначения разводки электрических цепей в здании, широко применяются во время ремонта, чтобы обозначить места прокладки проводки, установки распределительных коробок и вывода точек подключения к приборам и контактам аппаратов.
Монтажная схема
На рисунке выше приведен пример монтажной схемы, как видите, для каждого варианта могут устанавливаться свои условные обозначения, указываемые отдельно. Имеются привязки к каждой конкретной комнате и планируемому электрооборудованию, осветительным приборам и т.д. В дальнейшем она используется не только для монтажных работ, но может применяться и в процессе эксплуатации.
Подключений
Схема подключения используется для указания принципов соединения различных электрических или электронных блоков в единую систему. Иногда предполагается, что блоки имеют территориальное разделение, в других ситуациях они могут находиться в пределах одного распределительного устройства, шинной сборки или стойки. Ее пример приведен на рисунке ниже:
Схема подключения
В зависимости от сложности графического изображения и количества отображаемых подключений оно может дополняться таблицами соединений для пояснения порядка расположения выводов и подключения изделия.
Расположения
Также входит в состав проектной документации и помогает определить местоположения всех частей электроустановки относительно друг друга и других значимых объектов.
Схема расположения
На схеме расположения могут наноситься:
- составные части всего объекта, а при необходимости и связи между всеми частями;
- соединительные провода, кабели, шнуры и т.д. в упрощенном виде;
- наименование каждого элемента, его тип и документ, на основании которого он применяется.
Такое изображение может выполняться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Но в любом случае изображение должно соблюдать масштаб по отношению к натурным размерам и расстояниям.
Трехмерная схема расположения
Объединенная
Объединенная схема
Объединенная схема строиться на основании нескольких типов изображений, рассмотренных нами ранее. Такое построение призвано упростить работу электромонтажников или проектировщиков за счет объединения различной информации в единое целое. Но на практике далеко не всегда целесообразно объединять несколько типов графических элементов. Это связанно со сложностью некоторых приборов и устройств, в которых из-за нагромождения элементов довольно сложно объединять разные изображения.
Техническое обслуживание автомобилей
Общие сведения и принципиальная схема электрооборудования
Cистема электроснабжения автомобиля
Общие сведения и принципиальная схема электрооборудования
Электрооборудование автомобилей (рис. 10.1) состоит из систем электроснабжения, электропуска, зажигания, освещения и световой сигнализации. Кроме того, в систему входят контрольно-измерительные приборы и дополнительное электрооборудование.
Система электроснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания постоянства напряжения в бортовой сети автомобиля. Она состоит из источников тока — аккумуляторной батареи и генераторной установки, соединенных параллельно с потребителями тока и между собой. Генераторная установка является основным источником тока в системе электроснабжения автомобиля, в которую входят генератор и устройство, обеспечивающие постоянство его напряжения и при необходимости его защиту — регулятор напряжения, или реле-регулятор.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 10.1. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля: 1— аккумуляторная батарея; 2— генераторная установка; 3— регулятор напряжения (реле-регулятор); 4— выключатель зажигания; 5— реле стартера; 6 — стартер; 7 — свеча; 8 — распределитель зажигания; 9 — катушка зажигания; 10, 20, 24 — термобиметаллические предохранители; 11, 12, 17 — указатели соответственно уровня топлива, температуры и давления; 13, 14, 15— датчики соответственно уровня топлива, температуры и давления; 16 — переключатель указателей поворота; 18 — контрольная лампа указателей поворота; 19 — реле-прерыватель указателей поворота; 21, 25 — передние фонари; 22, 23 — фары; 26 — выключатель сигналов торможения; 27 — контрольная лампа дальнего света; 28 — центральный переключатель света; 29— переключатель света фар; 30 — звуковой сигнал; 31 — электродвигатель стеклоочистителя; 32 — переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 33— кнопка включения звукового сигнала; 34, 36 — задние фонари; 35 — фонарь освещения номерного знака
На современных автомобилях применяют источники тока и потребители с номинальным напряжением 12 или 24 В.
Система электропуска служит для принудительного проворачивания коленчатого вала двигателя при пуске с частотой вращения, при которой обеспечиваются необходимые условия для смесеообразо-вания и воспламенения рабочей смеси. Для этой цели используют стартер, питаемый от аккумуляторной батареи. Включение стартера в режим пуска осуществляется выключателем зажигания и реле стартера.
Рекламные предложения:
Читать далее: Cистема электроснабжения автомобиля
атегория: — Техническое обслуживание автомобилей
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Форма поиска
Включают предохранитель замыкают контакты нажатием кнопки.
При изображении на схеме нескольких одинаковых устройств обозначения выводов допускается указывать на одном из них, например маркировка обмоток трансформаторов на рис. При подходе к контактам каждый провод изображают отдельной линией.
/>
Обрыв провода можно определить и другим способом. При подходе к контактам каждый провод изображают отдельной линией.
Провода жгута или жилы кабеля записывают в порядке возрастания номеров, присвоенных проводам и жилам. Подгорание контактов реле или контакторов можно устранить, зачистив их мелкой шлифовальной шкуркой и промыв бензином или спиртом. При нарушении изоляции провода могут непосредственно касаться массы автомобиля, вызывая короткие замыкания. Расположение графических обозначений устройств и элементов на схеме должно примерно соответствовать действительному размещению элементов и устройств в изделии, а расположение входных и выходных элементов внутри устройства — действительному размещению их в устройстве.
Схемы электрических соединений автомобиля BA3-11183. Лада Калина Альбом электросхем
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове. Для продолжения движения водителю требуется нажать на педаль управления дроссельной заслонкой, при этом автоматически осуществляется пуск двигателя. По этой причине конструкторы и разраобтчики автомобильной теники разработали несколько разновидностей этой системы. Запись К1.
Аналогичные явления создаются и в других цепях бортовой сети автомобиля. По схеме монтажного блока рис. Расположение графических обозначений устройств и элементов на схеме должно примерно соответствовать действительному размещению элементов и устройств в изделии, а расположение входных и выходных элементов внутри устройства — действительному размещению их в устройстве. Цифра на каждом проводе означает площадь сечения токопроводящей жилы провода в квадратных миллиметрах. Все это усложняет обслуживание электрической части автомобиля и требует необходимости умения читать электрические схемы.
Найдя на общей схеме электрооборудования выключатель стоп-сигнала, видим, что к нему подходят два провода: белый и красный пурпурный. По общей схеме можно лишь добавить некоторые предупреждения о том, что не следует делать. Подключение трехфазного двигателя по схеме звезды и треугольника
Источник https://elm327.club/remont-i-obsluzhivanie-avto/elektrooborudovanie-avtomobilya.html
Источник https://strop-snab.ru/teoriya/elektricheskaya-shema-mashiny.html
Источник
Источник