Как вернуть невозвратный билет на самолет в 2022 году
Билеты на самолет бывают возвратные и невозвратные. В целях экономии денежных средств многие пассажиры покупают невозвратный билет. Однако, если клиент авиакомпании решит отказаться от рейса, поменять время вылета или вписать в качестве пассажира другое лицо, то он не сможет вернуть невозвратный авиабилет или перевозчик возьмет за это двойную плату.
Вместе с тем, существуют ситуации, когда авиакомпания должна возвратить денежные средства за невозвратный билет. В статье рассмотрим, что такое «невозвратный билет», как определить, что тариф невозвратный, в каких случаях можно отказаться от рейса без финансовых потерь и как это сделать.
Что такое «невозвратный билет»?
До июня 2014 года все билеты на самолет были возвратными. Клиент мог забрать свои деньги даже непосредственно перед вылетом почти без финансовых потерь. После введения в действие изменений к Воздушному кодексу РФ появились «невозвратные билеты».
Под невозвратным билетом понимается проездной документ на самолет, которые нельзя поменять или вернуть.
Чтобы клиенты покупали такие билеты, авиакомпании продают их по стоимости ниже, чем для возвратного билета.
Выделяют следующие типы невозвратных билетов:
- замена и возврат запрещены;
- замена и возврат допускаются, но с доплатой;
- замена и возврат допускаются на конкретных рейсах с доплатой;
- замена и возврат допускаются в течение ограниченного периода после приобретения билета.
Ряд авиакомпаний придерживаются правила 24 часов. То есть клиент вправе прийти за одним из вышеперечисленных вариантов обмена и возврата, если с момента приобретения проездного документа не прошло более суток.
Как определить, что тариф невозвратный?
Перед приобретением авиабилета следует внимательно изучить условия продажи и тарифы. Авиакомпании размещают эту информацию на своих официальных сайтах. Она может быть указана на английском языке.
Если в информации о тарифе имеется фраза «Ticket is non-refundable», то подразумевается, то билет невозвратный. В случае неявки клиента на рейс без уважительной причины деньги не возвращаются.
Также могут встречаться словосочетания:
- «Changes not permitted» – обмен невозможен;
- «Changes any time charge eur 100.00» – обмен возможен за дополнительную плату;
- «Name change not permitted» – замена имени пассажира в авиабилете не допускается.
Кроме того, нужно обратить внимание на дополнительные сборы за смену времени, даты вылета и имени пассажира. По стоимости обмен билета может быть сопоставим с полной ценой авиаперелета.
Справка! Российские авиакомпании обозначают невозвратные билеты словами «эконом», «промо», «стандарт», «базовый».
В каких случаях можно вернуть невозвратный авиабилет?
В соответствии с частью 2 статьи 108 ВК РФ плата за авиаперевозку возвращается пассажиру в случае вынужденного отказа от услуг авиакомпании. Например, в связи с его болезнью или болезнью члена семьи, близкого родственника, совместно намеревающегося лететь с ним на самолете.
К членам семьи относят:
- супруга;
- родителей;
- детей;
- усыновленных лиц;
- усыновителей.
Дедушек, бабушек, внуков, а также братьев и сестер относят к близким родственникам.
Рассмотрим подробнее ситуации, когда можно вернуть деньги за невозвратный билет.
В связи с болезнью
Серьезная болезнь самого пассажира, членов его семьи или близких родственников, которые должны лететь вместе с ним является уважительной причиной для обращения за возвратом авиабилета.
Для подтверждения данного факта нужно предоставить справку из медицинской организации с подписью врача и печатью лечебного учреждения, а также копию больничного листа. Период болезни должен совпадать с датой перелета. Кроме того, необходимо показать документ, подтверждающий родство с членом семьи или близким родственником.
Пример 1. Иванова Е.А. приобрела невозвратный авиабилет по тарифу «эконом» с датой вылета в командировку 15 декабря 2019 года. За неделю до вылета она заболела воспалением легких и была вынуждена оформить больничный лист. Для возврата денег за билет Иванова Е.А. предоставила выписку из медицинского учреждения с указанием диагноза, даты обращения за медицинской помощью и срока лечения.
В связи со смертью
Еще одной уважительной причиной для возврата денег за авиабилет является смерть члена семьи пассажира или близкого родственника. Для подтверждения этого факта гражданин предоставляет свидетельство о смерти и документ, подтверждающий родство с умершим.
Пример 2. Емельянов Н.Т. вместе с отцом решили посетить родственников в Новосибирске. Они заблаговременно приобрели авиабилеты по невозвратному тарифу «стандарт». За три дня до вылета у отца случился сердечный приступ, в результате чего он скончался в больнице. Емельянов Н.Т. был вынужден отказаться от поездки и обратился в авиакомпанию, чтобы сдать невозвратный авиабилет. Поскольку причина является уважительной, сотрудник перевозчика попросил предоставить свидетельство о смерти и документ, подтверждающий родство с умершим.
В связи с нарушением авиакомпанией договора воздушной перевозки
Бывает, что авиакомпания нарушает условия договора по причине задержки, переноса или отмены рейса. В этом случае пассажир не может вылететь своевременно по вине перевозчика.
Для возврата денег за билет следует обратиться к сотруднику авиакомпании, чтобы он поставил в авиабилете отметку о задержке или отмене рейса. Дальнейшем проездной документ прикладывается к заявлению клиента, которое подается перевозчику.
Пример 3. Тарасова И.А. приобрела невозвратный билет до Владивостока. В день вылета рейс был отменен в связи с неисправностью двигателя самолета. Пассажир обратился к сотруднику авиакомпании, который поставил отметку об отмене рейса, а затем – к перевозчику за возвратом билета. После перечисления денег на счет он приобрел билет у другого перевозчика.
Как вернуть деньги за невозвратные авиабилеты: пошаговая инструкция
В 2022 году для возврата денег потребуется уведомить перевозчика о возникших обстоятельствах, подготовить подтверждающие документы и написать обращение.
Рассмотрим весь алгоритм действий более подробно.
Шаг 1 – Уведомить перевозчика о невозможности совершить рейс
До отправки рейса нужно незамедлительно уведомить авиакомпанию о невозможности явиться на посадку. Известить перевозчика можно следующими способами:
- лично, явившись в офис компании;
- позвонить на телефон «горячей линии»;
- направить уведомление по электронной почте.
Совет! Перед тем, как связаться с авиакомпанией, желательно подробно ознакомиться с контактной информацией на официальном сайте и выяснить, какой порядок взаимодействия с клиентами установлен перевозчиком.
Шаг 2 – Подготовка доказательств уважительности причин
Затем следует собрать документы, подтверждающие, что невозможность вылета возникла по независящим от пассажира причинам.
В перечень доказательств входит:
- медицинская документация о факте болезни;
- больничный лист;
- свидетельство о смерти члена семьи или близкого родственника;
- документы о родстве с попутчиком;
- проездной документ со штампом перевозчика о том, что рейс не состоялся;
- квитанции и чеки, подтверждающие, что из-за отмены вылета пассажир понес дополнительные финансовые потери (например, чек об оплате брони отеля, билеты на концерт, приглашение на обучение и т.д.).
Если у вас возникли трудности с подготовкой подтверждающих документов, рекомендуем обратиться к опытному юристу. Он ознакомиться с вашей ситуацией, изучит правила возврата билетов и подскажет, какие доказательства нужно предоставить перевозчику, чтобы вернуть билет по невозвратному тарифу.
Шаг 3 – Составление обращения в адрес авиакомпании
Далее пассажир составляет заявление в адрес авиакомпании. Бланк обращения можно попросить у сотрудников перевозчика. Если у них нет образца документа, то клиент пишет заявление самостоятельно.
В тексте необходимо указать следующие сведения:
- наименование перевозчика;
- данные о пассажире;
- информацию о рейсе, маршруте и времени вылета;
- причины возврата билета;
- просьбу вернуть деньги;
- дату и подпись.
К заявлению прикладываются подготовленные документы. Билеты, купленные через интернет, распечатываются и приобщаются к другим материалам.
Шаг 4 – Подача заявления перевозчику и ожидание ответа
Обычно авиакомпании указывают порядок подачи заявления в своих правилах, которые размещаются на официальном сайте.
Обращение может быть подано:
- лично в офисе компании;
- по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложений;
- в электронном виде через специальную форму обратной связи.
По стандартным правилам перевозчика на рассмотрения обращения отводится до 30 дней.
Нужно помнить! Заявление нужно подавать в двух экземплярах. Один передается сотруднику компании. На втором ставится отметка о получении. В дальнейшем это будет являться доказательством того, что пассажир обращался к перевозчику.
Если обращение осталось без ответа или на него ответили отказом, необходимо написать претензию. В случае продолжения конфликта подаются документы в суд.
Сложности при возврате денег за невозвратный билет
Наибольшие сложности возникают с невозвратными билетами, когда у пассажира нет уважительных причин для обращения в авиационную компанию. В этой ситуации также есть возможность вернуть часть денежных средств. Для успешного решения вопроса желательно обратиться к опытному адвокату, который разъяснит нюансы правил возврата. Если вам нужна помощь опытного защитника, обращайтесь к специалистам нашего сайта.
Возврат невозвратных авиабилетов
Времена, когда полет на самолете был огромной роскошью, давно прошли. Большинство из нас хоть раз пользовались услугами авиаперевозчиков. Кто-то летал в отпуск, кто-то в командировку, кто-то к родственникам и еще много вариантов. Когда мы выбираем билет и уже определили маршрут движения, следующее, на что обращаем внимание – это стоимость билета. Все мы хотим сэкономить «свои честно заработанные», и естественно билеты с меньшей стоимостью привлекают наше внимание больше. Как правило, «дешевые билеты» продаются без возможности их вернуть – это «невозвратные» билеты. Однако есть случаи когда авиакомпания обязана вернуть деньги. В таких случаях обязательно соблюсти некую последовательность действий.
Как понять, что билет «невозвратный»?
Покупая билет, следует обращать внимание не только на маршрут и стоимость билета, но и на тариф, описание этого тарифа и иные правила авиакомпании.
Следующие фразы в условиях тарифа и правилах свидетельствуют о покупке билета, не подлежащего возврату без уважительных причин:
Ticket is non-refundable – билет возврату не подлежит.
Changes not permitted – билет нельзя обменять.
Changes any time charge eur 100.00 — билет можно обменять за дополнительную плату, например за 100 евро (сумма зависит от авиакомпании).
Name change not permitted — нельзя изменить имя, указанное в билете.
Were fare is non-refundable any time in this case YQ/YR surcharges are also non-refundable — Нельзя вернуть таксы (YQ/YR), если тариф билета невозвратный.
В каких случаях можно вернуть «невозвратный» билет?
1. Смерть пассажира.
2. Смерть члена семьи или близкого родственника
3. Болезнь пассажира или члена его семьи или близкого родственника, сопровождающего его в полете.
В данном случае членами семьи или близкими родственниками являются супруги, дети, родители, братья/сестры, дедушки, бабушки и внуки.
Что делать, чтобы вернуть деньги за билет?
1. Сообщить о невозможности воспользоваться билетов в личном кабинете, письмом на электронную почту, по телефону горячей линии.
2. Собрать и подготовить доказательства причин, по которым вы не смогли лететь. Зафиксировать факт болезни (справки, выданные лечебным учреждении, с указанием сроков нахождения в нем и прочее). В случае смерти получить в органах ЗАГС свидетельство о смерти. В случае болезни или смерти члена семьи или близкого родственника необходимо подобрать документы, подтверждающие ваше родство (свидетельства о рождении, свидетельство о заключении брака и т.д.).
3. Направить авиакомпании обращение с описанием проблемы и просьбой вернуть денежные средства, уплаченные вами за билет. Дополнительно можно указать, на какой счет вы просите вернуть деньги.
К обращению прикладывается билет, документы, подтверждающие основания для возврата денег, и в зависимости от ситуации иные документы, подтверждающие ваши слова. Обращение направляем по юридическому адресу авиакомпании ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Продублировать обращение в электронном виде также лишним не будет.
4. Ожидание ответа от авиакомпании. Срок на ответ указан в документах компании.
5. Если денежные средства вам не вернули, стоит рассмотреть вопрос об обращении в суд.
По общему правилу, срок на подачу обращения – 6 месяцев. Если вы состояли на длительном лечении, срок может быть продлен. Но невозможность обратиться за возвратом в установленный срок также нужно подтвердить медицинскими документами.
Стоит также обратить внимание на то, что стоимость билета состоит не только из тарифа, но и из топливного, аэропортового и сбора за бронирование. Если вы приобрели «невозвратный» билет в российской авиакомпании и не воспользовались им без уважительной (должной) причины, вы можете рассчитывать на возврат сборов, включенных в стоимость билета.
Возврат билетов иностранных компаний имеет свои особенности. Чаще всего такие компании предусматривают страхование жизни и здоровья пассажиров, но не предусматривают возможность возврата билетов. В таких случаях правила страхования расскажут, в каких случаях может быть выплачена стоимость платы за билет, условия выплаты и порядок действия пассажира.
Конечно, в каждой проблеме есть частности, и один алгоритм не может быть эффективен во всех случаях, но он подходит для большинства аналогичных ситуаций.
Источник https://glavny-yurist.ru/kak-mozhno-vernut-nevozvratnyj-bilet-na-samolet.html
Источник https://www.9111.ru/questions/7777777771040760/
Источник
Источник