Государственная закупка по 223 и 44 ФЗ: как проводятся закупки, кто может участвовать и какие требования?
Государственная закупка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение товаров, работ и услуг для обеспечения нормального функционирования органов государства. Государственная закупка проводится в соответствии с порядком и правилами, которые регулируются двумя нормативно-правовыми актами ФЗ-223 и 44-ФЗ.
В статье вы узнаете:
- как проводится государственная закупка;
- кто может участвовать в закупках;
- в чем разница, между закупками по 223-ФЗ и 44-ФЗ;
- как подать заявку на участие;
- документы и требования к ним, для участия в госзакупках по 223 и 44-ФЗ;
- что делать, если ваши права нарушены при проведении государственной закупки.
Государственная закупка: разница между ФЗ-223 и 44-ФЗ
Различие | ФЗ-223 | ФЗ-44 |
Сфера применения | Установление общих норм госзакупа, требований к участникам. Создание правовой основы для процедуры госзакупа. Акт фиксирует варианты поведения при осуществлении процедуры, но при этом дает нанимателям определенную свободу. Так они правомочны разрабатывать собственные положения о закупках, где отражены условия конкурса, варианты его реализации и т.д. | Правоотношения государства и хозяйствующих субъектов, направленные на удовлетворение госнужд в целях повышения эффективности закупок. Закон регулирует особенности выполнения контрактов, планирования и мониторинга закупок, соответствие участников, заявленным критериям, гарантирует гласность проведения конкурсов и содержит положения, предотвращающие формирование обстоятельств, в которых развивается коррупция. Закон регулирует сроки и условия исполнения закупочных процедур. |
Статус нанимателя | Государственные компании, государственные корпорации, хозяйственные общества, половина уставного капитала которых принадлежит госказне, предприятия, осуществляющие инвестпроекты при поддержке правительства | Государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, структуры, финансируемые из госказны. |
Виды закупок | Конкурентные (1. Закрытые. 2. Организованные онлайн для субъектов малого бизнеса. 3. Организованные в виде конкурса, запроса котировок). Закуп из одного источника. Прочие способы, содержащиеся в нормативных документах заказчика. | Конкурс (1. Открытый. 2. С ограниченным количеством участников. 3. Закрытый). Электронный аукцион. Запрос котировок и предложений. Закуп из одного источника. |
15 % госконтрактов в рамках ФЗ-44, госпредприятия обязаны заключать с малыми и средними хозяйствующими субъектами, а также социально-ориентированными некоммерческими организациями. Для тендеров, проводимых по ФЗ-223, названный показатель надлежит поддерживать на уровне не менее 20%.
Государственная закупка по ФЗ-223 и 44-ФЗ — важно для заказчика
Давайте рассмотрим, как реализуется государственная закупка по ФЗ-223 и ФЗ-44 на стороне заказчика. Реализация процедуры по ФЗ-223, допускается, если организация разработала Положение и опубликовала его в Единой информационной системе (ЕИС). Без него конкурсы можно будет осуществлять только по алгоритму, определенному ФЗ-44.
Закупочная деятельность и как к ней готовиться
Это совокупность действий, осуществляемых заказчиком для выбора подрядчика и получения от него материальных благ. Закупочная деятельность — системный, целостный механизм, главной составляющей которого является проведение конкурса закупок.
Осуществление рассматриваемой деятельности невозможно без выявления потребностей производства в тех или иных товарах и услугах, а также планирования закупок и их согласования с заинтересованными лицами, координации действий ответственных сотрудников.
Подготовка к проведению тендера включает:
- Оформление усиленной электронно-цифровой подписи.
- Написание Положения.
- Регистрацию личного кабинета в ЕИС.
- Планирование закупа и публикация плана в ЕИС.
ФЗ-223 гласит, что Положение должно содержать следующие сведения:
- Методы установления подходящего поставщика.
- Последовательность реализации закупа.
- Сроки.
- Перечень требований к участникам.
- Процедура подписания контракта, условия его расторжения и прекращения.
- Ответственность за неисполнение договорных обязательств.
Рассматриваемый акт публикуется в ЕИС через 15 дней после его утверждения руководством организации-нанимателя.
Подчеркнем еще раз, что Положение о государственных закупках по ФЗ-44 не разрабатывается. Конкурсы проводятся правилам о контрактной системе без составления каких-либо собственных актов заказчика.
Государственная закупка по ФЗ-223 и 44-ФЗ — важное для поставщика
В среде предпринимателей бытует мнение о том, что участие в тендерах – дело затратное и почти всегда бесперспективное, поскольку побеждают в них только «свои». Главная причина живучести этого мифа заключается в незнании того, как устроена система госзакупок, и как она работает. Об этом мы расскажем в следующих разделах статьи.
Прежде, чем участвовать в тендерах, предпринимателю рекомендуется убедиться в том, что производимый им продукт пользуются популярностью в той местности, где он собирается его реализовывать.
Также рекомендуется чаще просматривать графики заказов на ресурсе, которые организации публикуют на zakupki.gov.ru. С их помощью можно узнать, на какой период запланированы подходящие конкурсы.
Кто может участвовать в госзакупках?
Принять участие в государственной закупке по ФЗ-44 и ФЗ-223 могут субъекты малого и среднего предпринимательства (ИП, ООО, самозанятые), а также подразделения системы исполнения наказаний.
В отдельную категорию поставщиков входят социально-ориентированные некоммерческие организации – объединения инвалидов, пенсионеров, беженцев и вынужденных переселенцев и т.п.
В некоторых категориях закупок имеются условия, в силу которых принять в них участие могут не все желающие.
Так круг потенциальных поставщиков ограничен, если:
- проводится закрытый конкурс, итоги которого составляют государственную тайну;
- проводится конкурс на закупку объектов, производство которых относится к лицензируемым типам работы;
- для создания или поставки объекта требуется специфический опыт или квалификация (Постановление правительства № 99);
- конкурс объявлен исключительно среди малых предприятий и социально-ориентированных организаций;
- тендер проводится в рамках национального режима (закупаемые объекты должны быть произведены только отечественными предприятиями).
Где искать заказчиков
Информация о проведении государственных закупок и заказчиках размещается на сайте zakupki.gov.ru. На главной странице ресурса имеется несколько вкладок.
Интерес для будущего исполнителя представляет вкладка «Закупки». Здесь организации публикуют свои объявления.
В боковом секторе страницы имеется фильтр поиска, где можно задать интересующие параметры – цену договора (контракта), дату размещения заказа, наименование заказчика, а также Федеральный Закон, в рамках которого проводится тот или иной конкурс.
Государственная закупка по 223-ФЗ: порядок проведения
Государственная закупка осуществляется в открытом и закрытом порядке. На открытое извещение может подать заявку любая желающая компания. Закрытая государственная закупка на сайте не публикуется. В ней участвуют только приглашенные заказчиком субъекты.
Далее мы рассмотрим порядок работы по общедоступным конкурсам, извещения о которых размещаются в ЕИС.
Извещения содержат следующие сведения:
- номер и наименование лота;
- наименование закупающей организации, ее адрес, банковские реквизиты и пр.;
- наибольшую стоимость;
- способы обеспечения заявки и контракта;
- конечный срок подачи заявок и их рассмотрения;
- критерии соответствия для поставщиков;
- перечень хозяйствующих субъектов, имеющих преференции при выборе победителя.
К извещению в виде прикрепленных файлов прилагается техническая спецификация, проект договора для подписания, описание и технические характеристики закупаемых объектов, обоснование проведения конкурса. Последнее прилагается, если конкурс проводится по ФЗ-223.
Одна государственная закупка может включать несколько лотов. Потенциальный поставщик вправе подать заявку на один или сразу на все. Причем для каждого лота формируется самостоятельная заявка.
Государственная закупка — срок подачи заявки на участие в соответствии с 223-ФЗ
Время, в течение которого компания может подать заявку на участие в конкурсе, зависит от способа его проведения (ФЗ-233):
- открытый конкурс – 15 дней с даты публикации извещения;
- электронный аукцион — 15 дней с даты публикации извещения;
- запрос предложений – 7 рабочих дней;
- запрос котировок – 4 рабочих дня.
Заказчик может изменять срок подачи заявок, если опубликованные документы о закупке были изменены. Дата должна «сдвигаться» таким образом, чтобы после внесения изменений осталось не менее 50% времени, отведенного по закону для подачи заявок на данную закупку.
Как подать заявку на участие в госзакупках
Способ подачи зависит от варианта проведения тендера. Так, большая часть закупок осуществляются через интернет. Соответственно заявки на участие в них направляются также через «Личный кабинет» в ЕИС. Если закупка проводится в бумажном виде, заявка и документы также прилагаются в бумажном виде.
Заказчик вправе не принимать заявку из-за отсутствия необходимых документов, неверного указания характеристик продаваемого объекта или других неточностей.
В этой связи следует с вниманием отнестись к заполнению всех полей заявки, а также неоднократно проверить прилагаемые документы.
Список необходимых документов для участия в госзакупках по 223 и 44 ФЗ
- Декларация соответствия, подтверждающая, что потенциальный поставщик не находится на стадии ликвидации, не приостановил деятельность по иным причинам и не имеет налоговых задолженностей. В функционале ЕИС и других электронных площадок имеется готовая форма данного документа, которую пользователь заполняет при подаче заявки.
- Декларация о принадлежности к субъектам малого, среднего бизнеса или социально-ориентированных организаций (п. «г» ч.2 ст. 51 ФЗ-44).
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученная не ранее, чем за полгода до подачи заявки (п. «б» ч. 2 ст. 51 ФЗ-44).
- Копия устава (для юридических лиц) (п. «д» ст. 51 ФЗ-44).
- Платежное поручение или иная бумага, подтверждающая обеспечение заявки.
- Справка об отсутствии налоговых задолженностей. Стать поставщиком по ФЗ-223 компания может, если ее долг по государственным платежам не превышает 25% балансовой стоимости активов в отчетном периоде. Справка выдается в бумажном или электронном виде. Срок ее «годности» устанавливает заказчик. Для участия в закупках по ФЗ-44 справка не требуется.
- Документы о квалификации. Предъявляются при закупках, связанных с поставкой питания в школы и детские сады при стоимости заказа более 500 000 рублей, ремонтом и эксплуатацией автодорог со стоимостью свыше 10 000 000 рублей, организацией детского оздоровительного отдыха. Характер и вид рассматриваемого документа, заказчик устанавливает самостоятельно.
- Приказ о назначении директора или иной документ, свидетельствующий о полномочиях лица, разметившего заявку от имени участника (п. «в» ч. 2 ст. 51 ФЗ-44)
При подаче документов в бумажном виде, они прошиваются и нумеруются. В заявке обязательно указывается опись приложенных бумаг.
При участии в сложных и ответственных закупках, утвержденных Постановлением правительства №99, поставщик обязан подтвердить свою квалификацию до подачи заявки. Данное правило закреплено в ст. ч. 1 ст. 66 44-ФЗ. Заказчик автоматически получает подтверждающие документы от компаний, после чего у них появляется право участвовать в тендере.
Итоги проведения конкурса госзакупок
Компания, выбранная поставщиком по конкретному лоту, подписывает договор с заказчиком, в срок, установленный в извещении о закупке. Способ подписания зависит от способа проведения торгов.
Если документы подавались в бумажном виде, соглашение подписывается на бумаге. Авторы онлайн-заявок получают для подписания электронные договора.
При победе в открытом конкурсе или аукционе поставщик предоставляет денежное обеспечение контракта. После соблюдения дальнейших формальностей, стороны приступают к его фактическому исполнению.
Что делать если вы подали заявку на участие в госзакупках, но проиграли?
Руководителю предприятия, проигравшего торги, рекомендуется обратить внимание на протокол итогов конкурса, а в нем конкретно на следующие детали:
- количество участников и стоимость, которую они предложили;
- процент снижения цены;
- наименование выбранного поставщика.
После ознакомления с протоколом стоит выяснить, как часто заказчик по своим тендерам выбирает в качестве победителя именно эту компания.
Если ее наименование регулярно фигурирует в числе поставщиков у данного заказчика, то есть основание полагать наличие сговора между ними.
Поэтому желательно переключить внимание на объявления других закупщиков и не тратить время на участие в бесперспективных для себя тендерах.
В открытом конкурсе изучение протокола поможет руководителю понять, по каким причинам он не стал победителем и устранить имеющиеся недостатки.
Проигравший участник в течение 5 дней после обнародования результатов закупок имеет право оспорить их в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) или в судебном порядке.
Если вы считаете, что ваши права нарушены при проведении государственной закупки, то обращайтесь в компанию «Шмелева и Партнеры». Наши юристы имеют 10-летний опыт в оказании юридической помощи при проведении закупок. Первая консультация проводится бесплатно:
* Юридическая консультация по закупкам проводится не с целью продажи услуг, а для оценки ситуации. Бывают ситуации, когда заявитель считает, что его права нарушены, но на самом деле закупка проведена в рамках закона. Поэтому, мы выслушаем вас и проведем юридический анализ ситуации. Если факт нарушения действительно есть, то вы узнаете, какими могут быть варианты решения проблемы, и каковы шансы на успех.
Обеспечение государственной закупки по 44-ФЗ
Под данным словосочетанием понимается денежное обеспечение заявки и контракта. Это два разных мероприятия, которые осуществляются на разных стадиях конкурса.
Однако суть у них одинаковая – компенсировать убытки заказчика при отказе поставщика от участия в конкурсе либо его отказе от исполнения обязательств по контракту.
Условие об обеспечении заявки заказчик устанавливает по собственному усмотрению. Обязательным оно является тогда, когда стоимость конкурса или аукциона превышает полмиллиона рублей (ст. 44 ФЗ-44).
Размер обеспечительного взноса зависит от начальной цены договора:
- от 0,5 до 1 % — при начальной цене от 1 млн до 20 млн руб.;
- от 0,5 до 5 % — при начальной цене от 20 млн руб.;
- 2% — при начальной цене от 20 млн.
Хозяйствующий субъект может подтвердить серьезность своих намерений путем помещения взноса на специальный счет заказчика или предоставлением документальной гарантии банка. Средства обеспечения «замораживаются» до выхода итогового протокола.
Взносы возвращаются проигравшим – через 24 часа после обнародования последнего протокола, выигравшей стороне – после документальной фиксации отношений с нанимателем.
Обеспечение контракта по ФЗ-44
Это финансовая ответственность исполнителя перед заказчиком, гарантирующая , что компания не откажется от исполнения договоренности (ст. 94 ФЗ-44). Для тендеров, которые проводятся по ФЗ-44, рассмотренное условие обязательно.
Стороны подписывают контракт после того, как потенциальный поставщик предъявит документ, подтверждающий наличие обеспечения. Во всех прочих закупках заказчики устанавливают данное требование по своему усмотрению.
Сумма гарантийного взноса колеблется в пределах от 0,5% до 30% (после изменений в 2020 году – до 50%) от начальной стоимости лота. Законодатель определил, что для контрактов со стоимостью выше 50 млн. руб. обеспечение составит – 10%-30%, но не ниже суммы авансового платежа, если таковой предусмотрен.
Если цена, предложенная участником, на 25% ниже начальной, то в случае его выигрыша, размер гарантии увеличивается в 1,5 раза от суммы обеспечения, заявленной заказчиком. Это так называемые антидемпинговые меры (ст. 37 ФЗ-44). Они применяются для закупок, чья начальная цена превышает 15 млн. руб.
Договорные отношения с нанимателем могут быть обеспечены двумя способами – внесением средств на счет заказчика или посредством банковской гарантии.
Законодательные изменения в сфере закупок на 2020 год
Дума приняла ряд законодательных поправок в части правил и порядка проведения государственного закупа, которые уже действуют или вступят в силу в течение года.
С 01.07.2020 года действует поправка в ФЗ-44 в части требования об обязательной регистрации поставщиков в Едином реестре, размещенном в ЕИС. При отсутствии регистрации система автоматически вернет заявку без рассмотрения.
Постановлением правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров от иностранных производителей. Новшество вступило в силу с 01.07.2020 года. Поставщики любой иностранной промышленной продукции будут лишены прав подписывать госконтракты.
Исключением являются случаи, когда компания имеет разрешение от Минпромторга на ее приобретение. Постановление Правительства от 14.07.2014 № 656, устанавливающее запрет на допуск отдельных категорий иностранных товаров для машиностроения, полностью утратило силу.
С 01.07.2020 года утверждены поправки в пп. «в» ч. 3 изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 19.02.2020 № 180 (ред. от 16.04.2020) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Кабмин утвердил новую типовую форму заявки для участия в запросе котировок.
Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ с 01.10.2020 года будет изменен порядок проведения запроса котировок. После вступления в силу поправок, запрос котировок заказчик сможет провести, если начальная минимальная котировка не будет выше 3 млн. руб.
Срок на подачу заявок сократится и составит 4 рабочих дня с даты, следующей за датой публикации извещения на ЭТП. Также для запроса котировок сократятся сроки размещения контракта в ЕИС контрактов. Заказчик будет обязан сделать это не позднее, чем через 3 часа после публикации итогового протокола. Заключить контракт стороны смогут не ранее, чем через 2 рабочих дня после публикации протокола в ЕИС.
В январе 2020 года запущена компьютерная программа под названием «Независимый регистратор». Она устанавливается в браузер на рабочем компьютере пользователя и отслеживает показатели работоспособности ЕИС, факты электронного мошенничества, а также специальным образом фиксирует полученные данные. Впоследствии они могут использоваться в качестве доказательств при оспаривании итогов конкурса в ФАС и суде (Письмо ФАС №ШЕ1398919 от 25.02.2019).
Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2020 г. № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства…» частично изменены требования к поставщикам в сфере капитального ремонта и демонтажа объектов капстроительства.
Они должны будут подтверждать опыт работы в рамках аналогичных договоров. Принимаются договора, ранее зарегистрированные в Реестре контрактов по ФЗ-44. Также принимаются контракты на капитальное строительство или реконструкцию зданий и сооружений, исполненные в течение 5 лет до подачи заявки.
Когда требуются услуги юриста по госзакупкам?
Законодательство о государственных закупках активно изменяется. Предприниматель, занятый основной деятельностью, не имеет возможности постоянно следить за поправками. Из-за этого поданная заявка, способ ее подачи или приложенные документы могут не соответствовать тем или иным требованиям. Как результат – конкурс проигран, время и средства потрачены впустую.
Также, возможен факт сговора и незаконное отклонение заявки на участие. Здесь не обойтись без помощи квалифицированного юриста по закупкам. Ведь необходимо собрать доказательную базу для обжалования решения в ФАС или представить интересы стороны в суде.
Читайте кейс по работе наших юристов: «Защита интересов клиента в ФАС»
Услуги по юридическому сопровождению участия в госзакупе включают не только консультации, но и:
- заполнение заявки;
- сбор документов;
- анализ контракта и связанных с ним рисков;
- защиту интересов при проведении госзакупок;
- подача жалобы в ФАС и представительство в суде при нарушенных правах.
Все этапы конкурса будут проведены в соответствии с требованиями законов и подзаконным актов. Помощь опытного юриста – важный шаг к заключению выгодного контракта. Узнайте больше на консультации с юристом по государственным закупкам:
Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 17 марта
Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Что регулируют законы 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
- Изменения в сфере госзакупок с 2020 года
В нашей стране закупочная деятельность регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Между собой они имеют как сходства, так и различия. Причем последних немало.
Закон 44-ФЗ является более строгим, правила работы в нем объясняются более подробно, то есть для начинающих специалистов лучше пользоваться именно им. Тем же, кто имеет опыт в госзакупках, идеально подходит 223-ФЗ.
Впрочем, и поставщики, и заказчики обязаны свободно ориентироваться в обоих законах, понимать отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ. Только в этом случае можно избавить себя от досадных промахов.
Что регулируют 44-ФЗ и 223-ФЗ
В Законе 44-ФЗ содержится описание норм контрактной системы, то есть правил, в соответствии с которыми государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары или услуги.
01.01.2019 г. начали действовать очередные поправки в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для проведения большинства торгов стала обязательной электронная форма. Бумажный формат сохранен лишь для отдельных случаев. Суть новых правил участия в госзакупках состоит в том, что теперь поставщики должны иметь регистрацию в ЕИС. Это бесплатно, и процедуру нужно проходить раз в три года. Кроме того, изменился порядок получения аккредитации на торговых площадках потенциальными исполнителями.
Закон 223-ФЗ включает в себя нормы организации, осуществления закупок для естественных монополий, госкорпораций, пр. Может показаться, что отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ по содержанию совсем невелики. Однако внимательное рассмотрение позволяет понять, что это не так. Работая с 223-ФЗ, участники получают больше свободы. У них появляется возможность прописывать свои условия проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, предполагает поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы как таковой.
В отличие от 223-ФЗ, по нормам 44-ФЗ проходят тендеры, организуемые государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (кроме особо значимых), то есть больницами, детскими садами, воинскими частями, трамвайно-троллейбусными парками и т. п. В данном документе подробно описываются все этапы организации торгов, устанавливаются штрафы за несоблюдение норм.
Еще одно отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ о закупках – последний вариант используется особыми заказчиками, а именно организациями, где более 50 % принадлежит государству. Этому же закону подчиняются монополии государственного масштаба, их «дочки», например, РЖД и ФПК. Более подробно на этом остановимся далее.
Кроме того, работать с 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под действие 44-ФЗ. Отличие здесь состоит в том, что при этом они должны расходовать только самостоятельно заработанные средства. Последние могут быть выданы им как гранты либо предназначаться для найма субподрядчиков.
В тексте 223-ФЗ используются исключительно общие фразы, без конкретики, так как здесь излагаются принципы, от которых заказчикам необходимо отталкиваться при подготовке Положения о закупках на ближайший год. После чего данный документ обязательно публикуется в ЕИС, на сайте www.zakupki.gov.ru. Отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ для заказчиков состоит в том, что во втором случае государство дает большую свободу, поскольку лишь частично финансирует их закупки.
Но нужно понимать, что используемый в 223-ФЗ подход, в отличие от 44-ФЗ, неудобен поставщикам, поскольку от раза к разу документация может кардинально отличаться. Это приводит к временным затратам на ее изучение, необходимости адаптировать бизнес-процессы и предложения к новым условиям. Но результат стоит всех приложенных усилий, так как 223-ФЗ применяют для проведения наиболее серьезных торгов.
Если говорить об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ для поставщиков, то основной недостаток 44-ФЗ состоит в том, что данный закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников торгов. Это связано с тем, что все средства на заказы идут из государственного бюджета. Любое несоблюдение установленных 44-ФЗ правил приводит к дисквалификации, штрафам, а в наиболее серьезных случаях к внесению в реестр недобросовестных поставщиков – что не позволяет компании работать на тендерах (и не только).
Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
Ключевые отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ в 2019 году представлены в таблице:
- Государственные бюджетные учреждения.
- Муниципальные бюджетные учреждения.
- Организации, в которых более 50 % принадлежит государству.
- Компании, сфера деятельности которых относится к регулируемым видам деятельности (снабжение водными, энергетическими ресурсами, пр.).
- Организации-субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные, газовые компании, пр.).
- Бюджетные организации, приобретающие товары или услуги из внебюджетных средств (используют собственные средства, средства субподряда, гранты, пр.).
Юридические и физические лица, ИП
Юридические и физические лица, ИП, коллективные участники
Форматы проведения торгов
- Конкурс (открытый; открытый в электронной форме; с ограниченным участием; с ограниченным участием в электронной форме; двухэтапный; двухэтапный в электронной форме).
- Электронный аукцион.
- Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы), оффлайн или в электронной форме.
- Запрос котировок.
- Запрос котировок в электронной форме.
- Запрос предложений.
- Закупка у одного исполнителя
- Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).
- Конкурентная закупка в электронной форме.
- Закрытая конкурентная закупка.
- Закупка у одного исполнителя.
- Другие способы, прописанные в Положении.
В качестве торговых площадок могут выступать:
- «Сбербанк АСТ».
- «Заказ РФ» (или Общероссийская система электронной торговли ОСЭТ).
- «Росэлторг» (или Единая электронная торговая площадка ЕЭТП).
- «Национальная электронная площадка» (раньше называлась ММВБ-Госзакупки).
- «РТС-Тендер».
- «Российский аукционный дом».
- «ТЭК-Торг».
- ЭТП ГПБ («Газпромбанк») – секция «Государственные закупки».
- АСТ ГОЗ (используется только во время закрытых тендеров на выполнение оборонного заказа).
Участник получает аккредитацию на всех этих площадках сразу после регистрации в ЕИС. Отметим, что регистрация всегда осуществляется бесплатно, в отличие от площадок для работы по 223-ФЗ
Всего существует свыше 170 торговых площадок.
Организаторы имеют право выбирать ЭТП на свое усмотрение.
Могут использоваться площадки с платным и/или бесплатным доступом, также допускаются различные условия участия
Сроки предоставления заявок на участие
Для всех этапов торговой процедуры 44-ФЗ устанавливает жесткие сроки. Их обязаны соблюдать все стороны, принимающие участие в тендере
В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет заказчику самому фиксировать сроки в Положении о закупках. Поэтому всем участникам тендера по 223-ФЗ важно изучить конкретное Положение
Необходимо подготовить такие отчеты:
- О закупках у СМП И СОНКО.
- Обоснование закупки у одного исполнителя.
- Об исполнении условий соглашения либо одного из этапов.
- Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.
- О количестве закупленных товаров при исполнении специального инвестиционного контракта
- Ежемесячные отчеты.
- Годовые отчеты о закупках:
- инновационной, высокотехнологичной продукции;
- у субъектов малого и среднего бизнеса;
- ежемесячные отчеты
Госзаказчик имеет право установить обеспечение в пределах 0–30 %, если договор заключается на сумму до 50 миллионов рублей. Если производится закупка медицинского оборудования или сумма превышает 50 миллионов рублей, обеспечение должны быть 5–30 % от НМЦК.
Участник тендера может сам выбирать способ обеспечения контракта. Данную роль играет банковская гарантия или денежные средства, вносимые на счет организатора
Заказчик сам устанавливает данную сумму, в отличие от 44-ФЗ, предписывающего более строгие ограничения
Внесение изменений в положения, расторжение контракта
Существенные условия договора не могут быть изменены. Подобные действия допускаются лишь в определенных законом случаях, если достигнуто соглашение между сторонами контракта (ч. 1 ст. 95).
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- при отказе одной из сторон от выполнения своих обязательств
Возможность корректировки условий соглашения фиксируются в Положении.
Любые изменения существенных условий договора должны быть согласованы с исполнителем.
Могут корректироваться количество, объем, цена закупаемых товаров/услуг, сроки исполнения.
Расторжение допускается только при наличии существенных нарушений участником и производится по решению суда
Обжалование действий организатора торгов
Жалобы рассматривается в течение пяти рабочих дней и подаются:
- В территориальное отделение федеральной антимонопольной службы.
- В уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.
- Контрольный орган в сфере гособоронзаказа
Жалобы на действия заказчика направляются в территориальное отделение ФАС.
Сроки подачи жалоб устанавливаются Положением о закупках. Претензия рассматривается в соответствии с Положением и ГК РФ.
Могут быть обжалованы:
- действия организатора;
- нарушения норм оператором ЭТП;
- отсутствие сведений о тендере в ЕИС;
- предъявление к поставщикам требований, которые не содержатся в документации по тендеру
Считается, что между 223-ФЗ и 44-ФЗ есть одно главное отличие: по 44-ФЗ работать проще. Это связано с тем, что в госзакупках, проводимых по нормам данного закона, все требования, процедуры и условия жестко зафиксированы и являются общими для всех. Использовать на практике 223-ФЗ сложнее, зато он дает большой спектр возможностей всем сторонам контракта.
При работе с 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, мало просто знать нормы закона, нужно также обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы его применения и уточняют положения законодательного акта. Не менее важно перед участием в закупке изучать документы, предоставляемые организатором. Практика показывает, что в некоторых случаях также приходится обращаться к другим законам, например, «О защите конкуренции». Поэтому если обозначить отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами, то для нормативного регулирования закупок при работе с 223-ФЗ необходимо пользоваться другими актами.
Изменения в сфере госзакупок с 2020 года
Каждый год в законодательство о закупках вносятся разного рода изменения. С 2020 года законы в сфере закупок будут иметь такие отличия:
Обязательная регистрация исполнителей в Единой информационной системе.
С начала 2019 года данное правило распространялось исключительно на новых участников торгов. В отличие от новичков, те, кто прошел регистрацию в 2018 году, могли продолжать работать до окончания аккредитации или до конца 2019 года. С 01.01.2020 г. регистрацию на ЕИС должны иметь все, кто хочет участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ, в конкурентных торгах для малого бизнеса по 223-ФЗ, в закупочных процедурах по постановлению Правительства РФ № 615.
Регламентация работы в ГИС «Независимый регистратор».
ГИС «Независимый регистратор» представляет собой официальное ПО, позволяющее участникам государственных закупок записывать свои действия на электронных площадках, в ЕИС. Система производит видеофиксацию, шифрует информацию и в дальнейшем хранит все необходимые данные. Программу можно установить бесплатно, для этого ее нужно скачать на официальном сайте zakupki.gov.ru
Бывает, что из-за технического сбоя на электронной площадке поставщик теряет возможность участвовать в тендере. После торгов в 2020 году, в отличие от предыдущих лет, он сможет подтвердить факт нарушения с помощью данной программы.
Записи торгов на ЭТП в закодированном виде отправляются на сервер «Независимого регистратора», после чего могут быть расшифрованы по запросу сотрудника ФАС.
Изначально предполагалось, что данное изменение вступит в силу 01.10.2019 г., но позже его перенесли на 01.01.2020 г.
Новые типовые контракты.
С 01.01.2020 г. тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют отличия по формату используемых контрактов. Теперь участники госзакупок по 44-ФЗ должны работать с типовыми контрактами. В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет самостоятельно выбирать форму соглашения.
Типовые контракты разрабатываются федеральными министерствами и ведомствами, госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос», после чего публикуются в ЕИС, а именно в библиотеке типовых контрактов.
С 2019 г. было доступно 16 типовых контрактов, с 01.01.2020 г. к их числу добавились еще два:
- на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства;
- на выполнение проектных и изыскательских работ.
- Изменение условий участия малого бизнеса в закупках госкорпораций.
Речь идет о закупках по 223-ФЗ – все внесенные поправки создают более комфортные условия для участия малого бизнеса в тендерах госкорпораций.
В отличие от предыдущих лет, когда по 223-ФЗ срок оплаты по контракту составлял 30 календарных дней, с 1.01.2020 г. он уменьшился до 15 рабочих дней. Данное правило распространяется на подрядчиков, субподрядчиков и соисполнителей закупок по 223-ФЗ, начатых после 01.01.2020 г.
Не менее важно, что увеличен минимальный объем, закупки по которому госкорпорации должны произвести у малого бизнеса в течение года. Отличие составило 2 %, цифра выросла с 18 % до 20 % от общего объема договоров, подписанных по результатам торгов. Совокупный объем договоров, которые заключены при помощи тендеров, проводимых только для субъектов МСП, повысился до 18 %. Напомним, что ранее данный показатель находился на уровне 15 %.
Замена электронной подписи.
Электронная подпись для участия в торгах на ЭТП должна отвечать требованиям нового ГОСТа Р 34.10-2012.
В отличие от нового, прежний стандарт не соответствует современным требованиям шифрования. Поэтому квалифицированные электронные подписи, созданные по ГОСТ Р 34.10-2001, не могут применяться с 01.01.2020 г. Чтобы участвовать в госзакупках, обязательно проверьте свой электронный сертификат и замените на новый, если это необходимо.
Новый порядок ведения реестров контрактов.
Изменения затронули порядок формирования и обмена данными между организаторами торгов и Федеральным казначейством.
С 5 января 2020 г. информация о закупке товаров, работ, услуг у малого бизнеса должна быть обязательно опубликована. В том числе, речь идет о тендерах, организованных исключительно для субъектов малого предпринимательства. Данные требования относятся к определенным юридическим лицам с госучастием и автономным учреждениям.
Новые требования к операторам электронных площадок.
Теперь операторов ЭТП обязали публиковать сведения об участниках, привлеченных к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения от юридического лица. В отличие от предыдущих лет, с 2020 года все данные будут передаваться заказчикам, чтобы они могли убедиться, что поставщики отвечают требованиям ст. 31 закона 44-ФЗ.
Информация о привлечении к ответственности включает в себя наименование суда, номер дела, дату вынесения и дату вступления в силу постановления. Все данные автоматически генерируются в ЕИС при регистрации юридического лица на портале на основе сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ.
Усиление контроля за госзакупками.
С 01.04.2020 г. будет использоваться новый порядок контроля документов по закупкам. Все они будут проверяться в Единой информационной системе. Если говорить точнее, то проверка затронет два параметра:
- соответствие информации об идентификационных кодах закупки;
- установление в планах-графиках, извещениях, протоколах, проектах контрактов объема закупки в пределах установленного лимита финансового обеспечения.
Есть еще одно важное отличие: с этого года из закона исключаются требования, предполагающие контроль аналогичных сведений, содержащихся в планах закупок.
Изменение организации детского отдыха.
С 01.06.2020 г. начинает действовать закон, по которому государственные заказчики смогут приобретать услуги по организации отдыха детей только у компаний, внесенных в соответствующий реестр.
Источник https://shmeleva-partners.ru/gosudarstvennye-i-korporativnye-zakupki/gosudarstvennaya-zakupka
Источник https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/otlichiya-44-fz-i-223-fz/
Источник